Современный урок в условиях введения ФГОС
статья на тему

 Введение ФГОС второго поколения вносит существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности и, в первую очередь, учителя, обеспечивающего ее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_urok.docx35.4 КБ

Предварительный просмотр:

Современный урок в условиях введения ФГОС

Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую

он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом

уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг

дальше и заставить весь класс сделать этот шаг

К.Д. Ушинский

 В настоящее время появляются новые требования, как к человеку, так и к образованию. Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась  социальная ситуация развития детей нынешнего века, которая характеризуется резко возросшей информированностью детей, несформированностью произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления, ограниченностью общения со сверстниками и родителями, современные дети   мало читают, особенно классическую художественную литературу.

Именно поэтому наше государство внимательно следит за качеством знаний учеников. Для определения объективного реального качества знаний наша страна в 2000 году вступила в Международную программу PISA .    

Целью программы PISA является оценка способности 15-летних учащихся использовать приобретенные в школе знания и опыт для широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Выбор привлечения к исследованию именно 15-летних учащихся объясняется тем, что во многих странах к этому возрасту завершается обязательное обучение в школе, и программы обучения в разных странах имеют много общего.
        Программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA осуществляется Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)

Первое исследование PISA было проведено в 2000 году, в нем участвовало 32 государства, в 2003 году — 43, в 2006 — 57, а в 2009 — 65. Около 510 тысяч учащихся в 65 странах приняли участие в исследовании PISA-2012. Более 70 государств приняли решение участвовать в тесте PISA в 2015 году. Россия принимала участие во всех пяти циклах программы PISA: в 2000, 2003, 2006, 2009 и 2012 годах.

Основными областями для оценки образовательных достижений стали читательская, математическая, естественнонаучная грамотности.

Результаты приводились по международной 1000-балльной шкале со средним значением 500 баллов.

В лидирующую группу стран по результатам исследования в 2012 году, как и в предыдущие годы, вошли страны и экономические  зоны стран  Юго-Восточной Азии:  Шанхай (Китай), Сингапур,  Гонконг (Китай), Тайвань,  Республика  Корея. Средний результат учащихся Шанхая (613  баллов)  на119 баллов  выше средних  результатов  по  странам  ОЭСР, что, по данным исследования PISA эквивалентно почти трем годам обучения в школе.

Результаты  российских  учащихся статистически ниже результатов учащихся 30 стран, значимо не отличаются от результатов  учащихся 9 стран  и  статистически  выше  результатов  учащихся 25 стран.

При этом следует обратить особое внимание, что в международном мониторинге PIRLS отечественное образование продемонстрировало чрезвычайную успешность выпускников начальной школы. PIRLS изучает читательскую грамотность учащихся, проучившихся четыре года. Российские четвероклассники обладают чрезвычайно высоким уровнем готовности к чтению для обучения.

 Основное чтение для обучения (прежде всего обучение по учебникам истории, географии, биологии и пр.) начинается в 5–7 классах.

Так что же  дает России участие в программе PISA? Результаты исследования дают ответы на следующие вопросы:

- Обладают ли учащиеся, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе?

- Каково состояние российского образования с точки зрения международных стандартов, основанных на компетентностном подходе?

- В каком направлении следует совершенствовать российское образование для повышения конкурентноспособности выпускников российских школ?

 Результаты тестирования 2012 года показали, что наша страна с 38 места передвинулась на 30. Это небольшой прогресс. Мы понимаем, что для повышения уровня знаний обучающихся нужно  много вложений и труда.    

Итак, какой же из этого можно  сделать вывод? Обеспечивая учащихся значительным багажом предметных знаний, российская система образования не может в полной мере способствовать развитию у них умения выходить за пределы учебных ситуаций, в которых формируются эти знания, и решать творческие задачи.

  Именно поэтому для повышения у учащихся уровня знаний и умений, необходимых им для полноценного функционирования в современном обществе, Министерством образования   в 2009 году был утвержден ФГОС начального общего образования. В 2010 году утвержден ФГОС среднего звена. А в 2012 года утвержден ФГОС среднего общего образования.

Введение ФГОС второго поколения вносит свои коррективы в структуру образовательного процесса. ФГОС  - это целостная система требований ко всей системе образования.

ФГОС обеспечивает переход от "догоняющей" к "опережающей" модернизации образования. Основой образовательного процесса должен стать системно-деятельностный подход. Результат освоения основных образовательных программ состоит из трех частей. Это личностные, метапредметные и предметные результаты. Заметьте, предметные результаты стоят на последнем месте. Главный упор делается на воспитание социально-адаптированной, коммуникабельной личности.

Введение ФГОС второго поколения изменило также роль учителя в образовательном процессе. Сегодня учитель не источник, а проводник для учащихся в мире знаний. Он направляет учащихся на самостоятельное усвоение знаний. Сегодня мы отходим от привычной нам всем репродуктивной  вопросно-ответной системы урока к более сложным типам заданий. Это и мини-проекты, и проблемные вопросы, поисковые и исследовательские задания, ситуационные задачи. 

Изучая содержание ряда книг серии «Стандарты второго поколения» издательства «Просвещение», понимаешь, что в школе должны вводиться новые формы организации учебного процесса. Но основной формой обучения в начальной школе сегодня по-прежнему остаётся урок. Урок, его планирование и проведение – это то, с чем имеет дело учитель ежедневно, это то, что ему понятно. В чём отличие дидактических требований к этим урокам? Что изменяется при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности учителя и учащихся?

При тщательном анализе этапов традиционного урока, становится понятно, что технологический процесс подготовки урока современного типа базируется на них же. Только теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся и т.д. Ведь урок должен быть направлен на получение новых результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Считаю, что учителю не стоит отбрасывать то, что доказало свою эффективность на практике. По крайней мере то, что ранее позволяло формировать устойчивые предметные результаты у обучающихся. Ведь предметные результаты никто не отменял, они подлежат контролю и оценке. Необходимо наполнить урок новыми подходами к организации деятельности учащихся на каждом его этапе.

  1. Психофизическая тренировка, эмоциональный настрой на урок. Например, использование стихотворения, любого рода произведения и т. д. Это отвлекает от учебной задачи, фиксирует внимание не на цель урока, а на эмоциональных вещах, теряется время. Это не говорит о том, что это совсем не нужно применять. Если, например, дети пришли в 1-ый класс, у них детско-садовское настроение, то необходимо на первых этапах такие приёмы включать. Учитель должен понимать, что нужно научить ребёнка , чтобы он сам регулировал себя.
  2. Организация физкультминуток должна иметь здравый смысл. Если, это маленькие дети, которым приходится много писать, внимательно следить за текстом, то им нужно больше физкультминуток для глаз, для снятия утомления с мелких мышц кисти, для снятия утомления с мышц туловища. Если это более старшие дети, то нужны физкультминутки, состоящие из упражнений  для разных групп мышц с учётом их напряжения в процессе деятельности. Не всегда физкультминутки та панацея, которая будет являться организационной частью здоровьесберегающей составляющей урока.
  3. Повтор ответов. Мы слушаем ответы детей и тут же их повторяем. Один раз повторяем, второй. Дети, к сожалению, не учатся слушать друг друга. Они учатся слушать учителя. Если мы говорим об универсальных коммуникативных учебных действиях, то одним из пунктов перечня этих универсальных действий является умение  слышать и слушать друг друга. За повтором ответов стоит большое количество потерянного  времени, которого нам так не хватает для   организации деятельности на уроке.
  4. Следующий стереотип, который давно сложился - это привлечение внимания детей к учебной деятельности с помощью прихода на урок Буратино, Незнайки. «К нам на урок пришёл Незнайка, давайте ему поможем узнать…». Если мы говорим о формируемых универсальных учебных действиях, то на уроках необходимо в первую очередь научить детей помогать друг другу, а не виртуальным Незнайкам. Это только отвлекает детей. В основном бывает так: в начале урока пришёл Незнайка, а в конце уже учитель про него забыл. Научили этого Незнайку или не научили - неизвестно.  Есть учебники, в которых заложен методический приём использования различных героев для формулировки проблем.
  5. Интеграция организации коммуникации детей. Это работа в группах и в парах. Как правильно и эффективно организовать эту работу? Чаще всего мы рассаживаем детей по антиподам, чтобы обучающиеся не отвлекались, не разговаривали. Чем меньше в классе общения, тем тише будет на уроке. При этом, давая на уроке задания, например, обсудить что-то  в парах и т.д.,   мы должны понимать, что эти дети    терпеть друг друга не могут, они закрываются друг от друга. Таким образом дети не смогут наладить   коммуникацию. Поэтому лучше дать возможность поработать детям в сменных группах, разойтись по классу как им удобно, чтобы решить проблему коммуникации.
  6. Одной из важной позицией является организация деятельности самостоятельности обучающихся. Самостоятельная работа должна занимать 70% на уроке, не зависимо от класса. Обучающиеся должны  размышлять, в общении со своими сверстниками находить выход из проблемной ситуации и т.д.
  7. Обязательным условием для создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. «Что я сделал? С какой целью? Почему я делаю это именно так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше?» -вот те вопросы, которые ставят себе ученики, овладевшие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.
  8.   Обязательно использовать на уроке учебник.
  9. Система проведения урока должна быть гибкой. Тема урока может появиться   в начале урока в качестве проблемы или возникнуть в середине, когда выявили свои знания или незнания, или в конце урока. На сегодняшний день всё исходит из того, какая тема, какое содержание урока.
  10. Критериями оценки урока не являются:

- объём написанного учениками в тетрадях;

 -количество выставленных ученикам отметок;

- количество упражнений, выполненных за урок;

- устная или письменная форма выполняемых заданий;

- однотипность или разнотипность содержания урока;

- распределение времени по различным этапам;

- использование большого ( малого) количества наглядных пособий .

Те стереотипы двадцатилетней давности, которые в нас засели, не дают возможность смотреть на урок как на живую систему. Не все проверяющие  понимают,  что структура проведения урока гибкая. Поэтому необходимо прописать в основной образовательной программе подходы к структуре и к качеству урока.

А сейчас, уважаемые коллеги, я хочу сообщить вам   результаты анкетирования обучающихся из нашей школы по теме: «Интересный урок: миф или реальность».

В анкетировании приняли участие  66 обучающихся. Из 3 класса-27 человек, из 4-а-15человек, из 5 класса- 24 человека.

  • Каким вы представляете себе интересный урок? Указать пять позиций

Технологии, используемые на уроке

1.

Показ презентаций и фильмов

36

2.

Дискуссии, обсуждения точек зрения

25

3.

Игровые технологии

35

4.

Экскурсии

31

5.

Использование интерактивных досок

24

6.

Музыка

20

Способы организации деятельности на уроке

1.

Коллективные задания, работа в группах, парах, командах

41

2.

Не нужно много писать

25

3.

Интересный рассказ учителя

30

4.

Соревновательный процесс среди учеников

20

5.

Нет домашних заданий

32

6.

Активное оценивание, поощрение

12

7.

Необычная обстановка (нет парт)

17

8.

Тишины

18

Содержание урока

1.

Шутки, юмор

34

2.

Больше практики, интересные опыты

34

3.

Больше наглядности

13

4.

Актуальные темы, обсуждение новостей

20

5.

Творчество, фантазия

40

6.

Новые предметы

27

Личность учителя

1.

Учитель в хорошем настроении

43

2.

Уважение к ученику

22

3.

Уверенная речь

18

4.

Учитель не кричит на учеников

25

5.

Когда учитель добрый

32

6.

Учитель понимает ученика

36

Позиция ученика

1.

Уважение к учителю

47

2.

Хорошее настроение

39

  • Чего не хватает урокам в нашей школе, чтобы быть интересными?

Технологии, используемые на уроке

Дискуссии, обсуждения точек зрения

1

Использование интерактивных досок

13

Интересный рассказ учителя

9

Показ презентаций и фильмов

12

Игровые технологии

16

Использование компьютеров, интернета

42

Способы организации учебной деятельности

Экскурсии

24

Меньше домашних заданий

32

Не нужно много писать

12

Работа в группах

24

Интерактивность

10

Здоровьесбережение

Нужны танцы

22

Больше отдыха

26

Возможность отвлечься от темы урока

18

Содержание урока

Увлекательные темы

25

Творческие задания

24

Больше практики

7

Шутки, юмор

23

Личность учителя

Энергичность

22

Собственная позиция

5

Грамотная речь

13

Позиция ученика

Заинтересованность учеников

32

  • Интересно ли тебе учиться?

Да

Нет

Иногда (не на всех уроках)

33

( 4 уч. из 4 класса)

14

(2 уч. из 4 класса)

19

( 9 уч. из 4 класса)

  • Почему?

Да

Нет

Не хочу сидеть дома

Надоело

Радует преодоление трудностей

Пропало желание учиться

Новые знания

Скучно

Добрые учителя

Лень

Интересная программа

Трудно

Разные задания

Люблю учиться

Дружеская атмосфера в классе

  • Интересный урок: миф или реальность?

Миф

Реальность

13

53

В заключение своего доклада хочу сказать, что введение ФГОС второго поколения вносит существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности и, в первую очередь, учителя, обеспечивающего ее.

Список используемой литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос.Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.
  2. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие/Под ред. Н.Н.Деменевой. – М.: АРКТИ, 2013.
  3. Песняева Н.А.   Формирование универсальных учебных действий в учебном диалоге / Н. А. Песняева// Управление начальной школой. - 2010. - № 7. - С. 15-22.
  4. www.oecd.org/edu/pisa  –  Организация  Экономического Сотрудничества и  Развития  (ОЭСР
  5. http://www.centeroko.ru  –  Центр  оценки  качества  образования  ИСМО РАО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС

Презентация к выступлению на семинаре, посвященному новым требованиям к уроку . Рассказывается, как правильно формулировать тему , цели, задачи урока, какой должна быть технологическая карта урока....

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС (выступление на педсовете)

 Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг...

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения

Презентация к педсовету:"Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения"...

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОСБольшие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего ло...

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?  Какие требования предъявляются к современному уроку?...

Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме: "ФГОС в начальной школе. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения"

В презентации содержаться материал по теме:"Требования к современному уроку  в условиях введения ФГОС  нового поколения"...