"Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО"
статья на тему

"Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

 "Особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО"

Особенности организации внеурочной деятельности младших школьников в рамках  ФГОС НОО второго поколения

 1.1.  Цели, задачи и принципы организации внеурочной деятельности в НОО

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (далее - ФГОС) введён в действие с 1 января 2010 года приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785). Фактически его обязательное введение началось 1 сентября 2011 года. ФГОС является концептуальной, методологической и методической основой для разработки и реализации образовательными учреждениями основной образовательной программы.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ориентированный  на духовно-нравственное развитие и воспитание  личности учащегося в процессе  урочной  и внеурочной деятельности. Таким образом, внеурочная деятельность, становится законодательно закрепленной и обязательной формой реализации концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Внеурочной деятельностью, согласно ФГОС НОО, является образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Целью внеурочной деятельности является создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив, что достигается путем целенаправленного творческого взаимодействия всех участников воспитательного процесса путем  включения  в общественно-полезную деятельность

Внеурочная деятельность может ставить перед собой следующие задачи:

  • формирование личности, обладающей высокой культурой, интеллигентностью, социальной активностью, качествами гражданина-патриота;
  • создание условий для раскрытия и развития творческих способностей, гражданского самоопределения и самореализации, гармонизации потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, культурном и физическом развитии;
  • организация досуга обучающихся во внеучебное время;
  • сохранение и преумножение традиций школы;
  • создание оптимальной социально-педагогической воспитывающей среды, направленной на творческое саморазвитие и самореализацию личности;
  • организация гражданско-патриотического воспитания обучающихся;
  • проведение культурно-массовых, спортивных, физкультурно-оздоровительных, научных мероприятий;
  • организация социально-психологической поддержки участников образовательного процесса;
  • организация работы по пропаганде здорового образа жизни, профилактике девиантного поведения в молодежной среде;
  • развитие системы информационного обеспечения обучающегося;
  • проведение работы по адаптации обучающихся при переходе на новую ступень обучения.
  • содействие в обеспечении достижения ожидаемых результатов обучающихся 1-4  классов в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования.

Заинтересованность образовательного учреждения начального общего образования в решении задач  внеурочной деятельности  объясняется требованиями к образовательным результатам. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения основных дисциплин,  то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как  ученик выбирает ее, исходя из своих интересов, мотивов.

В процессе организации внеурочной деятельности, направленной на реализацию воспитательного идеала и формировании базовых  общекультурных и национальных  ценностей, образовательное учреждение  опирается на систему принципов.

Принципам воспитания придавали большое значение все классики педагогики. Например, Я.А.Коменский считал важными:

  • принцип природосообразности;
  • принцип культуросообразности;
  • принцип целесообразности.

Н.Е.Щуркова в своей книге «Прикладная педагогика воспитания» также выделила три основных принципа воспитания, предначертанных культурологической гуманистической педагогической концепцией.

Принцип ценностной ориентации, который, предполагает:

  • программу воспитания детей как последовательное постижение и присвоение (обретение личностного смысла) системы высших ценностей, таких, как «жизнь», «человек», «индивидуальность», «общество» и таких ценностных отношений, как уважение человека, благоговение перед жизнью, гражданская ответственность и т.д.;
  • последовательное развитие у детей умений выстраивать поведение в согласии с ценностными отношениями.

Принцип субъектности, обусловливающий обязательность в системе воспитания:

  • организации деятельности каждого ребенка как формы выражения им своего активного отношения к жизни и ее явлениям;
  • организации личностного осмысления детьми ценностей жизни на земле, а также значения и смысла его индивидуальной деятельности в каждый момент своей жизни;
  • предоставление ребенку права свободного выбора в рамках общечеловеческих социальных норм жизни;
  • содействие формированию у детей образа счастья и своего «Я» как строителя счастья и конструктора собственной жизни.

Принцип признания ребенка как индивидуальной данности, предполагающий, что:

  • педагог уважает конкретные условия жизни ребенка, историю его жизни, особенности обстоятельств семейного воспитания, уровень его данного развития, обусловленный этими обстоятельствами;
  • педагог признает индивидуальные физические, психологические и социальные особенности ребенка, не посягает на их подавление или жестокое корректирование, но лишь содействует развитию достоинств ребенка, опираясь на механизм вытеснения старых новообразований новыми;
  • педагог всегда стоит на защите ребенка в его непохожести и индивидуальной неповторимости, неуклонно научая детей признавать особенности личности;
  • в воспитательном учреждении внедрена традиция защищенности каждого ребенка, помощи и дружеского участия по отношению к каждому члену воспитательного коллектива;
  • педагог и дети уважительно относятся к состоянию и самочувствию каждого человека на данный момент его поведения и проявляют великодушие к человеку в ситуациях его неудач или ошибок;
  • всем детям без исключения предоставляется возможность участия во всех видах деятельности для развития интересов, способностей и потребностей.

О.С. Газман предложил опираться на единые гуманистические принципы (максимы) воспитания как педагогической деятельности способствующей и поддерживающей личностный рост:

  • ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей;
  • самореализация педагога - в творческой самореализации ребенка;
  • всегда принимай ребенка таким, как он есть, в его постоянном изменении;
  • все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами;
  • не унижай достоинства своей личности и личности ребенка;
  • дети - носители грядущей культуры; соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание - диалог культур;
  • не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно только результаты действий;
  • доверяя - не проверяй;
  • признавай право на ошибку и не суди за нее;
  • умей признавать свою ошибку;
  • защищая ребенка, учи его защищаться.

Приведя к единому знаменателю, можно выделить основные принципы организации внеурочной деятельности.

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
  • опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
  • опора на ценности воспитательной системы;
  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Программы курсов внеурочной деятельности входят в основную образовательную программу школы наряду с программами по предметам. Учебный план и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы. Как и программы учебных предметов, составляющие теоретическое ядро основной образовательной программы,  программы внеурочной деятельности направлены на выполнение требований к результатам её освоения.

Время, отведённое на внеурочную деятельность, составляет 10 недельных часов и не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках реализации ФГОС"

Материал содержит направления внеурочной деятельности и планируемые результаты воспитания и пазвития учащихся...

Особенности организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС нового поколения.

    В новых ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс, который пронизывает собой и учебную, ...

Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках реализации ФГОС

Организация внеурочной деятельности в начальной школе в рамках реализации ФГОС...

Доклад на тему: "Организация внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС"

Внеурочная деятельность детей в рамках дополнительного образования – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, о...

Сообщение на тему "Организация внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС"

Сообщение на тему "Организация внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС"...