Мотивация к учебной деятельности и актуализация знаний младших школьников.
учебно-методический материал по теме

Верушкина Наталья валентиновна

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Основная педагогическая задача - организация условий, инициирующих детское действие: «Чему учить? Ради чего учить? Как учить?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualizatsiya_znaniy_uchashchihsya.docx58.58 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивация к учебной деятельности и актуализация знаний младших школьников.

«Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг».                                       К.Д. Ушинский.

        Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Основная педагогическая задача - организация условий, инициирующих детское действие: «Чему учить? Ради чего учить? Как учить?»

          Работа учителя будет направлена на формирование у учащихся не только предметных, но и  общеучебных, информационных и коммуникативных компетенций. Научить учащегося работать с источниками информации, составлять план развернутого ответа, грамотно аргументировать свои предположения и умозаключения, отстаивать свое мнение и т.д.

          Сформировать активную позицию учащегося в процессе познания – это одна из главных задач, которые должен решать учитель на первых этапах урока. Возникает вопрос – как вовлечь учащегося в процесс познания, сформировать потребность в изучении нового путем работы с различными источниками информации.

           

Мотивация к учебной деятельности (организационный момент).

    Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

2) актуализируются требования к учащемуся со стороны учебной деятельности (“надо”);

3) устанавливаются тематические рамки  учебной деятельности (“могу”).

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения

 в пробном учебном действии.

       Большая роль на уроке отводится этапу актуализации знаний. В организации познавательной деятельности, ориентированной на личность, большое значение имеет первый этап урока − этап актуализации знаний. С позиций общей дидактики, основными задачами этого этапа являются: актуализация субъектного опыта учащихся: опорных знаний и способов действий, необходимых для познания нового; личностных смыслов; ценностных отношений; обеспечение мотивации учения школьников, принятия ими целей урока.

      Таким образом, этап актуализации знаний должен быть нацелен не только на повторение имеющихся у учащихся знаний и умений, но и на формирование личностных смыслов познания и на их рефлексию, что способствует активизации познавательной деятельности и разворачиванию мотивационных механизмов.

      Цель этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

  • воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий

  • активизировали соответствующие мыслительные операции  (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.)

  • актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»)

  • попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке

  • зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.

В своей работе я использую следующие приёмы мотивации учебной деятельности и актуализации знаний.

Мотивирование к учебной деятельности учащихся

Приёмы  работы на данном этапе:

  • учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям,  предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони);
  • учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются;
  • девиз, эпиграф (“С малой удачи начинается большой успех” и др.)

Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

Ну-ка, проверь дружок.

Ты готов начать урок.

Все ль на месте, все в порядке?

Ручка, книжка и тетрадки.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?
     Игры, шутки все для вас

За работу в добрый час.

Оглянитесь вокруг.

Есть у вас на свете друг?

У меня, к примеру, есть

Всех их и не перечесть

Без друзей ведь скучно жить.

Так давайте все дружить!

Актуализация знаний учащихся.

    “Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность”. При проблемном обучении ребёнок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего образования.  Проблемная ситуация – центральное звено в проблемном обучении . Любое научное творчество начинается с возникновения проблемной ситуации, т. е. со столкновения с противоречием. Именно от этапа постановки проблемы зависят весь дальнейший ход урока открытия нового знания и возникновение у учеников желания усвоить это новое знание. 

     Для включения учащихся в активную деятельность  использую разные приёмы создания проблемной ситуации на уроке. 

Приёмы создания проблемной ситуации

«Сокращённые» приёмы постановки проблемной ситуации

1.Побуждающий диалог — это «экскаватор», который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу. Используется для:

  - побуждения к созданию противоречия;

  - побуждения к формулированию учебной проблемы.

2.Подводящий диалог — это логически выстроенная цепочка заданий и вопросов — «локомотив», движущийся к новому знанию, способу действия; система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока. Данный прием не требует создания проблемной ситуации, хорошо выстраивается «от повторения».

«Мотивирующие» приёмы постановки проблемной ситуации

1.«Яркое пятно» — сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.): сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки и др. интригующий материал.

2.Демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность).

3.«Актуализация» — обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся: обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся.

Приём – “Яркое пятно” или «Актуальность».

       В качестве “яркого пятна” могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной  литературы, случаи из истории, науки,   культуры и повседневной жизни, словом любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание, но при этом связанный с темой урока.

Урок математики 1 класс.

Тема: «Числовой отрезок»

Учитель:

– В одном большом – пребольшом городе жил маленький Паровозик. Дома все его любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна беда у него была – не умел он считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда старый Умный Паровоз посоветовал ему отправиться в путешествие и переименовать станции, которые Паровозик будет проезжать.

«Ты построишь, – сказал Умный Паровоз, – волшебный отрезок, который называется “числовым отрезком” (учебная проблема). Он станет твоим верным другом, и помощником и научит решать даже самые трудные примеры».

  Так что мы сегодня будем делать на уроке?

Урок русского языка1 класс.

 Тема: "Согласные звуки [л], [л'], [м], [м']".

Учитель: Послушайте стихотворения, которые я вам приготовила. Определите, какие звуки произносятся чаще?

Лохматый лев увидел сон:

Летит с горы на лыжах он.

Луна и снег - быстрей, быстрей.

Вот это лев - краса зверей.

Ученики: Чаще слышатся звуки [л], [л'].

Учитель: Мяч летает полосатый.

                 В мяч играют медвежата.

                 -Можно мне? - спросила мышка.

                 -Что ты, ты еще малышка!

Ученики: Чаще слышатся звуки [м], [м'].

Учитель: Так какая тема сегодняшнего урока?

Ученики: Согласные звуки [л], [л'], [м], [м']. (Учитель фиксирует тему на доске.)

Урок обучение грамоте 1 класс

Тема: «Гласные и согласные».

Гласные буквы и  согласные были очень дружны, но в один прекрасный день они поссорились. Гласные буквы  построили свой город. Они там играли, пели. Согласные так же построили свой город. Там находились  твёрдые и мягкие согласные, глухие и звонкие. Они жили спокойно на разных берегах реки. Но в один день  река вышла из  берегов. И буквы,  нуждающиеся в помощи  стали звать на помощь. Гласные буквы кричали "О,О,И,Е" а согласные кричали "П,М,Г,Т".  

Ребята, что же делать? Как им помочь? Почему никто их не может услышать, понять и помочь? ( Нужно, чтобы они были вместе.)

Так какая тема нашего урока? ( Гласные и согласные)

Окружающий мир 1 класс

Тема: « Равновесие в природе».

Сказка.

Учитель:

-Жили растения и животные вместе дружно много лет. Но однажды нашли огромные весы, которые потерял человек, и стали взвешиваться, кого же больше? Как вы считаете, кто из них главнее и важнее на планете. Они стали спорить друг с другом, поссорились и разошлись в разные стороны.  Что случилось дальше?

Ученики: Рассказы детей. Проверка творческого домашнего задания.

Ученики зачитывают или рассказывают свои сказочные истории.(3 сочинения)

Учитель:

- О  чём же сегодня мы будем говорить на уроке? Что мы должны сделать на уроке? (детьми выводится тема урока)  

-Как может повлиять человек на них?

-А как нам всё это выяснить? 

Ученики: Выяснить кого больше, кто главнее, смогут ли они жить  отдельно друг от друга? Разные ответы учащихся. Рассмотреть отдельно жизнь растений; животных. Нужны ли они друг другу.

Мотивирующий приём «актуализация».

Урок математики.

Тема: Правило проверки решения уравнения.

Учитель:

 За 5 секунд (короткое, ограниченное время) найдите правильно решённое уравнение:

   2 + х = 6         2 + х = 6       2 + х = 6

   х = 6 + 2         х = 6 – 2      х = 6 - 2

   х = 8                х = 4             х = 3

- Почему сразу не можем ответить?

- Назовите тему урока.

На этапе «Открытия нового знания» учащиеся решают учебную проблему на основе побуждающего к гипотезам диалога. Дети высказывают следующие гипотезы:

- проверить правильность, определяя части, целое;

- проверка вычисления;

- догадка – подставить число вместо х.

Далее в процессе фронтальной работы составляется алгоритм проверки

Приём с затруднением.

Перед учителем стоит задача создать ситуацию, в которой дети обнаружат неизвестное. Эта задача решается подбором задания с новым знанием.

Урок  математики

Тема:  «Преобразование величин».                  « Сравнение величин».                 

10кг 100г = ... г                                                                   3 см...9 см

162кг 856г = ... г                                                                  4см…1см

6000г = ... кг                                                                        1дм…10дм

9576г = ... кг ... г                                                                  4дм…8дм

56ц = ... кг                                                                            10дм …9см

                   

Урок математики 1 класс.

Тема:  «Сложение и вычитание с переходом через десяток».

        Во время актуализации опорных знаний даю задания, основанные на знании таблицы сложения без перехода через десяток, с которым учащиеся легко справляются. Последний пример – 7+9 – “выбивается” из общего ряда и вызывает у детей затруднение.

– Почему вы не можете решить этот пример?

– Мы не можем сложить, получается больше 10.

Окружающий мир

Тема: «Кто такие звери и птицы»

На доске прикреплены следующие изображения:

                                                (камбала,   утка,   ерш,  синица, щука,  медведь)

-Поместите в аквариум только рыб.

-Кто такие рыбы? Назовите основной признак рыб? Что оказалось лишним?  

-Почему? А если они не рыбы, то кто?

Предположите, о чем пойдет речь на уроке?

-Какая же тема урока? У нас получились разные мнения и сегодня попробуем разобраться.

-А какую  цель мы поставим перед собой?  Чтобы её достичь, предлагаю план нашей работы.

Урок математики.

Тема: «Умножение».

Учитель: “В стакан входит 2 чашки воды, а в банку – 4 стакана. Сколько чашек воды входит в банку?”

Ученики: 2+2+2+2=8 (ч) !

Учитель: “На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 890 рубашек?” (Приём – невыполнимое практическое задание).

– Ребята, а вы можете записать выражение к этой задаче?

– А почему, в чем затруднение?

– Получается слишком длинная запись.

– Значит, что нам надо сегодня открыть?

– Надо придумать новый короткий способ записи.

Урок русского языка.

Тема “Одушевленные и неодушевленные имена существительные”.

Дается цепочка слов:

Машина, самолет, Маша, Жучка, Иртыш, Омск, лопата, Мурка, Москва.

– Можно ли среди этих слов выделить две группы?

– Если можно, то по какому принципу? (По написанию.)

Вывод: одни слова пишутся с большой буквы, а другие с маленькой. Почему?

– А по какому принципу еще можно разделить эти слова на две группы?

(Возникает проблемная ситуация.)

– На какой вопрос отвечают все эти слова?

Урок русского языка.

Тема: Знакомство со словами, отвечающими на вопрос какой?

Дается цепочка слов:

Дом, вишнёвый, золотой, стол, лампа, большой, цветок, солёный.

-Разделите на две группы, обоснуйте свой выбор. На какой вопрос отвечают слова первого столбика?

-Что скажите про слова второго столбика? Почему их объединили? На какой вопрос они отвечают? Так о чём же мы будем говорить на уроке?

Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

      Данный диалог представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.

Урок русского языка

Тема: «Правила переноса слов»

Учитель записывает предложение на доске:

В своей работе художник использовал яркие цвета.

Деятельность учителя:

Деятельность учащихся

 слово «яркие» на строке (продолжается  запись).

Наблюдают, что новое слово на строке не помещается.

-Что же мне делать, ребята?

-Надо перенести.

-А что значит перенести?

-Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку.

-Какой знак нам нужен?

-Знак переноса.

-Помогите мне перенести слово «яркие». Работайте в парах.

Пары добавляют знак переноса в слово «яркие» на своем листе.

-Посмотрим, что вы предлагаете (фиксирует работу пар на заготовленном шаблоне).

Видят варианты:

Я-ркие

Яр-кие

Ярки-е

(ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ)

-Задание было одно?

-Да

-А выполнили его как?

-Мы выполнили по-разному.

(Осознание противоречия)

-Почему так получилось?

Чего мы пока не знаем?

-Как переносятся слова.

(Неточная формулировка темы)

-Верно. Тема урока сегодня «Правила переноса слов»

(Фиксирует тему на доске).

Урок русского языка

Тема: "Парная согласная" 

                                                дуб, сад, лёд, труд

- Сравните произношение и написание. 
- Что вы можете сказать об этих словах (осознание противоречия) 
- Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы) 
- Какие есть предположения?

Урок литературного чтения.

Учитель: 

- Ребята, пословицы «рассыпались», нужно их собрать (на каждой парте лежат карточки с частями пословиц)

 

Нет друга - ищи, а нашел – береги.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Для дружбы нет расстояний.

-О чём эти пословицы? Какая тема их объединяет?

-Какие пословицы о дружбе вы знаете? С кем можно дружить?

-Зачем нужна человеку дружба?  О чём мы будем говорить на уроке?

Подводящий к теме диалог

        Подводящий к теме диалог – цепочка вопросов и заданий, которые приведут учащихся к формулированию темы        .        

        

Урок русского языка

Тема: «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода» 

-Посмотрите на два столбика слов на доске.

На доске:

мяч                        дочь

шалаш                  печь

камыш                   мышь

-Что заметили общего?

-В каждом столбике имена существительные, которые заканчиваются на шипящий согласный.

-В чем различие?

В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого знака, а во втором столбике – с мягким знаком на конце слова.

-Значит, какая сегодня будет  тема урока?

Мягкий знак после шипящих на конце существительных.

Создание проблемной ситуации с  удивлением.

Урок математики 2 класс.

Тема: «Числовые выражения со скобками»

Учащиеся выполняют вычисления по двум различным программам, приводящим к одинаковым выражениям, но различным результатам.

1 программа

Из числа 8 вычесть 3. К полученной разности прибавить 4.

8-3+4=9.

2 программа

К числу 3 прибавить 4. Из числа 8 вычесть полученную сумму.

8-3+4=1.

-Что вы замечаете?

-Выражения в левой части обоих равенств одинаковые, а их значение, разные.

(Предъявление двух противоречивых фактов – создание проблемной ситуации “с удивлением”).

– Почему получились разные ответы?

– Сравните выражения – чем они похожи? Чем отличаются?

– Какое действие выполняли первым в 1 выражении, какое вторым?

(Дети устанавливают, что разные ответы получились из-за порядка действий.)

– Как вы определите цель нашего урока?

        При планировании и организации работы учащихся на этапе актуализации   знаний важно учитывать и такие методические условия, как:

1) Процесс подготовки к изучению нового знания, освоению новых форм познания связан с умением переосмыслить опыт своей деятельности, чему может способствовать создание определенной коммуникационной среды. Диалог или полилог способны выполнять смыслопоисковую функцию, при этом актуализируются наряду с личностными и коммуникативные смыслы, связанные с самоутверждением в группе, с учением как общением, сотрудничеством и т.д.

2) Использовать различные приемы активизации познавательной деятельности: создание благоприятной эмоциональной атмосферы, использование средств наглядности.

          Использование на этапе актуализации знаний различных приемов, обладающих личностно-развивающим эффектом при обучении помогает активизировать процесс познания и повысить его самоценность.

Итак, для повышения эффективности работы учащихся на уроках, активизации познавательной деятельности, разворачиванию мотивационных процессов учителю важно уделять внимание организации работы учащихся на этапе актуализации знаний, главным образом, нацеленному на актуализацию смыслов познания.  На этапе актуализации применяются такие  средства и приемы, которые способны подготовить ученика к осуществлению самостоятельной учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа по теме: "Влияние учебной деятельности на развитие внимания младшего школьника"

В работе показано, как учебная деятельность влияет на внимание младшего школьника. Статья будет интересна учителям начальных классов, школьным психологам и родителям....

Из опыта работы : «Развитие мотивации в учебной деятельности младших школьников посредством создания ситуации успеха»

Из опыта работы: «Развитие мотивации в учебной деятельности  младших школьников посредством создания ситуации успеха»...

Доклад на тему" Мотивация к учебной деятельности и актуализация знаний младших школьников".

Сформировать активную позицию учащегося в процессе познания – это одна из главных задач, которые должен решать учитель на первых этапах урока....

Психолого-педагогические подходы к проблеме формирования положительной мотивации к учебной деятельности младших школьников.

Формирование мотивационной сферы – это длительный, сложный процесс, состоящий в том, чтобы способствовать изменению уже имеющихся неустойчивых мотивов младшего школьника на начальных этапах его ...