Программа по курсу "Я-исследователь" для учащихся 1-4 классов
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Программа “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.

            Ценность программы заключается в том, что учащиеся   получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы. 

            Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.            Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.     Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

Программа  по специальному направлению «Я – исследователь»  разработана на основе авторской программы А. И. Савенкова «Я - исследователь»  в соответствии:

·         с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

·         с рекомендациями Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование./ под ред. В. А. Горского. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2011.

·         с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников.

Программа рассчитана на четырёхгодичный курс обучения.

В программу включены четыре этапа обучения для учащихся начальной школы:

1 этап– 1 класс

2 этап– 2 класс

3 этап– 3 класс

4 этап– 4 класс

Цель:

Трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

Задачи:

·         Развитие познавательных потребностей младших школьников.

·         Развитие познавательных способностей младших школьников.

·         Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.

·         Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.

·         Формирование у младших школьников представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Таким образом, программа учебно-исследовательской деятельности обучающихся  включает  три относительно самостоятельных подпрограммы:

 Подпрограмма «Тренинг». Специальные знания по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска.

Подпрограмма «Исследовательская практика». Проведение обучающимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.

Подпрограмма «Мониторинг». Содержание и организация мероприятий необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.)

Исследовательская деятельность школьников может оцениваться по следующим параметрам: познавательная активность и предприимчивость, логика построения программы исследования, качество использования источников информации, эффективность презентации результатов, потенциал продолжения проекта.

В программе отражено полное содержание курса и тематическое планирование. 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Интегрированное внеклассное занятие в 1-а классе.

Учитель: Абзалова Марианна Викторовна

Тема: Путешествие капельки.

Цели занятия:

1.  Развивающие:

- развивать речь, логическое мышление, внимание,

 - развивать умения решать нестандартные задачи

- развивать умения  в рисовании капельки и капельками (разные виды: карандашом, красками, в программе Adob Potoshop,  Windows Movie Maker)

- умения находить разные способы решения поставленных задач;

 -  развивать: наблюдательность; умения обобщать, делать выводы;

- пополнить словарный запас учащихся, развивать кругозор.

3. Воспитательные:  воспитывать любовь к искусству;  

Оборудование: мультимедийная презентация урока; карточки и картины для индивидуальной работы №1-2;

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.

Постановка учебной задачи.

3 мин

1 слайд

Чтобы определить тему урока, посмотрите мультфильм.

-О чём мультфильм?

- О каком законе природы показано в этом мультфильме?

-Поместите свои рисунки на доску.

-Я вижу, все дети поняли этот закон природы.

-А вам понравился мультфильм, который озвучили мама и дочь, которые, совсем не являются мультипликаторами.

-Как вы думаете, как они смогли это сделать?

-А вы хотели бы сами создать мультфильм?

-Сегодня мы отправимся в сказочное путешествие вместе с капелькой. А сказку мы сочиним сами. И путь, маршрут путешествия выберем тоже сами. И если всё получится, то к концу урока мы посмотрим свой мультфильм про путешествие капельки.

-Работа нам предстоит серьёзная, работать мы должны быстро, дружно, творчески. Девиз урока: Твори, т.е. активно мысли.                                                                      

-Что вы знаете о мультипликации? Кто создаёт мультфильмы?

Мультфильм, продолжительностью 24 мин создают 1 год, что примерно 1 минута мультфильма 1 месяц. К одной секунде кадра рисуют 24 картинки.  Поэтому за 1 занятие мы с вами настоящий мультфильм создать не сможем, а вот иллюстрации к нему нарисовать успеем. Но сначала надо поработать в роли режиссёра и сочинить сказку.

-А, чтобы художнику постановщику легко было подобрать костюм герою нашей сказки - капельке, мы с вами сейчас должны определить какой величины и массы она будет.

Путешествие капельки.

Круговорот воды в природе.

Слайд 2, круговорот воды в природе

При помощи компьютера и специальных программ.

Слайд 3 Режиссёр, сценарист, аниматоры, художник постановщик, звукорежиссёр…

2.

Развитие логического мышления.

3 мин

-Для этого предлагаю решить задачу:

 Вместе клоун и кот весят две гири. Один кот (без клоуна) весит два ананаса. Вместе с одним ананасом вес капельки  равен весу одной гири.  Задание: найти, сколько весит клоун в перерасчете на капельки.

Слайд 4

3.

Обогащение словарного запаса детей, развитие речи

3 мин

-Чтобы определить характер героя, художнику постановщику необходимо, образно говоря, заглянуть в душу героя, чтобы знать каким его изображать: добрым или злым, весёлым или грустным или каким-то другим.

-О какой капельке идёт речь в этих поговорках:

1. Капелька в капельку.   2. Все капельки подобрал. 3. Ни прольет, ни капельки. 4. Ни осталось, ни капельки…

-А как мы с вами можем заглянуть в душу нашего героя-капельки, ведь она прозрачна и кажется, внутри неё ничего нет?

Слайд 5

Ответы детей…

4.

Лабораторная работа

3 мин

- А хотели бы вы ребята, заглянуть внутрь капельки?

- Что вы заметили?

Это животное. Они способны выполнять многие из жизненных функций, которые выполняет человек и крупные животные, осуществляя все это в одной-единственной клетке, в то время как в человеческом теле эти функции выполняются миллионами клеток, собранных в определенный орган для выполнения специфических заданий. Оно, как и другие животные, добывает себе пропитание само, поедая микроскопические растения и другие организмы. Внутри клетки есть две шарообразные массы, причем одна больше другой. Это ядра. Меньшее ядро выполняет функции размножения. Большее — все остальные функции организма.

Слайд 10  Работа с микроскопами

Слайд 11  В одной капле ничего ни видно, а в другой двигающиеся туфельки (инфузории туфелька)

5.

Творческие лаборатории

Слайд 12

5 мин

Сейчас я предлагаю вам поработать в роли режиссёра, художников, аниматоров.

- В роли режиссёра предлагаю работать Кате, Юле, Аяне

- В роли художников предлагаю работать Анжуру, Диане, Айнуре, Артуру, Поле, Алёне, Вике, Булату

-В роли аниматора предлагаю работать Диме, Арсалану, Никите

-Так как художники сегодня у нас будут рисовать бабочку, стрекозу, яблоню, горшочек с цветком, одуванчики, то и нашим режиссёром надо учесть, что сюжет сказки будем писать именно с этими героями, можем добавить  и других.

Задание художникам: используя пипетки, цветными капельками  дорисовать рисунки на ваших столах. Договоритесь, распределите между собой, кто, что будет рисовать.

Задание аниматорам: прошу занять места у компьютера и заняться раскадровкой, постараться использовать в построении мультфильма всех героев, которых рисуют художники.

Задание режиссёрам: сочинить сказку, направлять работу аниматоров.

Слайд 13

6.

Итог

2-3 мин

Выставка работ.

Просмотр мультфильма.

-Что нового узнали сегодня?

Что интересно было делать на уроке?

Д/З Записать получившуюся сказку или  можно сочинить свою,  про путешествие капельки.

Карточка 1

viberi_igrushku

Что такое инфузория-туфелька?

Если вы исследуете под микроскопом каплю воды из пруда, одно из маленьких существ, которое вы увидите, будет иметь вытянутую форму, напоминающую туфельку: один конец ее закруглен, а другой — заужен. Трудно поверить, но это малюсенькое существо можно классифицировать как животное на том основании, что оно, как и другие животные, добывает себе пропитание само, поедая микроскопические растения и другие организмы (а растения, как мы знаем, сами производят для себя пищу), и ему приходится передвигаться в поисках пищи.

Это животное — инфузория-туфелька, или парамеция. Ее тело почти полностью покрыто тоненькими, похожими на волоски жгутиками, которые мы называем ресничками. Эти реснички равномерно двигаются, подобно тысячам маленьких весел, заставляя тело двигаться вперед, назад или по кругу.

Инфузория живет в пресной воде, питаясь бактериями, в том числе дрожжевыми, и другими одноклеточными простейшими организмами — маленькими, похожими на животных, микробами. Вероятно, она способна управлять движением ресничек, так как может быстро менять направление в погоне за пищей или для того, чтобы избежать опасности.

Как и все живые организмы, инфузория-туфелька способна размножаться. Во взрослом состоянии она может разделиться надвое и образовать два независимых организма. Инфузория также может размножаться, меняясь определенными частицами тела с другой инфузорией.

В инфузориях примечательно то, что они способны выполнять многие из жизненных функций, которые выполняет человек и крупные животные, осуществляя все это в одной-единственной клетке, в то время как в человеческом теле эти функции выполняются миллионами клеток, собранных в определенный орган для выполнения специфических заданий.

Но определенная специализация функций есть и в одноклеточной инфузории-туфельке. Внутри клетки есть две шарообразные массы, причем одна больше другой. Это ядра. Меньшее ядро выполняет функции размножения. Большее — все остальные функции организма.

Инфузория-туфелька — это один из сотни тысяч различных видов микроорганизмов, открытых и изученных человеком. (Микроорганизмы слишком малы, чтобы их можно было исследовать без сильной лупы или микроскопа). Первые живые существа на земле, вероятно, были чем-то вроде этих микроскопических животных.

                                                     



Предварительный просмотр:

Тезисы

к внеклассному занятию «Путешествие капельки» в 1 классе.

Учитель: Абзалова Марианна Викторовна

МАОУ ФМШ №56 г.Улан-Удэ, Бурятия.

Тема: Путешествие капельки.

Цели занятия:

1.  Развивающие:

- развивать речь, логическое мышление, внимание,

 - развивать умения решать нестандартные задачи

- развивать умения  в рисовании капельки и капельками (разные виды: карандашом, красками, в программе Adob Potoshop,  Windows Movie Maker)

- умения находить разные способы решения поставленных задач;

 -  развивать: наблюдательность; умения обобщать, делать выводы;

- пополнить словарный запас учащихся, развивать кругозор.

3. Воспитательные:  воспитывать любовь к искусству;  

Оборудование: мультимедийная презентация урока; карточки и картины для индивидуальной работы №1-2;

Интегрированное внеклассное занятие в 1 классе направлено на развитие умений детей в области информационных технологий: работа в программе Adob Potoshop,  Windows Movie Maker,  профориентации (знакомство с созданием мультипликационных фильмов и сопутствующих профессий), общее развитие интеллектуальных способностей и пополнение словарного запаса учащихся.

За один урок дети смогут попробовать себя в роли художника, научного работника (работа с микроскопом, рассматривается капелька воды, в которой есть живые существа), сценариста, режиссёра, аниматоров и др..  В конце урока дети смотрят мультфильм, созданный самостоятельно. Титры в конце мультфильма, на которых собственные имена и фамилии,  вызвали бурный восторг.

Для подготовки урока, сформированные  группы детей заранее научились работать в программе Adob Potoshop,  Windows Movie Maker и во время урока направляли деятельность группы без помощи учителя. Детьми были написаны сказки   «Путешествие капельки», а на уроке, группа сценаристов выбрали более интересные, на них взгляд, сказки и предложили их группе аниматоров. Для сюжета мультфильма группа художников нарисовала картинки героев мультфильма. Предварительная подготовка к занятию позволила быстро, слаженно и интересно провести урок.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Юный корреспондент" для учащихся 3-4 класса

По целям обучения данная программа - социально-педагогическая. Цели программы: - создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального развития; - при...

Рабочая программа по предмету Ремесло для учащихся 5-9 классов с умеренной умственной отсталостью

Ремесло – пятигодичная комплексная программа, предназначенная для организации работы по трудовому обучению с текстильными материалами детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью в школах VIII в...

Учебно-коррекционная программа «Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Учебно-коррекционная программа. Рабочая программа  «Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»...

Рабочая программа "Родничок" (для дополнгительного образования учащихся 1-4 классов)

Фольклор является богатейшим источником познавательного, нравственного развития учащихся и, конечно же, развития их творческих возможностей....

Дополнительная образовательная программа секции по волейболу для учащихся 1-4 классов «СЕРЕБРЯНЫЙ МЯЧ»

Данная образовательная программа составлена для обучения волейболу в группах дополнительного образования учащихся с 1 по 4 классы. Несмотря на то, что наиболее благоприятным возрастом для начала обуче...

Программа соревнований «Веселые старты» среди учащихся 2-х классов

Программа соревнований «Веселые старты» среди учащихся 2-х классов, включает положение  о мероприятии, непосредственно саму программу соревнований....