Главные вкладки

    Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки
    статья по теме

    Дьяченко Елена Юрьевна

    В работе описаны мои собственные находки в свете внедрения стандартов второго поколения и их использование в учебном процессе начальной школы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tvorcheskaya_rabota.docx44.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

    «Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск,

    методические находки»

    Дьяченко Елена Юрьевна

    учитель начальных классов

    За окном XXI век. Век стремительных изменений во всех направлениях и сферах деятельности человека на фоне глобальной информатизации. В условиях такого времени, перемены не могли не затронуть образовательную среду. И, вполне естественно, что в первую очередь преобразованиям подверглась именно начальная школа.

    Новые стандарты обучения были необходимы. Почему? Да потому, что в течение продолжительного времени образовательная система являлась неким аналогом представлений о мире в древности. На большой «черепахе» — это триединая цель (образовательная, развивающая и воспитывающая) — стояли три «слона» — знания, умения и навыки, а на этих «слонах» располагалась плоскость — это наш обучаемый. Школьник в таких условиях имел возможность получать знания (довольно глубокие) и вполне неплохо развиваться, но в большинстве случаев не находилось применения этим знаниям. Это был процесс превращения ребёнка в «энциклопедию», которая впоследствии редко открывалась, а со временем из неё начинали выпадать листы и теряться навсегда.

    Стандарты нового поколения поставили задачу перед учителем: исправить ошибки времени — обучить и воспитать ЛИЧНОСТЬ, которая будет не только обладать величайшим набором знаний, но и уметь эти знания применить в нужной ситуации. Школьник, а позднее выпускник, должен представлять собой не плоскость, на которой так сложно создать рельеф, а объёмный эллипсоид, внутри которого кипящее ядро, мотивирующее к познанию. Этот эллипсоид находится в постоянном движении. Он, как волчок, вращается вокруг своей оси, познавая себя и развивая свои личностные качества и регулятивные функции, и вместе с тем движется вокруг объектов своего познания, пребывая в постоянном взаимодействии с ними. Такой ученик всегда найдёт выход из любой тупиковой ситуации: в учёбе и в реальной жизни.

    Учителю же, попавшему во владения новой системы обучения нужно опираться на мощный фундамент, состоящий из эффективных методов и подходов.

    В своей педагогической деятельности я использую разные виды деятельности и технологии обучения. Одной из самых близких сердцу форм является учебный эксперимент, который, на мой взгляд, самое оптимальное средство на пути формирования универсальных учебных действий обучающихся. Этот выбор не случаен. Как сказал когда-то английский философ Роберт Бэкон: «Самое лучшее из всех доказательств — есть опыт». С другой стороны, древняя мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, — я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда». Эти афоризмы «живы» и в наши дни. Ведь в условиях современной информатизации, коснувшейся не только всех отраслей жизнедеятельности, но и проникшей в наше сознание, процесс обучения будет тем более эффективным, чем больше практики будет в него включено.

    Учебный эксперимент в курсах окружающего мира, математики, информатики и технологии в начальной школе — это отражение научного метода исследования, присущего конкретной естественной науке. Постановка опытов и наблюдения имеют большое значение для ознакомления обучающихся с сущностью экспериментального метода, с его ролью в научных исследованиях, а также в формировании умений САМОСТОЯТЕЛЬНО приобретать новые знания и применять их на практике. С другой стороны в ходе экспериментальной работы на моих уроках имеется возможность развития творческих способностей ребёнка.

    В процессе самостоятельной экспериментальной деятельности обучающиеся приобретают конкретные умения:

    • наблюдение и изучение явлений и свойств веществ и тел;

    • описание результатов наблюдений;

    • выдвижение гипотез;

    • отбор необходимых для проведения экспериментов приборов и средств измерения;

    • выполнение измерений;

    • интерпретация результатов экспериментов;

    • формулировка выводов;

    • обсуждение результатов эксперимента, участие в дискуссии.

    Я убеждена в том, что учебный эксперимент позволяет в той или иной мере достичь результатов обучения (личностных, метапредметных и предметных), в соответствии с новым стандартом.

    Для того чтобы этот процесс стал более эффективным, в своей работе я использую, наряду с традиционным оборудованием, цифровые измерительные приборы и системы, к которым относятся, например, модульная система экспериментов PROLog, а также регистратор данных RoverMateRD 3. Особенно плодотворным является это применение при изучении свойств воды и воздуха. При помощи компьютерной программы мы на уроках моделируем реально происходящие процессы, в ходе выполнения которых мои ученики приобретают не только предметные знания, но и начинают понимать какова опасность загрязнения окружающей среды или неэффективного использования её ресурсов.

    Кроме этого, не стоит забывать о преимуществах применения робототехники в учебном процессе, которая позволяет решать целый ряд задач и вырабатывать умения разного характера. В 1 классе в рамках проведения уроков технологии при изучении темы «Конструирование» мои ученики занимались сборкой различных моделей на основе конструктора «Fischertehnik». Во 2 классе при изучении курса «Информатика» в рамках внеурочной деятельности мы продолжили работу с собранными моделями, но уже в другом качестве. Дело в том, что особенностью конструктора «Fischertehnik»является наличие, кроме обычных блочных элементов, электронных компонентов, позволяющих программным путём динамично изменять работу модели. На занятиях дети осуществляли работу различных моделей «Карусель», «Сдвижная дверь», «Светофор» и других. При помощи компьютерной программы, они изменяли алгоритм действия той или иной модели и наблюдали за тем, как влияют программные действия на изменения в поведении самой модели. Параллельно с этим, ученики имели возможность более детально изучить особенности построения алгоритмов и их использование на занятиях по информатике.

    Далее работа с моделями продолжилась уже в 3 классе на уроках математики при изучении интегрированного курса информатики. Мы продолжаем работу с алгоритмами, но их вид и функциональность гораздо более сложная: это алгоритмы с разветвлениями и циклические алгоритмы.

    Сформированные в ходе проведения экспериментов умения являются важным аспектом для положительной мотивации обучающихся на практико-ориентированную деятельность. В моей практике эксперимент, научный метод и практическая деятельность учащихся реализуются в основном при постановке демонстрационных и лабораторных опытов, в проблемно-поисковом и исследовательском методах обучения.

    Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. В условиях, когда объем информации постоянно увеличивается, важно не просто передать знания ребёнку — маленькому человеку, а научить его ВЛАДЕТЬ новым знанием, новыми видами деятельности. Это принципиальное изменение.

    Я считаю, что эксперимент, являясь необходимой составляющей учебного процесса, может быть реализован ещё и в рамках проектной деятельности, прообразом которой для младших школьников могут явиться проектные задачи. Причём, речь идёт не об отдельных задачах, вкрапляемых в образовательный процесс, а о системе, с помощью которой можно решить не только проблемы начального образования, но и вооружить обучающихся средствами и способами будущей проектной деятельности в средней и старшей школе. Основная идея моей педагогической деятельности заключается в том, что в процессе решения каждой проектной задачи ученик знакомится с основами проектирования. С другой стороны идёт работа не только на перспективу — программный уровень начальной школы осваивается на более высоком уровне.

    Например, в работе над проектом «Воздушный океан планеты» в 3 классе при проведении экспериментов, мои ученики не только выяснили, что собой представляет воздух, какими свойствами обладает, но и насколько важна его защита от негативного влияния человека, узнали о том, что существуют такие глобальные проблемы, как образование озоновых дыр, выпадение кислотных осадков. Изучив теоретический материал по данной проблеме, учащиеся на опыте убедились, насколько вредны кислотные дожди не только для живых организмов, но и для металлических конструкций, архитектурных построек. В результате, дети имели возможность спрогнозировать ситуацию на планете при дальнейшем загрязнении атмосферы.

    На основе знаний, полученных при работе над проектом, ученики из моего класса приняли участие во Всероссийском конкурсе по окружающему миру «Калейдоскоп знаний» в рамках проекта «Интеллект-экспресс». Результат: Чебаненко Екатерина заняла 1 место в группе 3-4 классов. Несколько обучающихся приняли участие в различных проектах «Познание и творчество» и также имели призовые места.

    Итак, совершенствование структуры и содержания начального общего образования на этапе его модернизации предполагает переход начальной школы от модели обучения, построенной на получении «Знаний, умений и навыков» к личностно-ориентированной развивающей модели обучения. Изменение базовых целей обучения, ориентация, прежде всего, на развитие личности ребенка, реализацию его субъектной позиции в учебном процессе, поддержку индивидуальности каждого учащегося определяет и переориентацию в педагогической деятельности учителя.

    Многое зависит от инструментария образовательного процесса, но главное остаётся всё-таки за учителем: его профессионализмом, личностными качествами, желанием изменить свой стиль преподавания в соответствии с переменами в образовании. Если учитель сам по себе открыт и не боится перемен, он сможет реализовать новый стандарт без проблем. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессиональные навыки, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ: МОЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПОИСК, МЕТОДИЧЕСКИЕ НАХОДКИ

    В творческой работе отражены рассуждения автора о творческом поиске и педагогических находках при переходе на стандарты второго поколения....

    «Новые образовательные стандарты: Творческие поиски, методические находки – кейс-технологии, учебный диалог»

    В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии....

    Творческая работа «Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки» участника районного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2014» в номинации «Лучший учитель»

    Творческая работа «Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки» участника районного этапаВсероссийского конкурса «Учитель года России – 2014»в номи...

    Творческая работа "Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки"

    Межпредметная интеграция - необходимое условие современного учебного процесса....

    Творческая работа "Новый образовательный стандарт:мой творческий поиск, методические находки"

    В творческой работе описана форма парно-групповой работы, как одно из форм формирования коммуникативной компетенции.С этой работой выступала на конкурсе "Учитель -2013 года"...

    Новые образовательные стандарты: творческие поиски, методические находки - учебный диалог

    Быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий....