Главные вкладки

    Статья (1 класс) на тему:
    Статья в журнале "Современная школа" "Развитие интеллектуальных способностей учащихся 1-го класса на уроках окружающего мира." Раздел "Урок в современной школе"

    Пимонова Светлана Николаевна

    В статье представлен материал о возможностях педагогов работать над развитием интеллектуальных способностей учащихся 1-го класса.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dlya_publikatsii_pimonova.doc537.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                                                                       

    Развитие интеллектуальных способностей

    учащихся 1-го класса

    на уроках окружающего мира.

     Пимонова С. Н.                                    

    учитель 1-ой квалификационной категории

    Вопросы развития интеллектуальных способностей обучающихся всегда являлись приоритетными в процессе обучения. Какие использовать методы и приёмы для их развития, изучая окружающий мир? В статье помещены материалы практической направленности на повышение познавательной активности обучающихся, развитие интеллектуальных способностей, творчества, на приобщение к изучению и исследованию родной природы. Статья предназначена для тех учителей, кто ищет пути и способы для интеллектуального развития ребёнка.

    Ключевые слова: познавательная активность, учебно-интеллектуальные умения, анализ, синтез, признаки, компоненты объекта, причинно-следственные связи, компоненты доказательства, классификация информации, постановка проблемы, способы решения проблемы. 

    Общеучебные умения и навыки – это универсальные, для многих учебных предметов, способы получения и применения знаний, «гибкие по своим свойствам, обладающие свойством широкого переноса действия» (В.В.Краевский,

    А.В. Усова). В отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или иной учебной дисциплины, они необходимы при решении любых задач, независимо от их конкретного содержания. Одной из особенностей психики детей младшего школьного возраста  является познавательная активность.

       В её основе лежат 3 вида мышления:

    • Наглядно-действенное мышление – это процесс решения задач, в котором преобладают реальные, практические действия с материальными предметами.

    • Наглядно-образное мышление – это решение задач с образами.

    • Логическое мышление – это решение задач, которые от начала и до конца осуществляются на основе готовых знаний, выраженных в понятиях, суждениях, умозаключениях.

       Учебно-интеллектуальные умения – это умения, обеспечивающие четкую структуру содержания и процесса постановки учебных задач.

    К ним относятся:

    • определение объектов анализа и синтеза и их компонентов;

    • выявление существенных признаков объекта;

    • определение соотношения компонентов объекта;

    • проведение разных видов сравнения;

    • установление причинно-следственных связей;

    • оперирование понятиями, суждениями;

    • классификация информации;

    • владение компонентами доказательства;

    • формулирование проблемы и определение способов ее решения. [1]

    Как осуществляется развитие интеллектуальных умений на уроках окружающего мира в 1-ом классе?

       Учебно-методический комплекс О. Т. Поглазовой, который используется в нашей школе, включает в себя учебник и тетрадь на печатной основе в 2-х частях, тетрадь с тестовыми заданиями. В 1-м классе ученик познает мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. Поэтому весь учебник написан с позиций узнающего мир школьника. Главная цель учебника и тетради - показать всеобщую взаимосвязь маленького читателя со всей окружающей его действительностью. Важнейшее умение, которое получают ребята в 1-м классе - способность находить связь понятия с явлением и явлений друг с другом.

    К учебно-интеллектуальным умениям относится:

    • умение определять объекты анализа и синтеза, их компоненты

       Детям представляются объекты живой природы: акула, ворона, дятел, карп, муха, росомаха, сова, сокол, стрекоза, хомяк, щука, ёж.

     Задание: составьте несколько вариантов группировки объектов, укажите принцип.

    Ученики определяют следующие варианты группировки:

    1. По классам – млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые.
    2. По питанию – хищники, растительноядные, насекомоядные, всеядные.
    3. По среде обитания – водные, сухопутные
    4. По природным зонам и сообществам – лес, степь, тундра, водоём.

    При группировке объектов по сообществам и зонам некоторые животные попадают в 2 или 3 группы. 

    • умение выявлять существенные признаки объекта

       На доске записаны слова: страна, пирог, река, шалаш, карета, рыба и т. д. 

    Учащиеся выполняют задание, например, так:

    Рыба – голова, туловище, хвост, чешуя, плавники, жабры и. т. д.

    Пирог – начинка, тесто, мука, соль и т. д.

    Делают вывод: любой предмет можно разделить на части.

      Постепенно можно давать для выявления признаков и более пространные понятия, как «страна», «планета»

    • умение определять соотношения компонентов объекта

       При изучении раздела «Мохнатая азбука», можно включать дополнительные сведения, несмотря на богатый материал, представленный в учебнике.

    Например,  о волке и его семействе дети заранее готовят интересные сообщения.

    Что происходит с волками в зимнем лесу? Оказывается, один охотник рассказывал, что они бегут по лесу друг за другом, лапы ставят след в след. Бежит целая стая, а на снегу след одного волка.

       Люди считают, что вой у волков одинаков. А они сообщают друг другу о найденной добыче, о приближении опасности. [2]

     • умение проводить разные виды сравнения

                                      Использование экологических задач

    Раздел: Урожайные грядки.

    Тема: Культурные растения.

    1. В России 1 государственный аквариум. Это на 10 меньше, чем государственных зоопарков. Сколько государственных зоопарков в России? Раздел: Мохнатая азбука.

       2. Благодаря помощи людей из 10 синиц зимой выживают 9. Сформулируйте вопрос к этому условию. Раздел: Мохнатая азбука.

                                               Тема: В семье друзей пернатых.

       3. В 18-ом веке за одну луковицу тюльпана было отдано 4 быка, 8 свиней и 12 овец. Сколько всего животных было отдано за одну луковицу тюльпана? [3]

    • умение устанавливать причинно-следственные связи  

    Экскурс в историю

       Не многих животных называют по имени-отчеству. Откуда у лисы отчество особенное?

       Оказывается, 600 лет назад жил князь по имени Патрикей, Он прославился хитростью и изворотливостью ума. С тех пор имя стало равнозначным слову «хитрец». А так как лиса считается хитрым животным, она и получила это прозвище. Но на самом деле она не столько хитрая, сколько любопытная.

    • умение классифицировать информацию

       Показ иллюстраций с изображениями животных, дети делят на диких и домашних, называя их детёнышей. Собака – щенок, заяц – зайчонок, корова – телёнок, лисица – лисёнок. Есть ли родственные слова в этих парах? Друг другу они родственники в природе. А если говорить о словарно-орфографической работе, только в 2-х парах, а остальные не родственные, потому что разные корни.

    • умение владеть компонентами доказательства;

    Составление загадок.

    Кошка (какая?)

    Усатая                                                  дед, тигр, мышь

    Мягкая                       но не                 снег, вата, мех

    Ласковая                                              мама, песенка

    Чистоплотная                                     человек

    Игривая                      как                  ребёнок, щенок

    Ловкая                                                 акробат, обезьяна

    Чёрная, но не уголь,

    Усатая, но не дед,

    Ловкая, но не акробат,

    Мягкая, но не вата.

    Медведь (какой?)

    Огромный, как (гора, дуб, океан…)

    Сильный, как (лев, штангист, ураган…)

    Лохматый, как (ученик, облако, кот, …)

    Грозный, как (орёл, император ….)

    Вспомогательные слова – как, но, не.

    Сильный, но не ураган                                                     Огромный, как гора

    Косолапый, но не человек.                                               Сильный, как штангист

    Свирепый, но не мороз,                                                     Неуклюжий, как ребёнок

    Лохматый, но не лев.                                                         Сердитый, как волк. [4]

    • умение формулировать проблему и определить способ ее решения

    Путешествие в этимологию

       Греческое и латинское название медведя – «арктос» и «урсус». Медведь был самым грозным противником человека в европейских лесах. Его опасались больше, чем кого-либо другого. Древние люди считали, что имя животного связано с ним таинственной нитью. Поэтому они решили, что если не произносить вслух имени опасного существа – опасное существо не придёт.

        Как быть?

    А древние были наблюдательными – медведь любит мёд. Так появился псевдоним «медоед», а у славян в употреблении было слово «ведать». Из этого следует, что, выстраивая цепочку из тех сведений, которые были известны детям ранее, они пришли к исторически возникшему названию этого животного.

         Таким образом, уровень интеллектуального развития первоклассника к концу учебного года можно определить главным образом степенью сформированности следующих умений: 

    •  анализировать учебный или любой другой материал;

    •  сравнивать объекты, факты, явления;

    •  классифицировать материал;

    •  обобщать;

    •  абстрагировать;

    •  выделять главное, существенное;

    •  синтезировать материал;

    •  устанавливать причинно-следственные связи, аналогии и др. [5]

    Большое значение в формировании интеллектуальных умений имеет
    систематический контроль за результатами учебной деятельности. В
    качестве объектов контроля должны выступать не только мыслительные
    операции,   но и отношение детей к их выполнению. Ориентировочно мотивационные состояния можно представить следующим образом:
     -  ученик уклоняется от выполнения задания на анализ,  сравнение и
    др., несмотря на требования учителя (первый уровень);
    - ученик выполняет задание на анализ,         сравнение и др.    неохотно,
    только в силу требований учителя (второй уровень);
    - ученик охотно,  с желанием анализирует,  сравнивает,  хотя и может
    допускать ошибки (третий уровень);
    - ученик самостоятельно стремится выполнять мыслительные
    операции,   несмотря на отсутствие требований со стороны учителя (четвертый уровень).
       Для контроля за овладением умениями сравнивать, классифицировать,
    обобщать, можно использовать представленные выше признаки или
    уровни развития этих умений.    

    Таким образом, изучая предмет «Окружающий мир», опираясь на собственный опыт ребенка, применяя образовательные современные технологии, способствующие интеллектуальному развитию обучающегося, формируется целостное представление о мире, интерес к его познанию и создается база для изучения основ наук. [6]

    Приложение:

     Подборка физминуток для уроков окружающего мира в 1-ом классе.

    1. Аист делает зарядку (руки вверх, покачиваясь)

    То вприпрыжку, то вприсядку.

    Осьминог надел перчатки,

    А тюлень удрал с площадки. (Бег на месте)

    2. Приплыли тучи дождевые: (круговые движения руками)

    «Лей, дождь, лей! (взмахи вверх, вниз)

    Дождинки пляшут, как живые:

    - Пей, рожь, пей!»

    3. На болоте две подружки,

    Две зелёные лягушки. (сжимая и разжимая кулачки у глаз)

    Утром рано умывались, полотенцем растирались

    Вправо, влево наклонялись

    И обратно возвращались.

    Вот здоровья в чём секрет

    Всем друзьям - физкультпривет! (Машут рукой приветствие)

    4. Мы немного отдохнём:

    Пятачок бежит с шаром,

    Вини-Пух присел под куст:

    «Ой, никак не разогнусь!»

    5. Раз, два, три, четыре, пять –

    Начал заинька скакать,

    Прыгать заинька горазд

    Он подпрыгнул 10 раз.

    6. Поднимайте плечики

    Прыгайте, кузнечики!

    Сели, травушку покушаем,

    Тишину послушаем.

    7. Спал цветок и вдруг проснулся,

    Больше спать не захотел.

    Шевельнулся, потянулся,

    Взвился вверх и полетел. [5]

    Используемая литература:

    1. Давыдов В. В. О понятии.- М.: Педагогика, 2010. – с. 43

       2. Новикова Т. Г. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности.        

       - М.:Народное образование, № 7, 2007, с 151-157

       3. Пахомова Н. Ю. Метод проектов. Информатика и образование.  Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование.

    - М. 2005г. с. 80

    4. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. — 112с.

    5. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.

    6. http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00009855_0.html И.Колков. Педагогические основы воспитания культуры умственного труда.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на тему: «Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках математики в рамках образовательной программы “Школа 2100”» ( из опыта работы)

    Выступление на тему:«Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках математики в рамках образовательной программы “Школа 2100”» (из опыта работы) автор: Макарова Татьяна Николаевна, учитель...

    Внеклассное мероприятие для учащихся 1-го класса на тему "Все ль профессии важны…"

    Цель: познакомить школьников младших классов с новыми профессиями....

    Оценка развития метапредметных компетенций учащихся 1-го класса

    Диагностические материалы для оценки метапредметных результатов...

    Обобщение опыта "Развитие творческих способностей учащихся школы первой ступени на уроках музыки через театрализацию".

    Музыкальное образование школьников направлено на развитие у них целостного представления о музыкальном искусстве, приобретении ими опорных, ключевых знаний, умений и навыков музыкальной деятельности, ...

    Развитие интеллектуальных способностей учащихся через проблемную ситуацию на уроках в условиях ФГОС

    Жан-Жак Руссо писал: “Ребенок может делать все, что он хочет, но хотеть он должен того, что хочет воспитатель”....

    "Развитие интеллектуальных способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья на логопедических занятиях"

    Стендовый доклад рассказывает об использовании развивающих технологий В. В. Воскобовича в логопедической работе....