Рекомендации "Как провести урок в незнакомом классе"
учебно-методический материал (3 класс) на тему

 Рекомендации по проведению урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в незнакомом классе, самоанализ урока

Ситуация конкурсного урока по сравнению с уроком в своей школе (назовем его обычным уроком) имеет немало существенных особенностей. Для успеха выступления на конкурсе важно эти особенности видеть, оценивать и учитывать при выработке стратегии, планировании урока, его проведении и самоанализе.

На конкурсном уроке, в отличие от урока обычного, целью учителя являются не только те знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся, но и демонстрация своего профессионализма. Обеспечить достижение данной цели - весьма трудная задача, поскольку, во-первых, ее нужно решить в рамках весьма ограниченного промежутка времени; во-вторых, члены жюри часто стоят на различных педагогических позициях: если для одних, скажем, наиболее весомым качеством учителя является его эрудиция или артистизм, то для других — умение организовать учебно-познавательную деятельность самих учащихся.

Обучающие цели и задачи воспитания и развития должны быть «привязаны» к учащимся: их наличному уровню владения учебным материалам, степени сформированности интеллектуальных умений, характеристикам воспитанности и др. В то же время учитель в незнакомом для него классе может не иметь соответствующей информации. Тогда приходится формулировать цели и задачи «на глазок», что не делает урок продуктивным. Если ход обычного урока можно почти полностью спрогнозировать, то конкурсный урок во многом непредсказуем, поскольку для учителя каждый ученик класса — загадка. Трудно заранее однозначно предположить, как ученики будут реагировать на задания, реплики и вопросы НОВОГО для них учителя. Неизвестны уровень обученности детей, их способность к обучению, уровень учебной мотивации, умение взаимодействовать при выполнении заданий с одноклассниками и т.п.

Сам учитель-конкурсант испытывает психологический  прессинг,  обусловленный   ситуацией   неопределенности,  незнакомым классом, внимательными взорами жюри, видеокамерой, «чужими стенами» класса.

Как на обычном, так и на конкурсном уроках учебное содержание может быть одинаковым, однако в силу ТОГО, ЧТО на конкурсном уроке учителю предстоит работать с незнакомым классом, существует риск сосредоточиться на текстах, к пониманию которых учащиеся еще не ГОТОВЫ, на заданиях и задачах, которые непосильны потому что чрезмерно просты либо чрезмерно сложны для учеников. Сложно определиться с деятельностным содержанием: способами мышления и деятельности, на усвоение которых МОГ бы быть направлен урок.

Большой вопрос для конкурсанта, в какой форме провести урок, на каких формах организации учебно-познавательной деятельности учащихся остановить свой выбор, какие методы обучения применить, какие средства использовать. Они выбираются, с одной стороны, с учетом целей и задач урока, его содержания, особенностей педагогического стиля и предпочтений учителя, с другой стороны, исходя из особенности класса, умений и предпочтений самих учащихся. В своем классе учителю все более-менее ясно, в незнакомом же — очень многое неопределенно. Если во время урока выяснится, что ученики не готовы работать в предложенной конкурсантом форме, использовать предложенное средство, то может быть «прокол». Каждый ли учитель сможет его превратить в достоинство, показать, как он талантливо выходит из создавшегося затруднения?

Специфика образовательного результата конкурсного урока состоит в том, что важно продемонстрировать по его завершении определенный образовательный эффект. Если результативность обычного урока может быть выявлена и оценена, скажем, на следующем уроке (хотя и на обычном уроке такая отсрочка редко оправдана), то на конкурсном — желательно помочь жюри увидеть, чему научились дети.

Специфика разработки проекта конкурсного урока состоит в том, что этот проект в отличие от обычного урока имеет двойное назначение: во-первых, он служит организатором деятельности учителя и учащихся, поскольку прописывает последовательность этапов занятия; во-вторых, он является предметом оценки со стороны жюри. Поэтому проект урока (в виде плана, плана-конспекта, технологической карты) должен быть педагогически обоснованным продуктом учительского творчества, предназначенным для урока в конкретном классе по конкретной теме и свидетельствующим о высоком профессиональном уровне, степени развития проектировочных и конструкторско-технологических способностей его автора. Сложность проектирования предопределяется не только неопределенностью ситуации, но и необходимостью учителя согласовывать советы тренеров с собственными представлениями о том, каким должен быть урок. Часто эти советы бывают весьма противоречивыми, что, впрочем, естественно для гуманитарной сферы деятельности, к которой принадлежит деятельность педагога.

Специфика конкурсного урока детерминирует необходимость предурочного пояснения учителем-конкурсантом основных положений его дидактической системы, наглядной иллюстрацией которой является открытый для жюри урок. Это принципиально важно, поскольку таким образом учитель может представить экспертам не фрагмент своей педагогической деятельности, а целостную систему. Более того, проводя урок без предварительного объяснения его концептуальных основ и замысла, учитель рискует быть непонятым и низко оцененным всеми или отдельными экспертами.

Отсюда следует категорический императив: оргкомитет конкурса должен предусматривать в его регламенте предурочные презентации конкурсантами своих дидактических систем. Содержание выступления (письменного пояснения) конкурсанта должно, на наш взгляд, включать аспекты:

  1. характеристику дидактической системы;
  2. характеристику класса, в котором учитель будет проводить урок (это позволит членам жюри увидеть, что педагог умеет планировать работу и действовать адекватно ситуации и особенностям класса);
  3. место урока в учебной программе;
  4. замысел (проект) предстоящего урока и основания, на которых этот план был построен. После презентации учитель может ответить на вопросы жюри. Члены жюри должны увидеть, что урок планируется именно таким, поскольку таковы система работы учителя, класс, учебная тема.

Для оптимизации процесса проектирования урока конкурсанту важна предварительная встреча с учителем его будущих учеников. Продуктивность встречи повысится, если будет заранее составлен список вопросов, на которые необходимо получить ответы: по изучаемому учебному материалу, о самих учащихся, об особенностях педагогического стиля их учителя, о «любимых» способах учения учащихся класса и др. Важно получить от постоянного учителя этих учеников максимально полную информацию.

Предстоящий урок целесообразнее описывать в виде технологической карты, в которой указывать, помимо цели и задач урока, задачи, продолжительность и ожидаемые результаты каждого его этапа, содержание деятельности учителя и учащихся на каждом этапе. При этом предпочтительно проект урока представлять не в форме таблицы, а текстом или сочетать текст и таблицу. На случай непредвиденных обстоятельств рекомендуется планировать деятельность учащихся и готовить учебные материалы для запасных вариантов развития событий на уроке ( 3 варианта урока).

Проект урока должен удовлетворять критерию системности, то есть все его компоненты (целевой, содержательный, процессуальный, контроль-оценочный) должны быть взаимообусловлены, например, именно то что обозначено в качестве цели, должно проверяться на выходе урока (цель — это планируемый результат деятельности).

Каким быть уроку — должен принять решение сам учитель, а не его тренеры. Это решение находится не вне его, а внутри, поскольку учитель сам лучше знает свои возможности, лучше советчиков понимает, как адаптировать свой опыт, способности к новой ситуации. Дело тренера посредством целесообразных вопросов подвести учителя к принятию решений по поводу замысла урока.

На самом уроке важно, чтобы члены жюри видели и понимали, что и как делают на уроке дети, зачем они это делают. В заключительной части занятия важно предусмотреть визуализацию полученных результатов, соотнесение их учащимися со сформулированными целями.

Общими требованиями к уроку являются:

  1. Определенность, ясность, четкость и реальность основной

дидактической цели урока.

2.        Изучение содержания учебного материала на правильной
психолого-дидактической основе.

  1. Педагогически оправданный подбор форм и методов для занятия в целом и каждого его структурного элемента.
  2. Целесообразное сочетание групповой, фронтальной и индивидуальной работы учащихся в зависимости от общей дидактической и частных целей урока.

При подготовке и проведения урока следует обратить внимание на следующие позиции:

1) Основная учебная цель урока (цель сформулирована в методических рекомендациях или намечена учителем самостоятельно):

а)        правомерность постановки данной цели в цикле или блоке
уроков (если она ставится самостоятельно);

б)        достижение цели на уроке (на различных уровнях, например, на уровне ознакомления и осмысления, на уровне репродукции и использования на уровне комбинирования и на продуктивном уровне).

2) Сопутствующие учебные воспитательные и развивающие цели:

а)        правомерность их постановки;

б)        соотнесение их с основной целью;

в)        степень и уровень достижений.

3)        Методическая логика урока:

а)        структура урока и ее обоснованность;

б)        хронометрирование урока (его структурные компоненты) и
целесообразность распределения времени;

в)        целесообразность и характер проверки домашнего задания;

д)        характер постановки цели для учащихся и мотивирование
учащихся (даются учителем или выводятся учащимися, записываются на доске или в тетради для учащихся, осуществляется ли в ходе урока соотнесение промежуточных результатов с целью);

е)        характер представления нового материала со стороны учителя и характер его восприятия и осмысления учащимися
(исходит ли инициатива от учителя или учеников или является переменной, степень самостоятельности учащихся);

ж)        развитие навыков и умений;

з)        результативность урока, оценочная деятельность учителя и
самооценка учащихся, организация домашней работы.

4)        Использование различных средств обучения: заданий различного характера, образцов, инструкций, алгоритмов, опор (схем, моделей, смысловых содержательных вербальных ориентиров, текстов
как опор, планов, иллюстративная и прочая наглядность и т. п.);
ключей для самоконтроля, временных ограничителей, информационных источников (в том числе использование технических средств
обучения, доски, карточек, плакатов, опорных сигналов):

а) адекватность использованных средств основной цели урока;

б)        правомерность использования средств обучения на данном
этапе урока — на этапе подачи нового материала, на этапе
усвоения, контроля (перехода к более высокому уровню овладения и использования материала), на этапе самооценки;

в)        эффективность использования средств обучения в данном
классе;

г)        грамотное использование и сочетание различных средств.

6)        Использование различных методических приемов:

а)        адекватность данного приема цели или сопутствующим задачам;

б)        обоснованность места использования данного приема;

в)        эффективность использования приема.

6)        Использование различных организационных форм при обучении (индивидуальная, групповая, парная, фронтальная формы организации работы).

7)        Содержательная логика урока, его информационная ценность.
При оценке конкурсных уроков жюри была использована следующая критериальная база:

  • постановка целей: организация постановки цели урока учителем; определение учащимися целей собственной учебно-познавательной деятельности; понимание и принятие цели урока учащимися;
  • реализация содержания учебного предмета: установление внутрипредметных связей, связей содержания образования с личным опытом и интересами детей, их возрастными особенностями; обеспечение практической направленности содержания учебного предмета; обеспечение направленности содержания урока на развитие личностных качеств учащихся;
  • деятельность учителя на уроке: рациональность организации учебно-познавательной деятельности и учебной коммуникации учащихся; владение учителем педагогическими техниками речи, диалога, влияния, понимания, обратной связи и др.; реализация контрольно-аналитической, оценочно-коррекционной функций;
  • деятельность учащихся по приобретению знаний и освоению способов работы с информацией; самостоятельному поиску и принятию решений; взаимодействию с одноклассниками и учителем;
  • использование средств обучения: организация индивидуальных, групповых и коллективных форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся; применение методов обучения и стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся; рациональность включения дидактического оснащения в учебный процесс;

• оценка эффективности урока: текущий и итоговый контроль и оценка индивидуальной, групповой и коллективной учебно-познавательной деятельности учащихся; участие ребят в оценке процесса и результатов учебно-познавательной деятельности; использование данных оценки эффективности урока для постановки перспективных целей, определения содержания и объема домашнего задания.

Самоанализ урока

Основные требования к самоанализу: место урока в системе уроков по изучаемой теме; обоснование обучающей, развивающей и воспитательной целей урока и выполнение намеченного плана урока; характеристика класса и мотивировка отбора учебного материала для данного урока; психологическая и педагогическая оценка системы учебных заданий и упражнений, выполненных учащимися на уроке; оценка развития самостоятельного мышления учащихся на уроке. Мотивировка выбора методов работы на уроке, оценка соответствия данных методов целям и содержанию урока, выполнению поставленных обучающих, развивающих и воспитательных целей, удовлетворенность или неудовлетворенность учителя уроком (его отдельными частями): меры, намечаемые учителем по устранению отмеченных недостатков, оценка и обоснование достигнутых на уроке результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как провести урок-исследование

Методика проведения урока-исследования...

Интегрированный урок с презентацией по русскому языку и литературному чтению во 2 классе.Тема: Пословицы и поговорки"Закрепление изученного в 1 классе.Составила урок учитель начальных классов МОУ сош №9 г.Надыма Кульбашева Ольга Николаевна.

Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению рекомендуется проводить во 2 классе в начале учебного года.Цель урока: формирование ключевых компетенций у учащихся.На уроке закрепляются ...

Конспект урока по русскому языку с презентацией во 2 классе по теме "Развитие умения находить в словах суффиксы." по программе "Школа 2100". Соответствует требованиям ФГОС. Данная разработка поможет учителю провести урок по данной теме.

Работа на уроке направлена на развитие умений находить суффиксы в словах. Наблюдая за изменением суффикса и изменением его значения, составляются группы суффиксов по их значениям. Структура урока позв...

Урок математики в 1, 3 классе- комплекте. Тема урока в 1 классе:«Закрепление знаний таблицы сложения и вычитания в пределах 10» Тема урока в 3 классе: "Приемы умножения и деления в пределах 100. Закрепление"

На уроке ребята отправились в новогоднее путешествие, где познакомились с Дедами Морозами разных стран и узнали, как празднуют Новый год в других частях планеты. За время путешествия закрепили на...

Опыт работы учителя английского языка в дистанционном формате. Как провести урок, используя только бесплатные ресурсы сети интернет.

В данной статье проводится обобщение и систематизация ресурсов, которые помогают учителю проводить полноценные уроки в дистанционном формате, используя современные образовательные технологии, исходя и...

Как провести урок музыки

Рекомендации для начинающих учителей музыки....

Действие с многозначными числами или как провести выпускной в 4 классе.

Предложены различные виды  работы по математической грамотности...