"Творческая работа"
проект (4 класс) на тему

Ахпателова Виктория Владимировна

Внеурочная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psportal.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка занятия по внеурочной деятельности

Тема занятия: «Доброта спасет мир!»

Дидактическая цель: создать условия для воспроизведения в памяти и применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях средствами технологии критического мышления.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели по содержанию урока:

Образовательная: способствовать актуализации личностного смысла учащихся к изучению темы; продолжить знакомство школьников с наследием ученого, публициста, общественного деятеля Д.С. Лихачева; на основе чтения, комментирования и анализа избранных «Писем о добром» побудить учеников задуматься над важными нравственными проблемами;

Развивающая: создать содержательные и организационные условия для развития у школьников критического мышления; развитие речи, обогащение и активизация словаря.

Воспитательная: помочь учащимся прийти к собственным способам решения поставленных вопросов; способствовать пониманию важности такого проявления человеческих отношений, как забота о других людях, доброта; продолжить знакомство с выдающимся человеком современности – Д.С.Лихачевым через его высказывания-письма; получить позитивный эмоциональный опыт в отношении его жизни и деятельности.

Основные методы обучения: частично-поисковый, проблемного изложения.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Средства обучения:  тексты книги «Письма о Добром», , толковый словарь, использование компьютерных технологий.

.

В начальной школе, как правило, мы обсуждаем «Письма о добром» в контексте проблем воспитанности человека, его ответственности за свои поступки. Очень хочется, чтобы  «Письма о добром» оставили след в душе ребят, и в итоге ребята научились бы  серьезно размышлять о важных общечеловеческих проблемах, нравственных понятиях, задумывается о собственных целях в жизни.

  1. Приветствие.
  2. Тема урока «Уроки доброты Д.С.Лихачева. Хочешь быть счастливым – будь им!»
  3. Обращение к эпиграфу – слова Лихачева: «Доброта – это человеческое качество…».
  4. Стихотворение:

Давай поговорим о Доброте,

Что спрятана на донышке души,

О ней мы позабыли в суете,

Лишь старый клен о ней шумит…

Давай поговорим о Доброте…

  1. Обсуждение текстов.
  2. Построение «здания темы» - кластер:

Добро:  любовь, забота, сострадание, счастье, ум, милосердие, служение,, благотворительность, достоинство, смелость и мужество…

  1. Рефлексия.  Что же самое важное в жизни человека?

Увеличивать добро в окружающем нас. Выводим формулу-вывод:

щеДрость милОсердие люБовь состРадание радОсть

Ход занятия:

Этап 1. Выявление имеющихся у детей знаний и представлений по теме занятия.

Добрых людей, как всегда, не хватает,

Добрых людей, как всегда, дефицит,

Добрых людей не всегда понимают,

Сердце у добрых сильнее болит.

Добрые щедро больным помогают,

Добрые дарят тепло и уют,

Добрые в ногу со слабым шагают

И никакого спасибо не ждут!

Учитель: 

В нашем классе есть своя эмблема - Цветок Добра и Хорошего настроения. «Это солнечный цветок, в котором отражена Земля, капля воды – источник жизни, доброе сердце, девиз «Добрый сердцем – правильный в поступках». На сегодняшнем занятии этот цветок будет с нами.

Положите мысленно цветок Добра и Хорошего настроения на обе ладошки. Закройте глаза. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, ваши души. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать.         Мысленно поместите всё добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в своё сердце. Вас обвевает тёплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. Я хочу, чтобы вы запомнили, то,  что чувствуете. Тёплые чувства и хорошее настроение будут с вами в течение всего занятия. Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу,  пожелайте удачи. На ваших лицах я вижу улыбки, а это, значит, у Вас хорошее настроение. И вот с таким настроем мы и продолжим наш урок.

Сегодня на занятии мы будем говорить о том, как быть счастливым: о взаимоотношениях в семье, взаимоотношениях в классе, в школе, как большой дружной семье, о заботе людей друг о друге, о некоторых важных жизненных принципах, без которых человеку трудно жить. Человек не может жить один, значит, нужно научиться хорошо жить с другими людьми, уметь находить «общий язык», заботиться не только о себе, но и об окружающих тебя людях.

- Кто заботится о вас? Как вы чувствуете, что Вы любимы, что о Вас заботятся? А вы проявляете заботу о ком-нибудь? Какие чувства Вы испытывали, когда о ком-то заботились? Занятие мы начнем с письма  №7  «Что объединяет людей?».

Начинается письмо с «Этажей заботы». (Письмо № 7. стр. 30 – 3, отрывок).  «Этажи заботы» - тонкое, точное,  емкое название. Забота - это внимание, попечение, любовь, ответственность, уход; это то, что объединяет всех людей, независимо от возраста. Что же лежит в основе заботы? В основе ее лежат: любовь, внимание к ближним, ответственность за тех, кто рядом.  Всему этому можно научиться именно в детском возрасте. Хотелось бы донести до Вас, ребята, мысль о том, что Вы, сами, должны научиться проявлять заботу по отношению к одноклассникам, учителям, школе. Ведь, каждый из Вас должен понимать, что класс – это большая дружная единая семья.

Этап 2.  Получение новой информации.

Учитель:

- Д.С. Лихачев писал: «В семье забота сближает родных, в школе забота объединяет класс. В каждом классе заботливое отношение друг к другу создает добрую атмосферу. В городе забота объединяет горожан, а в стране – людей».

- Забота необходима каждому человеку. А как называются люди, которые ни о ком не заботятся, а думают только о себе?

(Эгоист - от слова «эгоизм» - себялюбие, предпочтение своих, своих, личных интересов интересам других, общественным интересам, пренебрежение ими. Словарь С. И. Ожегова).

Человек должен быть заботлив, - пишет Д.С. Лихачев. - Не заботливый человек - скорее всего человек не добрый и не любящий никого. За заботу о себе дети платят заботой о стариках - родителях, когда те уже ничем не могут отплатить за заботу детей. И эта забота о стариках, а потом и о памяти скончавшихся родителей как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и родины в целом».

  • Вспомните, ребята, когда люди всей страны объединялись, чтобы проявить заботу о тех, кто рядом? Пожары, вследствие жаркой и сухой погоды, летом 2010 года уничтожили деревни и села в центральных и южных районах нашей страны – люди со всех уголков России, и не только России, но и других стран,  проявили сострадание к погорельцам: высылали гуманитарную помощь, помогали тушить пожары, приглашали к себе для проживания людей,  лишившихся жилья.
  • Трагедия, которая произошла в маленьком городке Северной Осетии  Беслане 1 сентября 2004 года не оставили равнодушным ни одного человека. Люди разных национальностей, разного возраста, разной веры со всех уголков земного шара проявили сочувствие к пострадавшим. В этот городок стали отправлять денежные переводы, посылки с вещами, медикаменты, игрушки для пострадавших детей, которые становились пусть, совсем крошечным, но все же  утешением для какого-нибудь ребенка.

-  Если человек окружит заботой хотя - бы одного человека, а этот человек окружит заботой еще одного человека и так далее, то все люди на земле будут окружены заботой и любовью. Каждый человек обязательно должен уметь заботиться о других, и не только близких людях, потому что забота – это доброе дело, а добро не может быть глупо. Нужно начинать с себя. Забота человека о тех,  кто рядом помогает человеку жить!

- Д.С. Лихачев выразил необыкновенно правильную и точную мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества». 

- В чем, по-вашему, заключается самая большая цель в жизни? В чем, по мнению Д. С. Лихачева, самая большая цель в жизни? (Письмо № 3 «Самое большое», стр. 15-16, отрывок). Замечательные слова: « Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она охватывает все более широкий круг вопросов». 

- Ребята, попробуйте прямо сейчас, на уроке, пожелать своим одноклассникам что-то светлое, доброе, теплое…Скажите, пожалуйста, как лично вы пытаетесь понравиться человеку, которому хотите понравиться? Д. С. Лихачев всем нам дал прекрасный совет: «Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто «хорошее», «заслоненную красоту» обогащает человека духовно». (Письмо № 4, стр. 20, отрывок).

- Человек духовно богатый тянется к людям, а люди тянутся к нему, никому не интересно общаться с «пустым» человеком. Иногда приходится слышать: «Мне не интересно с ним…, он – «пустышка». Мы попытались ответить на вопрос: «В чем, по-вашему, заключается самая большая цель в жизни?». А в чем же смысл жизни? (Письмо № 5, стр. 23- 24, отрывок). Через несколько лет вы вступите в период переходного возраста. Вы будете находиться в поиске себя. И в процессе этого поиска ребята часто оказываются на перепутье. Поэтому, я думаю, Вы еще не раз обратитесь к «Письмам о добром». Каждый человек хочет быть счастливым. Какого человека Вы бы могли назвать счастливым?

Зачитываются мини-сочинения учащихся по теме:

  • «Какого человека ты назовешь счастливым»;
  • «Что такое счастье?».

А вот, что пишет Д. С. Лихачев…(Письмо № 24, стр 104, отрывок). Не для кого не секрет, что человек, не знающий прошлого – мертвый человек. (Письмо № 27,  стр113-114, Письмо № 41, стр. 214-215, отрывок).

- Как приятно долгими зимними вечерами посидеть в кругу семьи за просмотром семейных альбомов.

Зачитываются мини-сочинения учащихся по теме:

  • «Мои семейные         альбомы».

- Счастливый человек – человек добрый. Какие качества человека вы отнесете к добру? (Честность, бескорыстие, забота, сострадание…).

- Прочитайте на доске пословице о добре, запомните их, и старайтесь жить по ним:

  • Добро делать спешить надобно.
  • В большом сердце и далекое близко.
  • Доброе дело питает и разум и тело.
  • Доброта без разума пуста.
  • За добро добром и платят.
  • Доброму человеку весь мир – свой дом.

Этап 3. Обобщение.

Учитель:

- Д.С. Лихачев прожил большую счастливую жизнь. Он был замечательным человеком. Д. С. Лихачев сделал многое для сохранения и развития культуры нашей страны.

  • с 30 октября по 28 ноября, в период «Лихачевских чтений», нас ждет экскурсия в школьный музей;  
  • в рамках проведения «Малых Лихачевских чтений» к нам придут ученики старших классов, чтобы поделиться своими размышлениями о «Письмах о добром». Это очень важный момент в школьной жизни, так как все мы – члены большой семьи -  школы № 47 имени Д. С. Лихачева. Это имеет огромное воспитательное значение, так как в практике повседневной жизни старшие проявляют заботу о младших, делятся с ними своими чувствами, эмоциями, переживаниями, помогают разобраться в сложных жизненных вопросах.
  • в рамках проведения «Малых Лихачевских чтений» мы сами будем участвовать в проведении уроков по теме, в конференции, посвященной Д. С. Лихачеву, выйдем к учащимся 1-2 х классов, чтобы поделиться своими размышлениями о «Письмах о добром», таким образом, мы внесем свой вклад в «Копилку добрых дел», проявим заботу о младших. Для нас с Вами  - это продолжение большой и трудоемкой работы, своего рода настрой на традиции школы, определение главных нравственных ориентиров.
  •  какие  новые  важные  мысли  открываются,  когда читаешь «Письма о добром» Д. С. Лихачева?

Этап 4.  Получение от учеников обратной связи на уровне понимания сути проблемы.

I вариант:

- Размышления целесообразно завершить сочинением (эссе) (домашняя письменная работа), в котором ученики подведут итоги состоявшегося урока и изложат собственные рассуждения по затронутым вопросам. 

 Предлагаются темы для написания сочинений (эссе):

  •  «Кто и что меня воспитывает»;
  • «Моя родословная».

II вариант:

- Творческих работы - рисунки на тему «Мои добрые дела» в портфолио классной копилки творческих работ учащихся – очередной шаг на пути осознания своего класса как школьного коллектива.

Заключительное слово учителя. Рекомендация прочесть «Письма...» полностью.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письменные творческие работы как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка (из опыта работы)

В данном пособии представлен опыт работы учителя по формированию коммуникативной компетентности на уроках русского языка с помощью различных видов письменных творческих работ....

Методика работы над повышением орфографической грамотности творческих работ младших школьников

Методическая разработка системы занятий, направленных на повышение орфографической грамотности при написании творческих работ...

Творческая работа «Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки» участника районного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2014» в номинации «Лучший учитель»

Творческая работа «Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки» участника районного этапаВсероссийского конкурса «Учитель года России – 2014»в номи...

Творческая работа "Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки"

Межпредметная интеграция - необходимое условие современного учебного процесса....

Творческая работа "Новый образовательный стандарт:мой творческий поиск, методические находки"

В творческой работе описана форма парно-групповой работы, как одно из форм формирования коммуникативной компетенции.С этой работой выступала на конкурсе "Учитель -2013 года"...

Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста.Темы для творческих работ

9 тем для творческих работ на каждый месяц учебного года.Совместное творчество ребёнка и родителей.Развитие уверенности в себе,раскрытие таланта рассказчика и писателя....