Профессиональная культура педагога как многоаспектный феномен
статья по теме

Анпилова Ольга Николаевна

Профессиональная культура педагога – это сложная, комплексная составляющая его личности, соединяющая в себе социальные, профессиональные и сугубо личностные характеристики. Социальная сторона профессиональной культуры педагога определяется его социальным  статусом, функциями в обществе, самосознанием и самооценкой как члена социума, а также уровнем и способами взаимоотношения с другими социальными группами 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Профессиональная культура педагога как многоаспектный феномен

Профессиональная культура педагога – это сложная, комплексная составляющая его личности, соединяющая в себе социальные, профессиональные и сугубо личностные характеристики (О.М. Корчажкина [27; 28], А.В. Петровский [44], Н.Г. Полехина [46] и др). Социальная сторона профессиональной культуры педагога определяется его социальным  статусом, функциями в обществе, самосознанием и самооценкой как члена социума, а также уровнем и способами взаимоотношения с другими социальными группами [41, 59].

Н.С. Пряжников пишет: профессиональные характеристики, обусловливающие становление профессиональной культуры педагога, включают как объективные, так и субъективные аспекты. Среди объективных составляющих ключевое место занимает специализация,  устанавливающая принадлежность педагога к определённому профессиональному сообществу.       А основным субъективным компонентом, характеризующим профессиональные качества педагога, является, прежде всего, профессиональное самосознание, которое играет определяющую роль в его адекватной профессиональной идентификации (самоопределении) и в общем становлении педагога как профессионала [47, 73]. В понятие «профессиональное самосознание» входят, помимо названных, такие характеристики, как профессиональная компетентность, а также способность к непрерывному образованию и адаптации к изменяющимся условиям труда.

А.Г. Ковалёв отмечает, что личностные характеристики педагога, также влияющие на уровень его профессионального самосознания  – это свойства его характера и интеллектуальные способности, необходимые ему для осуществления профессиональной деятельности. Среди них особенно важное место сегодня занимает психологическая готовность и интеллектуальная способность педагога овладевать необходимыми инновационными компетенциями и применять их в своей профессиональной                        деятельности [25, 12].

Таким образом, в настоящее время – время стремительной информатизации образования – профессиональное самосознание педагога становится непременным условием развития его как профессионала.

Согласно новой образовательной парадигме, — отмечает                              Н.С. Пряжников, — информационно-коммуникационная компетенция (или ИКТ-компетенция) является одной из ключевых компетенций современной образованной личности, что предполагает соответствующий уровень профессиональной подготовки представителя любой профессии, занимающегося интеллектуальным трудом. Преподаватели вузов и учителя школ, задача которых состоит в обучении и воспитании молодых граждан формирующегося информационного общества, пришедшего на смену постиндустриальному, с одной стороны, сами должны удовлетворять критериям новой информационной личности, а с другой – должны владеть инновационными технологическими инструментами и применять их в своей профессиональной деятельности. Кроме того, формирование и развитие других базовых компетенций –  социально-политической, коммуникативной, социокультурной, компетенции непрерывного образования и морально-личностного роста, – также невозможно  осуществить в современных условиях без овладения ИКТ [47, 77].

По исследованиям О.М. Корчажкиной, освоение инновационных технологий и аппаратных средств, их реализующих (персонального компьютера, интерактивной доски, настольной панели или других более сложных мультимедийных систем),  рассматривается многими педагогами как простое изменение технической вооруженности своего труда.  Однако техническая сторона, создавая новую педагогическую ситуацию, непременно приводит к обновлению роли педагога в образовательном процессе, изменению всего склада его педагогических воззрений и подходов, его готовности (или неготовности) передавать свои знания и опыт иными средствами и способами. Это предполагает адаптацию педагога к новым условиям осуществления своей профессиональной деятельности. При этом он перестаёт быть единственным источником информации для учащегося, единственным носителем дидактических принципов. С другой стороны, педагог должен организовать процесс обучения таким образом, чтобы превратить традиционную образовательную среду в современную, высокотехнологичную, отвечающую требованиям информационного общества [27; 28; 29; 30].

В целом это означает формирование педагогической культуры нового типа, становление которой невозможно без участия профессионального самосознания педагога. Формирование ИКТ-компетенции современного педагога, деятельность которого разворачивается в условиях комплексной информатизации образования, во многом зависит от уровня его профессионального самосознания.

  1.                                  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бодалёв, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Бодалёв. – М.: Воронеж, 2000. – 560 с.
  2. Бодалёв, А.А. Психологические трудности общения и их преодоление [Текст] / А.А. Бодалёв, А.Г. Ковалев. – М., 2001. – 422 с.
  3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] /                             Л.И. Божович. – М: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. – 512с.
  4. Бондаревская // Школа Духовности. М.: 2000. — № 5. — С. 41 - 66.
  5. Бондаревская, Е. В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность [Текст] / Е.В. Бондаревская // Педагогика. — М.: 2002. — № 3. — С. 3-8.
  6. Веденов, А.В. Потребность в общении [Текст] / А.В. Веденов. – М., 2002. – 146с.
  7. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Под ред.                       А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 2004. – 600с.
  8. Выготский, Л.С. Развитие высших психический функций [Текст] /                Л.С. Выготкий. – М., 2000. – 420с.
  9. Добрынин, Н.Ф. Активность личности и принцип значимости: Проблемы личности [Текст] / Н.Ф. Добрынин. – М., 2003. – 168с.
  10. Зимняя, И.А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта [Текст] / И.А. Зимняя,                Б.Н. Боденко, Т.А. Кривченко, Н.А. Морозова. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. — 67 с.
  11. Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека [Электронный ресурс] / И.А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос». — 2006. — 4 мая. http://www.eidos.ru/journal/2006/0504.htm. — В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе «Составляющие профессиональной культуры педагога»

Самостоятельная работа «Составляющие профессиональной культуры педагога» по курсу " Образование и общество. актуальные проблемы психологии и педагогики" ( академический инвариант )...

Этика в профессиональной культуре педагога (практико-значимый проект)

Цель данной работы - рассмотреть роль и место этики в профессиональной культуре педагога, помочь учителю провести тестирование на определение уровня общительности, уровня культуры в общении, узнать. л...

Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога

Практическая задача педагогической конфликтологии – добиться нормализации и гуманизации отношений между основными субъектами школьного социума – педагогом и детьми – на основе толерантности, диалогово...

Этика в профессиональной культуре педагога .

Этика в профессиональной культуре педагога  С...

Этикет в профессиональной культуре педагога

Общая характеристика педагогической культуры.1) Сущность и общая структура.2) Характеристика структурных компонентов.3)Педагогическая техника. Педагогические приемы в структуре педагогической техники....

"Этика в профессиональной культуре педагога"

Выступление на педсовете "Этика в профессиональной культуре педагога" с тестом....

Конфликтологическая компетентность педагога как составляющая профессиональной культуры педагога.

Материал содержит понятие конфликтологической компетентности; понятие конфликта; причины возникновения конфликтов; особенности конфликтов в современной школе и подходы к разрешению конфликтов.Учитель,...