«Коммуникация в ситуации коллективного действия»
статья (4 класс) на тему

ТАРАСОВА НАТАЛИЯ ГЕННАДЬЕВНА

Нормы коммуникации в группе и на общем обсуждении (слой мыследеятельностного содержания)

Организация коллективного практического действия в условии ограничения времени

Ознакомление с нормами организации коммуникации при работе в группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_proekta_narodnye_promysly.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный конкурс групповых творческих проектов
«Народные промыслы России» 4 класс
Руководитель: Тарасова Н.Г.

 «Коммуникация в ситуации коллективного действия»

Учебное содержание

Нормы коммуникации в группе и на общем обсуждении (слой мыследеятельностного содержания)

Организация коллективного практического действия в условии ограничения времени

Ознакомление с нормами организации коммуникации при работе в группе

Чтобы быть полезным в работе группы, нужно:

  • Помнить, какое задание выполняет группа. Стремиться к полному и точному выполнения задания.
  • Дать каждому участнику группы возможность изложить свою версию, стремиться к её более точному пониманию.
  • Задавать вопросы на понимание, уточнение.
  • Давать четкий и полный ответ на вопрос (но не многословный).
  • Думать о том, что может помочь в работе группы – уточнение, конструктивное предложение, альтернативное предложение, критика, признание своей ошибки, поддержка имеющейся версии, готовность реализовывать предложения других участников группы.

Проект полностью сориентирован на личностно - ориентированное обучение, в его основе лежит технология обучения в сотрудничестве.

  • Цель – овладение знаниями о существующих народных промыслах России, через самостоятельную познавательную деятельность и обретение навыков самостоятельной работы в группе.

Стоящие перед современным образованием цели и задачи также меняются – с «усвоения знаний» акцент переносится на формирование «компетентности», происходит переориентация его на личностно-ориентированный подход, противоположный знаниево-ориентированной, безличностной педагогике; наши образовательные учреждения обеспечиваются современными компьютерами, электронными ресурсами, доступом к Интернету. Личностно-ориентированное обучение объединяет в себе разные педагогические технологии, - обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение и др.  Особое место среди них занимает проектная деятельность.

Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему – все это лежит в основе проектной деятельности.

Данная технология может быть эффективно использована, в первую очередь, для повышения качества обучения школьников.

Рассмотрим это на конкретном примере по разработке и реализации учебного проекта «Народные промыслы России».

Наши дети живут сейчас в условиях все возрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы: философские, нравственные, эстетические. Нарушена связь между поколениями, дети не знают своих предков, теряют свои корни. У молодежи меняются идеалы, страдает их нравственность.

В связи с этим тема приобщения учащихся наших школы к национальной культуре становится чрезвычайно актуальной в педагогической практике.

Данная организационная форма работы (учебный проект) ориентирована на изучение законченного учебного раздела  « Народное искусство». Этот учебный проект рассматривается не только как совместная работа, сотрудничество учеников и учителей предметников, который выходит за традиционные рамки урока, но и как совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая и игровая деятельность учащихся-партнеров. В основе её - согласованные методы, способы совместной деятельности и, что самое главное, общая цель – овладение знаниями о существующих промыслах России через самостоятельную познавательную деятельность и обретение навыков самостоятельной работы с большими объемами информации.

Основным содержанием учебной работы учащихся стала творческая деятельность.

Каково же содержание и этапы учебного проекта?

Этап

Содержание деятельности

Подготовительно-организационный

Продумывание учителем темы проекта

Выбор возрастной категории учащихся

Формулирование основополагающего вопроса

Формулирование дидактических целей проекта

Формулирование методических задач

Разработка положения о конкурсе творческих проектов.

Разработка диагностической карты для обучающихся.

(предварительная диагностика уровня учеников и проектных групп важна для того, чтобы определить их приращение за определенный период времени.)

Введение в тему

(погружение в проблему)

Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся)

Определение творческого названия проекта

Формирование знаний учащихся о существующих промыслах России, убеждений в собственной ответственности за качество решения учебной проблемы.

Организация совместного заседания по ознакомлению с положением о конкурсе проектов.

Организация групп

Формирование групп для проведения исследований.

Распределение обязанностей

Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе

Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав

Обсуждение расписания консультаций по вопросам проекта

Самостоятельная деятельность

Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе

Самостоятельная работа групп

Знакомство учащихся с характерными отличительными особенностями народных промыслов России согласно выбранной теме; приобретение навыков самостоятельно определять принадлежность изделия к конкретному народному промыслу по их внешним характерным признакам, особенностям.

Изготовление изделий в технологии папье-маше.

Роспись изделий в технике выбранной росписи.

Оформление результатов

Учащиеся анализируют материалы по своей проблеме, найденные в различных источниках информации, подбирают соответствующий материал, оформляют собранные сведения в виде  презентации  и печатной работы.

Учатся пользоваться мультимедийной презентацией, публикацией,.

 Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе

Защита полученных результатов и выводов

Подведение итогов

Оценивание результатов проекта школьниками и учителем

На защиту проекта отводится 15 минут, заполнение оценочных листов, составленных на основе Критериев оценивания.

По окончании проекта проводится рефлексия группы по оцениванию работы.

Определяется победители по номинациям.

Награждение.

 

Совместная творческая деятельность меня, как учителя, и исследовательских групп учащихся, которых было организовано 8, общего результата по решению проблемы, значимой для всех участников проекта.

«Необходим ли человеку красивый предметный мир?» - этот вопрос стал определяющим темы  исследований творческих групп учащихся:

1.    «Искусство украшения гжельской посуды»

2.     «Тайна народных глиняных игрушек»

3.     «За что Городец нравятся всем?»

 

  Деятельность в рамках учебного проекта помогает учащимся интерпретировать, оценивать и систематизировать информацию.

Материалы проекта богаты оригинальными элементами мультимедиа, усиливающими содержательную часть проекта и помогающими восприятию наиболее сложных вопросов

Проект полностью сориентирован на личностно - ориентированное обучение, в его основе лежит технология обучения в сотрудничестве.

Включённость учащихся в групповую работу

 

  

Самооценка  сформированности проектных умений  в групповой деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструктивные действия младших школьников в ситуации неуспеха.

Конструктивные действия младших школьников в ситуации неуспеха...

Действия учителя для создания ситуации успеха на уроке

Рекомендации для учителей по созданию ситуации успеха для учащихся....

Действия учителя для создания ситуации успеха на уроке.

Рекомендации по созданию ситуации успеха....

Технологическая карта урока. Речь и альтернативная коммуникация, 1 класс. Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме. Сказка «Репка», постановка-импровизация.

Технологическая карта урока. ФГОС, вариант (II). Подробно описана деятельность учителя и обучающихся. Используемые технологии - игровая и здоровьесберегающая....

Слушание и выполнение действий русской народной сказки «Маша и медведь» с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации (программа «Макатон»)

Формирование понимания сказочного сюжета   с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации...

Программа формирования базовых учебных действий по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» в 1 доп. класс (вариант 2)

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП о...