Использование современных педагогических технологий в работе с умственно отсталыми детьми.
статья (4 класс) на тему

Кожемякина Вероника Саркисовна

В предложенной статье  описаны педагогические технологии, используемые в работе с умственно отсталыми детьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_tehnologii.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С УМСТВЕННО  ОТСТАЛЫМИ ДЕТЬМИ.

Учение – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность каждому ребёнку помогают образовательные учреждения. Одним из таких учреждений является наша Сухоложская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

В нашей школе обучаются разные  категории детей, среди них дети с нарушением интеллекта. У меня в 4 классе, кроме детей с задержкой  психического развития,  обучаются дети по общеобразовательной  программе для детей с умственной отсталостью.

Умственно отсталые дети – одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Понятие «умственно - отсталый ребенок» включает  весьма разнообразную по составу массу детей, которых объединяет наличие повреждения коры головного мозга, имеющее диффузный характер. У таких детей сочетаются нарушения развития разных сфер: эмоциональной, интеллектуальной, речевой, двигательной, сенсорной.

 Целью коррекционного обучения и воспитания  детей с нарушениями интеллекта является снижение зависимости ребенка от посторонней помощи, стимулирование его активности, адаптации к окружающей и социальной среде. 

Задачи по обучению детей с умственной отсталостью:

  • дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам;
  •  воспитать  такие  личностные качества  как:  честность, правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду;
  • подготовить  детей  к  реабилитации в обществе.

Для реализации поставленных целей и задач обучения   необходимо  применение различных методов, приёмов  и педагогических технологий.  Среди  многообразия современных образовательных технологий  я    выбрала и хочу рассказать о тех, которые, на мой взгляд, в большей степени способствуют  лучшему усвоению и запоминанию учебного  материала обучающимися с умственной отсталостью.

Педагогические технологии:

I   Информационно – коммуникативные технологии (ИКТ)

Наш век  — век всеобщей компьютеризации общества.    Современный ребёнок живёт в мире высоких компьютерных и инновационных технологий.  

Для   детей с нарушением интеллекта информация должна поступать небольшими порциями и постоянно повторяться, при этом необходимо создать эффекты, которые привлекали бы внимание учащихся

В своей практике я использую следующие  типы  урока для умственно отсталых детей:

  • урок усвоения новых знаний (компьютерная презентация);
  • урок  практических занятий, отработка полученных знаний  (компьютерная игра);
  • урок проверки  усвоенных знаний (компьютерные тренажёры);
  • комбинированные уроки.

Приступая к  обучению детей с нарушением интеллекта,  я изучила большое количество методов организации учебно-познавательной деятельности.  Из многообразия методов в своей педагогической практике я использую  те методы, которые, по моему  мнению,  наиболее полно решают задачи развития детей.

Словесные:

  • метод демонстраций (презентаций, фильмов, слайдов);
  • метод  иллюстраций (презентаций, слайдов);
  • интернет ресурсы;
  • интерактивная доска.

Наглядные:

  • объяснение материала с использованием слайдов, презентаций, интерактивной доски;
  • проговаривание слайдов;
  • обсуждение фильмов;
  • рассказ (по слайдам, презентациям и  интерактивной доске);
  • беседа по фильму.

Практические:

  • упражнения (применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса)
  •  устные упражнения и  письменные упражнения;
  •  практические работы (использование тренажёров).

Варианты организации деятельности с презентациями:

  • объясняю тему с использованием презентации;
  • ученики используют фрагменты презентации при повторении пройденного материала;
  • сохраняю отдельные слайды презентации в виде рисунков и на уроке даю задание по рисункам;
  • предлагаю детям, готовую презентацию разделив её на части,  даю задание подготовить сообщение по теме;
  • предлагаю детям готовую презентацию, в которой слайды перемещены. Задание – изучить предложенный материал и расположить слайды в нужном порядке;
  • даю детям задание изучить материал презентации и ответить на вопрос,  указать все лишние слайды.

Уроки с использованием информационно-коммуникативных технологий способствуют лучшему запоминанию и закреплению  пройденного материала.

II.   Здоровьесберегающие технологии

 Здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение, формирование и укрепление здоровья воспитанников с интеллектуальной недостаточностью.

 Умственно отсталый ребёнок, как и всякий ребёнок, растёт и развивается, но развитие его замедляется с самого начала и идёт на дефектной основе, что порождает трудности вхождения в социальную среду, рассчитанную на нормально развивающихся детей.

Обучение умственно отсталого ребёнка с применением здоровьесберегающих  методик,  имеет решающее значение для развития и их реабилитации в обществе.

Основополагающие принципы     здоровьесберегающих технологий

1.Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса.

В своём классе я стараюсь создать  атмосферу доброжелательности,  вселить веру  в силы ребенка, осуществляю индивидуальный подход в обучении,  для каждого ребёнка создаю ситуацию успеха.  Мои ребята являются активными участниками общешкольных, городских и областных мероприятий:

  • конкурс рисунков (общешкольный): «Огонь друг – огонь враг», «По страницам любимых сказок», «Детство без  жестокости и насилия»;
  •  конкурс рисунков (городской)  «Я – гражданин России»;
  • фестиваль толерантности (городской)  «Я, ты, он, она – вместе целая страна»;
  •  конкурс рисунков (областной) «Широкая масленица», «Мужчина рядом».                                         

2. Развитие двигательной активности.

Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться стойкой адаптации ребенка, сохранить и укрепить здоровье в условиях  специального учреждения.   Я провожу беседы, классные часы, игровые мероприятия по укреплению и сохранению здоровья («Весёлые старты», «Азбука здорового питания», «Экологические забеги», «Режим дня», «Правила закаливания»)

 3. Обеспечение адекватного восстановления сил.

Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходима во избежание переутомления. На каждом уроке я провожу  физминутки, гимнастику для глаз «Горизонтальная восьмёрка»,  дыхательная гимнастику,  пальчиковую гимнастику «Гномики - прачки», гимнастика для развития кистей рук  «Кулак-ребро-ладонь», упражнения на релаксацию «Путешествие на облаке», подвижные игры на переменах.

III. Игровые  технологии

Работая с детьми с интеллектуальной недостаточностью,  я пришла к выводу, что в обучении этих детей необходимо использовать игровые технологии.  Среди разновидностей  игровых технологий мне понравилась методика  «Игровой  стретчинг» автора Константиновой А.И.  После ознакомления с этой методикой, я стала применять её элементы в своей работе. Все занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений.

Мной  используется:

  • метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза,

двигательная имитация, подражание голосу), (например: «покажи ромашку, одуванчик», «покажи,  как ходит лиса, медведь).

  • метод театрализации, где я – режиссер, используя игровую атрибутику,

образ, активизирую пространственно-образное мышление, способствую высвобождению скрытых творческих и оздоровительных возможностей подсознания. Игры проводим   в виде сказочных путешествий (например: «путешествие по подводному царству», «погуляем по  зоопарку»), фантазий, когда дети сами придумывают встречи с животными (например: «ко мне в гости пришёл ёжик»).

Комплекс мероприятий по игровому стретчингу предусматривает:

  • преодоление нарушений физического развития и моторики,

пространственной организации движений;

  • формирование правильной осанки;
  • формирование и совершенствование двигательных умений и навыков

прикладного характера;

  • поддержание устойчивости физической работоспособности на

достигнутом уровне;

  • развитие внимания к своим движениям и действиям других;
  • развитие умений выполнять движения по словесной инструкции.

В игровой стретчинг можно включать танцевальные игровые композиции, которые обогащают детей яркими образными движениями.

Применение перечисленных педагогических технологий в процессе обучения детей с нарушением интеллекта способствует: повышению самооценки,  коррекции психических процессов, совершенствованию умений и навыков, которые помогут  в дальнейшей успешной адаптации  в современном обществе.

Литература. 

1.  Журнал "Начальная школа" №11, 2010г. Статья О.А. Стригоцкая "Веселые упражнения и подвижные игры".                                              

2.  Журнал "Начальная школа" №10, 2010г. Статья Н.Н. Давлятчина "Формирование основ здорового образа жизни средствами здоровьесберегающих технологий".                                                                   

3.   Никольская, И.А. Информационные технологии в специальном

образовании. – М.: Коррекционная педагогика, 2004.

4.   Пузанова Б.П. Обучение детей с нарушением интеллектуального развития. Олигофренопедагогика. Издание 3 под редакцией  Издательский центр "Академия". Москва 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в работе с умственно-отсталыми детьми по оздоровлению и профилактике заболеваний с использованием фольклора.

        На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов коррекционного обучения детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. Педагогический...

Здоровьесберегающие технологии в работе с умственно-отсталыми детьми по оздоровлению и профилактике заболеваний с использованием фольклора.

        На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов коррекционного обучения детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. Педагогический...

Здоровьесберегающие технологии в работе с умственно-отсталыми детьми по оздоровлению и профилактике заболеваний с использованием фольклора.

        На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов коррекционного обучения детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. Педагогический...

Нетрадиционный подход в работе с умственно отсталыми детьми. (из опыта работы)

Данный материал включает методы и приемы работы с детьми с умственной отсталостью....

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...

Использование современных педагогических технологий (игровая технология) на уроке английского языка (из опыта работы)

В данной статье предлагаются варианты игр, которые используются на уроках английского языка в начальной школе. Кропотливой работой на каждом уроке я стараюсь довести до сознания детей, что изучение ин...

Статья на тему: «Здоровьесберегающие технологии и социальная адаптация при работе с умственно отсталыми детьми в условиях надомного обучения»

Умственно отсталые дети являются одной из наиболее многочисленныхкатегорий, которые имеют определенные отклонения от норм развития. Данное определение включает большое количество совершенно разных дет...