Технология обучения беглому, правильному, выразительному чтению
статья по теме

Поменялось и основополагание обучения грамоте. Стало очевидным, что предметом изучения не должны являться отношения между буквой и звуком, с целью выделения звука из слова и обозначение его буквой, а предметом исследования должно быть слово, как единица языка, органически связанное с его звуковой формой и его значением.Обучение стало носить дифференцированный характер, направленный на сильного и слабого ученика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология обучения беглому, правильному, выразительному чтению

Севил Лариса Эрекчиевна  учитель начальных классов

Разделы: Общепедагогические технологии

1. Актуализация технологии

В практике своей работы, в период обучения грамоте, я часто сталкиваюсь со следующими трудностями:

  • Разноуровневая подготовка учеников к обучению при поступлении в школу. Часть учеников владеют приёмами чтения, часть не знают букв алфавита.
  • Учащиеся, имеющие учебные возможности ниже среднего, не могут при обычной методике обучения грамоте своевременно овладеть навыками беглого, правильного, выразительного чтения, что ведёт к отставанию и по другим предметам.
  • Отсутствие у некоторых учащихся интереса к учёбе.

Приблизиться к более рациональному обучению грамоте мне помогла букварная теория Эльконина, который пересмотрел основные принципы методики обучения грамоте, её лингвистические и психологические основы с целью облегчить детям процесс усвоения чтения и сделать этот процесс развивающим.

Поменялось и основополагание обучения грамоте. Стало очевидным, что предметом изучения не должны являться отношения между буквой и звуком, с целью выделения звука из слова и обозначение его буквой, а предметом исследования должно быть слово, как единица языка, органически связанное с его звуковой формой и его значением.

Обучение стало носить дифференцированный характер, направленный на сильного и слабого ученика.

2. Описание технологии обучения беглому, правильному, выразительному чтению.

2.1. Знакомство с алфавитом.

Для более успешного заучивания букв алфавита использую дидактическую игру т.к. игра — основной вид познавательной деятельности в предбукварный период обучения. Дети не только пропевают буквы, но и выполняют движения:

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё –

Постирали все белье — движения руками “стирка белья”.

Ж, З, И, Й, К, Л, М –

Апельсинку быстро съем — движения “чищу”, “ем” апельсин.

Н, О, П, Р, С, Т, У –

Погуляем на мосту — шаги на месте.

Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ –

Ух, какая чаща! — движения руками в стороны.

Ъ, Ы, Ь —

не запомнятся никак! — грозят пальчиком

Э, Ю, Я –

Вот и все мои друзья — показывают на алфавит.

2.2. Эффективные приёмы работы для овладения общим способом чтения.

Если опираться на методику В.И. Горецкого и А.Ф. Шанько, которую я использовала ранее в традиционной школе, то вначале дети учатся анализировать звуковой состав слова, выделяя нужный звук, и соотносят его с буквой. Затем, показывая прием слияния С+Г, учителя используют традиционные приёмы: “тянут”, “поют” “сливают” гласный, часто так и не добиваясь желаемого успеха. Чтение получается отрывное, побуквенное. дети, дойдя до конца слова, забывают его начало.

2.3. Приём слияния согласного и гласного (С+Г) звука.

В своей практике я показываю, как “выпустить” гласный звук. Говорю кратко и четко: “держи на губах согласный, поставь преграду, открой окошечко (показываю как) и выпусти гласный ”.

Например: “Подержи” на губах М поставь преграду (дети плотно сжимают губы), открой окошечко (разжать губы, приоткрыв рот), выпусти гласный А .

Дети очень легко понимают прием “выпусти” т.е. убрать преграду, выпустить голос.

Для отработки звукового произношения букв я придумала игру “Звуковые цепи”, идеей которой послужила игра “Кованые цепи”.

Детей “разбиваю” на “гласные” и “согласные” звуки. На голове у “гласных” коронки букв. “Согласные” образуют цепь, крепко держась за руки, и превращаются в тот звук, какую букву предлагаю.

Например: Показываю букву в, говорю, каким звуком обозначена буква, дети произносят ее, крепко держась за руки, наглядно демонстрируя, что они, преграда для гласного звука. “Гласный” разбегается и встречает “преграду”. Если же преграда разбита, дети “выпускают” гласный звук, образуя слог-слияние, “выпустить”, значит убрать “преграду”

Этот приём имеет два преимущества. Образуя свои первые слоги, ребенок сразу овладевает общим способом чтения любых слогов и учится ориентироваться на гласную букву, следующую за согласной.

Главным действием, на основе которого происходит воссоздание звуковой формы слова при упреждающей ориентации на гласную букву и фонему, является преобразование слов путем изменения гласных.

Именно изменение гласных букв приводит к такой ориентации:

  • После ознакомления с 4-5 согласными буквами основной механизм чтения слогов-слияний и слов, состоящих из открытых слогов, практически уже готов.
  • Называя фонемное значение согласной буквы, дети легко справлялись с чтением новых слов.

Гласные буквы изучаются одновременно с алфавитом и вводятся парами. Под руководством учителя дети заселяют домик гласных букв:

img1.gif (4424 bytes)

Причём приём чтения сохраняется - “подержи” на губах преграду (согласный) и “выпусти” гласный звук.

Если согласный “заходит” в дом, читается открытый слог, “выходит” - закрытый.

Напрашивается вопрос: “Чем же будут заняты дети, которые уже овладели приемом чтения?”

Для них я подбираю целую серию игр, имеющих большое значение для полноценного речевого развития.

Например:

1. Сконструируй слово из первых двух строк алфавита.

2. Переставь буквы так, чтобы получилось слово: ДОВА (вода).

3. Замени гласную, чтобы согласный стал мягким: МАЛ-МЯЛ, ВЫЛ-ВИЛ, ВАЛ-ВЯЛ и др.

Замечательная книга ГА. Бакулиной “Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка” дает прекрасную возможность использовать описанные учебные задания как дифференцированный материал для младших школьников, в период обучения грамоте.

В эту работу активно включаются и ученики, овладевшие приемом чтения.

Занимательный материал для читающих детей в этот период обучения грамоте подбираю из книги В.И. Городиловой “Чтение и письмо”.

Задания вида:

а) Прочти текст, назови слова, в которых присутствует буква а, о, у и др.

б) Придумай слова на тему: “Школа”, “Осень”, “Сад” и т.д.

в) Вставь пропущенную букву, прочитай слово, составь с ним предложение:

МА...ИНА, КО...А, М...ШКА и др.

Для совершенствования беглого чтения и отработки навыков грамотного письма, подобрала ряд дидактических игр.

Я пришла к выводу, что имеет смысл задавать ритм чтения в начале работы над слогом. С этой целью подобрала четверостишия, определяющие темп чтения. Медленный характер исполнения песни и такое же “отстукивание” карандашом, настраивает детей на плавное, неторопливое чтение слогов.

Например:

Падают, падают листья,
В нашем саду листопад,
Желтые, красные листья,
По ветру вьются, летят.

Но вот меняется характер песни:

Листопад, листопад,
Много дела для лопат,
Для лопат и для скребков,
Для больших грузовиков.
Меняется и ритм.

Этот приём использую для отработки беглого чтения слогов, напечатанных на небольших карточках(на, ми, ро, вы и т.д.) Назвала игру “Листопад”. Медленный темп показа – медленное, плавное чтение, чёткая, быстрая смена карточек – быстрое чтение, при этом включаются в работу все виды внимания, отрабатывается при этом и четкость произношения.

2.4. Чтение слов способом причитывания слогов к одному и тому же слогу, либо наоборот.

Вначале отрабатываю чтение слов с открытым слогом.

Например:

http://festival.1september.ru/articles/505959/img2.gif

Затем подбираю большой материал слов, где в словах изменяется только одна или прибавляется только одна буква к слову.

Например

1) В конце слова - СОМ, СОР, СОК

2) В начале слова - МАК, РАК, БАК

З) В середине слова - МАЛ, МЫЛ, МИЛ.

Чтение слов дети сопровождают хлопком, я же тем временем помогаю увидеть всё слово.

Например: МАК, СОК, МАЛ.

Дуга сверху дает мне возможность увеличивать или замедлять темп показа в зависимости от уровня обученности ученика.

Отработав данный прием, подбираю упражнения вида:

БОР

а) ЗА

ВОД

СОВ

б) НО – СОК – МЕР – ЖИК

И опять: стрелка — это сигнал к способу показа: медленный, быстрый, очень быстрый.

Увеличивая скорость показа, неизменно растет и СКОРОСТЬ ЧТЕНИЯ.

2.5. Отработка приёма “Чтение целым словом”.

Перед учащимися ставится новая задача “СМОТРИ В СЕРЕДИНУ СЛОВА”.

а) Л Е С

б) Ш УР А

в) КУ С ТЫ

М О Х

К УР Ы

КУ К ЛЫ

С выделением середины слова.

Красный кружок дает акцент зрению. Дети очень быстро понимают, что от них требуется: не смотреть на первый слог, тренировать зрение, видеть все слово!

Постепенно вводится чтение предложений. Предложения также подбираются строго в определенном порядке:

а) Чтение предложений со словами в два слога:

Каждый раз, переходя к новому виду работы над беглым чтением, чётко ставлю цель перед детьми. В данном случае мы не просто читаем предложения, мы – “связываем” слова узелками. (Читаем по пометам).

БЫЛО ЛЕТО.
МАМА УIIIЛА.
САНИ НОВЫ.
КАТЕ ДАЛИ МЫЛО.
ОНА МЫЛА РУКИ, ЛИЦО И ШЕЮ. и др.

б) Чтение предложений со словами в 2-3 слога:

ДЕТИ РЕШАЛИ ЗАДАЧИ.
МАМА КУПИЛА СУХАРИ.
ПАПА ЧИТАЕТ ГАЗЕТУ. и др.

в) Чтение предложений со словами в 3-4 слога:

НАТАША УРОНИЛА ТАРЕЛКУ.
МАЛЫШИ ПОЛУЧИЛИ ИГРУШКИ.
СЕРЕЖА НАРИСОВАЛ САМОЛЕТ.
ДЕВОЧКИ ВОДИЛИ ХОРОВОДЫ. и др.

Наконец, дети переходят к чтению текстов с дополнительными пометами:

БЫЛ ЖАРКИЙ ДЕНЬ. ДЕТИ ГУЛЯЛИ У РОЩИ. ОЛЯ РВАЛА ЦВЕТЫ.
КИМ СОБИРАЛ ЯГОДЫ. ВДРУГ ДЕТИ УСЛЫШАЛИ ШУМ. ЭТО РЫЧАЛ 
БОБИК и др.

3. Результаты работы по данной технологии.

Уже к концу 1 четверти в 1 классе все дети усваивают прием чтения целым словом, а к концу года читают выше положенной нормы, предусмотренной Программой Министерства просвещения РФ. Быстрое чтение активизирует процесс мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения от начальной до средней школы.

Основы моих разработок вошли в “Копилку передовых мыслей” Педагогического университета г.Бийска, факультета начальных классов.

4. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? — М., Просвещение, 1991.

2. Горецкий В.Г. Теоретические основы и содержание курса учебного чтения в начальной школе// Начальная школа — 1989. — N 1. — с. 9.

3. Запал З. Постепенное включение чтения в учебный процесс Начальная школа — 1985 — N 2. — с. 74.

4. Затопина Т.Е. Учить видеть красоту слова!! Начальная школа — 1985 — N 7. — с. 25.

5. Исакова Л.О. Изучение ударения учащимися шестилетками П-I1i класса Начальная школа — 1986. — N 7. — с. 66.

6. Кифоренко Н.Н. Роль иллюстративного материала “Азбуки” в обучении грамоте Начальная школа — 1986.— N 5. – с. 17.

7. Климанова Л.Ф. Развитие советской методики чтения за 70 лет// Начальная школа — 1987. — N 11. — с. 16-20.

8. Курдюмова Т.Ф. Проблемы преподавания литературы в средней школе. — М., Просвещение. 1985.

9. Куклина Н.Н. Как я развиваю речь детей// Начальная школа — 1985. — N 11. — с. 20.

1 0. Лавринович И. И. О чтении детей. М., 1960.

11 . Линкова И. Час книги. — М., Книга, 1988.

12. Макарова В.И. Использование игровых моментов при обучении грамоте// Начальная школа — 1986. — N 6. — с. 13.

13.Нечаева Н.В. Изучение результативности развития речевой деятельности младших школьников. — М., 1996.

14.Одиноков В. Чтение как искусство. — Новосибирск, 1986.

1 5.Паль Р. Человек приду книгу. — Советская Россия, 1983.

16.Полевская М.Ф. Формирование навыков чтения в 1-2 классе!! Начальная школа—1988. — N6. — с.27.

1 7.Полозова Г.Д. Всем лучшим во мне я обязан книгам. — М.: Просвещение, 1990.

18.Семанова М.Л. Анализ художественного произведения. — М.: Просвещение, 1987.

1 9.Цукерман Г.А. Игровые формы обучения чтению!! Начальная школа — 1989. — N 5. — с. 28.

20.Чирва Книга в твоих руках. — М.: Просвещение, 1985.

21. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. – Знание, 1991. – N 1

22. Яковлева В.И. Обучение пересказанного прочитанного// Начальная школа – 1985. – N 1. – с. 53

© 2003–2015 ИД «Первое сентября»



Предварительный просмотр:

Особенности  обучения математике в рамках  ФГОС.

Докладчик: Севил Лариса Эрикчеевна,

 учитель начальных классов

МБОУ Кызыл-Сылдысская СОШ

  • Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего обучения. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования- основные задачи государственных образовательных стандартов нового поколения.

  • В начальной школе  математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное овладение математическим языком станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах школы.
  • Изучение  математики  в  начальной   школе  направлено   на достижение   следующих    целей:
  • Математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающих предметов, процессов, явлений в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать обоснованные и необоснованные суждения.
  • Освоение  начальных математических знаний. Формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики:

     - вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей,     оснований для упорядочивания, вариантов)

     - понимать значение величин и способов их измерения;

     - использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций;

     - работать с алгоритмами выполнения арифметический действий, решения задач, проведения простейших построений;

     - проявлять математическую готовность к прдолжению образования.

  • Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседненвной жизни.
  • В стандарте особое место отведено  деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

  •  Содержательный компонент программы  («Чему учить?) существенно не меняется. Он представлен разделами: «Числа и величины», «Арифметические  действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры.», «Геометрические величины». К перечисленному добавляется раздел «Работа с данными (информацией)» .

Выпускник научится:

  • читать несложные готовые таблицы;
  • заполнять неложные готовые таблицы;
  • читать несложные готовые столбчатые диаграммы.

Выпускник получит возможность научится:

  • читать несложные готовые круговые диаграммы;
  • достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
  • сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;в разной форме ( таблицы и диаграммы);
  • распознавать одну и ту же информацию,  представленную в разной форме ( таблицы и диаграммы);
  • планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
  • интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).

Итак, как учить?

«Если действовать не будешь, ни к чему ума палата,» -- писал  Шота Руставели.

  • Очевидно, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения недостаточен для реализации нового социального заказа. Ясно также, что новые подходы к обучению не должны быть противопоставлены опыту традиционной школы в передаче молодому поколению системы культурных ценностей.

  • Технология «деятельностного метода обучения», разработанная педагогическим коллективом под руководством к.п.н. профессора Людмилы Георгиевны Петерсон, получила наибольшее распространение. При этом новая технология, новый способ организации обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовываетее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей.

Объяснительно-иллюстративный и деятельностный способы обучения в организации учебного процесса.

Объяснительно-иллюстративный

Компоненты учебной деятельности

Деятельностный

Задается учителем.

Цель- предполагаемый результат.

В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие цели.

Используются внешние мотивы.

Мотивы- побудители к деятельности.

Опора на внутренние мотивы.

Выбираются учителем.

Средства- способы осуществления деятельности.

Совместный с учащимися выбор.

Инвариантные, предесмотренные учителем.

Действия- основной элемент деятельности.

Вариативные, возможность индивидуального выбора.

Уровень усвоения знаний.

Результат- конечный продукт.

Позитивные внутренние личностные изменения.

Сравнение результативности с эталонами.

Оценка-критерий достижения цели.

Самооценка на основе применения индивидуальных эталонов достижения

  • Принцип деятельности предполагает, что новые понятия  и отношения между ними не даются детям в готовом виде, а добываются ими самими в процессе собственной  учебной  деятельности.Как организовать такое обучение?

  • Очевидно, что любая деятельность начинается с осознания человеком потребности в этой деятельности, личностного отношения к ней. Поэтому вначале важно обеспечить самоопределение детей к деятельности на уроке и подготовить их мышление к построению нового знания. После этого учитель подводит учащихся к постановке перед собой цели деятельности и организует самостоятельный поиск ими и «открытие» нового знания. Таким оброазом, дети строят «свою» математику, поэтому математические понятия приобретают для них личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.

        Например, на уроке математики во 2 классе по теме «Умножение» учащимся предлагается ряд заданий, решение которых сводится к вычислению сумм одинаковых слагаемых (2+2+2+2+2=8). Затем дается задача: «На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Солько пуговиц надо пришить на 860 рубашек? (практическое задание, не выполнимое вообще). Составляя выражени 9+9+9+9+..., ученики начинают испытывать затруднение (возникновение проблемной ситуации).

  • Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний. Это значит, что ученик проходит 4 звена научного творчества.

Цель урока

Этапы урока

Творческие звенья деятельности учащихся

З

Н

А

Н

И

Я

В

В

Е

Д

Е

Н

И

Е

Постановка учебной проблемы- формулирование вопроса или темы урока.

Поиск решения- открытие субъективно нового знания.

ВОС

ПРО           ИЗ

   ВЕ

          ДЕ

         НИЕ

Выражение решения – выражение нового знания в доступной форме

Реализация продукта- представление продукта учителю и классу

Структура урока по технологии деятельностного метода.

1. Самоопределение деятельности.

2. Актуализация знаний.

3. Постановка учебной проблемы.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

5. Первичное закрепление  во внешней речи.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

7.Включение в систему знаний .

8. Рефлексия деятельности.

  • Некоторые примеры учебной деятельности на уроках математики.

  • Игры и эксперименты (с числами и числовыми закономерностями, с телами и формамибс величинами , с возможностями различных исходов событий и др).
  • Работа с учебными моделями (числа и их свойства, отношения , операции и др).
  • Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация , сравнение (чисел, тел, форм ,объектов, закономерностей и тд).
  • Конструирование и создание (моделей,математических выражений, схем , несложных таблиц и диаграмм и тд.)
  • Ежедневный счет, вычисления, решение задач

  • Подготовка проблемного урока занятие непростое,но во многих образовательных моделях проблемная технология уже заложена. Яркий пример – комплект «Школа  России».

Учебник математики выстроен так, что обеспечивает открытие знаний учащихся. Методические рекомендации для учителей предполагают готовые разработки проблемных уроков. От педагога требуется точно понять и грамотно воплотить авторский замысел.

  • Основные  особенности курса.

1 .Ориентация на развитие духовного потенциала личности ребёнка, его творческих способностей и интереса к предмету.  (Задания типа: «придумай», «найди», «составь», «выбери», «нарисуй» , «сравни» и т.д).

  1. Связь   с практикой, с реальными проблемами  окружающего мира.
  • Математическое моделирование (от количества к цифре);
  • Внутремодельное исследование (сложение и вычитание однозначных чисел, таблица , сложение, операции над двузначными числами);
  • Приложение полученных результатов к реальному миру (решение , составление текстовых задач)

  1. Реализация приемственности содержания между дошкольной подготовкой, начальной и средней школой.
  2. Формирование стиля мышления, необходимого для успешного использования электронных средств.
  • Расширению  и углублению математических представление учащихся начальной школы  способствует из участие во внеурочной деятельности  (кружки,  факультативы и проектная деятельность).

     

        Наиболее удачной с точки зрения поставленных целей формой  работы на занятиях и уроках является групповая работа , так как  она позволяет : 

А) детям:

  • Получить эмоциональную содержательную поддержку , без которой многие из них вообще не могут включиться в общую работу класса без принуждения, у робких и слабо подготовленных детей развиваются симптомы школьной тревожности, а у лидеров  портится характер;
  • Попробывать свои силы в ситуации , где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса;
  • Приобрести опыт выполнения важнейших функций , составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование;

Б) учителю:

  • Использовать дополнительные средства вовлечения детей в содержание обучения;
  • Сочетать на уроке «обучение» и «воспитание»,  одновременно строить личностно-эмоциональные и деловые отношения детей;
  •  Вести систематическое наблюдение  (мониторинг) за формирование учебного сотрудничества в классе.

Такую педагогическую задачу можно решать с помощью проектных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы обучения правильному, сознательному, беглому и выразительному чтению учащихся с умственной отсталостью

В статье описаны приёмы обучения правильному, сознательному, беглому и выразительному чтению учащихся с умственной отсталостью,различные игры,виды упражнений для формирования этих навыков....

Формы и методы обучения правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению

Выразительное чтение играет большую роль в общей системе развития речи школьников. Особое значение приобретают занятия выразительным чтением в начальных классах школы, где происходит процесс усвоения ...

Формирование навыка правильного, беглого и выразительного чтения у младших школьников

В статье описывается система упражнений для формирования техники чтения у младших школьников...

Пути формирования правильного, беглого и выразительного чтения

В статье раскрываются основные аспекты развития навыков чтения в первом классе....

Методика обучения беглому, правильному осознанному выразительному чтению в начальных классах школы –интерната.

В настоящее время актуальна проблема формирования у учащихся правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения, т.к. в последние годы в стране наблюдается значительный рост количества учащихся...