Доклад "Групповая форма работы через применение интерактивных технологий обучения."
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Алехина Елена Николаевна

Доклад учителя начального малокомплектного класса  на тему "Групповая форма работы через применение интерактивных технологий обучения."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_gruppovaya_forma_2.docx42.77 КБ

Предварительный просмотр:

Групповая форма работы через применение интерактивных технологий обучения.

Алехина Е.Н.

Одно из самых важных условий эффективной организации групповой работы – правильное комплектование групп. Психолог Ю.Н. Кулюткин пишет: «В группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае в группе возникает психологическая атмосфера взаимопонимания взаимопомощи, снимается тревожность и страх». Задания должны быть достаточно трудными, желательно проблемными, допускать разные точки зрения. Учитель здесь должен быть организатором, режиссером и соучастником коллективной деятельности. Статичные и мигрирующие группы можно использовать как при изучении нового материала, так и при закреплении пройденного. Работа учеников в парах постоянного состава хорошо известна в нашей практике – небольшое задание выполняют два ученика по очереди или совместно, затем сверяют результаты друг с другом или со справочником. Отличие работы в парах сменного состава состоит в том, что закончив работу в парах каждый ученик меняет партнера и в новой паре выполняет новое задание. Поскольку не все дети имеют опыт общения в парах сменного состава, педагогу необходимо учить ребят овладевать приемами ведения учебного диалога (Приложение 1).

Привожу пример занятия, проводимого мною в адаптационный период с первоклассниками.

Тема: « Варежки»

Цель: выявление и развитие способностей у детей устанавливать деловое отношения в совместной деятельности.

Время проведения: 15 минут.

Форма проведения: парная.

Оборудование: каждому ученику нужно дать шаблон варежки из белой бумаги, а также по два смайлика из плотной бумаги: на одном - улыбка, на другом- недовольное лицо (на обратной стороне указывается фамилия первоклассника). Такие же смайлики, только большего размера, понадобятся для размещения на классной доске. Каждому ученику необходимы цветные карандаши.

Организация занятия.

Вы предлагаете детям разбиться на пары (по их желанию) и раскрасить варежки так, чтобы они получились одинаковыми.

После того как учащиеся закончат работу, предложите им с помощью пиктограммы выразить свое отношение к заданию: если оно понравилось, дети покажут смеющийся смайлик, если не понравилось – грустный.

Проанализировав выполнение данного задания, я выяснила, что одни пары смогли договориться о порядке работы и выполнить ее полностью, другие не смогли продемонстрировать такой уровень сотрудничества. Процесс совместной деятельности дети подменили индивидуальной работой. Неготовность детей принимать общую цель совместной деятельности ставит преграду для формирования деловых межличностных отношений. Их отношения складываются только как личностные и не входят в зону деловых взаимоотношений.

Начиная с третьего класса, я ввожу в свою практику метод группового взаимодействия обучающихся. Организовывая работу в группах необходимо соблюдение нескольких условий:

  • Группа получает четко и конкретно сформулированную задачу с вполне предсказуемым результатом.
  • Обеспечение оборудования для решения задачи в виде учебников, дополнительной справочной литературы.
  • Заранее задается форма отчета группы: письменные или устные ответы на вопросы, заполнение таблицы и т. д.

В микрогруппах дети учатся высказывать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению другого, подчинять свою точку зрения мнению товарищей, если они были ближе к истине при обсуждении учебной ситуации (коммуникативная компетенция). Решая совместно поставленную задачу, группа занимается сотрудничеством, сотворчеством. Здесь каждый работает на каждого. Обучающиеся в ходе обсуждения вносят свой посильный интеллектуальный вклад в общую копилку. Идет обмен знаниями, идеями. Меняется психологическая атмосфера. В группе даже «отстающие» обучающиеся не комплексуют, тоже начинают активно участвовать в обсуждении и решении поставленных задач. В ходе коллективного обсуждения ребята учатся культуре дискуссии, культуре общения и сотворчества, учатся слышать друг друга. С каждой новой учебной задачей они совершенствуют свою тактику познавательного поиска. Они сами создают свою формулу успеха.

Приведу пример проведения игры «Карусель»

Цель:

  1. задать динамичный темп для ведения диалога (учимся беречь время!);
  2. закрепить и обобщить знания по определенной теме (например : «Таблица умножения).

Время: 7 – 9 минут.

Оборудование:

1. Карточки с записью выражений

2 * 8

6 * 3

3 * 4

5 * 2

и др.

2. Колокольчик ( для подачи сигнала).

Ход игры.

I. Ритуал входа и выхода из диалога:

  • Поздороваться, пожав друг другу руки.
  • Договориться, кто первый начнет.
  • Выполнить задание, поменяться ролями.
  • Поблагодарить друг друга.
  • После сигнала попрощаться.

II. Класс делится на две части. Группы образуют два круга, внешний и внутренний, так чтобы участники стояли лицом друг к другу попарно: ученик из внешнего круга напротив ученика из внутреннего. Если детей нечетное количество, то «лишний» либо выполняет задание по просьбе учителя, либо в круг встает сам учитель.

По сигналу дети начинают игру.

П

2 * 8

ары «карусели» приветствуют друг друга, выполняют задание меняясь ролями:

1– ый «Найди значение выражения »

2 – ой «Равно 16 (если ошибка – попросить объяснить)»

1

6 * 3

– ый «Правильно»

2 – ой «Теперь посмотри на мою карточку »

1– ый «Будет 18»

По сигналу учителя ребята из внешнего круга делают шаг вправо, по кругу. Внутренний круг стоит на месте. Далее дети выполняют задание с новым партнером и вновь передвигаются по сигналу. «Карусель» поворачивается и т. д.

Рассмотрим еще одну игру – “Конвейер”.

Участникам игры раздаются карточки с произвольной меткой (метки у каждого разные). На карточке выстроен ряд кругов, соединенных линиями. Над линиями между кругами записаны действия вида: + 3; – 6; * 4; : 5 и др.

77http://doc4web.ru/uploads/files/10/9646/hello_html_m63a932b5.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/10/9646/hello_html_m63a932b5.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/10/9646/hello_html_m63a932b5.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/10/9646/hello_html_m63a932b5.gif

+3 - 10 * 3 7 : 7 http://doc4web.ru/uploads/files/10/9646/hello_html_m2823cef2.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/10/9646/hello_html_m2823cef2.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/10/9646/hello_html_m2823cef2.gifhttp://doc4web.ru/uploads/files/10/9646/hello_html_1cbd7991.gif

Только в первом круге записано число. Количество этапов в карточке (кругов) зависит от количества участников игры, поэтому приведем формулу расчета количества этапов на карточке: А = К + 1, где А – кол-во этапов, К – количество участников игры.. По сигналу учителя каждый участник заполняет один ответ (круг) и по конвейеру передает карточку следующему участнику, а сам получает новую (по сигналу учителя). Преподаватель четко определяет время работы участников и момент передачи карточки следующему.  В результате работы заполняются все карточки, каждому ученику возвращается первоначальная карточка с его меткой. Затем проводится проверка правильности конечных ответов с помощью учителя. Данная игра эффективнее применяется на этапе отработки вычислительных умений. Таким образом, опираясь на данные наблюдения, я организовываю процесс обучения с учетом индивидуального характера развития деловых межличностных отношений. Именно с этой позиции учу детей планировать общую деятельность, договариваться о способах выполнения задания, соотносить свои действия с действиями партнера, принимать участие в

сравнении цели и результата деятельности. Это является условием возникновения мотивации к совместной деятельности, положительного к ней отношения. (Приложение 3).

Итак, группы работают. У меня есть возможность пообщаться не со всем классом, а с группой из 4 – 6 человек, что гораздо эффективнее. Иногда достаточно несколько слов, чтобы помочь обучающимся найти более успешное продолжение своей работы. Заметьте, не готовый ответ! Есть возможность, переходя от группы к группе, похвалить их за оригинальное решение, других пожурить за шаблонность мышления, отдельным обучающимся сделать замечание за их пассивность. Главное, чтобы дети поняли: самостоятельно добывать знания – это интересно и необходимо. Строю урок таким образом, чтобы чередовать устные и письменные задания, серьёзные и шуточные, стараюсь избежать однообразия. Допустим задания, ставящие целью проверить конкретные знания по теме, могут быть или в форме вопросника, или теста, или кроссворда, или двух списков, между которыми нужно установить соответствие, или загадок, которые нужно отгадать. Такие задания выполняются детьми письменно. При этом учу детей распределять роли. Кто-то из них зачитывает другим вопрос, кто-то, после обсуждения, записывает ответ. На следующее задание роли меняются. Обсуждения, исследования обучающиеся проводят совместно, а вот выступает от имени группы один человек. Тоже желательно, чтобы на протяжении всего урока устные ответы давал не один и тот же ребёнок, а все члены группы по очереди.

Разделяю уроки с использованием группового метода на две группы: типовые (ознакомление с новой темой, закрепление изученного материала, проверка знаний) и уроки-игры. В отличие от типовых уроков, урок-игра более походит на праздник, конкурс, соревнование. Обучающиеся заранее придумывают название команд, делают эмблемы, выбирают капитанов. Возможно. готовят специфические домашние задания. В процессе игры они зарабатывают баллы. И, конечно, в итоге бывают победители. Здесь больше простора для творчества. По сути это урок обобщения знаний, но интрига, сохраняющаяся на протяжении всего урока или даже двух, трёх уроков, элемент соперничества дают детям огромный эмоциональный заряд (Приложение 2).

Приложение 1

Как организовать работу детей в парах сменного состава

Организовать работу в парах сменного состава поможет карточка -' 'посредница'', которая состоит из теоретической и практической частей. Например:

Карточка №1.

Лицевая сторона:

Изменение имен существительных по падежам называется …

Чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное, нужно … Например: …

Имена существительные типа метро, кафе называются …, потому что …

В именах существительных ночь, дрожь мягкий знак пишется, потому что …

А у существительного луч – не пишется, так как…

На обороте:

1. Укажи род и склонение имен существительных: дело, верность, слава, полотенца, ночь, стол.

2. Просклоняй в единственном числе и во множественном числе: лист, листья.

3. Запиши слова в два столбика, вставь, где нужно, мягкий знак: сторож…, туш…, борщ…, печ…, молодеж… .

Карточка №2.

Лицевая сторона:

Постоянные признаки имени существительного…., непостоянные признаки…

Начальная форма имени существительного – это… Изменение имени существительного по падежам называется…

В русском языке … склонения. Примеры:…

Падеж имени существительного можно определить по …

На обороте:

1. Скоро весенние ручьи наполнят голубой лес звонким журчанием .

2. Вставь пропущенные буквы, определи склонение, падеж имен существительных:

Письмо по памят… сказка для девочк…

Подарок для подруг… главы из повест… о дружб…

Пришла к подруг… поступил по совест…

Алгоритм работы с карточкой может быть отпечатан для каждого ученика, а может быть общим для всех детей.

Один из вариантов алгоритма работы:

1. Получил карточку – поставь крестик в листе учета (см. таблицу ниже).

2. Объясни партнеру задание первой части своей карточки, ответь на его вопросы, задай контрольные вопросы.

3. Выслушай объяснения товарища по первой части задания, задай ему вопросы, ответь на контрольные вопросы.

4. Поменяйтесь карточками и выполните каждый второе задание новой карточки.

5. Проверьте друг у друга правильность выполнения вторых заданий, найдите и исправьте ошибки. Поблагодарите друг друга.

6. В листе учета обведи кружочком крестик той карточки, по которой ты работал и которую передал товарищу. Отметь крестиком ту карточку, которую получил.

7. Найди нового партнера, сядь на то место, которое освободилось, и начинай работать с пункта 2.

Лист учета.

п\п

Фамилия, имя

Существительное

Прилагательное

Глагол

1

2

1

2

1

2

1.

Баранов Андрей

Х

2.

Викторов Александр

Х

3

Данилова Ольга

Приложение 2

Групповые игры

Пинг-пон «Имя – Значение»

Описание: универсальный приём, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов и диапазонах их возможных значений.

Формирует:

  • для заданного конкретного объекта выделять имена признаков;
  • определять значения признаков объекта по заданному имени признака.

Задается конкретный объект. Игроки первой команды называют имя признака, игроки второй команды отвечают значением признака. На следующем шаге роли меняются (2-я команда называет имена признаков, 1-я – значения признаков). Команда проигрывает, если не может назвать имя признака или ответить значением

Фиксируя наиболее типичные имена признаков, можно собрать копилку имен признаков и на ее основании строить паспорта объектов. Игра может использоваться в любом учебном предмете.

«Корзина идей»

Описание: это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

2. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

3. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

4. Все ошибки исправляются далее коллективно, по мере освоения новой информации.

Литература:

  1. Шкуричева Н. А. Зачем первоклассникам нужна парная работа на уроке в адаптационный период // Начальная школа, 2006 г., №8.
  2. Шкуричева Н. А. Взаимодействие младших школьников как средство развития коммуникативной компетенции // Начальная школа, 2011 г., №11.
  3. Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения. 2007 г.
  4. Шпика И. В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников // Начальная школа, 2007 г., №2.
  5. Латышева Д. И. Л. Н. Толстой – народный учитель // Начальная школа, 2008 г., №8.
  6. Аствацатуров Г. О. Технология современного урока и творчества учителя школы. 2002 г.
  7. Лакоценина М. П. Необычные уроки в начальной школе, 2008 г.
  8. Герасимова, О.В. Групповая работа на уроке истории как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий школьников / О.В. Герасимова // Начальная школа плюс до и после.- 2011.- №5.- С.75-78
  9. Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников. Режим доступа:[http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-1251]
  10. Интернет-ресурс.