Сочинение по наблюдениям "Листопад"
план-конспект урока (2, 3 класс) на тему

Пешкова Марина Валентиновна

На данном уроке применяется технология личностно-ориентированного обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 лицей «Воронежский учебно-воспитательный комплекс им. А. П. Киселева»

 Л И С Т О П А Д

(конспект урока русского языка в 3 классе)

                                                               Разработала и провела:

                                                               учитель начальных классов

                                                               Пешкова Марина Валентиновна

Воронеж

ТЕМА УРОКА:             Сочинение по наблюдениям «Листопад»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

  1. Формировать умение моделировать и редактировать текст, использовать выразительные средства языка для описания своих наблюдений.
  2. Развивать   воображение, творческие способности, память, внимание, эмоции, образную речь.
  3. Развивать умение логически излагать мысли, устранять повторы, сравнивать, выделять главное.
  4. Воспитывать чуткое отношение к красоте окружающего мира, потребность беречь и любить его.
  5. Содействовать эстетическому воспитанию.  

     

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Репродукции картин И.И. Левитана «Золотая осень», И.С. Остроухова «Золотая осень» на интерактивной доске
  2. Фотографии «Осень в школьном дворе» на интерактивной доске
  3. Листья березы, клена, рябины, липы, ивы
  4. Слайды с текстами для редактирования «Хмурый осенний день» и «Улетают журавли»
  5. Конверты с карточками «Безударные гласные»
  6. Костюм «Рябинка»
  7. Таблицы с опорными и ключевыми словами на интерактивной доске
  8. Фонограмма: П.И. Чайковский «Октябрь», Дж. Пирсонс «Спящие берега».

                                                   ХОД   УРОКА:

  1. Минутка поэзии. Хоровое чтение наизусть:

                                       

                                    Уж небо осенью дышало,

                                    Уж реже солнышко блистало,

                                    Короче становился день,

                                    Лесов таинственная сень

                                    С печальным шумом обнажалась…

  1. Вводная беседа. Постановка учебной задачи.
  • Я не случайно попросила вас вспомнить именно эти пушкинские строки. Они об осени, о листопаде. И именно об этом наш сегодняшний урок.
  • На уроке мы повторим то, что знаем о тексте, потренируемся в определении темы текста, основной мысли. Мы будем учиться редактировать и создавать свой текст, используя для этого выразительные средства и устраняя повторы.
  • Что же такое текст?
  • Что такое тема текста?  Основная мысль?
  • Какие слова называются опорными? Ключевыми?
  • Как называются слова, противоположные по значению?

                             

  1. Упражнение в определении темы и основной мысли текста. Изменение текста с помощью антонимов.

Слайд №1

 -    Прочитайте и определите его тему. (Тема названа в заголовке).

  • А какая основная мысль текста? (Скучно)
  • Прочитайте вслух так, чтобы передать настроение. (Чтение)

                                    Хмурый осенний день

     Сегодня холодный, пасмурный день. Стоит ненастная погода. Сеет мелкий осенний дождик.  Дует резкий ветер. Небо мутное, низкое. Под ногами грязь. Скучная, унылая

пора!

  • Но всегда ли осенние дни такие?   Какие еще они бывают? (Удивительные, прекрасные, чудесные, дивные, очей очарованье)
  • Какие слова нужно поставить на место выделенных слов, чтобы изменить настроение, погоду? (Антонимы)

хмурый – ясный

холодный – теплый

пасмурный – солнечный

ненастная – ясная

резкий – легкий, слабый (ветерок)

мутное – прозрачное

низкое- высокое

скучная, унылая – дивная, чудесная

Слайд №2

     Теперь найдите предложения, которые нужно заменить. Прочитайте.

     Сеет мелкий осенний дождь.

     (- Золотым дождем осыпаются листья с деревьев.)

     Под ногами грязь.

     (- Под ногами шуршит опавшая листва.)

  • Прочитайте измененный текст. Будьте внимательны! Не забудьте передать настроение!

Слайд №3

Ясный осенний день

     Сегодня теплый солнечный день. Дует легкий ветерок. Небо прозрачное, высокое. Под ногами шуршит ковер из разноцветных листьев.

      Дивная (чудесная) пора!

Вывод.

    Антонимы помогли нам рассказать о совершенно противоположных явлениях, нарисовать непохожие картинки, изменить настроение.

  1. Редактирование текста

Представьте себе, что вы – редакторы. Ваша цель – помочь автору улучшить текст. Прочитайте.

 Слайд №4

     Осень. Высоко в небе летят журавли. Печально кричат журавли, прощаясь с родиной. Журавли будут зимовать в теплых краях. Весной журавли вернутся на родину.

  • Понравился текст? Что не понравилось? Прочитайте.
  • Какими словами можно заменить ключевое слово журавли?
  • Прочитайте текст с этими словами.
  • Как озаглавить текст? Желательно, чтобы в заголовке была названа тема. (Улетают журавли.)
  • Я рада, что вы понимаете, что такое текст, умеете определять его тему, основную мысль, умеете редактировать.
  1. Подведение итога экскурсий. Рассказ и стихи детей.
  • Сегодня вы будете писать сочинение по наблюдениям.
  • Какое задание вы выполняли в течение последних недель, на экскурсиях? За каким явлением нужно было наблюдать?

Показ слайдов «Осень»

  • Кому понравился листопад?
  • Помните, как возвращаясь с последней экскурсии, мы увидели в школьном дворе рябинку, которая сбросила с себя почти все листочки?

     Ваня тогда спросил: «А не холодно ли будет рябинке без листьев зимой?»

     Еще вы спрашивали о том, почему листья падают даже тогда, когда нет ветра.

     Юля подготовилась и решила ответить на эти вопросы. Сейчас произойдет маленькое чудо, и наша Юля превратится в рябинку.

     Рассказ девочки:

     С осени до весны листья мне ни к чему. Они свое отработали – все лето напролет кормили и поили меня. А осенью я ни есть, ни пить не хочу, меня в сон клонит.

     Зимой так спится! Благодать! Зимой мы, деревья, не растем, не цветем. Свои дела, заботы закончили.

     Глядите, какие ягоды я вырастила. Красота! Будет чем отблагодарить моих друзей птиц в мороз.

     Вы думаете, что листья ветер обрывает? Можно и без ветра. В том месте, где листик держится за ветку, нарастает тоненькая перегородка, которая не пропускает ни сок, ни воду. Растет перегородка и отделяет лист от ветки. Как только листу не за что будет держаться, оторвется он и полетит, желтым одеялом укроет от мороза корни. А если я не сброшу листву – жди беды. Зимой на ветках нарастут громадные снежные шапки. Разве мне справиться с такой тяжестью? В конце концов веточки сломаются, и я погибну. А без листвы снег соскользнет на землю, и легче будет перезимовать.

  • Нас удивила осень. Нам понравился листопад.
  1. Минутки отдыха.
  • Осень в этом году восхитительная! О ней хочется говорить стихами:

Облетает с деревьев осенний багрянец,

Кружат листья, прощаясь до нового лета,

Ветер с ними танцует изысканный танец,

Расстилает ковер золотистого цвета.

(Заранее подготовленные дети читают понравившиеся стихи об осени)

  • Давайте изобразим листопад движениями и насладимся осенней мелодией.

     Упражнение «Подуй на листочек».

     Звучит музыка.

  • Представьте, что у вас на ладошке лежит желтый березовый листочек. Плавно подуйте на листочек так, чтобы он летел далеко-далеко.

     Музыкальная физкультминутка

  1. Лексическая подготовка к самостоятельной работе.
  • Поэты, художники, композиторы посвящали свое творчество осени, листопаду. А сегодня и вам представляется возможность написать сочинение на эту тему.
  • Прочитайте на доске название предстоящего сочинения.

(Листопад).

  • Нравится? О чем будете рассказывать?
  • Нужно будет так рассказать о листопаде, чтобы читающий как бы увидел все своими глазами, и ему тоже листопад понравился.
  • Какие слова будут ключевыми? (Падают, листья).
  • Какие слова можно использовать вместо слова падают?

(Осыпаются, кружатся, танцуют, летят, опускаются, плавают, вьются).

Слайд №5

  • За какими деревьями удалось понаблюдать? О листьях каких деревьев напишете?
  • Что нужно сделать, чтобы избежать повторов слова листья? (Вспомнили, на что они похожи).
  • На что похожи листья клена? Ивы? Липы? Рябины?
  • Какие листья у березки? (Резные).
  • Составьте предложение о березке, о ее листьях. (Осыпаются резные листочки березки).
  • Составьте предложение о липе. На что похожи ее листочки? Используйте вместо слова листья другое слова. (Кружатся сердечки липы).
  • Как сказать об иве? (Плавают в воздухе золотые рыбки ивы).
  • Как сказать о клене? (Танцуют осенний вальс разноцветные звезды (листья) клена).
  • О рябине? (Летят желтые перышки рябины).
  1. Орфографическая подготовка.

Слайд №6

(Опорные слова с пропущенными орфограммами).      

  • Приготовьте карточки с буквами, обозначающими безударные гласные звуки.

(Пропуски заполняются после объяснения учащимися правописания).

9. Обсуждение структуры сочинения.

  • Сколько частей будет в тексте?
  • С чего начать сочинение? В каком месяце мы наблюдали? (Наступила осень. Октябрь).
  • Какое предложение обязательно должно быть во вводной части, чтобы перейти к описанию листопада? (С деревьев опадают листья).
  • О чем расскажете в основной части? (О том, как с разных деревьев опадают листья).
  • Какие слова будете стараться не повторять? (Опадают, листья).
  • Как закончить сочинение?

(Как красив листопад!

Листопад укрыл землю нарядным ковром.

Опавшие листья шуршат под ногами).

10. Запись сочинения.

11. Самопроверка.

  • Прочитайте весь текст. Получился ли рассказ?
  • Проверьте каждое предложение, каждое слово.

12. Чтение сочинений вслух (2-3 ученика).

13. Подведение итогов урока. Рефлексия

_    Кто доволен своей работой?

  • Кто испытывал затруднения? Какие?
  • У кого улучшилось настроение?
  • Покажите, на какую высоту лестницы успеха вы сегодня поднялись?

                             


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сочинение «Листопад» (Осенняя зарисовка) Подготовила: Пешкова Марина Валентиновна, учитель начальных классов МБОУЛ «ВУВК им. А.П. Киселева»

Слайд 2

Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек лёгкая стая С замираньем летит на звезду. Сергей Есенин

Слайд 3

Настроение, состояние Грустное любование; мечтательное ожидание. Печальное, радостное, светлое, спокойное, тихое, тор­жествующее, торжественное, тревожное, теплое, сонное, хвастливое, сердитое, обиженное, капризное. Восторг, восхищение, легкость, очарование.

Слайд 4

- Прочитайте название предстоящего сочинения. О чём будем писать? - Нужно будет так рассказать о листопаде, чтобы он удивил читателя, понравился так же, как нравится нам. Листопад

Слайд 5

Какие слова будут ключевыми? листья, падают Какие слова можно использовать вместо слова падают ? Эти слова должны помочь представить, как именно падают. Осыпаются, летят, плывут, кружатся, танцуют… Что сделаем, чтобы избежать повторов слова листья ? На что похожи листья клёна? Ивы? Липы? Рябины? Как летят осенние листья? Бесшумно, тихо, легко, плавно, покачиваясь… Речевая подготовка

Слайд 6

- Какие листья у берёзки? Составьте предложение о том, как падают её листья. - Составьте теперь предложение о липе. Избегайте повторов! - Как сказать об иве? - Теперь о рябине. - А листья клёна пусть танцуют вальс! Тихо осыпаются резные листочки берёзки. Плавно слетают с липы её сердечки. Легко плавают в воздухе зелёные рыбки ивы. Парашютиками опускаются на землю жёлтые пёрышки рябины. Танцуют прощальный вальс разноцветные кленовые листья.

Слайд 7

- Сколько частей будет в тексте? - С чего начать? Какое предложение должно быть во вводной части, чтобы перейти к описанию листопада? (С деревьев опадают листья.) - Какие слова будете стараться не повторять? - Как закончить сочинение? (Как красив листопад! Опавшие листья шуршат под ногами. Листопад укрыл засыпающую землю роскошным осенним одеялом.) Обсуждение структуры текста

Слайд 8

Орфографическая подготовка о сыпаю тся кружа тся плав а ют в воздух е л е тят п а р а ш ю тик о м т а нцуют о пускают ся в ь ю тся р е зные л и сто чк и б е рё з ки с е рде чк и липы з о л о тые ры б ки ивы ж ё лтые пёрышки р я бины разн о цветные звёзды клёна

Слайд 9

Самостоятельная работа

Слайд 10

Листопад Октябрь. С деревьев опадают листья. Тихо осыпаются резные листочки берёзки. Плавно слетают с липы её сердечки. Легко плавают в воздухе зелёные рыбки ивы. Парашютиками опускаются на землю пожелтевшие пёрышки рябины. Танцуют прощальный вальс разноцветные звёзды клёна. Опавшие листья укрыли засыпающую землю роскошным осенним одеялом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над сочинением в третьем классе. Примерный план и темы сочинений.

Размещен материал примерных тем сочинений , которые я провожу в третьем классе. Разработан примерный план каждого сочинения, а также помещены детские сочинения на эти темы....

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Урок развития речи в 3 классе:"Текст. Сочинение – повествование. Работа над ошибками. Коллективное «редактирование» текста сочинения."

Русский язык.Тема: Развитие речи. Текст. Сочинение – повествование. Работа над ошибками. Коллективное «редактирование» текста сочинения.Цели:1.      Формирование умения постро...

Учимся писать сочинение (Что такое сочинение).

Решая учебно - практические и учебно - познавательные задачи, учащиеся знакомятся с понятие "сочинение", повторяют особенности текста...

Сочинение-презентация (сочинение-рассуждение)

В данный материал включен урок с презентацией.Дан подробный план урока с дополнительным материалом:стихи, пословицы, поговорки, высказывания великих о слове, о языке.Урок сопровождается презентацией, ...