Развитие звукопроизношения младших школьников в процессе сценического действия
опыты и эксперименты (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Цыдыпова Юлия Дылыковна

В данной исследовательской работе дефекты произношения звуков исправляются через сценические действия, содержащих эмоциональный язык. В практической части выбрана литература по логопедической и фонетической ритмике. Для реализации цели проекта использовались методы: беседа, чтение стихотворений, тестирование, транскрибирование, ролевые и артикулляционные упражнения, обыгрывание и инсценирование сказок. Деятельность по корректировке звукопроизношения продолжалась в течение 5 лет , в итоге дефекты произношения снизились.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovat.rab_._zvukoproiznosheniya.docx36.39 КБ

Предварительный просмотр:

                                                            Введение.

           Умение расслабляться в сценическом действии помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать своё внимание, снять возбуждение

           Содержанием данного направления моей работы является оптиматизация мышечного тонуса и совершенствование основных психомоторных качеств (динамической координации, двигательной памяти) во всех видах моторной сферы (общей, пальцевой, мимической, артикуляционной).

Актуальностью данной темы является то, что в последние годы уже в дошкольном возрасте у детей наблюдаются дефекты звукопроизношения. Вовремя неисправленные дефекты в дальнейшем потребуют больших усилий времени, а также могут привести к трудностям при обучении в школе.

           Цель моей работы в выявлении неправильных звукопроизношений у детей с помощью логопедической литературы и нахождении средств по устранению дефектов произношений.

           Объектом данного исследования являются дети 4-го класса.

           Предметом исследования являются произношение детей, причины нарушения звукопроизношения.

           В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:

  1. Изучить практический материал, направленный на создание системы психолого-педагогических условий;
  2. Ознакомиться  с методикой организации исследовательской деятельности;
  3. Включить учащихся 4-го класса в рефлексию проектировочных  действий;
  4. Обеспечить уровневую организацию психических процессов и развитие правильного произношения в процессе сценического действия.

          Гипотеза исследования состоит в том, что развитие правильного произношения младших школьников возможно через сценическое искусство, содержащим эмоциональное действие.

           Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы: беседа, работа над ритмизованными текстами и стихотворениями, диагностика, тестирование, игровые и сюжетно – ролевые ситуации.

                                      Основная часть.

                                               Глава 1.

                  Причины нарушения звукопроизношения у детей и этапы формирования их правильного произношения.

        Правильное четкое произношение звуков у детей напрямую зависит от скоординированной работы их артикуляционного аппарата. У некоторых в возрасте 4 – 6 лет наблюдается смазанная, нечеткая речь, которая является следствием вялых, неточных движений, недостаточной подвижности и тренированности мышц губ, языка, поэтому для формирования правильного произношения и быстрого преодоления физиологических нарушений речи необходимо развивать мышцы губ, щек, языка, нижней челюсти, совершенствовать координацию их движений.

        Если недостатки звукопроизношения не преодолеваются по мере роста ребенка и совершенствования его речи, они могут являться признаком более сложного нарушения речи, которое требует логопедической помощи и специального обучения.

        Встречаются следующие нарушения:

а) Дислалия – это нарушение звукопроизношения у детей, которое проявляется в дефектах воспроизведения звуков речи. Дислалия может быть функциональной и механической (органической);

б) Ринолалия – нарушение звукопроизношения и голосообразования вследствие анатомо-физиологических аномалий речевого аппарата. По своим проявлениям ринолалия отличается от дислалии наличием носового тембра голоса. Возникающего из-за нарушения небно-глоточного смыкания.

в) Алалия – недоразвитие или полное отсутствие речи, обусловленное органическим поражением речевых зон в коре головного мозга в период внутриутробного или раннего развития ребенка;

г) Афазия – полная или частичная утрата сформированной речи, возникшая у детей после 3-х лет или у взрослых  из – за поражения определенных отделов головного мозга (травм, опухолей, инфекционных заболеваний мозга, нарушения мозгового кровообращения);

д) Дизартрия – расстройство произношения, обусловленное недостаточным развитием речевого аппарата в результате органического поражения центральной нервной системы;

е) Общее недоразвитие речи включает в себя при нормальном слухе и интеллекте различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушается развитие всех компонентов речевой системы: ее звуковой и смысловой сторон;

е) Заикание – нарушение темпа и ритма речевой деятельности, вызванное судорожным состоянием речевых мышц, которое возникает в ходе речевого развития как расстройство функции общения.

    Чаще всего встречаются следующие нарушения произношения:

- пропуски (трудный звук выпадает из слова),

- искажения (звук произносится не так, как свойственно данному языку),

- замены смешения (похожие звуки не различаются по звучанию, положению речевых органов и меняются местами), но не всех звуков. А тех из них, произношение которых требует достаточного развития мышц языка. Его подъёма и скоординированности движений всех органов.

                          Это шипящие (ш), (ж), (ч), (щ);

                                 свистящие (с), (з);

                                 их мягкие варианты.

Значительно реже встречаются нарушения произношения звуков (к), (г), (х), (т), (д) и их мягких вариантов (j).

            Для обозначения неправильного произношения звуков приняты международные термины, образованные от названий соответствующих букв греческого алфавита с добавлением суффикса – изм:

  1. Сигматизм – нарушение произношения свистящих и шипящих звуков;
  2. Ламбдацизм – звуков (л-ль);
  3. Ротацизм – звуков ( р - рь);
  4. Каппацизм – (к – кь);
  5. Гамацизм (г - гь);
  6. Хитизм (х – хь);
  7. Йотацизм - (j).

Иногда ребенок может правильно произнести отдельный звук при повторении за взрослым в слогах, словах и предложениях, но в самостоятельной речи его не употребляет. Это связано с тем, что существует несколько взаимосвязанных и взаимозависимых этапов формирования у него правильного произношения.

I. Подготовительный этап направлен на формирование у ребенка положительного. Заинтересованного отношения к занятиям. Выработку необходимых точных и скоординированных движений его речевых органов с помощью артикуляционных  и дыхательных упражнений, развитие навыков звукового анализа и контроля над своим произношением, тренировку произвольного внимания и памяти.

II. Этап формирования начальных навыков правильного произношения включает постановку правильных звуков, закрепление правильного произношения в слогах, словах, предложениях, дифференциацию сходных звуков (развитие умения отличать похожие звуки друг от друга, отбирать их во время произношения, не смешивая между собой).

    Постановка отдельного правильного звука осуществляется с помощью необходимых для этого приёмов и способов. При появлении длительного правильного звука можно переходить к его закреплению, которое заключается в произнесении доступных ребенку, специально подобранных слогов, слов и предложений, насыщенных нужными звуками, проведении необходимых творческих речевых игр и упражнений.

    Работа по дифференциации сходных звуков необходима при наличии у ребенка их смешений и взаимозамен. Она включает повторение пар слов с этими звуками, подбор подходящих картинок, раскладывание их по группам, придумывание слов, содержащих один из смешиваемых звуков, определение их местоположения в слове и ряд других заданий.

III. Этап формирования коммуникативных навыков для развития у ребенка навыка выбора и употребления правильного звука в любых ситуациях общения. Для этого используются различные виды текстов, стихотворений, диалогов, проведение творческих упражнений и речевых игр в ходе повседневной жизни, игровой, учебной и других видов деятельности ребенка.

                                         Глава 2.

                       Пути решения практической работы.

        В качестве методологической основы для написания работы послужила экспериментальная работа по выявлению неправильного произношения звуков в словах, использованная в виде таблицы.

          Проведено исследование. На 1-ом этапе в 2009 -10 году в исследовании принимали участие 15 детей.

 Группы

Экспериментальная

 Контрольная

Количество учащихся в 2009-10 г

      15 детей

17 учащихся

Неправильное произношение

на 1-ом  этапе

      10 детей

17 учащихся

Параметры в %

      66 %

     98 %

        Для уточнения данных проведено заучивание детьми стихотворений. Данные свидетельствуют, что у 66 %  от всего количества учащихся затруднения, в произношении носовых дрожащих, свистящих, шипящих звуков. Поиск причины неправильного произношения устанавливаются через логопедическую литературу. Следует искать выход из сложившейся ситуации.

Следующим этапом ребята активно участвуют в реализации программы по развитию сенсомоторного уровня организации речи и движений, в которой планировались следующие работы:

  1. работа по формированию правильного дыхания проводится в определенной последовательности;

-  развитие таких качеств дыхания, как сила. Продолжительность, постепенность и целенаправленность. Игра «Потушение 10 свеч»;

-дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха;

2) работа по развитию общей моторики;

- развитию работоспособности мышц и выносливости способствуют упражнения на сопротивление «Кто сильнее?» (ребенок сцепляет руки в замок перед собой, педагог  пытается их разъединить), «Держим потолок» (ребенок вытягивает руки вверх над собой, педагог пробует их опустить, надавливая на раскрытие  ладони);

-развитие динамической координации крупной моторики осуществляется в играх и упражнениях, представляющих собой комплексы специально организованных движений и физических упражнений;

-для развития двигательной памяти следует подбирать упражнения, состоящие из 2-3 повторяющихся движений;

3) работа по развитию мелкой моторики;

-развитию статической координации способствуют такие игры, как «Птички кушают», «Замри», «Фокусник», суть которых заключается в активном придании кисти ребенка определенной позы;

-динамическая координация пальцев рук совершенствуется и развивается в играх с речевым сопровождением, построенных на принципах пальчиковой гимнастики;

4) развитие лицевой и артикуляционной моторики;

Развитие мимических мышц может строиться на использовании естественных мимических движений:

-«Плакса» - зажмуривание глаз;

-«Надуваем шарик» - надувание щек без сопротивления и с надавлением.

Для развития артикуляционной моторики на занятиях ритмикой проводятся упражнения для губ, языка, нижней челюсти.

-«Вкусное варенье» - круговое скользящее движение языка по губам;

-«Футбол» - движение языка вправо и влево в полости  рта с выпячиванием щеки.

После проделанной работы практика показывает, что особых изменений нет. Рассмотрев все традиционные и нетрадиционные подходы, предлагаю переходить к проведению занятий ритмикой для правильного произношения, используя средства логопедической и фонетической ритмики.

                                         Глава 2.

        Использование средств логопедической и фонетической ритмики для правильного произношения.

На современном этапе под логопедической ритмикой понимается одна из форм  кинезотерапии, направленная на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Комплексное воздействие, осуществляемое на основе логоритмических упражнений, позволяет решить следующие задачи: укрепить костно-мышечный аппарат, изменить общую реактивность организма. Разрушить патологические динамические стереотипы, способствует формированию пространственно- временных представлений и развивает способность произвольно передвигаться в пространстве. Данная система работы имеет большое значение для развития темпа и ритма речевого дыхания, укрепления мимической мускулатуры, формирования фонематической системы, развития темпо - ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, умения сочетать движения и речь, т.е. подчинять их единому ритму.

Между тем известно, что речь способствует формированию произвольной организации всех психических функций, входит в их структуру, регулирует деятельность и поведение.

Опыт практической работы позволяет использовать средства как логопедической, так  и фонетической ритмики.

Исторически под фонетической ритмикой понималась система двигательных упражнений. В системе различные  движения корпуса, головы, рук, ног сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков). На современном этапе развития науки фонетическая ритмика может представлять собой систему упражнений, направленную на формирование фонетически правильно оформленной речи на основе синтеза деятельности нейропсихологических функций (гностических, психомоторных, речевых) и ритмической способности.

Задачи фонетической ритмики соотносятся со следующими основными направлениями работы по нейропсихологической коррекции у дошкольников:

  1. развитие речедвигательного анализатора с целью формирования анализатора с целью формирования правильного звукопроизношения на основе совершенствования уровня общих движений;
  2. формирование навыков естественной речи с выраженной интонационной насыщенностью высказываний путем развития речевого дыхания, голосовой функции, темпа и ритма речи;
  3. развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти и других) и пространственных представлений как основы для успешного овладения навыками звукопроизношения и речи.

Достижение целей логопедической и фонетической ритмики и решение указанных задач осуществляется учетом следующих принципов:

  1. принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями  в развитии;
  2. принцип развивающего обучения основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключается в том, что обучение должно вести за собой развитие ребенка;
  3. принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия фонетической ритмикой;
  4. принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приемы активизации познавательных способностей детей. Перед ребенком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребенком изучаемого материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
  5. принцип постепенного повышения требований, предлагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующих навыков;
  6. принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учет возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых и музыкальных заданий;
  7. принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.

Реализация данных принципов происходит в процессе использования следующих средств:

- упражнений, активизирующих  внимание;

- упражнений, регулирующих мышечный тонус;

- ходьбы и маршировки в различных направлениях;

- счетных упражнений, формирующих чувство музыкального темпа;

- ритмических упражнений;

- упражнений на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

- пения;

- упражнений в игре в процессе сценического действия;

- игровой деятельности;

- упражнений для развития творческой инициативы.

По дифференциации средств воздействия традиционное занятие состоит из 5 основных разделов: упражнения на ориентировку в пространстве, ритмико-гимнастические упражнения, игры под музыку, танцевальные упражнения, творческие задания. На занятиях по каждому разделу должны присутствовать упражнения для снятия напряжения, расслабление и успокоение детей.

Упражнения на ориентировку в пространстве являются составным этапом каждого занятия, его организующим началом. Упражнения данного раздела направлены на то, чтобы научить детей организованности во время проведения занятий, например, строиться в шеренгу, колонну, цепочку, быстро находить свое место в строю, сразу проверять интервалы, сохранять правильную дистанцию, ходить по кругу, в заданном направлении, разными видами шага и т.д.

Ритмико-гимнастические упражнения способствуют развитию мышц шеи, плечевого пояса, корпуса, ног, согласованию движений рук с движениями ног, туловища, головы, выработке координации движений и необходимых музыкально - ритмических навыков.

Игры под музыку направлены на то, чтобы научить детей изменять движения одновременно со сменой музыки, в соответствии с музыкально - ритмическим образом.

Обучение детей танцам включает привитие навыков четкого выразительного исполнения основных движений и элементов танца, умений находить в движениях характерные особенности танцев.

Творческие задания позволяют каждому ребенку реализовать свои индивидуальные, ритмические, театральные и другие способности, делают занятия эмоционально богаче, способствуют у детей выработке в уверенности в себе и повышению самооценки.

Работа над дефектным произношением звуков выполняется следующими пунктами:

1.Артикуляционная гимнастика - это выполнение специально подобранных упражнений подвижными речевыми органами (губами, нижней челюстью, языком) с целью тренировки и совершенствования мышц. Упражнения выбраны с учетом возраста и индивидуальных возможностей ребенка, направлены на развитие у него недостаточных или отсутствующих артикуляционных движений.

2.Упражнения на развитие мышц нижней челюсти.

3.Упражнения на развитие мимических мышц.

4.Упражнения на развитие губных мышц.

5.Упражнения  на развитие мышц языка.

6.Упражнения на развитие дыхания.

7.Игровые дыхательные упражнения.

8.Проговаривание свистящих, шипящих, сонорных звуков.

        В течение занятия чередуются выполнение артикуляционных упражнений или проговаривание слов с рассмотрением и описанием картинок, составлением целой картинки из частей, отгадыванием загадок, проведением пальчиковых игр и физминуток. Все это не только повышает заинтересованность ребенка в занятиях, но и дает возможность переключить его внимание на другой вид деятельности. Этим ребенок имеет возможность избежать утомления и получить радость от общения.

        Также для формирования правильного произношения звуков, даже если звукопроизношение идет нормальными темпами, т. е. своевременно преодолены возрастные  физиологические дефекты речи, ему все же необходима помощь взрослых в развитии хорошей дикции и воспитании интонационной выразительности речи (ее мелодичности, ритма, ударения, эмоциональности). Не всегда можно добиться этого только по подражанию. Чаще всего требуется проведение словесных игр, чтение или пересказывание простых текстов, заучивание стихотворений и скороговорок, объяснение смысла пословиц, отгадывание загадок, составление рассказов по сериям картин и другие речевые игры.

Группы

Экспериментальная

 Контрольная

Количество учащихся в 2009-10 г

      15 детей

17 учащихся

Неправильное произношение

на 1-ом  этапе

      10 детей

17 учащихся

Параметры в %

      66 %

     98 %

Неправильное произношение

на 2-ом  этапе

      6 детей

17 учащихся

Параметры в %

        33 %

     98 %

Неправильное произношение

на 3-ем  этапе

          1 ученик

17 учащихся

Параметры в %

         7%

     98 %

Прослеживается  улучшение произношения на втором  формирующем этапе  эксперимента у 30% от количества учащихся неправильное произношение. Экспериментальная работа продолжится в течение трёх  лет, поэтому я ввела новые инновационные технологии по правильному произношению. 

          Работа над произношением не может проводиться в отрыве от орфографии. Для выработки навыков правильного произношения и правописания содействуют  роль звукобуквенный разбор слова и введение в обучение элементов транскрибирования. 

         Инновационная технология в обучении русскому произношению состоит из следующих задач: 

  • предлагать детям алгоритм произношения и чтения;
  • вводить в обучение основные элементы транскрибирования.
  • предусмотреть создание и использование специальных таблиц, предназначенных для предупреждения орфоэпических ошибок учащихся;
  • практиковать систематические упражнения, разработанные с учетом основных произносительных трудностей учащихся начальной национальной школы

На завершающем 3-ем  этапе проводятся театрализованные праздники, с помощью специально подобранных упражнений учащиеся разучивают скороговорки различной степени трудности, отрабатывают правильное произношение звуков,  обсуждают  и отрабатывают интонационное решение в произношении различных фраз, учатся различным театральным позам, разучивают комплексы упражнений на развитие координации движений, пластики тела. Специально подобранные упражнения позволяют обучать младших школьников работать в группе, паре, чувствовать настроение, характер, желания партнеров по сцене. Особый вид заданий направлен на постановку этюдов по произведениям, с которыми дети познакомились на уроках литературного чтения. Большое внимание уделяется правильному построению фраз, коррекции речевых ошибок.

На завершающем этапе в 3- 4 классах на уроках русского, бурятского языках вводились транскрипционные знаки.

Экспериментальная работа, пройденная в 3 этапа завершилась. Усвоение  учащимися правильного литературного произношения - это процесс сложный и длительный, поэтому она продлилась в течение 5-ти лет.

 I    этап - 0 класс, 2009-10 учебный год;

II    этап - 1,2,3 классы, с 2010 по 2013 учебные годы;

III   этап – 4 класс, 2013-14 учебный год.

                                   Заключение.

В своей работе я рассмотрела, что использование средств и элементов фонетической и логопедической ритмики на уроках, на внеклассных занятиях, в сценических действиях обеспечивает не только организацию психического процесса у младших школьников, развитие  речи у детей, но и улучшения произношения. Из таблицы видно, что на завершающем этапе у 7% от количества учащихся неправильное произношение. Ритмика позволяет разрушить патологические  динамические стереотипы и формирует новые, обеспечивающие необходимую адаптацию, способствует поддержанию положительного фона настроения. Система физических упражнений, игровые ситуации, заучивание стишков, разучивание скороговорок и чистоговорок, ритмические движения способствуют воспитанию познавательной, волевой и эмоциональной сфер личности. Бег, прыжки, игровые упражнения, элементы художественной гимнастики, танцевальные и имитационные движения также используются на уроках физкультуры. Всё это способствует гармоничному физическому и художественному развитию детей, развитию музыкального слуха, внимания, восприятия, комплексных видов памяти, выразительности движений, формирует эмоциональную отзывчивость. Использование средств ритмики помогает раскрыть творческие способности каждого ребенка. В работе используется эмоциональный язык - мимика, жесты, телодвижения, которые знакомы детям и с охотой повторяются ими. Специально подобранные упражнения позволяли обучать младших школьников работать в группе, паре, чувствовать настроение характер партнёров по сцене. В конечном счете, от простых упражнений мы переходим к инсценировкам (индивидуальным, групповым, подгрупповым). Сценические действия становятся естественными, красивыми, слитными. Занятие превращается в маленький спектакль.

Итоги исследовательской работы  подтвердили в целом гипотезу моего исследования, и достигли своих целей, поскольку уровень дефекта звукопроизношения может снизиться при условии творческого поиска решения выдвигаемых задач, использования на уроках средств фонетической ритмики, при организации процессов элемента сценического действия, содержащих эмоциональный язык.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи младших школьников в процессе обучения.

 В данной статье представлен опыт работы по повышению речевой культуры, которую предполагается начинать с 1 класса. В этот период дети наиболее восприимчивы ко всему новому, язык их ...

Статья "Развитие самостоятельности младших школьников в процессе эстетического воспитания"

Данная статья посвещена актуальной на сегодняшний день теме.Самостоятельность-один из важнейших компонентов успешного обучения младших школьников....

Развитие толерантности младших школьников в процессе проектной деятельности

Школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная возможн...

Подвижные игры как средства развития у младших школьников в процессе физического воспитания в условиях общеобразовательной школы

Данная работа приследует следующую цель - как подвижные игры воздействуют на физическое развития младших школьниковю. Выпускная квалтфикационная работа состоит из введения, двух глав (теория и практик...

Подвижные игры как средства развития у младших школьников в процессе физического воспитания в условиях общеобразовательной школы

Данная работа приследует следующую задачу - как подвижные игры воздействуют на физическое развитие учащихся начальных классов. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теории ...

Статья "РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ"

Статья "РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ"...