О феномене леворукости
статья на тему

В работе представлены особенности леворуких детей, психокорекционная работа с детьми и рекомендации по работе с такой категорией детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

О феномене леворукости.

     За множеством серьезных трудностей, стоящих перед образовательной системой нашей страны в настоящее время, о проблеме левшей забыли, видимо не считая ее первостепенной в сравнении с такими серьезными проблемами, как подростковая преступность, наркомания и беспризорность. Но еще в 19 веке итальянский психиатр Чезаре Ломброзо писал о том, что в тюрьме среди заключенных особенно много левшей, и делал вывод, что именно левши более склонны к правонарушениям, чем люди, использующие правую руку в качестве ведущей. Отечественный исследователь феномена леворукости нейрофизиолог А.В. Семенович отмечает, что 70% детей с трудностями школьного обучения составляют левши. Чтобы лучше понять, что такое левшество, приведем два научных толкования этого феномена:

1. Под левшеством понимается левая асимметрия – преобладание левой части над правой в совместном функционировании парных органов.

2. Леворукость – преимущественное пользование левой рукой при выполнении различных действий.

    Леворукость обусловлена генотипически. По данным разных авторов, леворукие дети составляют 2,4% если папа и мама правши, 17,2% - если один из родителей левша, и 42% - если оба родителя левши. Есть случай амбидекстрии – врожденной способности использовать правую и левую руку относительно одинаково.

     Леворукость – не патология и не недостаток развития, а важнейшая индивидуальная особенность, которую должны учитывать родители и педагоги.

Морфологические особенности леворуких детей

  • Левая рука несколько больше правой
  • Ноготь левого мизинца несколько шире
  • Более развиты вены на тыльной стороне левой кисти.
  • Более подвижна мимика левой половины лица

Психофизиологические особенности леворуких людей

  • Плохая зрительно-двигательная координация. Это может выражаться в плохом подчерке, в трудностях при срисовывании различных графических изображений.
  • Различные речевые нарушения. Наиболее часто проявляются в ошибках при звуковом анализе. И. Макарьев в своей книге «Если ваш ребенок левша» приводит неутешительные данные о том, что заикается каждый третий леворукий ребенок.
  • Особенности пространственного восприятия. Это искажение форм и пропорций фигур, зеркальность движений (письма), плохая зрительная память.
  • Сложность концентрации  и переключения внимания на фоне его общей слабости.

Эмоционально-психологические особенности леворуких

  • Повышенная эмоциональная чувствительность,
  • ранимость,
  • быстрая утомляемость, как следствие этого – ограниченная работоспособность,
  • высокий уровень креативности,
  • ярко выраженные способности к оригинальному художественному творчеству,
  • раздражительность и обидчивость,
  • подверженность различным страхам (боязливость),
  • низкий уровень самоконтроля,
  • пониженный эмоциональный фон (преобладание плохого настроения),
  • конформность (склонность к пассивному восприятию действительности),
  • совестливость,робость,
  • повышенный уровень тревожности,
  • эстетическая впечатлительность.

   Левша имеет потенциал положительной и отрицательной энергии. Катализатором для выхода этой энергии являются условия среды.  Некомфортные или даже враждебные условия социума провоцирует у левши всплеск отрицательной энергии.

Психокоррекционная работа с леворукими детьми.

   Чтобы психокоррекционная работа с левшой была эффективной, нужно создать атмосферу взаимного доверия и понимания между ним и взрослым. Для это необходимо постоянное повышенное внимание к ребенку, искренняя заинтересованность его настроением, самочувствием, переживаниями. Неподдельное внимание и готовность к совместной деятельности со стороны значимого взрослого значительно улучшают эмоциональное состояние ребенка, вселяет веру в собственные силы, мотивирует стремление к саморазвитию, опосредованно повышает самооценку. Хорошие результаты в работе с леворукими детьми дает метод, который называется «пополнение эмоционального резервуара ребенка». Данный метод рекомендуется применять ко всем детям, а по отношению к левшам тем более, так они в силу своих психогенетических особенностей более подвержены эмоциональной разбалансировке и истощению. В основе этого метода лежит признание педагогом ребенка как равноценного партнера. Не равноправного: ребенок и педагог выполняют разные обязанности. На практике этот метод осуществляется посредством использования различных вербальных и невербальных средств  влияния:

  • контакт глаз (теплый взгляд педагога, родителя),
  • открытая поза преподавателя,
  • пантомимические и мимические средства,
  • спокойный уверенный тон голоса,
  • плавность, неторопливость движений,
  • физический контакт (поглаживание, «прогревание руками»).

    Следующая большая группа методов, можно сказать, психокоррекционная система – это игротерапия. Игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Общие показания к проведению игротерапии: социальный инфантилизм, необщительность, фобические реакции, сверхпослушание, нарушения поведения и вредные привычки, неадекватная половая идентификация.

Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры

1. Моделирование системы социальных отношений в наглядно-действенной форме в игровых условиях, следования им ребенком и ориентировка в этих отношениях.

2. Изменение позиции ребенка в направлении преодоления личностного эгоцентризма, благодаря чему происходит осознание собственного «Я» в игре и возрастает мера социальной компетентности и способности к разрешению конфликтных ситуаций.

3. Формирование реальных отношений как равноправного партнерского сотрудничества и кооперации между ребенком и сверстником, обеспечивающих возможность позитивного личностного развития.

4. Организация поэтапной отработки в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях.

5. Формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение конкретной роли.

    В работе с леворуким ребенком педагогу необходимо своевременно обеспечить гармоничное включение такого ребенка в коллектив сверстников. Этого можно достичь путем постепенного перехода  от индивидуальных форм игротерапии к индивидуально-групповым и затем к групповым. Цель игровой терапии: не переделывать ребенка, не учить его каким-то  специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.

    Педагогу необходимо создавать в игровой комнате безоценочную, непринужденную атмосферу. Такая атмосфера способствует установлению коммуникативного контакта между взрослым и ребенком, дает возможность последнему полностью самореализоваться, удовлетворить посредством игры те или иные потребности. Взаимодействуя с ребенком, педагог демонстрирует  свою искреннюю заинтересованность и одобряет действия ребенка, который при таких отношениях начинает  осознавать свою индивидуальность, неповторимость своей личности.

    Леворукие дети отличаются повышенной эмоциональностью с ослаблением тормозных процессов, таких детей желательно вовлекать в подвижные игры, давать разнообразные поручения, требующие частого переключения внимания. Следует помнить, что, переучивая ребенка, изменяя ведущую руку, мы неизбежно вызываем перестройку в деятельности мозга. Существуют общепринятые правила общения леворуких детей. При письме левой рукой не рекомендуется требовать, чтобы дети писали с тем же наклоном, что и праворукие.  Лучше, если тетрадь будет  наклонена вправо, а левое плечо чуть выдвинуть вперед. Целесообразнее, если при правостороннем наклоне леворукий ребенок будет писать прямо, не загораживая себе линию строки и соблюдая правильную посадку при письме. Положение тетради он должен выбрать сам. Категорически противопоказано требовать от леворукого ребенка безотрывного письма, траектория движения овалов при письме должна быть более легкая, сверху вниз, слева - направо, а более легкие соединения в виде «петелек». При письме, рисовании, чтении свет должен падать с правой стороны.

    Общая тактика поведения педагогов и родителей, рассматривающих леворукость ребенка как индивидуальный вариант развития в пределах нормы. Создание благоприятных условий для формирования двигательных навыков помогут леворуким детям адаптироваться в преимущественно праворуком мире и успешно обучаться в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В чём заключается феномен человека, явившегося в историю под звучным именем Наполеон?

Что же скрывалось за этой загадочной личностью? В чём заключается феномен человека, явившегося в историю под звучным именем Наполеон?  На этом уроке можно показать исторического деятеля как сына ...

Познавательная активность младшего школьника как педагогический феномен.

В статье раскрываются понятия "активность личности" и "познавательная активность школьников"...

ЗАСОБИ МАСОВОЇ ІНФОРМАЦІЇ ЯК СОЦІОКУЛЬТУРНИЙ ФЕНОМЕН ВИХОВАННЯ МОЛОДШИХ ШКОЛЯРІВ

Сьогоднішні темпи комп"ютерізації перевищують темпи розвтику та вдосконалення освітнього процесу  в молодшій школі, тому  крокувати  в ногу з часом освітянам важко,особливу увагу, необх...

Профессиональная культура педагога как многоаспектный феномен

Профессиональная культура педагога – это сложная, комплексная составляющая его личности, соединяющая в себе социальные, профессиональные и сугубо личностные характеристики. Социальная сторона про...

Презентация "Феномен неуспеваемости в современной школе"

В презентации приведены различные определения понятия "Неуспеваемость". Рассмотрены виды неуспеваемости. Представлены психолого-педагогические типологии (по 4 различным основаниям) неуспевающих школьн...

Консультация для учителей начальных классов и родителей, имеющих леворуких детей "Леворукий ребенок"

Консультация для учителей начальных классов и родителей, имеющих леворуких детей "Леворукий ребенок" и буклет с рекомендациями...

"Как обучать леворуких детей?" (особенности левшей, леворуких детей, рекомендации по обучению)

Выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов по теме "Как обучать леворуких детей?". Рекомендации для учителей, обучающих леворуких детей с тяжелыми нарушениям...