Главные вкладки

    Статья на тему:
    Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО

    Куковякина Ксения Юрьевна

    Данный материал рассказывает о способах организации групповой работы в начальной школе и видах работы в группах.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл gruppovaya_rabota.rar661.85 КБ

    Предварительный просмотр:

     Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО

            Здравствуйте уважаемые члены жюри и присутствующие! Свое выступление я хотела бы начать со следующих слов:

    «Умение учиться – это новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества» (Г. А. Цукерман).

    Одной из наиболее эффективных форм работы в начальной школе является групповая.  Я стараюсь применять эту форму работы как можно чаще потому, что младшим школьникам очень нравится работать в группах.

            При организации работы в группах каждый ученик мыслит, предлагает своё мнение, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт дискуссия, учебный диалог. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения. Ученики учатся обсуждать задачу, намечать пути ее решения, реализовать их на практике и представлять найденный совместно результат.

            Целью групповой работы является: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

            К задачам групповой работы относятся:

    1. Активизация познавательной деятельности.

    2. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение

    ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение

    предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.

    3. Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг

    друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.).

    4. Совершенствование межличностных отношений в классе.

    Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств:

    1. Повышается учебная и познавательная мотивация.

    2. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться

    неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.

    3. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации

    знаний.

    4. Улучшается психологический климат в классе.

    Важный момент в организации работы – это разделение класса на группы.

    Способов разделения существует множество:

    • По желанию
    • Случайным образом
    • По определенному признаку
    • По выбору «лидера».
    • По выбору педагога.

    Я стараюсь комплектовать группы  тремя способами:

    • По желанию
    • Случайным образом
    • По определенному признаку

    1. По желанию.

    Объединение в группы происходит по желанию детей. Задание на

    формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух

    вариантах:

     Разделитесь на группы по 4-5 человек.

     Разделитесь на 2-4 равные группы.

    2. Случайным образом.

    Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в

    ней могут объединяться дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой.

    Этот метод формирования групп я использую в тех случаях, когда передо мной стоит задача научить детей сотрудничеству.

    Способы формирования «случайной» группы могут быть различны: жребий; объединение тех, кто сидит рядом; с помощью импровизированных «фантов» и т.п.

    3. По определенному признаку.

    Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так, можно

    разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с

    тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие,

    серо-голубые, зеленые) и так далее.

    Это создает основу для эмоционального восприятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других.

    Очень интересны и другие способы:

    4. По выбору «лидера».

    «Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем, либо

    выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими

    «лидерами».

    5. По выбору педагога.

    Педагог объединяет учеников по своему усмотрению.

    Видов групповой работы много.

    • Работа в парах.
    • Мозговой штурм.
    • Игра «Продолжи».
    • Охота за сокровищами.
    • Снежный ком.
    • Мозаичная группа или Паззлы.
    • Прием «Зигзаг». (Метод пилы).

    Но в своей работе я использую:

    Игру «Продолжи».

            Которая основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».

    Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при описании картины, на уроке окружающего мира при

    составлении рассказа о каком-либо животном или явлении).

    Следующий вид работы «Снежный ком».

            Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее. Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.

            В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

    Паззлы.

            Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы. После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы. Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на

    заданные вопросы. В заключение работы делают выводы.

    Прием «Зигзаг». Или метод пилы.

            Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».

    Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали

    сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части

    задания (как зубцы одной пилы).

    Очень важно при групповой работе подобрать задания правильно.

    1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех

    членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить

    каждый из участников, если бы работал один.

    Целесообразно использовать:

     задания, которые требуют выполнения большого объема работы;

     задания, которые требуют разнообразных знаний и умений;

     задания на развитие творческого мышления,;

    2. Содержание работы должно быть интересно детям.

    3. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.

    4. Задания должны быть проблемными, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.

    Таким образом:

    • групповые приёмы работы приобщают к важным навыкам жизни;  
    • улучшается успеваемость;
    • формируется мотивация учения и обучения;
    • научить можно каждого;
    • соблюдается дифференцированный подход;
    • работа в группе помогает ребенку   проявить себя,  
    • укрепляется дружба,  
    • улучшаются межличностные отношения;
    • устанавливается психологический комфорт в коллективе.

    Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО.

    Статья о проектной и исследовательской деятельности учащихся начальных классов...

    Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО

    Выступление (текст и презентация) на методическом объединении учителей начальных классов...

    Использование активных методов обучения на уроках в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО

    Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Перед учителем поставлены новые...

    Презентация по теме "Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО"

    Презентация по теме "Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО", 11 слайдов с иллюстрациями...

    Текстовое выступление, сопровождающее презентацию по теме "Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО"

    Текстовое выступление, сопровождающее презентацию  по теме "Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО", 7 страниц...

    "Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО"

    "Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО"...