Развитие речи младших школьников в процессе обучения.
статья по русскому языку на тему

Мелихова Татьяна Александровна

 

   В данной статье представлен опыт работы по повышению речевой культуры, которую предполагается начинать с 1 класса. В этот период дети наиболее восприимчивы ко всему новому, язык их ещё не засорен вульгаризмами. А, как известно, легче учить чему-то новому, чем переучивать и ломать сложившиеся стереотипы. Цель–организовать работу по развитию речи и повышению грамотности учащихся в плане единого речевого режима в начальных классах. Система работы по развитию речи имеет своей целью дальнейшее обогащение словарного запаса, развитие устной, письменной речи, обучение культуре общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_mladshego_shkolnika_v_processe_obucheniya.docx30.28 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования Администрации Фроловского муниципального района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Зеленовская средняя общеобразовательная школа»

РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

 В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ.

Из опыта работы учителя

высшей квалификационной категории

Мелиховой Т.А.

Пос. Пригородный, 2013 год

   Речь человека-это показатель его интеллекта и культуры. Чем речь точнее, образнее выражает мысль, тем значительнее человек как личность и тем ценнее он для общества. К сожалению, повседневная речь не только младших школьников и старшеклассников, но и студентов не отвечают этим качествам. Современная программа и требования Стандартов нового поколения по русскому языку для начальной школы предусматривает обязательное ознакомление учащихся с основными формами речевого этикета как одного  из главных элементов общей и речевой культуры. Вызвано это тем , что сегодня в семье недостаточно уделяют внимания выработке вежливого речевого обращения. Вызвано это тем, что сегодня в семье недостаточно уделяют внимание выработке вежливого речевого обращения. Забота об этом переложена целиком на школу. Школа ставит перед собой задачу – воспитание подлинно культурных людей, а культура невозможна без общечеловеческих правил речевого общения.

   Работу по повышению речевой культуры надо начинать с 1 класса. В этот период дети наиболее восприимчивы ко всему новому, язык их ещё не засорен вульгаризмами. А, как известно, легче учить чему-то новому, чем переучивать и ломать сложившиеся стереотипы. Поэтому неслучайно мною взята эта тема, которая является одной из актуальнейших на сегодняшний день.

   Моя система работы по развитию речи учащихся вполне приемлема. И отсюда цель–организовать работу по развитию речи и повышению грамотности учащихся в плане единого речевого режима в начальных классах.

   Прежде чем начать работу в   этом направлении, надо выяснить, с чем приходят дети в школу, с каким запасом вежливых слов и как используют знания этих речевых норм в повседневной жизни.

    Мои отношения с учащимися начинаются со слова. Диалог,  живое общение, опора на эстетическое в жизни ребят является для меня учебным фундаментом, на котором будут расти, развиваться и учиться мои сельские школьники.

   Моя система работы по развитию речи имеет своей целью дальнейшее обогащение словарного запаса, развитие устной, письменной речи, обучение культуре общения.

    Для выполнения этой цели каждый учитель обязан:

 1.Следить за своей речью; речь учителя – образец для учащихся.

2.Внимательно следить за речью учащихся, добиваясь её логичности, связности, литературной правильности.

 3.Требовать от учащихся ясных,  при необходимости, развёрнутых ответов с доказательствами.

4.Новые слова, встречающиеся при объяснении нового материала, писать на доске, объяснять их лексическое значение и т. д.

   Одним из приёмов работы является игра. «Игра – невидимка», задача этой игры - в доступной форме раскрыть мысль о том, что речь является важнейшим средством общения, она даёт возможность людям поделиться друг с другом своими переживаниями - радостью, восторгом, печалью. Предлагаю пройти в кинозал на просмотр мультфильма. Дети покупают билеты, ответив на вопрос кассира о героях мультфильмов. А во время демонстрации происходит история с девочкой Машей (приложение 1). Эта игра подводит к мысли о том, зачем нужна речь? О чём они разговаривают с родителями, друзьями? О чём дети любят рассказывать? В общем, мотив высказывания задан. Дети высказали свои мысли (но пока не все). Есть в этой игре и домашнее задание: «Подумай и ответь: что было бы, если бы ты вдруг превратился в невидимку? Придумай историю под названием «Я – невидимка»,  расскажи её ребятам.

   Использую такой приём, как «Рассказ по кругу». Сама определяю речевую ситуацию, например, употребление различных форм приветствия в зависимости от ситуации.

    Участники речевого общения вступили в игру. Ведущий начинает рассказывать: - Я очень люблю мультфильмы. Один раз я смотрел интересный мультфильм по телевизору. Дома никого не было. Вдруг неожиданно раздался звонок. Я открыл дверь и увидел почтальона ,он вручил мне письмо от Буратино. Я принёс письмо и сейчас вместе с вами мы его прочитаем…

    Ещё «Игра мимики и жестов» (фрагмент урока, приложение№2).

   Недавно стала использовать в работе по развитию речи приём- создание речевых ситуаций. «Чтобы приблизить обучение к естественным условиям общения,- писал В.А.Сухомлинский ,- надо ввести учащегося в речевую ситуацию и научить его ориентироваться в ней.»

   Создание речевой ситуации близкой учащимся, вызывающей у них живой эмоциональный отклик  помогает детям почувствовать смысл своей работы, потребность в ней. Выполнение речевых упражнений сочетается с разнообразной работой, направленной на обогащение речи ребёнка, помогает ему учиться, думать, рассуждать, накапливать речевой опыт.

   К этой цели отношу и ролевые игры (диалоги, инсценировки, драматизацию ), предполагающие исполнение различных ролей в воображаемых, но обязательно приближённых к коммуникативной практике ситуациях. Большой эффект даёт такая форма работы, когда детям приходится изменять реплики, быстро отвечать на неожиданные вопросы , самим формулировать их. Предлагаю провести конкурс «Сочини считалку».  Такие конкурсы вносят оживление в учебный процесс, позволяют ребятам раскрыть свои актёрские данные. В этой считалке должен быть вежливый диалог между людьми. Речевая ситуация различна, например, «В классе», «У озера» и т.д. Здесь же проводится работа над постановкой голоса учащихся, мимикой, жестами с использованием элементов театральной педагогики.

    Игровое упражнение «Вопросы цепочкой». Здесь дети должны так сформулировать вопрос, чтобы(сразу) соседу необходимо было дать  развёрнутый ответ. Например, что тебе сейчас больше всего хочется? О чём ты задумался? Где ты был вчера? Какой фильм ты смотрел? Почему ты такой грустный?  Объясни, почему мы говорим «цепочка» предложений?

   На следующем этапе обучения для формирования эмоционального диалога использую упражнения типа «Встреча». Провожу их в форме ролевой игры, в которой участвуют двое. Один из них получает рисунок маски. Если в руке у собеседника маска грустная, то может состояться следующий диалог:

- Что случилось? Почему ты плачешь?

–Я потерял котёнка.

 –Ничего страшного,  купи другого.

- Тебе хорошо говорить, а он без меня пропадёт.

- Ты напиши объявление.

- Помоги мне написать его!

    Направлений при развертывании сюжета может быть много. Упражнения этого вида облегчают поиск ответа, но в тоже время требуют чёткости при отборе языковых средств.

   Эти  задания подготавливают детей к успешному выполнению более сложных речевых разминок «воображаемая ситуация».        Эти упражнения являются переходными от диалога к монологу. «Воображаемая ситуация» требует выдумки и речевого творчества.

   На доске вывешивается схема-опора (профиль головы человека), рисуется в ней солнце и цветы.

–Отгадайте,  о чём я думаю?

–Вы думаете о лете, о том, как вы будете собирать цветы.    

    Прошу детей нарисовать и рассказать, о чём они думают.

  Провожу конкурс на лучшего выдумщика. Например: «Придумай невероятную историю о том , как вы вчера провели вечер.»    

    Более сложными упражнениями являются задания на «озвучивание». В них для развития речевого воображения используются звуковые схемы, например, такое задание:

- Сейчас мы сочиним весёлый рассказ . Называется он так: «Бегемот и надоедливая муха.» Помогут нам составить его вот такие звуки: ж-ж-ж, дзинь! –ж-ж-ж, трах! -ж-ж-ж, хлоп!  -ж-ж-ж, бац!  

РАССКАЗ УЧЕНИКА.

   Толстый неуклюжий бегемот гонялся за мухой в маленькой комнате. Муха жужжала и надоедала бегемоту. Вот она села на будильник. Бегемот сбил его и он зазвенел , а муха спокойно полетела. Бегемот погнался  за мухой, но споткнулся о стул: «Трах!» Муха подлетела к самому носу бегемота, он хлопнул в ладоши, но муха успела улететь. Тогда бегемот взял газету, выследил муху и со всей силы стукнул по ней: «Бац!» Но муха спокойно вылетела в окно.

    Темы подобных творческих рассказов могут быть разнообразными: «Звуки дома», «Звуки леса», «Звуки города.» Они дают простор для фантазии , смелее в замыслах и их словесном воплощении.      

   Эти устные сочинения – рассказы подготавливают детей для более сложной работы. В 4 классе учащиеся пробуют сочинить литературную сказку. Вот какие сказки получились у моих ребят (приложение №3).

        Целью упражнения «Загадывание» является не только развитие речевого воображения, но и формирование навыков описания. Загадки развивают художественное чутьё, наблюдательность, учат точному употреблению слов. Работая с загадками, провожу работу над синонимами, антонимами, омонимами, многозначными словами.    

    Слово. В моём представлении – это живое существо. Оно подобно человеку может радоваться, грустить, обижаться. Слово может быть или добрым, или злым, т.е. внутри себя (отталкиваясь от лексического значения), содержать или положительный, или отрицательный заряд. Выражаясь языком математики, слово может быть со знаком «+» или «-« . После этого объяснения говорю:

 - Ребята, произнесите любое слово. Ответьте, доброе оно или злое. Определите его знак. А теперь представьте себе, что это слово выступает в качестве магнита. Назовите возможные слова, способные притягиваться к исходному слову по принципу: доброе тянется к доброму.    

   Подумав, дети называют. Образуется свободное магнитное поле слов (у каждого свои варианты) происходит непроизвольное наращивание лексики. Мотивированной внутренними мыслительными ассоциациями ребёнка. На основании этого следует задание : составить текст, определить его тип (можно с дальнейшим языковом анализом).

   Но всё же особое место в системе развития речи школьников занимает сочинение: ему в известной степени подчинены другие речевые упражнения. Сочинение – это высшая форма проявления творческих способностей ребёнка, требующая от него высокого напряжения. Особенно на начальной ступени обучения.      Бесспорно, что для учителя, именно сочинение позволяет в полной мере определить эффективность его методики по развитию речи школьников (приложение № 4).    

   Показателем эффективности действия моей методической системы является результативность учащихся. Речь детей обогатилась новыми словами. Расширился их лексикон, дети усвоили ранее неизвестные им речевые обороты, выражения. Задумались над целесообразностью их применения в той или иной ситуации. На этих уроках формируется вежливая речь, им доступны выражения приветствия, прощания, благодарности. Соболезнования, сочувствия.        

   Главная цель, ради которой проводилась вся работа, была достигнута: большинство ребят пишут так, что я почувствовала и увидела то, что чувствовали и видели мои ученики.      

   Анализируя анкеты учащихся, я увидела, что уроки русского языка стали любимыми у многих ребят,  повысилась культура их общения, дети стали следить за своей речью. Думаю, что мои старания не пройдут даром, и учащиеся в дальнейшем поймут, что без грамотной, культурной речи трудно общаться.    

   Опыт своей работы я предлагаю для использования учителям начальных классов.  

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА

1.МинскинМ.П.  «От игры к знаниям».

 2.Галактионова Т.Г. «Формирование читательской компетентности младших школьников».

 3. Лукашук М.П. «Занимательный материал по русскому языку».

  4.Крысин Л.А. «Правильность русской речи».

  5.Ладыженская Т.А. «Речь. Речь. Речь».

  6.ШкатоваЛ.А. «Подумай и ответь».

   

 ПРИЛОЖЕНИЕ №1  

Рассказ учителя:    -Вот какая необычная история произошла с девочкой Машей.    

    Однажды она пошла  с подругой в кино. Фильм показывали замечательный. Маша смотрела его три раза! Она очень беспокоилась, что подружка не поймёт. Какой это интересный фильм, и весь сеанс соседи по ряду то и дело слышали шёпот Маши:»А сейчас это будет!....Смотри, смотри, сейчас самое интересное!»…        

   Когда зажёгся свет, старушка, сидевшая рядом ,внимательно посмотрела на Машу и сказала:»Ты слишком много сегодня говорила, теперь до самого вечера тебе придётся молчать.»    

   Маша хотела ей ответить, но – о , ужас!- не смогла произнести ни слова: ведь старушка была волшебницей.      

   Когда Маша пришла домой, то хотела всё рассказать маме, но мама её не слышала и только удивлялась: почему дочь сегодня такая молчаливая?    

    А Маше было тяжело: она не могла ни с кем говорить, объяснить, что произошло. Выбежала во двор, хотела поиграть с ребятами, но не смогла: ведь они её тоже не слышали, не понимали.        

   К вечеру Маше стало совсем грустно, и она всё время думала»: Хочу разговаривать с мамой, папой, ребятами! Как плохо, когда не можешь ничего, никому рассказать.»      И только вечером к Маше вернулся дар речи.          

ПРИЛОЖЕНИЕ №2  

   Фрагмент урока: «Мимика и жесты в устной речи.»(1 класс.)

  Цель: формирование устойчивых навыков общения с ровесниками и взрослыми, взаимоотношения в коллективе, овладение структурно правильно оформленной речью.

ХОД УРОКА

УЧИТЕЛЬ (У): -Наш урок мы начинаем с приветствия: Здравствуйте!    

У: -Здравствуйте, дети!  

ДЕТИ (Д): - Здравствуйте, Т.А. (подходим к картинам и здороваемся)  

-  Здравствуй, лес!

– Здравствуйте, птицы!

 – Здравствуй, небо!

 – Здравствуй, солнышко!  

- Здравствуйте, друзья!    

У: -Ребята, что вы можете сказать о своём настроении? Изменилось ли оно?    

Д: - Да, нам стало весело и интересно!  

У: -А как изменились ваши лица? Давайте посмотрим друг на друга.  

 Д: -Мы смеялись, улыбались , радовались.

У: - Можно ли было произнести эти слова грустно?

Д: -Нет.  

У: -Мы сегодня будем говорить о мимике и жестах, их роли в устной речи. Слышали вы эти слова раньше? (ответы детей).

   (Учитель читает сказку К.И.Чуковского «Цыплёнок» ровным голосом без мимики и жестов, и без сопровождения рисунками.)    

У: -Ребята, вы поняли, какой был цыплёнок? Его мама? Каким был петух? (ответы детей.)    

У: -Сейчас я вам расскажу эту сказку ещё раз, но постараюсь показать вам при помощи мимики и жестов курицу, цыплёнка, лягушку, кота (учитель рассказывает сказку).

У:  – А теперь вы увидели этих героев? (Дети под руководством учителя делают вывод о  значении мимики и жестов в устной речи. Они делают её понятной, образной , живой).  

У: - А всегда ли жесты украшают нашу речь? (дети вспоминают лишние жесты: указывать пальцем, показывать кулак, вертеть пуговицу и т. д.)  

У: - Красиво ли это? (обыгрывание лишних жестов и мимики.)  

 У: - Молодцы, ребята! Какие вы все были хорошие артисты, как интересно было вас слушать и смотреть (показываю рисунки, по которым дети легко делают вывод о том, что мимика – это движение лицевых мышц, выражающее внутреннее состояние души, а жесты – движение рукой, головой, ногой, которые обычно сопровождают речь для предания ей большей выразительности).

     ПРИЛОЖЕНИЕ№3  

СКАЗКА «Спор грибов».

   Давным-давно жили король съедобных грибов Боровик и король ядовитых грибов Мухомор.    

   И вот однажды короли грибов поспорили, кто из них нужнее? Король Мухомор – красивый, всегда нарядный, но очень жестокий, говорит, что он важнее и коварнее. Ведь когда ребята съедят мой ядовитый гриб, то сразу отравятся, ха-ха-ха! А король Боровик – добрейший толстяк ужасался и говорил: «Давай сделаем так: станем на поляну и кого из нас быстрее сорвут, тот и полезнее».

   И как раз в это время пришли ребята и стали собирать грибы. На красивой зелёной полянке они увидели Боровика и Мухомора. Дети с радостью срезали съедобный гриб и положили в корзину. Ну а король Мухомор так и состарился на том же месте.

   С тех пор грибы не спорят между собой.        

СКАЗКА  «О маленьком жёлуде».

   Тёплым осенним утром с высокого дуба упал маленький желудок. Лежал он лежал и говорит:»Что это я тут лежу? Висел я на ветке, было мне с братьями своими – листочками и желудками весело и хорошо. Ветерок нас обдувал и мы раскачивались, как на качелях. А теперь я один, что же мне делать? Пропаду я, наверное?» И он решил поглубже залезть под опавшие листья. Там ему стало тепло и уютно, и он заснул.    

   Прошла зима. Наступила весна. И у нашего желудка появился небольшой расточек. А к концу осени из этого расточка вырос  молодой и красивый дубок. Вскоре и на нём появятся замечательные жёлуди, а значит,  конца у этой сказки никогда не будет…

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

СОЧИНЕНИЕ «Осенняя поездка в лес».

   «Ребята! Посмотрите , как прекрасен осенний лес!» - такими словами начала свою экскурсию по берёзовому лесу наша учительница. Мы впервые всем классом оказались в лесу.      

   День выдался необычайно тёплым и солнечным. Небольшая полянка, где остановился наш автобус, показалась нам такой уютной и красивой, что у нас на лицах засветились солнечные улыбки. Под ногами лежал зелёный ковёр из, ещё не тронутой осенней рукой, травы. Капли росы переливались под солнечными лучами, словно серебристый жемчуг.    

   Вокруг тихо шелестели золотыми и багряными, лиловыми и жёлтыми листьями берёзоньки и молодые дубки. А вот и красавица калина ярко красными гроздьями манит к себе. Едва мы вошли в лес, как все сразу увидели спелую, сочную, очень вкусную ежевику. И вот уже кто-то собирает в руку, кто скорее кладёт в рот.    

   Потом, после вкусного обеда, с запахом костра, мы играли  в футбол, вместе с родителями пели песни, вспоминали загадки и пословицы о природе, лесе, об осени.    

   Время пролетело незаметно, и когда пришла пора собираться домой, мы нехотя побрели в автобус.    А вечером, сидя дома, мне пришли в голову вот такие поэтические строки:    

Я ездила в осенний лес    

И видела, как там красиво!    

Кружится, падая багряный лист,    

Стоят берёзки золотые,      

Листья стелятся ковром    

На лесной тропинке.    

Лес, как сказочный зелёный дом,    

На моей картинке.    

СОЧИНЕНИЕ «Утро».

   Как всегда, проснувшись раньше всех, я подошла к окну.    

   Вставало солнышко и своими нежными лучами, согревала землю после холодной ночи. Пробуждалась вся природа. Около моего окна пролетел голубь и уронил пёрышко, как будто сказал: «Доброе утро!» Вдали засверкали осенним нарядом стройные березки. Все деревья такие красивые, словно готовятся к осеннему балу. Я набрала полные легкие воздуха. Начинался новый день!

Как хорошо кругом.  Как прекрасно осеннее утро!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по русскому языку на тему "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЙ ПО КАРТИНЕ»

Данная работа  подскажет учителю начальных классов, как   сформировать связную речь учащихся при работе над сочинением по картине....

Учебно-методическое пособие. Развитие речи младших школьников на основе обучения устному пересказу. 1

Учебно-методическое пособиеРазвитие речи младших школьников на основе обучения устному пересказу                             ...

Развитие речи младших школьников на уроках обучения грамоте

Цели и задачи: способствовать сплочению детского коллектива, создать праздничное настроение, помочь плавно перейти от летнего отдыха к учёбе, используя игровую форму деятельности....

Учебно-методическое пособие. Развитие речи младших школьников на основе обучения устному пересказу.

Учебно-методическое пособиеРазвитие речи младших школьников на основе обучения устному пересказу...

Дидактические средства развития речи младших школьников в период обучения грамоте

Развитие речи - процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности.Эта работа имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, программу умений, которые обеспечиваются соо...