Портфолио учителя как форма интеграции текущих результатов профессионального роста педагога. Основные плюсы и минусы.
статья на тему

Неткачева Светлана Вячеславовна

         В соответствии с концепцией модернизации российского образования школа должна создавать условия, которые бы обеспечивали «запуск» механизмов самообразования и самоактуализации личности. Одним из таких средств может стать портфолио учителя.

Среди учителей портфолио завоевывает все большую популярность, и становится необходимым для педагогов повышающих свой профессиональный уровень.

     

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          Выступление  на педагогическом совете по теме:

        «Портфолио учителя как форма интеграции текущих результатов

         профессионального роста педагога. Основные плюсы и минусы.»

      В соответствии с концепцией модернизации российского образования школа должна создавать условия, которые бы обеспечивали «запуск» механизмов самообразования и самоактуализации личности. Одним из таких средств может стать портфолио учителя.

Среди учителей портфолио завоевывает все большую популярность, и становится необходимым для педагогов повышающих свой профессиональный уровень.

Диагностика профессиональной деятельности и создание портфолио позволяет:
- реально представить результаты своего труда;
- увидеть свои резервы;
- иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию

У технологии портфолио есть свои плюсы:

1. Портфолио позволяет педагогу более широко и разнообразно презентовать свои достижения,умения и направления деятельности, выходы за рамки специальности и предметов преподавания.

2. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности – обучающей, воспитательной, творческой, самообразовательной.

3. Портфолио – сбалансированная презентация как формализованных достижений педагога, так инаглядных примеров, продуктов его деятельности.

4. Благодаря портфолио изменяется внешняя экспертиза и контроль на самоконтроль и проектирование своей профессиональной траектории.

5. Основная цель портфолио – проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя, поэтому использование технологии «портфолио учителя» очень важно для педагогического коллектива.

6. Портфолио обеспечивает накопление информации, необходимой для повышения и подтверждения квалификационной категории учителя.

7. Портфолио – одна из наиболее приближенных к реальному состоянию дел форма аттестации,которая ориентирует педагога на процесс самооценивания. С его помощью учитель может успешноосуществлять рефлексию и оценку собственной деятельности, чтобы подтвердить уровень своегопрофессионализма.

8. Представленные в портфолио материалы оцениваются как свидетельства профессионализмапедагога.

9. Основными принципами создания портфолио педагога являются:

– аутентичность оценивания (правдивое, объективное оценивание реальных достижений);

– полнота, конкретность, достоверность представленных сведений;

– объективность информации;

– системность;

– презентабельность.

10. Портфолио позволяет обеспечивать преемственность разных этапов процесса профессиональной подготовки и профессионального развития, помогает планировать, отслеживать и корректировать образовательную и карьерную траекторию педагога, а затем становится доказательствомроста его профессиональной квалификации.

Таким образом, портфолио учителя может стать мотивационной основой деятельности педагогаи помочь формированию его личности. «Портфель» обеспечит его возможностью индивидуальнойсамореализации, а основой для этого является план самообразования. Самообразование любого человека всегда возникает в ответ на потребность в знаниях. План самообразования обеспечивает повышение уровня мотивации к самообразованию, к совершенствованию профессиональной подготовки.

К минусам можно отнести следующее:

  1. затратность (распечатки, ксерокопии (особенно цветные), папки-накопители,
  2. фотографии,диски, видео-кассеты и др.);

2. систематическая, а не эпизодическая работа с папками - накопителями;

3.не заинтересованность администрации в том, чтобы учитель в системе  

   формировал свое портфолио, отчитывался перед коллегами, повышал свой  

   профессионализм.

Требования к оформлению портфолио и принцип работы

 1. Системность и регулярность самомониторинга.

2. Достоверность.

3. Объективность. Нацеленность автора на самосовершенствование.

5. Структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных

    пояснений.

6. Аккуратность и эстетичность оформления.

7. Целостность, тематическая завершенность представленных материалов.

8. Наглядность результатов работы.

9. Технологичность.

 

          Портфолио учителя оформляется в папке-накопителе с файлами. Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться. Состав портфолио завит от конкретных задач, которые ставит перед собой учитель.

Вашему вниманию предлагаются разделы портфолио учителя.

Разделы портфолио.

           Остановлюсь на структуре портфолио.

Структура портфолио учителя может быть представлена следующими разделами, содержание которых практически соответствует критериям и показателям конкурса лучших учителей в рамках реализации ПНП «Образование»:

Раздел 1. Общие сведения об учителе (данный раздел включает материалы, отражающие достижения учителя в разных областях):

  • личные данные;
  • копия диплома об образовании;

  • копии удостоверений (свидетельств) о повышении квалификации;
  • копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
  • копии грамот и дипломов;
  • другие документы по усмотрению педагога.

Раздел 2.Результаты профессиональной педагогической деятельности (данный раздел включает материалы, демонстрирующие динамику результатов педагогической деятельности за три года).

2.1. Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за три года

  • процент обучающихся, освоивших государственные учебные программы по преподаваемому предмету;
  • процент обучающихся, получивших «4» и «5», от общего числа обучающихся по преподаваемому предмету;
  • процент обучающихся, оставленных на повторное обучение, от общего числа обучающихся по преподаваемому предмету;
  • количество участников предметных олимпиад (суммарно за три года отдельно по уровням).

2.2. Позитивные результаты внеурочной деятельности по преподаваемым предметам:

  • количество участников научных конференций и научных обществ учащихся (суммарно за три года отдельно по уровням);
  • количество участников фестивалей, конкурсов, смотров, спортивных соревнований, выставок творческих работ по преподаваемым предметам (суммарно за три года отдельно по уровням).

2.3. Аналитическая справка, в которой представлен результат сравнительного анализа деятельности педагога за три года (контрольные срезы знаний, результаты диагностик и др.).

Раздел 3. Научно-методическая деятельность педагога. (В этом разделе помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога).

3.1. Наличие материалов, в которых обосновывается выбор программы, учебно-методического комплекта и образовательных технологий, список учебно-методического обеспечения.

3.2. Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и воспитательной работе:

  • участие педагога в экспериментальной работе (наличие программы эксперимента, образовательного проекта);
  • использование современных образовательных технологий;
  • использование в профессиональной деятельности информационно-коммуникационных и Интернет технологий;
  • участие в сетевых Интернет-проектах;
  • наличие и количество сертифицированных инновационных (авторских) программ и УМК.

3.3. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта:

  • обобщение педагогического опыта (перечень проведенных мастер-классов, открытых уроков, семинаров, «круглых столов» и др.);
  • наличие информационный карты обобщения педагогического опыта;
  • наличие методического сайта представления и тиражирования собственного педагогического опыта;
  • внедрение и распространение опыта учителя в рамках профессионального сообщества;
  • количество публикаций, методических разработок, презентаций (суммарно за три года);
  • создание учебного кабинета как творческой лаборатории или мастерской педагога-профессионала.
  1. Повышение квалификации, профессиональная переподготовка:
  • повышение квалификации за последние пять лет и наличие документа соответствующего образца;
  • обучение в аспирантуре, докторантуре, соискательство;
  • наличие ученого звания и (или) ученой степени;
  • наличие программы по самообразованию или «образовательному маршруту» профессионального саморазвития;
  • наличие государственных и отраслевых поощрений (наград, грамот, благодарностей, званий и т.п.)
  1. Участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах:
  • участие учителя в конкурсах (за три года);
  • наличие у учителя призовых мест (за три года).

Раздел 4. Внеурочная деятельность. (Раздел содержит материалы по внеурочной работе и дополнительным образовательным программам)

4.1. Позитивные результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя:

  • наличие форм организации внеурочной деятельности по предмету (кружки, секции, предметные недели и др.); Наличие системы воспитательной работы, утвержденной и признанной районным (школьным) методическим объединением классных руководителей;
  • количество проведенных воспитательных мероприятий для обучающихся класса и их родителей (суммарно за три года);
  • обобщение опыта работы учителя в качестве классного руководителя (открытые мероприятия, конкурсы, соревнования по воспитательной работе и др.);
  • наличие органа ученического самоуправления и участие родительской общественности в организации воспитательной работы класса;
  • участие учителя в конкурсах, смотрах, проектах по проблемам воспитания;
  • количество обучающихся в классе, совершивших правонарушения (за три года)

4.2. Наличие программы дополнительного образования (модифицированные, авторские).

4.3. Наличие творческих работ учащихся (в любой форме).

4.4. Наличие сценариев внеклассных мероприятий.

4.5. Отчеты о проведенных внеурочных мероприятиях (за три года объемом не более двух страниц).

Раздел5.Учебно-материальная база (в этом разделе помещаются материалы, характеризующие  учебно-методическое и техническое оснащение образовательных процессов):

  • список справочной и энциклопедической литературы в кабинете;
  • наличие технических, информационно-коммуникационных средств обучения;
  • наличиемедиатеки, различных средств наглядности и демонстрации;
  • перечень дидактических игр и раздаточного материала для организации деятельности;
  • наличие статуса (комната, кабинет, лаборатория) кабинета (справка).

5 лет назад , когда  работа по созданию и презентации   портфолио только начиналась  в свой портфолио я включила такой пункт как рефлексивный портфолио (личный план профессионального образования учителя) -это своего рода взгляд вперед, цели и задачи профессионального развития  на будущее.

Составляя портфолио необходимо избегать следующих групп ошибок:

1. Ошибки, связанные со сбором материалов для портфолио.

-  нарушение принципа добровольности при сборе документов и формировании

портфолио;

-  сбор материалов вместо учителя;

-  отказ учителю в помощи при формировании портфолио;

 -  формализация и соревнование при сборе портфолио.

2. Ошибки, связанные с формированием объема портфолио:

  -  сбор в портфолио только официальных документов;

-  включение в портфолио всех без исключения собранных документов и материалов;

-  сбор материалов только за ограниченный период.

3. Ошибки, связанные с подменой идеи портфолио традиционными схемами:

-  подмена портфолио обязательной характеристикой администрации или

  -  педагогического совета;

-  подмена систематической работы над портфолио разовой акцией;

-  завышенные требования к внешнему оформлению портфолио.

4. Ошибки, связанные с оценкой материалов портфолио:

-  стремление оценить баллами все материалы портфолио;

-  отсутствие единства оценки материалов портфолио.

Подходы к построению портфолио могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей учителя. Важно, чтобы учитель проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов

      Практическая значимость портфолио учителя:
- аттестация на квалификационную категорию;
- участие в национальном проекте «Образование», творческих конкурсах;
- лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ;
- систематизация деятельности учителя;
- стимулирующий фактор.

И, все-таки, хотелось бы верить, что портфолио осознается не только как способ зафиксировать профессиональные достижения, но и как импульс к самореализации и саморазвитию.

В заключение хотелось бы отметить, что никакое портфолио при оценивании учителя и его деятельности не сможет заменить открытого урока или мероприятия, в котором непосредственно осуществляется диалог учитель — ученик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональный рост педагога-технология саморазвития

Технология саморазвития "20 жизненых целей"...

Индивидуальный план профессионального роста педагога

Тема самообразования: Формирование УУД в рамках реализации ФГОС.Цели самообразования:освоить и внедрять новые педагогические и информационные технологии, направленные на индивидуализацию процесса обуч...

Самообразование как условие профессионального роста педагога"

Развитие образования делает сегодня все более актуальным решение проблемы профессионализма педагога, уровня его компетентности. Это обусловлено тем, что общество осознает необходимость качественного у...

Аттестация-2017 г. 3.7.Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышении качества образования.Профессиональный рост педагога (повышение квалификации по профилю педагогической деятельности)

3.7.Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышении качества образования.Профессиональный рост педагога (повышение квалификации по профилю педагогической деятельностиПовышение квал...

Профессиональный рост педагога (повышение квалификации по профилю педагогической деятельности)

Профессиональный рост педагога (повышение квалификации по профилю педагогической деятельности)...

Профессиональный рост педагога (повышение квалификации)

Профессиональный рост педагога (повышение квалификации)...

Приложение к справке_ Анализ работы учителя.Учебные и внеурочные достижения обучающихся. Трансляция педагогического опыта в течение межаттестационного периода. Дополнительная информация о результатах профессиональной деятельности педагога. 2018- 2022

Приложение к справке_Анализ работы  учителя Учебные и внеурочные достижения обучающихся. Трансляция педагогического опыта в течение межаттестационного периода. Дополнительная информация о ре...