Главные вкладки

    Учебно-методический материал (2 класс) на тему:
    Доклад на тему: "Организация внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС"

    Внеурочная деятельность детей в рамках дополнительного образования – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства. Важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты, восприимчивы и любознательны.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon organizatsiya_vneurochnoy_deyatelnosti_.doc80.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    «Среднеапоченская средняя общеобразовательная школа»

    Курской области  Горшеченского района

    Доклад на тему:

    ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В

    НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

    Подготовила учитель начальных классов

    первой квалификационной категории

    Мальцева Лариса Игнатьевна

    с. Средние Апочки                                                         2017 г.

       Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением.

    Основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

    Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС НОО, следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной и направленную на достижение планируемых результатов, освоения основной образовательной программы начального общего образования.

    Внеурочная деятельность детей в рамках дополнительного образования – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.

    Важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты, восприимчивы и любознательны.

    Цели внеурочной деятельности:

    • создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций;
    • создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.

    Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:

    • обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе;
    • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
    • улучшить условия для развития ребёнка;
    • учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
    • развития опыта творческой деятельности, творческих способностей детей.

    Для достижения целей необходимо строить внеурочную деятельность в соответствии со следующими принципами:

         1.Принцип гуманистической направленности.

    При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, создаются условия для формирования у учащихся умений и навыков самопознания, самоопределения, самореализации, самоутверждения.

    1. Принцип системности.

     Создается система внеурочной деятельности младших школьников, в которой устанавливаются взаимосвязи между:

    • всеми участниками внеурочной деятельности – учащимися, педагогами, родителями, социальными партнерами;
    • основными компонентами организуемой деятельности – целевым, содержательно- деятельностным и оценочно-результативным;
    • урочной и внеурочной деятельностью;
    • региональной, муниципальной, общешкольной, классной, индивидуальной системами воспитания и дополнительного образования школьников.
    1. Принцип вариативности.

       Несколько направлений, форм и способов организации внеурочной деятельности, представляющий для детей реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в ней, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности.

    1. Принцип креативности.

        Во внеурочной деятельности педагоги поддерживают развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.

    1. Принцип успешности и социальной значимости.

       Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения.

               Содержание внеурочной деятельности

    В Федеральном стандарте предлагается организовывать внеурочную деятельность по пяти направлениям развития личности детей (общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное).

     Создатели методического конструктора внеурочной деятельности Д.В. Григорьев и П.В. Степанов считают, что в школе целесообразно культивировать такие виды деятельности:

             1) игровую деятельность;

             2) познавательную деятельность;

             3) проблемно-ценностное общение;

             4) досугово-развлекательную деятельность (досуговое общение);

             5) художественное творчество;

             6) социальное творчество (социально преобразующую добровольческую

                 деятельность);

    7) трудовую (производственную) деятельность;

         8) спортивно-оздоровительную деятельность;

         9) туристско-краеведческую деятельность.

                       Организация внеурочной деятельности

          Занятия по внеурочной деятельности «Математический калейдоскоп», «Риторика», «Уроки нравственности», проводятся в моем классе один час в неделю. Эти программы внеурочной деятельности выбраны для того, чтобы обучающиеся учились правильному общению, умели оценивать разные ситуации, находить пути решения проблемных ситуаций, развивать логическое мышление, умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

          Курс внеурочной деятельности «Математический калейдоскоп» включает работу по рабочим тетрадям курса «РПС» «Юным умникам и умницам», автор Холодова О.А.

         Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

                          Основные задачи курса:

         1) развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

       2) развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

        3) развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;

        4) формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;

    1. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
    2. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
    3. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

               Упражнения, выполненные в определённой последовательности, обеспечивают комплексное развитие различных видов памяти, внимания, развивают наблюдательность, воображение, способствуют развитию сенсорной и двигательной сфер ребёнка, формируют нестандартное мышление.

             Данный курс является общественно признанной авторской методикой.  Пособие соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования второго поколения.

        Продолжительность и общая характеристика составляющих занятий:

    1. «Мозговая гимнастика». (2-3 минуты)

    Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения.

    1. Разминка (3-5минут).

    Данный этап создаёт у ребят определённый эмоциональный фон. В разминку включены вопросы, способные вызвать интерес, рассчитанные на сообразительность и быстроту реакции.

    1. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей- памяти, внимания, воображения, мышления (15 минут).

    Задания на этом этапе способствуют развитию перечисленных качеств, позволяют углублять знания детей, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности.

    1. «Весёлая переменка» (3-5 минут).

    Динамическая пауза развивает не только двигательную активность, но и умение выполнять несколько заданий одновременно.

    1. Решение творческо- поисковых и творческих задач (15 минут)

    Возможность решать нетиповые, поисково- творческие задачи, не связанные с учебным материалом. Решение не учебных типовых задач опирается на поисковую активность ребёнка, на умение в нужный момент «достать из своего багажа» тот или иной алгоритм и применить его в данной ситуации.

    1. Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты)

    Этот этап направлен на снятие зрительного утомления, достижение состояния зрительного комфорта.

    1. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать(5 минут).

         Ребёнок учится производить анализ, сравнение, строить умозаключения.

    Учебно- методический комплекс состоит из рабочих тетрадей на печатной основе (в двух частях) и методического пособия для учителя.

         Результатом является участие ученицы Емельяновой Виктории в онлайн-олимпиаде по математике в декабре 2016 г.  Олимпиада «Плюс» организована на платформе:UCHI.RU. Организаторами являются Департамент образования г. Москвы и Центр педагогического мастерства. Девочка набрала 80 баллов, награждена «Дипломом победителя».

           Курс внеурочной деятельности «Уроки нравственности» включает работу по рабочим тетрадям «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо» по курсу «Воспитание нравственных качеств», автор Л.В. Мищенкова.

            Пособие соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования второго поколения.

            Курс направлен на формирование у учащихся позитивного отношения к таким общечеловеческим ценностям, как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни. Содержание курса включает в себя циклы: «Я и школа», «Я и окружающие», «Я и семья», «Я и природа», «Я и книга», «Я и животные», «Я и здоровье». Каждое занятие проводится в форме творческой мастерской.

           Учебно- методический комплекс состоит из рабочих тетрадей на печатной основе (в двух частях) и методическое пособие для учителя.

             Цель: воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через

    систему ценностно- ориентированных занятий.

               Задачи:

    - сформировать систему нравственных ценностей;

    - способствовать формированию основ культуры общения и построения

    межличностных отношений на основе толерантности;

    - формировать экологически воспитанную личность;

    - воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к

    здоровому образу жизни;

    - формировать интерес к чтению художественной литературы;

    - развивать познавательную активность;

    - развивать творческие способности.

              Отличительными особенностями являются

    В основе программы «Уроки нравственности» лежат три подхода:

    - аксиологический (система морально-нравственных установок и ценностей)

    - системно - деятельностный (различные виды деятельности: урочной, внеурочной, семейной, общественно- полезной)

    - развивающий (определяет общую конструкцию программы «Духовно-нравственного воспитания и развития учащихся»)

    Программа составлена на основе следующих принципов духовно – нравственного развития и воспитания:

            Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном.

             Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод нравственного воспитания.

    Содержание вне учебной и внешкольной деятельности должно быть

    наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка,

    побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию обеспечить возможность выбора при построении собственной

    системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

                     Принцип диалогического общения.

         В формировании ценностных отношений большую роль

    играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

                Описание ценностных ориентиров содержания курса

          Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

           Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

           Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

           Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

         Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

          Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

           Особенности организации учебного процесса.

    Программа данного курса представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящий учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо» и рассчитана на.

    четыре года обучения. В первом классе 33 часа (1 час в неделю), во 2 – 4 классах по 34 ч. Всего 135 часов

          Во время занятий у ребенка формируется позитивное отношение к таким общечеловеческим ценностям, как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.

          «Уроки нравственности» должны быть эмоциональными, строятся на

    непроизвольном внимании и памяти, включают в себя игровые элементы. Используется яркая наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями.

    Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу.

       На занятиях по курсу «Уроки нравственности» важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций.

       Это уроки разъяснения, объяснения и обучения.

         Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

            Каждое занятие проводится в форме творческой мастерской, что создаёт условия для формирования познавательной и творческой активности детей.

           Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

           Дети контролируют своё поведение, анализируют поступки. Формируется позитивное отношение к общечеловеческим ценностям, как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.

           Курс внеурочной деятельности «Риторика» включает работу по учебнику Т.А. Ладыженской «Детская риторика» и рабочим тетрадям «Юным умникам и умницам» Учитесь грамотно писать. Школа грамотеев. Русский язык. Задания и упражнения. Теория в таблицах.

      Авторы: Л.И.Тикунова, М.Н. Корепанова.

           Цель риторики как предмета филологического цикла- научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учеником жизнь.

    В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:

    Первый блок – «Общение» даёт представление о

    – сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;

    – компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

    Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

    Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о

    – тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;

    – типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);

    – речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

    Преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.

             Рабочие тетради «Юным умникам и умницам» Учитесь грамотно писать. Школа грамотеев. Русский язык. Задания и упражнения. Теория в таблицах.

             Данное пособие охватывает центральные темы программы изучения русского языка во 2 классе. Все задания нацелены на отработку общих учебных умений, навыков и способов деятельности: познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной.

             Так к концу 2 класса учащиеся должны знать самостоятельные части речи и их признаки, признаки однородных членов предложения.

             Ученики, окончившие 2 класс, должны уметь находить в слове основные изученные орфограммы; правильно списывать и писать под диктовку текст; производить фонетический разбор слов; производить разбор слов по составу; производить элементарный разбор слова как части речи; производить синтаксический разбор простого предложения. Этим умениям и учат упражнения, представленные в данном пособии. К тому же оно ориентированно на отработку навыков правописания.

              Поэтому наряду с традиционными видами работы: спиши, ответь на вопросы, сравни- включены упражнения, связанные с отработкой орфографического навыка (вставь пропущенную букву, слово, проверь себя).

              Немаловажное внимание уделено работе с текстом. Упражнения, помимо основной задачи- развивать орфографическую зоркость, - учат детей определять тему и основную мысль текста; озаглавливать текст; составлять план; использовать в речи повествования, описания, рассуждения.

              В некоторых упражнениях даются задания, связанные с решением познавательных и коммуникативных задач, то есть с поиском информации в различных источниках, в том числе словарях и энциклопедиях.

             Упражнения, представленные в пособии, могут быть использованы для фронтальной, групповой и индивидуальной работы, предлагаться ученикам разного уровня развития.

             Учащиеся с удовольствием выполняют разнообразные задания, работают со справочным материалом, развивают речь, выполняют рисунки на заданную тему.

            Принимали участие в онлайн-олимпиаде по русскому языку «Русский язык с Пушкиным», которая проводилась в конце сентября 2016 г.. Эта олимпиада организована на платформе UCHI.RU Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина. Емельянова Виктория набрала 89 баллов и награждена «Дипломом победителя» за овладение знаниями по русскому языку в объёме 2 класса в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.

            Все выше перечисленные пособия рассчитаны на 4 года обучения.

    Рабочие тетради для 1,2,3 и 4 классов.

            Мы продолжим работу по выше перечисленным пособиям в следующих классах.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеурочная деятельность в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО. Подвижные игры.

    Представлена презентация об одном из видов внеурочной деятельности- подвижных игр....

    Статья "Система внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС"

    Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования ФГОС начального общего образования в полной мере. Представлен материал из опыт...

    Практико-значимый проект на тему: «Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях в рамках реализации ФГОС НОО»

    практико-значимый проектна тему: «Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях в рамках реализации ФГОС НОО» «Патриотическое воспитание обучающихся в рамках внеклассной работ...

    Особенности организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС нового поколения.

        В новых ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс, который пронизывает собой и учебную, ...

    Доклад на тему «Организация внеурочной деятельности в образовательном учреждении в рамках реализации ФГОС»

    В соответствии с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом общего начального образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса обра...

    Планируемые результаты внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС

    В статье рассматриваются планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности...