Главные вкладки

    Творческая работа "Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки"
    учебно-методический материал по теме

    Костюченко Марина Васильевна

    Межпредметная интеграция - необходимое условие современного учебного процесса.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №  1

    Творческая работа:

    «Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки»

    Учитель начальных классов

    Костюченко Марина Васильевна

    г. Светлоград

    2014г.

             По мнению популярного и успешного Уилла Смита, «традиционное образование основано на фактах, числах и экзаменах, а не на истинном понимании материала и получении навыков по его использованию в реальной жизни». Не могу не согласиться с этим высказыванием. В наши дни трудно, наверное, представить себе человека, который не умел бы читать и писать. Но сегодня уметь только читать и писать недостаточно. Необходимо постоянно работать над собой, чтобы если пишешь, то без ошибок, если читаешь, то умеешь оценить прочитанное, если поддерживаешь разговор, то оцениваешь ситуацию общения и с достоинством выходишь из любой ситуации. Мир меняется очень быстро, мы сейчас живем в стремительно развивающемся информационном обществе. И узкоспециальные знания перестали быть основой успешности ребенка в жизни. Поэтому появилась необходимость эти знания интегрировать, сделать их метапредметными, надпредметными, т.е. сформировать у детей целостную  картину мира, умение ориентироваться в разных ситуациях.

              Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Образовательный стандарт ориентирован, прежде всего, на обучение, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации и сохраняющий в процессе деятельности целостность гражданского общества и правового государства. 

    Передо мной стала нелёгкая задача: научить ребенка ориентироваться в этом потоке информации, воспринимать мир не разрозненным, а единым целым. Взаимосвязи с другими учебными дисциплинами разнообразны и многофункциональны. Межпредметные связи рассматриваются как один из путей развивающего обучения, который ведёт к формированию качественно новых образований в учебной деятельности школьников – межпредметных понятий и межпредметных умений. В связи с этим пришла к осознанию необходимости изменения характера учебного процесса и способа деятельности учащихся.  Поэтому работаю по развивающей системе Л.В. Занкова, которая позволяет делать опору на межпредметные связи, способствующие  формированию у учащихся целостного представления о системе знаний. Это позволяет мне связать все знания, получаемые по различным учебным предметам, и фоновые знания в единую систему. Работая в данной системе, я не могу не учитывать тот факт, что интеграционные связи между предметами начальной школы мало разработаны, изложены противоречиво, много разногласий даже среди ученых в понимании сущности этих связей, а не имея четкой системы методических рекомендаций по этому вопросу, вынуждена решать эту проблему на эмпирическом уровне. Прежде всего, изучаю  межпредметные связи по каждому курсу из программ и учебников других предметов,  разрабатываю  средства и методические приемы реализации межпредметных связей на конкретных уроках; планирую контроль и оценку результатов осуществления межпредметных связей в обучении.

    Я использую в своей работе различные способы интеграции. Интегрирую материал из традиционных классических предметов, учитывая особенности отбора содержания при интеграции. При этом происходит рождение новых курсов, обновляющих содержание предметов, либо разовых интегрированных уроков разного характера. Так, курс литературного чтения построен на основе внутрипредметной и межпредметной интеграции. В нем прослеживаются межпредметные связи с такими курсами, как окружающий мир, музыка, изобразительное искусство.

    На уроках литературного чтения  используются знания, полученные на уроках русского языка, окружающего мира, предметов деятельного цикла – музыки, изобразительного искусства. Объединение усилий предметов художественно-эстетического цикла с литературным чтением  обогащает ребенка, затрагивает такие струны, которые наиболее чутко откликаются на то или иное эмоциональное воздействие. В центре внимания литературного чтения, русского языка, окружающего мира находятся умения работать с источниками информации. Учу  детей умению извлекать и применять на уроках литературного чтения, изобразительного искусства информацию, полученную при изучении данных предметов, а на них использовать информацию, полученную на уроках литературного чтения.

    Для ребенка естественно по-разному описывать один и тот же предмет или явление. Очень важно сформировать у детей целостную картину мира. При изучении общей темы необходимо показать, как с помощью слова, звука, линии, цвета можно раскрыть один и тот же образ окружающего нас мира или наше состояние. В этом случае отдельные знания, полученные на уроках, складываются в одну большую “картинку-представление”, способствующую созданию истинной системы знаний и правильному миропониманию. Поэтому на уроках  использую прием «По секрету всему свету». При этом  рассматриваются  многоаспектные объекты, которые являются предметом изучения различных учебных дисциплин. Ученикам предлагается объяснить понятие или явление с разных точек зрения. Предлагаю выбрать карточку-ученого: «Технолог», «Языковед», «Химик», «Художник», «Музыкант», «Физик», «Математик» и другие. А затем это понятие или явление рассматривается на уроке, открываясь  новыми гранями для учащихся.  Образно говоря, ученик относительно какого-либо предмета, например, берёзы, должен выступить в роли садовника (владея конкретными биологическими знаниями, касающимися ухода за этим растением), в роли химика (владея конкретными химическими знаниями о росте этого растения), в роли физика (владея конкретными физическими знаниями о функционировании этого дерева), в роли географа (владея конкретными географическими знаниями об ареале распространения растения), в роли технолога (владея определёнными знаниями о качестве древесины берёзы), в роли художника (умея передать эстетические признаки берёзы).

    Вот такое понимание учащимися этого объекта и позволяет создавать    целостную картину мира.

    Мною разработано календарно-тематическое планирование интегрированных уроков.   Уроки соответствуют современным требованиям, предъявляемым ФГОС. Учащиеся приобретают практические умения, у них развивается потребность учиться самостоятельно, добывать знания, воспитывается самостоятельная познавательная  активность. Этому способствуют  содержательные и целенаправленные интегрированные уроки, которые  вносят в привычную структуру школьного обучения новизну и оригинальность и имеют определенные преимущества:

     – повышают мотивацию, что способствует повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;

     – способствуют формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;

     – способствуют развитию устной и письменной речи, помогают глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность;

     – способствуют развитию изобразительных и музыкальных умений и навыков;

     – позволяют систематизировать знания;

     – способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логического, художественно-образного, творческого);

     – обладая большой информативной емкостью, способствуют увеличению темпа выполняемых учебных операций, позволяют вовлечь каждого школьника в активную работу на каждой минуте урока и способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания;

      – формируют в большей степени общеучебные умения и навыки и рациональные навыки учебного труда.

    Интегрированные уроки провожу в  различных формах:

    – на  уроке обмена знаниями ребята делятся сообщениями о своих изысканиях на заданную тему. Результатом таких уроков является расширение кругозора учащихся в представлении целостности мира. На таких уроках особенно увлекают учащихся деловые игры: «Посмотри на мир чужими глазами», «Свободная трибуна», которые позволяют вводить новые понятия,  учить строить свободные  высказывания, задавать  вопросы, требующие сопоставления фактов и простейшего вывода при рассматривании различных объектов  и явлений, составлять   описательные или сравнительные высказывания по демонстрируемым предметам.  

    – урок творческого поиска предполагает необходимость самостоятельного поиска детьми самостоятельного решения поставленной проблемы. Методы поиска предварительно хорошо продуманы, освоены учениками на предыдущих занятиях. Такой урок  имеет высокую эффективность и значимость. Учащиеся занимаются поиском информации, фактов, аргументов, необходимых для проведения исследований, оформления результатов. Работают с различными источниками информации. Все это развивает их аналитические способности, изобретательность, активизирует мыслительную деятельность. Для достижения поставленных целей использую дидактическую игру «Обнаружить «загадку» текста», требующую соотнесения словесных образов со зрительными образами.

    – урок - издание научного альманаха. Для него группам учащихся и отдельным ученикам даю задания творческого поискового характера «Подарите сюжет» по определённым темам. Учащимся необходимо рассказать о прочитанном, увиденном, услышанном, поразившем ребенка явлении или объекте по данной тематике. Результатом таких уроков стали научные альманахи: «Наша Родина. Золотое кольцо России», «Я хожу, учусь у леса жить по-человечески».

    На уроках использую различные способы воздействия на учащихся в виде видео – художественного, музыкального ряда, телевидения, чтения, декламации и так далее. Тем самым  формирую у  учащихся регулятивные, коммуникативные и познавательные УУД: подготовка детьми сообщений на определенную тему (развитие целеполагания, планирования и прогнозирования результатов, саморегуляция),  работа в группах и парах (планирование учебного сотрудничества с одноклассниками, умение выражать свои мысли), чтение текста (развитие умения вычленять запрашиваемую информацию, объяснить свой выбор), выполнение учебных заданий (умение сконцентрироваться, актуализировать имеющиеся знания, применить их на практике).

            Таким образом, обоснованная интеграция позволяет учителю успешно формировать у учащихся метапредметные универсальные учебные действия, что является одной из основных задач, обозначенных во ФГОС второго поколения.

    Результатом деятельности стало повышение познавательного интереса, готовности учащихся к самостоятельной продуктивной практической деятельности, овладение универсальными способами деятельности, создание интегрированных проектов. Анализ уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся на конец первого класса показал, что успешно осуществляют логическое действие «сравнение» по заданным и самостоятельно выбранным критериям 73,3%  учащихся, «классификация» - 71,7 %, планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей научились 68,8% .

    Наша Родина всегда славилась талантами. Литература, музыка, балет, изобразительное искусство, русская наука заслуженно признавались и признаются до сих пор во всем мире. Кроме того, невозможно, по моему мнению, полноценно и гармонично развиваться, идти в ногу со временем, обращая внимание лишь на какие-то одни стороны жизни. Для того, чтобы долго и благополучно существовать, России необходимо развивать все сферы и области. Межпредметная интеграция — необходимое условие современного учебного процесса, её реализация позволяет активно формировать универсальные учебные действия, а приобретаемые знания и навыки применяются младшими школьниками в их практической деятельности, дают выход для проявления творческих и интеллектуальных способностей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ: МОЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПОИСК, МЕТОДИЧЕСКИЕ НАХОДКИ

    В творческой работе отражены рассуждения автора о творческом поиске и педагогических находках при переходе на стандарты второго поколения....

    «Новые образовательные стандарты: Творческие поиски, методические находки – кейс-технологии, учебный диалог»

    В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии....

    Творческая работа «Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки» участника районного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2014» в номинации «Лучший учитель»

    Творческая работа «Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки» участника районного этапаВсероссийского конкурса «Учитель года России – 2014»в номи...

    Творческая работа "Новый образовательный стандарт:мой творческий поиск, методические находки"

    В творческой работе описана форма парно-групповой работы, как одно из форм формирования коммуникативной компетенции.С этой работой выступала на конкурсе "Учитель -2013 года"...

    Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки

    В работе описаны мои собственные находки в свете внедрения стандартов второго поколения и их использование в учебном процессе начальной школы...

    Новые образовательные стандарты: творческие поиски, методические находки - учебный диалог

    Быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий....