НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ: МОЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПОИСК, МЕТОДИЧЕСКИЕ НАХОДКИ
статья по теме

Бугинова Елена Анатольевна

В творческой работе отражены рассуждения автора о творческом поиске и педагогических находках при переходе на стандарты второго поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_rabota.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

Бугинова Е. А., учитель начальных классов МКОУ «СОШ № 1 им. Г.С.Фатеева» с.Красногвардейское

ЭССЕ

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ:

МОЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПОИСК, МЕТОДИЧЕСКИЕ НАХОДКИ

Переход на новые стандарты – это веление времени

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится о том, что модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Это важно для начальной школы, потому что  все навыки формируются с детства, а начальная школа – фундамент образования каждого человека. Именно в этот период важно сформировать у младшего школьника такую ключевую компетенцию, как «умение учиться». В связи с этим к системе российского образования предъявляются уже другие требования. И на сегодняшний день миссией российского образования является воспитание успешных граждан. Его важнейшей целью является развитие личности младшего школьника с учетом его индивидуальных особенностей.

Приоритеты в современном образовании

Исходя из вышеуказанной цели, ФГОС установлены требования к результатам обучающихся начальной школы, среди которых приоритетными являются личностные и метапредметные результаты. Никто не умаляет значения предметных результатов, но есть ли смысл получать знания, не умея их потом применить в жизни, не владея способами освоения ими, не имея сформированных навыков общения?

Работа учителя начальной школы многогранна и разнопланова, но, как показала практика, особое внимание уделяется русскому языку, поскольку именно этот предмет определяет результаты обучения по другим школьным

предметам. К тому же 80% родителей учащихся моего класса считали русский язык самым сложным предметом. Отмечая, что дети не очень любят писать, не всегда  применяют знания на практике, бывают невнимательны. И тут возникли извечные риторические вопросы «как быть?» и «что делать?».

Безвыходных положений не бывает

Вооружившись необходимыми знаниями, я смело ступила на тропу войны с «нелюбовью» к главному предмету. Я поняла, что в основе любого успеха лежит самореализация. А непременными спутниками самореализации являются творческие способности и оригинальность. Но как быть, если способности у всех разные, а успешным должен быть каждый? Ведь ни для кого не секрет, что, например, в предметной олимпиаде по русскому языку могут принять участие те учащиеся, которые показывают достаточно высокие результаты в данной области. И все же выход был найден!

Так мои ученики стали участниками Национальной образовательной программы «Интеллектуально - творческий потенциал России», предлагающей более 100 конкурсов, которые можно выполнять не только в школе, но и дома. В задачу программы входит не определение уровня знаний учащихся по тому или иному предмету, а привлечение детей к интеллектуально-творческой деятельности, развитие мышления, логики, фантазии и креативности. Задания конкурсов разработаны с учетом формирования универсальных учебных действий, развития разных типов мышления, надпредметных компетенций. Таким образом, каждый участник может овладеть «навыками будущего».    

Самореализация – основа успеха в учении

Взвесив все «за» и «против» я начала прокладывать дорогу к будущему успеху. Первым стал Дмитриев Дима, ученик, который с интересом решал всевозможные головоломки, причем из разных предметных областей. С ним мы тщательно выбирали тему, над каждым заданием работали несколько

дней - сроки позволяли (что еще один несомненный плюс). Сообща обдумывали каждое слово, также сообща обговаривали оформление работы. Итак, одна работа – один месяц. Но … Все наши надежды оправдались! Гран-при (денежная премия) в номинации «Я знаю русский язык» и диплом победителя!

Первый шаг был сделан. Впоследствии, предлагая на уроках и внеклассных занятиях различные задания, я не раз получала встречное предложение от своих учеников помочь им в выполнении заданий каких-либо конкурсов. За последние три года в программе «Интеллектуально-творческий потенциал России» приняли участие 34 человека, из которых 27 стали призерами (из них 3 получили Гран-при) и 7 - лауреатами. Так, каждый из них, преследуя свою цель (кто-то хотел получить Гран-при, кто-то диплом, а кто-то испытать свои силы), стал проявлять интерес к русскому языку как к предмету.

Из успехов учеников складывается успех учителя

 Что может быть большей наградой для учителя, чем горящие глаза учеников, радость и удовлетворение, которые испытываешь от творческого сотрудничества. А если эти ощущения подкреплены еще и признанными победами в конкурсных испытаниях, это настоящий успех!

И тогда я решила: почему бы и нет? С детства я писала стихи, потом сценарии новогодних праздников в стихах собственного сочинения для своих учеников, а когда у меня набралось десятка два детских сказок и стихотворений, я стала подбирать к ним задания, таким образом создав сборник развивающих упражнений по русскому языку «Умные задания для умников и умниц». Задания с восторгом были приняты учащимися. Особенность этих упражнений заключается в их универсальности, то есть их выполнение доступно каждому ученику. А соответственно, успешным может стать каждый из обучающихся!

Так, предлагаемое ниже упражнение «Угадай слово» для учащихся второго класса при выполнения на базовом уровне предполагает работу с различными источниками информации, а также помощь консультанта. Учащиеся, претендующие на повышенный уровень достижения планируемых результатов, работают самостоятельно и могут быть помощниками учителя, то есть консультантами.

         Угадай слово

Его оторвут на базаре

Одной любопытной Варваре.

Повесив его, отворотят

От тех, кто за них же всех водят.

В него пробормочут невнятно,

А, впрочем, и так все понятно:

С ним запросто можно остаться,

Коль будет везде он соваться.

Задание 1. Угадай и запиши зашифрованное слово.

Задание 2. Запиши выражения, связанные с зашифрованным словом, которые встретились в тексте.

Задание 3. Разбей на группы записанные выражения. Ответ обоснуй.

Ответы к заданию «Угадай слово»:

  1. Зашифрованное слово – нос – оценивается в 1 балл.
  2. Выражения, связанные с зашифрованным словом:
  1. Любопытной Варваре на базаре нос оторвали
  2. Повесить нос
  3. Воротить нос
  4. Водить за нос
  5. Бормотать в нос
  6. Остаться с носом
  7. Совать нос

     

За  каждое  правильно  записанное  выражение начисляется  0,25 балла.

  1. 1 группа: выражения, имеющие законченную мысль, то есть предложения (Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.).

2 группа: выражения, не имеющие смысловую законченность, то есть словосочетания  (повесить нос, воротить нос, водить за нос, бормотать в нос, остаться с носом, совать нос).

За правильное обоснование начисляется 1 балл. За полную, правильную запись выражений начисляется 0,5 балла.   Всего 4,25 балла.

 Некоторые упражнения были опубликованы в журнале «Начальная школа» ИД «Первое сентября» в 2010 году. А в 2012 году был заключен договор с издательством «Учитель». Развивающие упражнения вошли в сборник диктантов для начальной школы из серии «В помощь учителю».

Так, успехи моих учеников стали моими успехами. И, наверное, поэтому моим педагогическим кредо является девиз Петра I «Я в учении нуждаюсь и в учениках».

Список использованной литературы

  1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. – Режим в доступе: http://президент.рф /news / 6 
  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Новые образовательные стандарты: Творческие поиски, методические находки – кейс-технологии, учебный диалог»

В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии....

Творческая работа «Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки» участника районного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2014» в номинации «Лучший учитель»

Творческая работа «Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки» участника районного этапаВсероссийского конкурса «Учитель года России – 2014»в номи...

Творческая работа "Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки"

Межпредметная интеграция - необходимое условие современного учебного процесса....

Творческая работа "Новый образовательный стандарт:мой творческий поиск, методические находки"

В творческой работе описана форма парно-групповой работы, как одно из форм формирования коммуникативной компетенции.С этой работой выступала на конкурсе "Учитель -2013 года"...

Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки

В работе описаны мои собственные находки в свете внедрения стандартов второго поколения и их использование в учебном процессе начальной школы...

Новые образовательные стандарты: творческие поиски, методические находки - учебный диалог

Быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий....