Организация занятий общения для родителей «Школа успешных родителей»
методическая разработка на тему

ЧИКАЛО Маргарита Викторовна

В последнее время очень активно обсуждается вопрос семейного воспитания, влияния семьи на развитие ребенка. Многочисленные социологические исследования указывают, что родители зачастую заинтересованы в материальном обеспечении ребенка больше, чем в становлении благоприятных взаимоотношений с ним. В большинстве случаев общение с ребенком ограничено.  В последние десятилетия психологи выявили значение стиля общения с ребенком для развития его личности. Общение также необходимо ребенку, как и пища. Но общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. «Плохая пища, отравляет организм; неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие» (Ю.Б. Гиппенрейтер).  «Проблемные» дети – это всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatiya_s_roditelyami.doc219 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ « Лебяжьевская СОШ»

Организация занятий общения для родителей

«Школа успешных родителей»

(Методическая разработка)

Чикало М.В. учитель нач. кл

2015 г.

Содержание

  1. Введение.                                                                                                

                                                                                           

  1. Анализ литературы  психологической развивающей                  

           работы с   родителями.

                                                                        

  1. Организация психологического направления занятий общения  

для родителей «Школа успешных родителей» (цели, методы, программа). Эффективность работы.

  1. Приложения:                                                                                    

           Приложение

                     1. Структура и содержание занятий для родителей.

                                                

Приложение

  1.  Занятие   «Знакомство с семьей ».                                                  
  2.  Занятие   «Активное слушание».                                          
  3.  Занятие   «Поощрения и наказания».                                                
  4.  Занятие   «Подвижный ребенок».        
  5. Занятие   «Тревожный ребенок».                              

                        

  1. Список литературы.                                                                                                             

1. Введение.

В последнее время очень активно обсуждается вопрос семейного воспитания, влияния семьи на развитие ребенка. Многочисленные социологические исследования указывают, что родители зачастую заинтересованы в материальном обеспечении ребенка больше, чем в становлении благоприятных взаимоотношений с ним. В большинстве случаев общение с ребенком ограничено.  В последние десятилетия психологи выявили значение стиля общения с ребенком для развития его личности. Общение также необходимо ребенку, как и пища. Но общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. «Плохая пища, отравляет организм; неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие» (Ю.Б. Гиппенрейтер).  «Проблемные» дети – это всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье.

Успешное становление личности ребенка в семье достигается, если родители:

  1. Последовательно  удовлетворяют базовые потребности ребенка. По Маслоу, это
  • физиологические потребности – в пище, тепле, движении, жилище, отдыхе,
  • в безопасности своего существования, в постоянстве, порядке,
  • в любви, привязанности, в принадлежности к определенной социальной группе,
  • в уважении и в признании со стороны значимых для ребенка лиц, в позитивной самооценке,
  • в самоактуализации, т.е. в осуществлении своих способностей и талантов, творческих потенций, воплощении «себя».
  1. Помогают ребенку сохранять душевное равновесие, бодрость духа, ритм активной жизни, оберегают от стрессов.
  2. Внимательно относятся к тем мыслям, радостям и тревогам, которыми ребенок хочет поделиться с ними.
  3. Находят в себе силы уважать ребенка и его достоинство несмотря ни на что, не позволяют себе жестоких слов и грубых действий в отношении ребенка, всегда способны найти в нем то, за что стоит похвалить, сказать слова любви и признания.
  4. Признают право ребенка на самостоятельный выбор, самостоятельные решения, самостоятельные действия.
  5. Помогают ему, насколько это возможно, стать счастливым от его собственных достижений в жизни, в деятельности, в общении с людьми.

Самым главным принципом  воспитания ребенка является безусловное принятие. Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник, а просто за то, что он есть. Принятие – это сохранение чувства собственного достоинства и уверенности в своих силах. Ребенок должен чувствовать, что родители стараются понять все его поступки, даже неправильные, но при этом они ему не угрожают, не требуют немедленного покаяния и осознания своей вины, а вместе с ним пытаются понять, что побудило совершить такой поступок и как можно избежать подобных ситуаций в дальнейшем. Другой принцип семейного воспитания – любовь. Удовлетворение потребности в любви – необходимое условие нормального развития ребенка в семье. Очень важно показать ребенку, что он  нужен родителям, подпитать его эмоционально. Соблюдение этих условий и принципов поможет наладить общение со своим ребенком сделать семью счастливой.

Таким образом, поддерживая данную концепцию, на базе Лебяжьевской школы  были  организованы  родительские занятия , одной из основных  целей которых стало - сплочение семьи, ориентирование родителей на установление партнерских отношений с детьми. В  заседаниях данных занятий привлекались  заинтересованные педагоги: педагог – психолог, социальный педагог, заместитель директора по воспитательной работе. Были разработаны положение, концепция работы. Эта работа включает  несколько направлений, одним из приоритетных стало психологическое направление «Школа успешных родителей» (работа по обучению родителей навыкам конструктивного взаимодействия с ребенком). Занятия  рассчитаны  на родителей начального звена школы, т.к. актуальность данной работы возрастает на этапе воспитания детей младшего школьного возраста, поскольку это период формирования важного личностного образования: чувства социальной и психологической компетентности (Э.Эриксон) и отношение к ребенку со стороны семьи определяют состояние и развитие его чувства личности (В.С. Мухина).

Потребность в психологической работе с родителями учащихся возникла:

- как запрос родителей, в ситуации анкетирования родители первоклассников  столкнулись с вопросами воспитания детей в семье, поощрений и наказаний, в тот момент завязалась жаркая дискуссия на тему: «Как наказывать ребенка?», родители пожелали этот вопрос разобрать подробней,

- как запланированная работа с родителями в системе развивающей работы по проблеме адаптации, т.к. работа показала зависимость адаптации ребенка от родительского отношения.

2. Анализ литературы  психологической развивающей

работы с родителями.

         Вопрос о задачах и значении работы школьного психолога с родителями дискуссионный (М.Р. Битянова). Существует множество мнений, в том числе противоположных. На одном полюсе – работа с родителями как основное направление деятельности школьного психолога. Аргумент понятный и практически неоспоримый: большая часть проблем школьника  - родом из семьи, ее климата, стиля взаимоотношений, поэтому невозможно решать школьные проблемы без активного переструктурирования семейных отношений (детско-родительских, супружеских, родственных). На другом полюсе – семья юридически и этически «закрыта» для школы. Школьный психолог и учитель не имеют права вмешиваться в семейную ситуацию. Большинство школьных ситуаций должно решаться без вмешательства родителей, силами педагогов, психолога, самого школьника. В своей работе мы придерживаемся «золотой середины». Наша работа организована по принципу добровольности и интереса родителей. Поэтому вмешательство в личную жизнь семьи минимально.   Но в тоже время развивающая работа с родителями – это одно из приоритетных направлений деятельности учителя.

Важным моментом работы с родителями является выбор форм и методов. Чаще всего основной формой общения учителя, школьного психолога с родителями остается родительское собрание. В большинстве случаев у родителей нет ни малейших оснований для присутствия на тех родительских собраниях, где учитель в красках расписывает все известные ему негативные шаги и поступки несчастного ребенка или читает скучные нотации о том, как надо воспитывать их собственных детей. К сожалению, значительная часть родителей часто пассивна. Как же повысить мотивацию родителей к посещению родительских собраний? В первую очередь необходима вариативность форм проведения родительских встреч, и они должны быть нетрадиционными. На родительских собраниях должны быть использованы такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших после рабочего дня родителей, способствуют более легкому запоминанию сути беседы, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор. Поэтому в последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителями стали занимать родительские тренинги. Родительские тренинги – это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребенка. Совместное участие в тренинге даст возможность родителям взглянуть на некоторые для них обыденные ситуации глазами самого ребенка и открыть для себя мир, в котором он живет. Такой тренинг называется тренингом родительской эффективности. Такую форму мы считаем наиболее приемлемой при поставленных нами целях.

Последние психологические исследования показывают значимость таких родительских тренингов по обучению способам правильного общения с детьми. Обзор литературы показывает, что все многообразие существующих подходов к «воспитанию родителей» объединяются в следующие группы:

  • Группы, центрированные на ребенке (Р. Дрейкус, Н.Н. Букина,

     А.С. Спиваковская),

  • Группы, центрированные на взаимоотношениях и взаимодействии с ребенком (Т.Гордон, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.М. Даринская),
  • Группы, центрированные на личности родителя (Х.Джайнот,

     М. Джеймс, Е.В. Сидоренко, И.В. Шевцова, А.С. Спиваковская).

Организационный принцип тренингов: саморазвитие – это движущая сила личности, источниками которой выступают личностная рефлексия, «включенность» в другого человека и собственная активность. Развивающая работа должна обязательно включить в себя все элементы формирующей  среды: эмоциональный, рефлексивный, мотивационный, смыслообразующий. Условия, создаваемые в развивающей работе – это условия формирования потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении. В своей работе мы склоняемся к концепции второй группы, считаем в рамках развивающей работы с родителями наиболее приемлемым работу над взаимоотношениями с ребенком.

         Таким образом, анализируя литературу по данной проблеме, эффективность работы с родителями связана со следующими принципами:

  1. Формирование мотивации к собственным личностным изменениям.
  2. Развитие эмоциональной сферы родителей с помощью осознания ими своих подлинных чувств, собственных эмоциональных конфликтов.
  3. Ориентация на диадную работу – с обоими родителями.
  4. Практическое участие: родители должны не только получать новую информацию, по и «проживать» ее в конкретных ситуациях взаимодействия.
  5. Обращение к собственному опыту детства родителей.
  6. Развитие коммуникативной компетентности и креативности родителей.
  7. Главное  условие использования лекционного приема – образность, убедительность, простота, жизненность и вера говорящего в то, что он излагает.
  8. Развитие сензитивности к эмоциональным состояниям ребенка.
  9. Удовлетворение собственных базовых потребностей родителей.
  10.  Комплексность воздействия на когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферы личности.

  1. Организация психологического направления занятий  общения

для родителей «Школа успешных родителей» (цели, методы, программа). Эффективность работы.

Основная цель  занятий «Школы успешных родителей»:

  • Формирование навыков эффективного взаимодействия родителей с детьми.

Задачи:

  • Осознание родителями тех или иных причин своего поведения.
  • Осознание чувств своего ребенка.
  • Принятие чувств ребенка и своих чувств.
  • Обучение навыкам выражения этих чувств.
  • Обучение способам эффективного взаимодействия родителя с ребенком.

Формы и методы работы: визуализация, ролевая игра, актуализация своих детских впечатлений, групповая дискуссия, мини-лекция, практикум, игра, работа в группах. Если рассматривать структуру занятий, как совокупность когнитивных, эмоциональных, поведенческих аспектов развития личности, то на занятиях проработаны все три компонента. Например, в занятии «Поощрения и наказания», когнитивным компонентом будет введение новых понятий «Я-высказывания», «Ты-высказывания»; эмоциональный компонент – обращение к чувствам во время выполнения упражнений; поведенческий компонент – формирование навыка «Я-сообщения». На первом занятии были высказаны ожидания по поводу работы в  группе, исходя из которых, строилась программа встреч с родителями.

Наиболее актуальными вопросами для родителей стали:

  • Как «правильно» воспитывать ребенка?
  • Как его наказывать и как поощрять?
  • Как найти с ним общий язык?
  • Как заставить быть послушным и спокойным?
  • Что делать, если в семье конфликт?
  • Ребенок много тревожится, как ему помочь?

Таким образом, был разработан цикл тренинговых занятий «Школы  успешных родителей» по темам:

  1. «Активное слушание».
  2. «Поощрения и наказания».
  3. «Подвижный ребенок».
  4. «Тревожный ребенок».
  5. «Как разрешать конфликты».
  6. «Наши эмоции».

На первом занятии своеобразной диагностикой послужило упражнение «Я замечательный родитель…У меня замечательный ребенок». Ответы родителей были разнообразными по содержанию:

  • Просто мы есть, и у нас есть такой сын, которого мы любим.
  • Я занимаюсь воспитанием, нахожу общие интересы, мой сын хорошо понимает меня и поддерживает.
  • Я люблю своего ребенка таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами, особенностями характера и личности. Люблю его не за то, что он сделал хорошо или плохо, а за то, что он есть у меня.
  • Я хорошая мама, потому что люблю свою дочь и стараюсь ее не ругать, моя дочь самая замечательная и любимая.
  • Я замечательная мать, так как пытаюсь делать все, что могу для своего ребенка. У меня самый общительный, добрый, ласковый ребенок.
  • Потому что мы любим друг друга и приходим на помощь, когда она необходима, сочувствуем и сопереживаем вместе.
  • Я замечательный родитель, так как мой ребенок замечательный, он любимый и желанный.
  • Я себя посвятила воспитанию ребенка и не жалею об этом. Я вижу отдачу с его стороны: он заботливый и нежный сын.
  • Я замечательный родитель потому, что люблю своего ребенка и стараюсь сделать все то,  чтобы ребенок был всегда в хорошем настроении, здоровым, веселым. Ребенок замечательный, потому что любимый.
  • У меня замечательная дочь, потому что она добрая, ласковая, послушная.
  • Мой ребенок замечательный, потому что мы, я и вся моя семья его очень любим и уделяем ему все свое время, стараемся ему помочь во всем, а ребенок нам отвечает взаимностью.
  • Потому что мы воспитали уже троих детей, и потому что нам еще сына вырастить.
  • Я замечательная мама, потому что я люблю свою замечательную дочь.
  • Родители мы хорошие, потому что сын читает с 3-х лет и увлекается книгами, мы заинтересовали его. Ребенок прекрасный, потому что слушает родителей.
  • Потому что мой ребенок самый любимый и родной, поэтому самый лучший.
  • Потому что очень люблю своего ребенка, ребенок ласковый, добрый, ранимый, любит ласку.
  • Я люблю своих детей, и они у меня лучше всех и замечательнее всех. Я стараюсь о них заботиться и в трудную минуту всегда быть рядом с ними.
  • Мой ребенок замечательный, потому что он просто у меня есть и радует меня каждое утро, потягиваясь в своей постели. Я замечательная мама, потому что могу ей помочь справится со всеми сложностями.
  • Очень желанный ребенок, очень любимый.
  • Мы все замечательные, потому что мы  любим друг друга.

Таким образом, можно было проследить отношение родителей к своему ребенку по критериям: безусловное принятие (просто потому что ребенок есть или за что-то), любовь (просто любовь к ребенку или любовь за послушание). Описал ли родитель только ребенка или только себя, или смог найти в обоих что-то уникальное. Насколько родитель смог раскрыть себя перед другими, как повысилась его самооценка. Все это стало информацией для размышления.  

В тренинге были использованы идеи и упражнения Ю.Б. Гиппенрейтер, И.М.Марковской, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, а также авторские упражнения и модификации.

Эффективность работы:

         Что можно считать результатом работы группы?

 По нашему мнению – это субъективные показатели:

  • Разрешение личной цели каждого родителя (соответствие ожиданиям от занятия с теми навыками, которые получили; например, родителя интересует стратегия поведения с гиперактивным ребенком, в конце занятия он получает эти  навыки, что отражает в обсуждении занятия),
  • Личная рефлексия каждого участника (так, например, в занятии «Поощрения и наказания» в рефлексии родители стали использовать слова «слышать» и «слушать», что говорит о достижении цели занятия «осознание и принятие чувств ребенка»),
  • Разработка совместно с родителями «Правил эффективного взаимодействия» (эти правила родители потом применяют на практике, делятся друг с другом опытом, что удалось и что не удалось в общении с ребенком),
  • Изменение взаимоотношений с ребенком, изменение взаимоотношений ребенка с другими людьми (это долговременное новообразование, но родители замечают некоторые изменения, например «стала прислушиваться к мнению ребенка», «он стал больше со мной общаться»),
  • Получение конкретных практических рекомендаций  педагога – психолога в ходе занятия.

Объективные  показатели:

  • Результаты психологической диагностики. Анализ результатов до и после проведенных занятий. Для диагностики был выбран опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми (ВРР)

 И.М. Марковской. Для оценки эффективности важно изменение шкал: нетребовательность - требовательность, мягкость – строгость родителя, автономность – контроль по отношению к ребенку, эмоциональная дистанция – эмоциональная близость, отвержение - принятие, отсутствие сотрудничества – сотрудничество, несогласие – согласие, непоследовательность – последовательность, авторитетность родителя, удовлетворенность отношениями. Было протестировано 11 родителей в начале курса и через два года занятий. Анализ данных показал, что после проведенных занятий большие изменения произошли по шкалам:  - «отвержение – принятие ребенка», в конце курса все родители (100%) принимают своего ребенка как личность (в начале курса только у 50% родителей был высокий уровень «принятия» ),

- «отсутствие сотрудничества – сотрудничество» уровень сотрудничества родителей с детьми повысился на 27%, родители отметили, партнерские и равноправные отношения с детьми,

-  «удовлетворенность отношениями родителя с ребенком»  82% родителей отметили высокую степень удовлетворенности родительско-детских отношений, что на 27% выше, чем в начале занятий.

В целом родители оценили себя в конце курса: безусловно принимающими своего ребенка, партнерами в отношениях с ребенком, дающими большую самостоятельность ребенку, эмоционально близкими, менее требовательными, менее авторитетными,  удовлетворенными отношениями с ребенком.

Ниже приведены практические рекомендации, которые были разработаны совместно с родителями в ходе занятий.

Упражнение

«Пожелания нашим родителям  о поощрениях и наказаниях»

  • Больше времени будь  со мной.
  • Выслушивай меня  до конца.
  • Хочу, чтобы меня понимали!
  • Не наказывайте меня не справедливо.
  • Слушай меня, не забывай свое детство, ведь ты тоже был ребенком.
  • Я бы хотела, чтобы ты чаще со мной говорила по душам, понимала меня.
  • Не наказывайте меня физически.
  • Родители, учитесь слышать своих детей!
  • Любите меня таким, какой я есть, а я буду стараться стать лучше.
  • Прислушайтесь сначала к моему настроению, а потом к своему.
  • Воспринимайте меня такой, какая я есть, со своими плюсами и минусами, не обижайте, любите, цените, заботьтесь обо мне.
  • Поощряйте меня добрым словом, не наказывайте ни словом, ни делом.
  • Не бейте меня и не пугайте, а то я вас буду бояться!
  • Мама, если ты меня наказываешь, то наказывай по справедливости и так, чтобы не было обидно, а самое лучшее поощрение – доброе слово и теплый взгляд.
  • Не отвлекай меня во время игры поручениями.
  • Выслушивай меня внимательно.

 

Упражнение  «Прямой эфир»

Рекомендации для учителей по работе с подвижным ребенком:

  • Терпение! Терпение! Терпение!
  • Не заниматься попустительством.
  • Не повышать голос на детей, общаться мягко, спокойно.
  • Хвалить даже за маленький успех.
  • Помогать развивать внимание.
  • Консультироваться с психологом.

Рекомендации для родителей:

  • Дать высказаться ребенку.
  • Разобраться в ситуации, потом принимать решение.
  • Меньше крика в разговоре с ребенком.
  • Спокойное общение, без восторженных эмоций.
  • Тщательно подбирать выражения.
  • Научиться давать инструкции.
  • Спокойные виды спорта, лучше плавание.
  • Стараться избегать шумных мест.
  • Избавиться от чувства безысходности по поводу ребенка, любить его таким, какой он есть.

Упражнение «Прямой эфир»

Рекомендации для учителей по работе с тревожным ребенком:

  • Чаще поощряйте детей.
  • Называйте по имени.
  • Давайте престижные поручения.
  • Не сравнивайте с успехами других детей.
  • Спрашивайте в середине урока.
  • Не подгоняйте с ответом.
  • Исключайте многократное повторения вопроса.
  • Почаще создавайте ситуацию успеха.
  • Подходите к ребенку с реальными требованиями.
  • Проводите физкультминутки.

Рекомендации для родителей:

  • Избегайте физических наказаний.
  • Не кричите на детей.
  • Постоянно общайтесь с детьми (контакт глаза в глаза).
  • Хвалите, поощряйте ребенка.
  • Говорите, что вы ими гордитесь.
  • Не сравнивайте с другими детьми.
  • Чаще используйте телесный контакт (поглаживания, массаж).
  • Учите ребенка вести себя в тревожных ситуациях.
  • Показывайте ребенку, что вы его любите.

4. Приложения.

 Структура и содержание работы клуба «Жемчужины радости»

  1. Концепция клуба «Жемчужины радости»

Семья для ребенка -  это место его рождения и становления. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает  получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, это школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми он в семье переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности справедливости. Мудрый педагог это хорошо понимает и успешно использует в организации школьного учебно-воспитательного процесса.

Для решения проблем семейного воспитания на базе школы № 49 был организован семейный клуб «Жемчужины радости». Клуб – это сообщество детей, педагогов и родителей, имеющих общую цель и перспективы, живущее по законам взаимоуважения, взаимопомощи. Потребность родителей и детей в общении реализуется в клубе. Эффективность клуба заключается в том, что он предоставляет место неофициального, неформального общения, куда дети, родители, педагоги приходят как полноправные партнеры.

Участие родителей в жизни детей не только дома, но и в школе поможет им:

- изменить свое отношение к воспитанию и развитию детей,

- узнать сильные и слабые стороны своего ребенка,

- увидеть мир с позиции ребенка.

Сообщество родителей и педагогов в воспитании ребенка поможет педагогам:

- учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их    участие в жизни школы,

- перенять опыт семейного воспитания.

Задачи  работы клуба:

  1. Формирование положительной «я-концепции» ребенка, развитие способностей ребенка, формирование мировоззренческой культуры учащихся.
  2. Физическое, нравственное, эстетическое, психологическое развитие детей.
  3. Оказание индивидуальной социально-педагогической помощи педагогам, родителям в решении сложных проблем.
  4. Организация совместной досуговой деятельности детей и взрослых.
  5. Формирование нравственных качеств.
  6. Формирование здорового образа жизни.
  7. Формирование эмоциональной творческой атмосферы, развитие творческого потенциала семей.
  8. Сплочение семьи, ориентирование родителей на установление партнерских отношений с детьми.
  9. Создание единого коллектива учеников, родителей, педагогов, объединенного общими целями и ответственностью, действующего на гуманистических и демократических принципах.

 

Принципы деятельности клуба:

  • Клубная деятельность становится фактором развития личности только тогда, когда ученик выступает субъектом его планирования, организации, проведения и оценки.
  • В клубной жизни важно ограничить число запретов: чем меньше запретов, тем выше гарантия их соблюдения. Чем выше поле разрешенной свободной деятельности, тем интенсивнее развиваются самостоятельность, инициатива и творчество.
  • Клубное дело нельзя подготавливать долго. Дети эмоционально перегорают в ожидании радости, не раз пережив ее  в своем воображении.
  • Успех клубной работы определяется четким распределением полномочий каждого члена клуба.
  • Каждому воспитаннику нужна ситуация успеха, так как деятельность, приносящая успех и удовлетворение, становится фактором его развития.
  • Участниками  клуба становятся на добровольной основе.

Направления работы клуба:

  1. Нравственное. Воспитание чувств дружбы, взаимопомощи, доброты, уважения старших любви к природе, родному краю, Родине.
  2. Научное. Воспитание уважения к школе, формирование интереса и любви к книге.
  3. Социально значимое. Организация детского труда, пробуждение интереса к содержанию и общественной ценности труда родителей, учить привносить в труд элементы творчества.
  4. Эстетическое и художественное. Организация творческой коллективной работы, создание условий для художественного самовыражения личности, обучение восприятию искусства.
  5. Психологическое. Психологические знания по вопросам развития. Обучение навыкам конструктивного взаимодействия.
  6. Спортивное. Физическое развитие. Воспитание волевых качеств.
  7. Правовое. Знания основ законов, конвенции о правах ребенка.

Формы работы клуба:

  • Совместные праздники.
  • Брейн-ринги.
  • КВНы.
  • Конкурсно-игровые программы.
  • Шоу-представления.
  • Театрализованные представления.
  • Конференции.
  • Спортивные эстафеты, школьные спартакиады.
  • Дискуссии.
  • Тренинги, семинары - практикумы
  • Консультации.

Ожидаемый результат:

Создание единого коллектива учеников, родителей, педагогов, объединенного общими целями и ответственностью, действующего на гуманистических и демократических принципах.

  1. Положение о родительском клубе

1. Родительский клуб является частью программы воспитания детей в сообществе детей, педагогов, взрослых. Воспитательная работа с детьми проводится при активном участии родителей, педагогов в форме подготовки праздников, бесед, консультаций, семинаров-практикумов.

2.       Цели и задачи:

2.1.    Цель – создание позитивного микросоциума, где каждый его  участник (взрослый или ребенок) может творчески организовать свой досуг в процессе совместной деятельности, повысить свой уровень развития, создание программы, которая отвечала бы интересам и запросам родителей.

2.2.    Задачи:

- развитие нравственных качеств ребенка, взрослого (сотрудничества, уважения и самоуважения, ответственности),

- социально-педагогическое развитие детей и взрослых (общение),

- развитие творческих способностей, творческого воображения (актерское искусство, рукотворчество, музыкальные способности),

- развитие умственных способностей (занятия, лекции, консультации, тренинги),

- развитие культуры здорового образа жизни (физическое и духовное здоровье, лекции, занятия),

- развитие навыков эффективного взаимодействия (тренинги).

3. Организаторы:

Организаторами родительского клуба являются:

- директор образовательного учреждения,

- заместитель директора по воспитательной работе,

- педагог- организатор,

- педагог-психолог,

- социальный педагог.

4. Место, время:

Заседания родительского клуба проводятся на базе школы № 49 один раз в четверть и по необходимости.

5. Участники:

Участниками родительского клуба являются классные руководители, дети, родители, бабушки,  дедушки обучающихся.

     6.    Содержание работы клуба:

     6.1. «Сотворчество» - проведение праздников, семейных вечеров, поддерживающих семейные традиции.

    6.2. «Школа успешных родителей» - обучение родителей навыкам   конструктивного взаимодействия с детьми.

   6.3. «Школа основ правовых знаний» - обучение знаниям основ законов.

   6.4. «Школа здоровья» - обучение умению сохранить, укрепить здоровье.

 Занятие 1. «Знакомство с семьей»

Цель:

Знакомство с родителями, привлечение родителей к сотрудничеству.

изучение ожидания родителей.

Оборудование и оформление: ватман, средства для рисования, конверты, листы бумаги, магнитофон, релаксационные аудиозаписи.

Содержание: 

  • Приветствие. Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада видеть вас! Сегодня проходит первое занятие нашего родительского клуба, где мы:

- познакомимся поближе,

- поговорим  о том, что нас объединяет,

- наметим дальнейший план наших встреч.

  • В начале нашего занятия я предлагаю вам провести небольшую разминку. Все наши психологические занятия с детьми начинаются с такой разминки, она поможет снять лишнее напряжение. Игра «Мигалки».  Называется какой-либо признак, по которому нужно найти себе пару и поменяться местами, предварительно подмигнув, и таким образом договориться о смене места. Признаки:

- общий цвет  в одежде,

- общий цвет волос,

- общий цвет глаз,

- общий пол ребенка.

  • Знакомство по кругу:

- имя, отчество родителей,

- интересы, увлечения семьи,

- традиции семьи.

  • У семей с такими интересными традициями замечательные родители и замечательные дети. А чем вы уникальны и почему  ваш ребенок для вас такой неповторимый? Упражнение «Я замечательный родитель… У меня замечательный ребенок…». Продолжить предложение. Родители заполняют листы-наклейки, потом все фиксируется на ватман и резюмируется.
  • Теперь мы знаем, какие вы замечательные родители, и я вас попрошу оставить для своего замечательного ребенка послание в конверте, которое он прочитает в конце работы нашего клуба на совместном празднике.
  • Ожидание от работы клуба. Пожелания ведущему. Предложение тем

для обсуждения.

  • Рефлексия занятия.

Занятие 2. «Активное слушание».

Цель:

Познакомить родителей с техникой активного слушания, научиться распознавать чувства детей в разных ситуациях, научить навыкам активного слушания.

 Оборудование и оформление: магнитофон, аудиозаписи, ситуация для разыгрывания сценки, ситуации для разбора техники, алгоритм активного слушания.

Содержание:

  • Приветствие. Я рада, что вы нашли время прийти на наше мероприятие, тема которого «Активное слушание». Ваши ожидания от встречи. Краткое резюме сказанного. Сегодня мы будем говорить:

- о проблемах, которые возникают у нас в процессе общения с детьми,

- попробуем разобраться в причинах этих проблем,

- обсудим, каким образом можно решать эти проблемы.

Ваши ожидания от нашей встречи. Ответы родителей.

  • В жизни мы часто сталкиваемся с разными ситуациями, которые происходят с нашими детьми. Часто эти ситуации негативного для нас характера. Например, ребенок не хочет ходить в школу, он с кем-то подрался, не хочет надевать определенную вещь. Что мы обычно говорим своим детям? Ответы родителей. Вывод: мы говорим детям, что это надо делать или отмахиваемся. А чего ждут дети в это время? Ответы родителей. Вывод: ребенок ждет понимания, сочувствия, а не родительских угроз, лекций, нотаций. Причины трудностей детей часто спрятаны в сфере его чувств. В некоторых ситуациях ребенка просто нужно выслушать. Такой способ называется активным слушанием. Как вы думаете, что такое активно слушать? Ответы родителей. Вывод: Активно слушать ребенка – значит «возвращать ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства». Пример такого слушания.

Сын: Больше я не пойду в школу!

Мама: Ты больше не хочешь ходить в школу.

Сын: Он забрал у меня игрушку!

Отец: Ты очень огорчен и рассержен на него.

Дочь: Не буду носить эту шапку!

Мама: Тебе она очень не нравится.

Дальше предлагается разыграть сценку, где родитель применяет технику активного слушания.

Мама занята  деловым разговором. В соседней комнате  играют ее пятилетняя дочь и десятилетний сын. Вдруг раздается громкий плач. Плач приближается к маминой двери, и со стороны коридора начинает дергаться ручка. Мама открывает дверь, перед ней стоит, уткнувшись в косяк, плачущая дочь, а сзади – растерянный сын.

Дочь: У-у-у!

Мама: Миша тебя обидел… (пауза)

Дочь: (продолжает плакать) Он меня уронил!

Мама: Он тебя толкнул, ты упала и ушиблась…

Дочь: (перестает плакать, но все еще обиженным голосом) Нет, он меня не поймал.

Мама: Ты откуда-то прыгала, а он тебя не удержал, и ты упала … (пауза).

Миша, который с виноватым видом стоит сзади, утвердительно кивает головой.

Дочь: (уже спокойно) Да, Я к тебе хочу (забирается к маме на колени).

Мама: (через некоторое время). Ты хочешь побыть со мной, а на Мишу все еще обижаешься и не хочешь с ним играть…

Дочь: Нет, он там свои пластинки слушает, а мне не интересно.

Миша: Ладно, пойдем, я тебе твою пластинку поставлю.

  • Мы только что увидели, как мама  использует технику активного слушания. Давайте попробуем описать алгоритм. Что вы будете делать вначале? Ответы родителей. Вывод: правильное положение – это положение на уровне глаз ребенка (ни в коем случае не стоя спиной к ребенку). Вывод фиксируется на доске. Как беседовала мама с ребенком? Ответы родителей. Вывод: мама озвучила чувства ребенка, обозначила эти чувства, т.е. повторила то, что случилось  с ребенком. Это второй пункт алгоритма. Мы заметили то, что в разговоре мама использовала много пауз. Эти паузы помогли ребенку разобраться в своих переживаниях. Вывод: паузы в разговоре помогают взаимодействию сторон. Следующий важный момент – обозначение чувств ребенка (четвертый пункт алгоритма). И последний пункт: активное слушание – это чувства в утвердительной форме. Затем повторяются все пункты алгоритма еще раз. А теперь давайте попробуем применить полученные знания на практике. Раздаются карточки с ситуациями, и предлагается продумать ответ ребенку по принципу активного слушания. Обсуждение по плану: ситуация – чувства – ответ.

 

  1. «Сегодня, когда я выходила из школы, мальчишка- хулиган выбил у меня портфель, а из него все посыпалось». (Примерный ответ: «Ты очень расстроилась, было обидно»)
  2. Ребенку сделали укол, плачет: «Доктор плохой!» («Тебе больно, ты рассердилась на доктора»)
  3. Старший сын маме: «Ты всегда ее защищаешь, говоришь «маленькая, маленькая», а меня никогда не жалеешь». («Тебе хочется, чтобы я тебя тоже защищала»)
  4. «Сегодня на уроке математики я ничего не поняла и сказала об этом учителю, а все ребята смеялись». («Было очень неловко, обидно»)
  5. Ребенок роняет чашечку, та разбивается: «Ой! Моя чашечка!» («Ты испугалась, и чашечку очень жалко»)
  6. Влетает в дверь: «Мама, ты знаешь, я сегодня первый написал и сдал контрольную!» («Здорово, я вижу ты очень рад»)
  7. «Ну, надо же, я забыла включить телевизор, а там было продолжение фильма». («Очень досадно»)
  • После обсуждения предлагается разобрать реальные ситуации общения с ребенком.

Вывод: Мы только что попробовали использовать технику активного слушания. Убедились, что это не совсем просто. Увидели, что хочется задать вопросы, прокомментировать ситуацию, может быть иногда с негативным оттенком. На начальном этапе это нормально, с опытом активно слушать получается все проще и проще.

Что нам может дать техника активного слушания? Ответы родителей. На доске фиксируется краткое резюме сказанного:

- Исчезает, ослабевает отрицательное переживание ребенка.

- Ребенок начинает больше рассказывать о себе.

- Ребенок сам учится решать свои проблемы.

- Ребенок сам начинает активно слушать родителей.

- Родители становятся более чувствительными.

Но есть и некоторые моменты, на которые стоит обратить внимание:

- Не всегда нужно активно слушать, например, если ребенок спрашивает, сколько времени, не нужно повторять его чувства.

- Не обязательно слушать развернутыми фразами, может быть пассивное слушание.

- Если некогда слушать, лучше не начинать.

Многим может показаться, что эта техника является неестественной, но можно привести пример. Начинающие балерины проводят часы в упражнениях, далеко неестественных с нашей точки зрения. Например, разучивают позиции с развернутыми стопами, при этом они должны ходить, приседать, следить за руками, все это нужно, чтобы они потом могли легко танцевать, не думая уже ни о какой технике. Так и с навыками общения. Они вначале трудны и необычны, но, когда вы ими овладеваете, техника исчезает и переходит в искусство общения.

  • Рефлексия по плану: что узнали нового, что чувствовали, чему научились.

Занятие 3.  «Поощрения и наказания».

Цель:

 Осознание  родителями причин поощрения и наказания, осознание чувств своего ребенка и чувств родителя, принятие этих      чувств, обучение навыкам выражения этих чувств.

Оборудование и оформление: магнитофон, релаксационные аудиозаписи, картинки с ситуациями поощрений и наказаний, бумага для записей, средства для записей, схемы «я-сообщений» и «ты-сообщений», ситуации наказаний.

Содержание:

  • Приветствие. Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада видеть вас на нашей очередной встрече, тема которой «Поощрения и наказания». Ваши ожидания от встречи. Краткое резюме сказанного.  Сегодня мы с вами:

              - попробуем выяснить причины возникновения поощрений, наказаний,

              - узнаем, почему мы наказываем и поощряем своих детей,

              - познакомимся с альтернативным способом решения проблемы                      

                наказания.

  •      В начале занятия я хочу рассказать вам новеллу «О мальчике и его папе, которые так и существовали».

Ребенок все время ошибался,  на то он и ребенок, а папа все время лишал его чего-то, на то  он и папа. К семи годам оказалось, что ребенок никогда не бывал в театре, кино, зоопарке, сказок ему не рассказывали, книжек не покупали, игрушек не дарили, шоколадом не кормили. У него не было лыж, не было санок, не было коньков, не было мяча. Друзей у него тоже не было, по той же причине. Зато он без предупреждения стелил постель, и без разговоров ложился спать. Во всем остальном он был дурак дураком!

Эта ситуация гротескна, но она имеет место в повседневной жизни. Что сделать, чтобы эта история не повторилась с нами? Обсуждение нашей темы я предлагаю провести не только с позиции взрослого, но и с позиции ребенка. Мы часто исходим из положения, что дети должны нас и окружающий мир понимать так же,  как взрослые, но это величайшее заблуждение. Сегодня мы попытаемся попасть в мир детства и взглянуть на проблему поощрений и наказаний глазами ребенка.

  •     Итак, сядьте удобнее, закройте глаза, прислушайтесь к своему                                                       дыханию. Поток времени уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте себя в возрасте 7-8 лет… и вспомните самое неприятное для себя наказание … как вас наказали родители… что вы тогда чувствовали… теперь откройте глаза. Какое наказание было для вас самым неприятным? Почему? (проговаривается сказанное). Вывод: виды наказаний могут быть разными, но все мы получили от них примерно одинаковые чувства (перечислить чувства родителей).

Эти наказания были для нас тяжелыми. А за что наказывали вас ваши родители? (на доске пишутся варианты). Варианты проговариваются. Вывод: то есть можно сказать, что нас наказывали за нежелательные действия, неудобное поведение (вывод фиксируется на доске).

А поступили ли родители тогда с вами справедливо, ведь у детей тоже есть свои права и причины поступить тем или иным образом. Давайте возьмем конкретную ситуацию наказания и посмотрим, почему вы – ребенок так поступили. Взять предложенную ситуацию, разобрать причины. Вывод: у нас есть причины поступать тем или иным образом, а родители часто не подразумевают об этих причинах.

А может,  у родителей тоже были причины такого поведения? Что вы думаете об этом, находясь в роли ребенка? Какие это были причины? Согласны ли вы с тем, что родители могли бы вам эту причину сказать?

Подведем итог нашим размышлениям. Вывод: наказания могут следовать из-за того, что родитель и ребенок не понимают причины поведения друг друга и не говорят об этих причинах.

  • А откуда берутся поощрения? Представьте себя ребенком. Можете закрыть глаза. Вспомните самое приятное для вас поощрение… почему оно для вас было приятным? (психолог повторяет услышанное). Вывод: то есть видов поощрений может быть множество, но все мы получаем от них примерно одинаковое чувство.

А за что каждый из нас получил это поощрение? (на доске пишутся варианты). Вывод: то есть можно сказать, что это подкрепление желательных действий,  удобное поведение. А переживание, каких чувств было ярче, связанных с поощрениями или наказаниями. Вывод: вам ребенку было приятнее  получать поощрения своих поступков.

  • Теперь, я думаю, мы выяснили, как возникают наказания и поощрения, и я вам предлагаю выйти из роли ребенка и вернуться к проблеме наказания. Мы выяснили, что наказания могут возникать, когда родитель не говорит о своем чувстве ребенку. Но другой вопрос, как он сможет сказать об этом.

Существуют две формы обращений к другому человеку.

 - «Ты – сообщения» - здесь родитель говорит ребенку, что он недоволен им,  выражает таким способом «ты делаешь это плохо», «ты никогда не убираешь за собой» и т.п. Разберем схему. Какие чувства вызывает такое обращение? Ребенок думает, что родитель всегда прав.

- «Я - сообщения» - здесь родитель говорит не о том, что ребенок делает не так, а о том, что он при этом чувствует. Схема. Этот способ помогает сохранить благоприятные взаимоотношения. Я-сообщения строятся из трех частей.   Давайте теперь попробуем по этой схеме «ты-сообщение» перестроить в  «я-сообщение». Возьмем, например, проблему, связанную с проявлением несамостоятельности, которая привела к наказанию. «Шнурки завязывать не можешь, куртку застегивать не можешь. Ты сам вообще что-то можешь?» Составляем «я-сообщение».

Событие – завязывание шнурков, реакция – усталость, предпочтительный исход – ребенок сам завязывает шнурки. Полученный результат: «Я так устаю завязывать все время тебе шнурки, как бы мне хотелось, чтобы ты научился делать это самостоятельно». А теперь я вам предлагаю в группах проговорить «я-высказывания» на примере конкретных ситуаций, связанных с детьми вашего возраста.

Раздаются схемы и  3 ситуации: «плохое поведение на уроках», «вернулся поздно домой с прогулки», «не вынес мусорное ведро».  Примерные варианты ответов: «Когда учитель делает мне замечания, я испытываю неприятные чувства, ведь я веду себя хорошо, а мне приходится  это выслушивать, я была бы рада, чтобы такое не повторялось». «Я очень волновалась, когда ты поздно вернулся домой, и была очень расстроена, я была бы рада, если бы этого не было». «Когда я вижу, как ты выглядываешь в окно всякий раз, когда тебе надо вынести ведро, я переживаю, что ты зависишь от чужого мнения. Мне очень хотелось бы, чтобы ты выносил мусор тогда, когда тебе это надо, а не тогда, когда во дворе нет твоих знакомых».

Конечно, навыки «я-высказываний» требуют огромной тренировки, но я уверяю, когда вы будете применять их на практике постоянно, вы увидите, как изменятся ваши отношения с ребенком, он тоже научится говорить о своих чувствах, и, наконец, вы будете избегать наказаний.

  • В конце нашей встречи мне хочется, чтобы вы вспомнили все то, что мы сегодня пережили и обсудили. Побудьте еще немного ребенком, и давайте попытаемся от имени ребенка составить родителю желания о поощрениях и наказаниях. Работа на индивидуальных листах, потом фиксируется на доске, варианты зачитываются.
  •   Рефлексия по плану: что узнали нового, что чувствовали, чему научились.

Занятие 4.  «Подвижный ребенок».

Цель:

Выявление признаков гиперактивного ребенка, обучение навыкам взаимодействия с гиперактивным ребенком.

Оборудование и оформление: плакаты – признаки гиперактивности,  ошибки воспитания гиперактивного ребенка, направления работы с тревожным ребенком, картинки с изображением гиперактивного, тревожного, аутичного, агрессивного ребенка, «Портрет особого ребенка»,  способы выражения гнева, памятка «Способы выражения гнева», мяч, маленькая игрушка.

Содержание:

  • Приветствие. Ожидания работы группы.  Цели занятия:

-  что такое гиперактивность,

          -   как выявить гиперактивного ребенка,

          -   как помочь гиперактивному ребенку.

  • Итак, что такое гиперактивность?

Гиперактивность у детей проявляется  несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития  ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью. То есть гиперактивность - это сверхдеятельный (от лат.). Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления гиперактивности (плакат):

-дефицит внимания,

-импульсивность,

-повышенная двигательная активность.

Но есть и другие классификации: (плакат).

-сверхактивность,

-рассеянность,

-импульсивность,

-повышенная возбудимость.

Первые проявления гиперактивности можно встречать в возрасте до 7 лет. К подростковому возрасту повышенная двигательная активность, как правило, исчезает, а импульсивность, дефицит внимания остается. Синдром гиперактивности - это медицинский диагноз, на постановку которого имеет право только специалист, после проведения специальной диагностики. Основными причинами  возникновения  гиперактивности являются патологии беременности, родов инфекции и интоксикации первых лет жизни ребенка, незрелость ЦНС.

Родители гиперактивного ребенка  часто допускают три основных ошибки в воспитании (плакат):

1. Недостаток эмоционального внимания.

2. Недостаток твердости в воспитании и отсутствие  надлежащего контроля за поведением ребенка.

3. Неумение воспитывать в ребенке навыки управления гневом.

  • Теперь я  предлагаю работу в группах. Вам выдается карточка «Портрет особого ребенка»,  где перечислены индивидуальные особенности. Совместно нужно выбрать черты,  которые

          свойственны гиперактивным  детям. Потом обсуждение.

  • В работе с гиперактивным ребенком желательно использовать три основных направления (плакат):

- развитие дефицитарных функций (внимания, контроля, поведения, двигательного контроля),

- отработка навыков взаимодействия с взрослыми и окружающими,

- при необходимости должна проводиться  работа с гневом.

  • Итак, 1-е направление – развитие дефицитарных функций.

Коррекционную работу следует проводить поэтапно, начиная с развития одной функции, т.к. гиперактивному ребенку трудно одновременно быть и внимательным, и спокойным, и не импульсивным. После устойчивых положительных результатов – можно использовать упражнения, которые развивают все функции одновременно. Некоторые игры проигрываются с родителями, остальные даются под запись.

 - Игра «100 мячей» - развитие внимания.

Ведущий бросает мяч кому–либо, предварительно договорившись с ним взглядом, тот перебрасывает другому и т.д. На следующем этапе используйте большее количество мячей.

 - Игра «Черепаха» - контроль движения.

«Представьте, что все мы черепахи. Я большая черепаха  пригласила вас на день рождения. Но вот беда,  праздничный торт еще не готов. По команде вы должны идти ко мне как можно медленнее, чтобы дойти в тот момент, когда торт будет готов». Через 2 минуты сигнал. Побеждает тот, кто дальше всех от черепахи – именинницы. Трудно ли было выполнять это упражнение? Что помогло медленно двигаться?

- Игра «Маленький зверек» - мышечный контроль.

«Положите, пожалуйста,  руки на колени, соедините ладони вместе. Представьте, что вы держите в руках маленького зверька (котенок, птичка, и т.д.). Он очень крохотный, поэтому помещается в ладонях. Он засыпает, поэтому вы стараетесь сидеть без движения, чтобы не разбудить его. Если хочется вам погладить его, сделайте это очень осторожно легкими

движениями больших пальцев. Мысленно успокойте зверька, скажите ему что - нибудь  ласковое. Почувствуйте, как дыхание становится более ровным, медленным, спокойным, и вы тоже дышите в такт  с ним. Осторожно переложите зверька на теплое одеяло, которое находится рядом с вами. Убедитесь, что зверек в полной безопасности. Теперь откройте глаза».

     Что чувствовали? Трудно было сидеть неподвижно? А если бы было задание сидеть неподвижно 3 минуты, чтобы чувствовали?

       Детский вариант. Ребенку в ладошку дают маленькую игрушку.

«Прилетела к тебе птичка, она такая маленькая, нежная, беззащитная. Она так боится коршуна. Подержи ее, поговори с ней, успокой ее».

- Упражнение «Клубочек» - прием саморегуляции.

Расшалившемуся ребенку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубочка с каждым разом становится все больше. Взрослый сообщает, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинают его сматывать, так сразу же успокаиваются.

- Игра  «Бездомный заяц» – развитие быстроты реакции.

Каждый игрок заяц чертит вокруг себя мелком круг 50 см. Расстояние между кругами  1-2 м. Один заяц бездомный. Другие должны взглядом договориться и сделать обмен. Задача бездомного зайца – занять домик.

- Упражнение  «Что нового?» - развитие концентрации внимания.

Взрослый рисует любую фигуру. К доске по очереди подходят дети и подрисовывают какую-либо деталь. В это время остальные сидят с закрытыми глазами, открывая их по команде, говорят, что изменилось. Чем дольше длится игра, тем сложнее искать детали.

- Игра  «Золотая рыбка» - развитие быстроты реакции.

Все участники встают в круг, плотно прижавшись друг к другу, взявшись за руки. Это сеть. Золотая рыбка в кругу. Ее задача выбраться из круга, а остальные не должны выпускать.

- Упражнение  «Разговор с руками» - контроль над своими действиями.

Если ребенок причинил кому – нибудь  боль, можно предложить такую игру. Обвести на  листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложить оживить ладошки – нарисовать им глазки,  ротик,  раскрасить. После этого можно затеять беседу с руками. Кто вы? Что вы любите делать? Чего не любите? Важно подчеркнуть, что руки хороши, они много умеют делать, но иногда не слушают своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней или одного вечера делать только хорошие дела. Если ребенок соглашается на такое время, то потом можно еще поиграть, увеличивая время.

- Упражнение  «Разговор с телом» - учить владеть телом.

Ребенок ложится на пол, обводится его контур на бумаге, затем взрослый предлагает его разрисовать. Помогает ли тело в определенной ситуации (опасность), какие части? А бывает, что тело не слушается? Как можно научить тело быть более послушным?

-  Игры с песком и водой - успокаивают.

Помощь взрослых в подборе игрушек.

- Игра «Археология» - мышечный контроль.

Взрослый засыпает руку песком. Ребенок осторожно делает археологические раскопки, при этом нельзя дотрагиваться до кисти взрослого. Затем меняются ролями.

- Игры «Шариковые бои» - координация движений.

В таз с водой опускаются несколько шариков. На расстоянии 0,5 – 1 м ребенок сбивает шары сухими шарами. Если мокрый шар сбит, то его вынимают из воды.

-  Игра «Послушай тишину» - внимание, умение владеть собой.

По сигналу колокольчика дети шумят, по второму  сигналу они должны быстро сесть и прислушаться к тому, что происходит. Затем дети рассказывают, какие звуки слышали.

- Игра  «Сделай так» - мышечный контроль, умение владеть собой.

Карточки с изображением движений. За счет от 1 до 10 выполнить действие.

- Игра  «Колпак мой треугольный» - концентрация внимания, осознание тела, контроль поведения.

В кругу все произносят фразу по одному слову «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, это не мой колпак». Во 2 кругу кому выпадает слово колпак, то он его изображает, далее добавляется по одному слову.

-  «Пальчиковые игры»- рецепт от избыточной активности рук.

«Прижми палец» (сцепленные руки, игра большими пальцами).

«Пропеллер» (с карандашом).

  • Итак , 2  направление -  взаимодействие с окружающими.

На начальном этапе нужно обучить ребенка не только слушать, но и слышать, понимать инструкции взрослого:  проговаривать их вслух, формулировать самому правила поведения во время занятий и правила выполнения конкретного задания. На этом этапе выработать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний.

     А теперь о том,  что можно делать и что нельзя с гиперактивным  ребенком. Родители, как правило, испытывают много трудностей. Некоторые жесткими мерами борются с непослушными, другие опускают руки, предоставляют свободу. Остальные  слышат постоянные упреки – начинают винить себя, впадают в депрессию. Во всех этих случаях родители часто теряются при выборе поведения с ребенком. Прежде всего, вы должны принять ребенка таким, какой он есть, ребенок не виноват, что он такой, а наказания не изменят ситуацию. С гиперактивным ребенком следует общаться спокойно и ровно. Довольно часто такие дети сообразительны, быстро схватывают информацию, отчего родители думают, что программа примитивна и записывают во множество кружков. Однако завышенные требования ведут к переутомляемости, ребенок может отказаться от учебы. Бывает, что родители выбирают тактику вседозволенности, и очень быстро смышленый ребенок начинает манипулировать  родителями, а таким детям нужны четкие границы дозволенности. Гиперактивному ребенку делают много замечаний, поэтому может страдать его самооценка. Поэтому нужно ребенка чаще хвалить за успехи, достижения (даже незначительные). Нужно учиться давать инструкции. Прежде всего, указания должны быть немногословными, содержать не более 10 слов. Нельзя давать ребенку несколько заданий сразу. Например,  «Иди в комнату, убери игрушки, почисти зубы и приходи за стол». Указания нужно давать отдельно, их выполнение необходимо проконтролировать.

     Если родитель хочет установить какие–либо запреты, их должно быть немного, они должны быть заранее оговорены и сформулированы в четкой форме. Ребенок должен знать, что его ждет за невыполнение. Родители должны быть  очень последовательны. В повседневной жизни родители должны избегать резких запретов, начинающихся со слов «нет, нельзя». Ребенок может на это отреагировать непослушанием и агрессивностью. Надо говорить с ребенком спокойно, можно предложить на выбор другие занятия, если ребенок капризничает. В силу импульсивности ребенку тяжело переключаться с одного вида деятельности на другой. За несколько минут до окончания нужно предупредить.  «Через 10 минут мы выключаем телевизор, хорошо?». Желательно, чтобы по истечении времени какой – нибудь сигнал предупредил. Если ребенок правильно выполняет условия, он заслуживает вознаграждения. В силу своей гиперактивности дети быстро устают, поэтому рекомендуется ограничить нахождение детей в местах скопления людей. Соблюдения дома четкого режима для – тоже одно из важнейших условий. Ребенок должен ложиться спать в строго определенное время, сон должен быть достаточным для восстановления сил. По возможности надо оградить гиперактивного ребенка от длительных занятий на компьютере и от просмотра телевизионных передач, чтобы не перевозбуждать. Желательно выбирать спокойные виды спорта (плаванье, бег). Тренер не должен быть авторитарным. Полезны гиперактивному ребенку прогулки перед сном.

  • 3 направление – обучение детей способами выражения гнева  в приемлемой форме.

4 основных способа выражения гнева (плакат):

- прямо заявить о своих чувствах,

- сдерживать, загонять внутрь,

- задерживать негативные эмоции, не давая им развиваться,

- выразить косвенно, вымещая на человеке или предмете.      

         В работе используются 2 первых способа. Прямое высказывание должно быть словесное и в вежливой форме. К позитивным способам выражения гнева относятся умение направить гнев на объект, вежливость в обращении, стремление найти конструктивное решение. Другие способы – перенос гнева на предметы: подушки, игрушки, мишень с дротиком.

- Упражнение «Говори» - контроль импульсивных действий.

Я буду задавать простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет после команды «Говори». Какое сейчас время года? Какой в классе потолок?

-  Игра «Маленькое привидение» - способ выразить гнев.

Сейчас мы будем играть в  маленьких добрых привидений. Нам захотелось похулиганить и попугать друг друга. По хлопку поза и  звук «У-у-у». Если хлопок тихий, то кричать нужно тихо. Помните, что мы добрые привидения.

-  Работа в группах. Придумать «Способы выражения гнева».

Пример:

1. Громко спеть песню.

2. Дротики.

3. Скакалка.

4. Стаканчик для кругов.

5. Подраться с братом.

6. Игрушки в ванной, бомбить их мячом.

7. Мыльные пузыри.

8. Боксерская груша.

9. Пробежать по коридору.

10. Полить цветы.

11. Стереть с доски быстро.

12. Забить гвозди в мягкое бревно.

13. Погоняться за кошкой.

14. Пробежать вокруг дома.

15. Передвинуть мебель.

16. Поиграть в настольный футбол.

17. Постирать белье.

18. Отжиматься от пола.

19. Сломать игрушку.

20. Устроить соревнование: кто громче крикнет? кто выше прыгнет?

21. Стучать карандашом.

22. Скомкать бумагу и выбросить.

23. Нарисовать обидчика и зачеркать его.

24. Слепить фигуру обидчика и сломать.

Далее на выбор ведущего предлагается одно из упражнений.

- Упражнение «Скорая помощь». 

Продумать способы взаимодействия при острой ситуации с гиперактивным ребенком.

Пример:

1. Отвлечь от капризов.

2. Предложить выбор (другую деятельность).

3. Задать неожиданный вопрос.  

4. Отреагировать неожиданно (пошутить, повторить действие).

5. Не запрещать в категоричной форме.

6. Не приказывать, а просить.

7. Выслушать то, что хочет ребенок сказать (иначе он не услышит вас).

8. Автоматически повторять просьбу многократно.

9. Сфотографировать или подвести ребенка к зеркалу, когда капризничает.

10. Оставить одного (если безопасно для здоровья).

11. Не настаивать на том , чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.

12. Не читать нотации (все равно не слышит).

- Упражнение «Профилактическая помощь при работе с ребенком». Разработать в группах приемы профилактики.

Пример:

1. Заранее договариваться о времени игры, о длительности прогулки.

2. Об истечении времени сообщает будильник, таймер.

3. Выработать совместно систему поощрений и наказаний.

4. Выработать и расположить в удобном месте свод правил в классе и дома.

5. Просить ребенка вслух проговаривать эти правила.

6. Перед началом занятия ребенок может сказать, что он хотел бы пожелать себе при выполнении задания.

-  Упражнение «Прямой эфир».

Представить, что вы ведете передачу по телевидению, которая посвящена проблеме гиперактивных детей. Вам нужно дать рекомендации педагогам и родителям. Работа по группам.

  • Рефлексия занятия. Что узнали нового? Что было полезно? Что бесполезно?
  • Краткое резюме занятия.

 

Занятие 5. «Тревожный ребенок»

Цель:

Выявление признаков тревожного ребенка, обучение навыкам взаимодействия с тревожным ребенком.

Оборудование и оформление: плакаты – ситуации развития тревожности, критерии выявления тревожного ребенка, направления работы с тревожным ребенком, картинки с изображением гиперактивного, тревожного, аутичного, агрессивного ребенка, названия фотографий, названия скульптур, маленькая игрушка.

Содержание:

  • Приветствие. Ожидания от работы группы. Сегодня мы с вами узнаем:

- что такое тревожность,

- как выявить тревожного ребенка,

- как помочь тревожному ребенку.

        Тревожность это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояние тревоги. Тревожность может быть общая и ситуационная. Среди эмоций, включенных в состояние тревоги – ключевой является страх. Страхи могут быть возрастными. Например, в 2 года – чаще боятся посещения врача, в 6-7 лет своей смерти. С 7 до 11 ребёнок чаще боится быть не тем, сделать что–то не так, не соответствовать общепринятым нормам. То есть наличие страхов - это норма, но если их очень много, то  можно говорить о тревожности. Учеными была выявлена интенсивная закономерность, чем выше интеллект ребёнка – тем больше он испытывает страхов. Вопрос о возникновении тревожности остается открытым, однако многие авторы в качестве одной из причин повышенного уровня тревожности считают нарушение детско-родительских отношений. У маленьких школьников тревожность неустойчива, и при целенаправленной работе от неё можно избавиться. Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребёнок находится в ситуациях, которые возможны: (плакат)

 1. Негативные требования, предъявляемые  ребёнку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение (делай что–то, а иначе ремень).

2. Неадекватные, завышенные требования (родители требуют хорошей учебы, а у ребенка нет способностей).

3. Противоречивые требования, которые предъявляют к ребёнку родители и школа.

- Упражнение «Портрет тревожного ребенок».  Работа в 4 группах.     Выдаётся карточка – «Портрет особого ребёнка», где перечислены различные особенности. Нужно выбрать черты, которые относятся к категории тревожного ребёнка.

  • Как выявить тревожного ребёнка?

Одной из отличительных черт тревожных детей является их чрезмерное беспокойство. Причем, иногда они боятся даже не самого события, а их предчувствие. Тревожные дети очень требовательны к себе, часто имеют низкую самооценку. Существуют критерии выявления тревожного ребёнка: (плакат)

-испытывает постоянное беспокойство,

-испытывает трудности при концентрации внимание на чем-либо,

-испытывает мускульное напряжение (в области лица, шеи).

-раздражителен,

-имеет нарушение сна.

  • Как помочь тревожному ребёнку?

Работу желательно проводить в 3 направлениях:

1.Повышение самооценки.

2.Обучение умению  снимать мышечное напряжение.

3.Отработка навыка уверенного поведение в конкретных ситуациях.

  • Итак, 1 направление - повышение самооценки ребёнка.

        Довольно часто тревожные дети имеют заниженную самооценку, что выражается в болезненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое дело. Такие дети чаще подвергаются манипуляции взрослых и сверстников. Кроме того, чтобы вырасти в собственных глазах, тревожные дети любят сами покритиковать других. Для того чтобы помочь ребенку повысить самооценку, существует несколько методов. Самое главное – нужно оказывать им поддержку, проявлять заботу о них и как можно чаще положительно оценивать. Так, прежде всего, необходимо как можно чаще называть ребенка по имени, хвалить его в присутствии других детей и взрослых. Ни в коем случае нельзя сравнивать успехи ребенка с успехами других детей. Лучше сравнить достижения  ребенка раньше и сейчас. Желательно избегать заданий, требующих фиксированное время. Не следует торопить и подгонять с ответом. Не нужно повторять вопрос несколько раз. Если взрослый обращается к тревожному ребенку, он должен постараться установить визуальный контакт, такое прямое обращение «глаза в глаза» вселяет чувство доверия в душу ребенка.

- Упражнение «Царская семья» - повышение самооценки.

   Представить в подгруппах «семейную фотографию»

- царской семьи,

- семью всемирно известного ученого,

- семью новых русских,

- семью кинозвезды.

        Остальные должны отгадать. Что чувствовали во время выполнения упражнения? Это упражнение помогает почувствовать свою значимость в групповом деле.

Иногда родители тревожных детей сами тревожны, поэтому нужно работать над собственной самооценкой. Но  также тревожность у ребенка может возникать из-за большого количества замечаний, окриков. Если бывают негативные требования или невыполнимые наказания, то родителям следует научиться сдерживать себя.

1. Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно. Слушайте своего ребенка, проводите с ним больше времени, делитесь с ним опытом, рассказывайте о своем детстве.

2. Следите за собой, если вы находитесь в ситуации, когда вас легко вывести.

Отложите все совместные дела с ребенком. Старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения.

3. Если вы расстроены, то ребенок должен знать об этом. Говорите прямо о своих чувствах. «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в другой комнате».

4. В те минуты, когда вы расстроены, сделайте что-нибудь приятное.

Теплая ванна, чай, звонок друзьям, маска для лица, любимая музыка.

5. Старайтесь предотвратить неприятности. Не давайте ребенку играть с вещами, которыми дорожите.

6. Подготовьтесь к ситуациям. Не позволяйте выводить себя из равновесия.

  • Итак, 2 направление -  обучение навыкам мышечного расслабления.

Чтобы научить ребенка снять напряжение – нужно научить их выполнять расслабляющие упражнения. Кроме этих упражнений  в работе можно использовать игры, в основе которых лежит телесный контакт с ребенком. Очень полезны игры с песком, глиной, рисование пальцами. Использование элементов массажа также способствует снятию мышечного напряжения.

-  Упражнение на релаксацию.

Выполните в парах. Один из участников задумывает букву, цифру, геометрическую фигуру и рисует ее в воздухе губами, представляя, что там карандаш. Другой отгадывает. Какие мышцы удалось расслабить?

 - Упражнение  «Скульптура». 

          Работа в группах. Скульптор лепит скульптуру на тему:

- ребенок, который ничего не боится,

- ребенок, который всем доволен,

- ребенок, который выполнил сложное задание.

Что чувствовали скульптор, скульптура?

- Упражнение  «Ласковый мелок». 

Существует хорошее развлечение – рисовать или писать на спине друг друга, а затем угадывать, что было изображено. Но с тревожными детьми игра немного изменена.  «Мы с тобой будем друг другу рисовать на спине. Что ты хочешь, чтобы я тебе нарисовала. Солнышко? Похоже. А как бы ты нарисовал? А хочешь, белка нарисует солнышко ласковым хвостиком? А хочешь, я нарисую, что-нибудь еще?» После игры взрослый нежно стирает то, что было нарисовано.

- Упражнение  «Драка».

      Представьте, что вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вздохните и крепко-крепко стисните зубы. Сожмите как можно сильнее кулаки, до боли стисните пальцы. На несколько минут затаите дыхание. Задумайтесь, а может и не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Неприятности позади. Встряхните кистями рук. Почувствуйте облегчение.

- Упражнение  «Покатай куклу».

Снятие мышечных зажимов в области рук. Ребенку дают в руки маленькую игрушку, и говорят, что она боится качаться на качелях. Задача ребенка научить ее быть смелой, имитируя качели.

- Упражнение  «Добрый – злой – веселый – грустный».

         Взрослый предлагает вспомнить героев любимых сказок. Затем спрашивает: «Кто самый добрый» и т.д. Затем ребенок рисует персонажей. Взрослый предлагает загадать персонажа, а сам показывает эмоцию. Затем меняются ролями.

  • Итак, 3 направление - отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка. 

Если с ребенком ведется работа по предыдущим направлениям, то нет гарантии, что в непредвиденной ситуации ребенок будет вести себя спокойно. Поэтому нужно обыгрывать различные ситуации. Для этого лучше всего играть в ролевые игры. Играя роль слабых – лучше осознает свой страх, доведя ситуацию до абсурда – можно увидеть страх со стороны, отнестись комично. Играя роль сильных – чувство уверенности. Играя, можно обсудить, как ребенок это может использовать в повседневной жизни. Сюжетами лучше выбирать «трудные случаи из жизни», если ребенок боится отвечать у доски – проиграть эту ситуацию. Обращая внимание на то, как можно избежать неприятностей. Использовать дыхательные упражнения, самовнушения: «Я – лучший в мире математик», приемы саморегуляции (сжимание – расслабление кистей рук). Также эффективно использовать игру куклы. Например, если ребенок испытывает беспокойство при общении с взрослыми – он играет роль взрослого.

- Упражнение «Я – Алла Пугачева».

Каждый участник  выбирает роль известного человека. Затем производит самопрезентацию (жест, фраза). Остальные пытаются отгадать. Почему показал это? Используется при отработке навыка уверенного поведения.

- Упражнение «Психологический практикум».

Две подгруппы. «Представьте, что вас пригласили на телевидение для участия в передаче «Как помочь ребенку?». Вы должны дать рекомендации, которые будут способствовать эффективному общению с тревожными детьми. Первая группа – адресует рекомендации учителям, вторая – родителям. Групповое обсуждение.

  • Рефлексия. Что узнали нового? Что было полезно? Что бесполезно?
  • Краткое резюме занятия.

 5.Литература

  1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Генезис, 2000.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – Издание 3-е, исправленное и дополненное – М.: «ЧеРо» 2004.
  3. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Начальная школа. 1-4 классы. – М.: «ВАКО», 2004.
  4. Классный руководитель // Научно-методический журнал – М.: №7, 2006.
  5. Корчак Я. Как любить ребенка: книга о воспитании.– М.: Политиздат, 1990.
  6. Леви В.Л. Как воспитывать родителей или новый нестандартный ребенок. – М.: ТОРОБАН, 2002.
  7. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001.
  8. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Издательство «Речь», 2002.
  9. Кволс К. Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания. – СПб.: ИГ «Весь», 2005.
  10. Хамяляйнен Ю. Воспитание родителей. – М.: Просвещение, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация занятий чтением. Советы родителям.

Несколько советов родителям о том, как привить ребёнку любовь к чтению....

Конспект занятия по хореографии "Организация сценического общения и взаимодействия учащихся разных возрастных групп в процессе постановки массового сюжетного танца"

Конспект занятия по хореографии, в процессе которого решаются задачи нравственного воспитания учащихся и культуры поведения в жизни и на сцене путём организации сценического общения и взаимодейст...

Воспитательная работа, классный час "Успешный в школе- успешный в жизни!", презентация "Успешный в школе- успешный в жизни!"

Аннотация к классному часу "Успешный в школе - успешный в жизни!"Разработка классного часа предназначена для учащихся начальных классов.         Целью проведени...

«Общение с родителями- залог успешной работы с детьми»

Формы и методы сотрудничества семьи и школы в рамках введения ФГОС включают целый комплекс взаимодействия родителей со школой, носящий как обучающий, так и коррекционный характер....

Организация занятий чтением. Советы родителям.

Несколько советов родителям о том, как привить ребёнку любовь к чтению....

Организация логопедический работы в начальной школе. (для родителей)

Первоначальное ознакомление родителей первоклассников с организацией логопедической работы в школе....

Методические рекомендации для начинающих репетиторов по организации занятий с учащимися начальной школы

Предлагаемое пособие «Методические рекомендации для начинающих репетиторов по организации занятий с учащимися начальной школы» представляет собой сборник рекомендаций и методик, используем...