СТАТЬЯ "Формирование нравственной культуры младшего школьника через систему этических курсов «Азбука добра» и «Энциклопедия дружбы»"
статья на тему

Лебедева Елена Ивановна

 СТАТЬЯ "Формирование нравственной культуры младшего школьника через систему этических курсов «Азбука добра» и «Энциклопедия дружбы»"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование нравственной культуры младшего школьника через систему этических курсов «Азбука добра» и «Энциклопедия дружбы»

        Учитель начальных классов

МОУ «Гимназия № 20»

г.о.Саранск

Лебедева Е.И

            Основная образовательная программа начального общего образования в условиях внедрения Государственных стандартов второго поколения определяет ключевой задачей формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся.

Кроме того, в вариативной части учебного плана начальной школы в качестве обязательного компонента выделена реализация программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.

Это есть запрос государства на подготовку подрастающего поколения.

Кроме того, изучение социального заказа родителей гимназии №20, при четком формулировании вопроса о том, что должна воспитывать школа, позволило определить приоритеты воспитания. Родителям было предложено сформулировать свое мнение о том, какие качества личности необходимо формировать в процессе школьного обучения и расставить их в порядке значимости. По мнению родителей, школа должна формировать в детях: 1) нравственные качества; 2) культуру поведения; 3) навыки общения.

Актуальность проблемы, её практическая значимость, недостаточная методическая разработанность определили направление педагогического опыта - разработка системы факультативных курсов по нравственному воспитанию "Воспитание сердца" с 1 по 11 класс и её психолого-педагогического сопровождения.

Элементами этой системы являются, созданные  нами программа и методическое пособие  факультативного курса «Азбука добра», которая  отражает педагогическую систему формирования основ нравственности у первоклассников.

Цель курса -  формирование  у младших школьников систематических первичных представлений о нравственности в рамках освоения понятий “добро - зло” и общего знакомства с группой нравственных понятий о правде, честности, справедливости и других в процессе изучения правил поведения. Основной принцип построения программного материала - последовательное обучение детей нормам нравственности, познания и самосовершенствования своей личности.

Внутри программы каждый раздел имеет сквозную идею (Этика приветствия; Этика отношений с окружающими; Этика поведения), в логике которой выстраиваются все темы занятий.

Занятия  курса «Азбука добра» рассчитаны на то, чтобы для ребенка стали естественными и органичными проявления великодушия, порядочности, благородства и неприемлемыми – лживость, предательство, высокомерие, грубость. Проводимые мной занятия  увлекательны, эмоциональны, разнообразны по выбранным формам и методам. Они рассчитаны не на морализаторское воздействие, а на живое и непосредственное включение ребенка в мир добрых отношений и добрых дел.

Систематические занятия дополняются внеклассной деятельностью детей, ориентированной на их участие в этическом общении и взаимодействии.

Логическим продолжением курса «Азбука добра» является разработанный авторским коллективом УМК «Энциклопедия дружбы» направленный на формирование основных содержательных характеристик нравственного понятия «дружба», актуального для детей данной возрастной группы.

  Рабочая тетрадь является частью методического комплекта УМК факультативного курса «Энциклопедия дружбы» для учащихся 2 класса. Содержит задания и вопросы, формирующие основные характеристики нравственного понятия «дружба», развивающие коммуникативные навыки, позволяющие строить на нравственной основе межличностные отношения в обществе. Тетрадь является  своеобразным тренажером памяти, внимания, мышления, восприятия, творческого воображения.

Учитель начальных классов, используя предложенную программу,  методические рекомендации и рабочую тетрадь, может решать воспитательные, этические задачи, формировать нравственный опыт в непринужденной, демократической, творческой атмосфере психологического комфорта.

Программа курсов «Азбука добра» и «Энциклопедия дружбы» и рабочая тетрадь курса «Энциклопедия дружбы» получили высокую оценку на экспертном совете Мордовского Республиканского института образования и были рекомендованы для школ Республики Мордовия.

Следует подчеркнуть, что наряду с представленными курсами авторским коллективом разрабатываются в настоящий момент программы для учащихся третьих и четвертых классов.

Таким образом, система нравственного воспитания младших школьников включает три логически взаимосвязанных компонента:

- этические курсы занятий с детьми с 1-го по 4-ый класс как специализированный воспитательный предмет этической направленности;

- повседневная методика этического заряда, действующая в системе свободного общения детей на перемене и в послеурочное время.

- общеколлективная внеурочная деятельность с этической направленностью в масштабах класса и гимназии, специально ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие.

Каждый из компонентов системы, имея свою функцию, специфическое содержание и методическую особенность, осуществляет определённую часть нравственного воспитания как непрерывного процесса соотнесения знаний, чувств, поведения школьников с ценностными основаниями жизнедеятельности людей, выработанными и отобранными вековым человеческим опытом, что способствует постижению значимых смыслов в цели и образе жизни формирующейся личности. Уровень нравственной воспитанности младших школьников выступает как критерий, так и показатель результативности системы.

               Так, по результатам изучения представлений о чертах характера, личного ценностного отношения к ним  по методике Колмогоровой Л.С
«
Определение нравственных понятий» дети имеют правильное представление и стремятся обладать такими качествами, как доброта, щедрость, честность, дружелюбие, трудолюбие.

Наблюдается позитивная динамика от класса к классу.

   Уровень сформированности нравственной культуры у учащихся исследуется на основе стандартной диагностической методики В.И.Андреева «Оценка духовно – нравственного развития учащихся».

Диагностические замеры за последние три года позволили сделать следующие выводы:

- прослеживается четкая позитивная возрастная динамика духовно – нравственного развития учащихся от первого к третьему классу;

- По сравнению с контрольным классом наблюдаются более выраженные результаты по всем показателям.

Экспериментальный класс

Контрольный класс

Творческий коллектив гимназии не останавливается на достигнутом.

Материалы представленных курсов были опубликованы и распространены в школах Республики Мордовия, Республики Беларусь, Московской гимназии №1503, Петерговской, Петропавловск-Камчатской в рамках международной конференции походившей среди школ-партнеров в Витебске.

Программа и занятия по этическим курсам были опубликованы на следующих Интернет порталах: http://nsportal.ru/,  http://numi.ru/, http://www.zavuch.info/

          Один из соавторов проекта Гришина Н.В. представляла нравственную систему на Республиканском, а затем Всероссийском конкурсе «Психолог года - 2010». Данная система заинтересовала издательство «Генезис», на рассмотрении редакционной коллегии которой находятся авторские материалы.

           Обобщенный анализ опыта реализации системы курсов отражен в многочисленных публикациях (порядка десяти) в сборниках материалов Международных и Всероссийских научно-практических конференций.

В 2009 году программа и методические рекомендации «Азбука добра были представлены на конкурсе-выставке «Ярмарка научно-методических разработок» V городского педагогического марафона «Образование. Творчество. Развитие».

В том же году вышеуказанная программа стала победителем в Республиканском конкурсе «Новое в образовании». Курс «Энциклопедия дружбы» стал победителем этого же конкурса в 2012 году.

Данный курс как элемент системы этических курсов «Воспитание сердца» освещался на заседании секции руководителей методических объединений учителей начальных классов МРИО и секции руководителей школьных методических объединений учителей начальных классов образовательных учреждений города в августе 2010 года.

Кроме того, открытые занятия по курсу  были представлены родителям младших школьников и студентам факультета педагогического и художественного образования МГПИ им. М.Е. Евсевьева на мастер - классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ экологической культуры младших школьников через систему заданий на уроках и внеклассной деятельности.

В материале описан опыт работы по формированию основ экологической культуры у учащихся начальной школы....

«Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» - мастер-класс для педагогов.

Мастер-класс для педагогов  на секции «Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» ...

«Нравственное воспитание младших школьников через систему игровых технологий»

«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» - говорил А.С.Макаренко....

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА ОРКСЭ

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВЧЕРЕЗ ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА ОРКСЭ...

Формирование нравственных ценностей младших школьников через систему воспитательных мероприятий

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развит...

«Формирование основ духовно-нравственной культуры младших школьников через внеурочную деятельность».

В статье отражено обоснование необходимости разработки и опыт создания программы курса внеурочной деятельности "Моя малая Родина"....