«Нравственное воспитание младших школьников через систему игровых технологий»
статья на тему

Таманнырова Евгения Анатольевна
«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» - говорил А.С.Макаренко.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektsiya.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Публичная лекция

«Нравственное воспитание младших школьников

через систему игровых технологий»

Таманнырова Е.А., МОБУ СОШ № 31

                                                                   «Наиболее интенсивное развитие личности

происходит не на уроке,

                                                                       а в среде общения,  досуга, занятий, игры».

                                                                                                         В.А.Сухомлинский

          Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

  • наше общество нуждается в подготовке широкообразованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
  • в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера, которые  ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
  • само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
  • важно вооружение нравственными знаниями и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и  дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Работая над проблемами нравственной воспитанности младших школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности.         Наиболее значимой деятельностью, помогающей самораскрытию нравственных установок личности, является игра, потому что мир детства - таинственный и чудесный остров, жители которого многое знают, многое понимают, многое чувствуют, но у них мало жизненного опыта. Данный опыт они приобретают в своей деятельности, в своих играх:

Во-первых, в условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где- либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» - говорил А.С.Макаренко.

              Во – вторых, как утверждают психологи, невозможно детям долго заниматься  монотонной деятельностью, ибо 6-7-летний ребенок не может удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете более 7-10 минут. Дальше он начинает отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.

              В- третьих, у младшего школьника отмечается недостаток четкости нравственных представлений в связи с небольшим опытом.

              В – четвертых, может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением.

              В – пятых, неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками.

              Как будем преодолевать эти особенности?

Обратимся к опыту великих педагогов. Василий Александрович Сухомлинский говорил: «В практической работе по нравственному воспитанию наш педагогический коллектив видит, прежде всего, формирование общечеловеческих норм нравственности. В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали:

  • Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому  себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим  тебя, было хорошо.
  • Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.
  • Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
  • Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца - они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
  • Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.

                Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости.

Моральная воспитанность состоит в том, что человек стремится делать добро и не может делать зла. Высшим двигателем человеческого поведения является убеждённость в том, что добро - вершина морального богатства.

А Константин Дмитриевич Ушинский считал, что нравственное влияние составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума.

В своей работе я активно использую игровую деятельность, которая позволяет успешно формировать нравственные свойства личности, делает процесс воспитания более эффективным и  результативным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа ИСТОКИ ( духовно - нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры).

Большой и сложный мир окружает наших детей в наше время. В нашей школе обучаются дети из разных уголков Владимирской области. Большинство родителей наших учащихся заняты постоянным добыванием д...

Духовно — нравственное воспитание младших школьников через реализацию программы“Азбука нравственности”

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Занятие, проводимое в рамках “Азбуки нравственности”, является дополнительным средством решения задач...

"Духовно-нравственное воспитание младших школьников через использование этнокультурных технологий в рамках реализации комплексно-целевой программы «Мой народ»"

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

СТАТЬЯ "Формирование нравственной культуры младшего школьника через систему этических курсов «Азбука добра» и «Энциклопедия дружбы»"

СТАТЬЯ "Формирование нравственной культуры младшего школьника через систему этических курсов «Азбука добра» и «Энциклопедия дружбы»"...

Формирование нравственных ценностей младших школьников через систему воспитательных мероприятий

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развит...