Проектно-исследовательская деятельность младших школьников- публичная презентация
материал на тему

Меренова Людмила Леонидовна

Данный текст был использовн во время публичного выступления на районном этапе  конкурса "Учитель года-2013" как обощение опыта работы по методической теме. В выступленни дана характеристика проектно-исследовательчкой деятельнсоти младших школьников, показаны этапы организации проектной деятельности, приведены примеры проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost-publichnaya_prezentatsiya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Вводная часть

Уважаемый коллеги!

Слайд 1. Вашему вниманию представляется  инновационный опыт «Проектно - исследовательская деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС»

Цель: показать эффективность организации и проведения проектной деятельности в начальной школе на собственном опыте.

Слайд 2. В настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию; умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Слайд 3. Одним из эффективных средств обучения, способствующего развитию у учащихся самостоятельности и саморазвития,  является проектно – исследовательская деятельность,  которая позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность.

 (текст 3-го слайда )Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.  Проектная деятельность обучающихся — совместная деятельность учащихся, направленная на достижение общего результата деятельности. Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования.

Слайд 4. Преимущества этой технологии – это энтузиазм в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций ребят, умение работать в группе, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность. Полезность заключается в том, что мы не рассказываем ребенку ничего лишнего.

Проект и исследование.

ПРОЕКТ - это замысел, план, творчество по плану.

Цель: реализация проектного замысла

ИССЛЕДОВАНИЕ -  процесс выработки новых знаний, истинное творчество.

Цель - уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей

Слайд 5. Классификация учебных проектов.

В проектно – исследовательской деятельности существует несколько типов проектов. Это зависит от:

  • количества участников
  • количества затраченного времени
  • содержания проекта
  •  характера контактов учащихся
  •  метода исследования

Слайд 6. роли консультанта, помощника, информатора, координатора.

Используя в работе проектно-исследовательские технологии, нужно учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников, поэтому в организации данной деятельности учитель начальных классов выступает в разных ролях. Вовлекать учащихся начальной школы в проектно-исследовательскую деятельность начинаю с первого класса на уроках и во внеурочной деятельности. Формируя навыки научно-исследовательской и проектной деятельности, свою работу я выстраиваю от однопредметных проектов к межпредметным, от личных проектов к групповым, общеклассным и общешкольным.  

Слайд 7. Этапы проектно-исследовательской деятельности

Осуществление  проектно- исследовательской деятельности проходит в 3 этапа

слайд 8

I.Подготовительный этап проекта достаточно продолжителен и трудоемок. На этом этапе нужно продумать замысел и разработать структуру проекта; найти все пути, ведущие к достижению цели, выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные; сделать выбор, оценив эффективность каждого способа.

В 1-2 классах выбираю сама необычные, интересные темы и использую часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, для организации проектной деятельности. В дальнейшем, в 3-4 классах, темы предлагают сами учащиеся, либо выбор тематики проекта может касаться какой-то темы с целью углубления знаний отдельных учеников. На первых этапах вовлечения учащихся в проектно-исследовательскую деятельность, помогаю найти и сформулировать проблему в, казалось бы, знакомых для них областях.

  1. Актуальность темы.
  2. Идея исследования.
  3. Замысел исследования.
  4. Объект исследования (с кем или с чем работать).
  5. Предмет исследования (что будут исследовать).
  6. Цель исследования.
  7. Задачи.
  8. Гипотезы (что возможно и при каких условиях).
  9. Диагностический инструментарий.
  10. Критерии оценки ожидаемых результатов.
  11. Прогноз возможных негативных последствий.
  12. Способы коррекции, компенсации негативных последствий.

II. Практический этап реализации проекта

  1. Сбор информации. Слайд 9

 Учащиеся обсуждают возможные методы исследования, поиска информации, принимают творческие решения. Они работают по индивидуальным или групповым исследовательским и творческим задачам.

Следует учитывать, что в книге, видеофильме, информационном обзоре мы встречаемся с добытой информацией. Главный смысл настоящего исследования – найти знания самостоятельно. Учащимся можно предложить список допустимых методов исследования:

- подумать самостоятельно;

- прочитать книги о том, что используешь;

- познакомиться с фильмами по этой проблеме;

- найти информацию в сети Интернет;

- спросить у других людей;

- понаблюдать;

- провести эксперимент.

2.слайд 10.  для систематизации и обобщение материала необходимо кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом. Для этого потребуется:

- Дать определения основным понятиям.

- Классифицировать основные предметы, явления, проблемы.

- Выработать суждения.

- Сделать выводы.

Слайд 11     3.Подготовка текста выступления

Подготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования.

- Приготовить текст, макеты, рисунки, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.

 Слайд 12. III. Заключительный этап (внедренческий)

  1. Выступление, защита, отчёт по проектно - исследовательской деятельности
  2. Участие в конкурсах, конференциях, семинарах

Примером краткосрочного группового проекта был проект по литературному чтению. Итоговый урок изучения раздела «Сказка мудростью богата»  проходил в виде проектной работы «Как загадку сочинить?» (слайд 13). Ученики работали в группах над составлением загадок. Вначале было выявлено, как составить загадку, что надо знать, чтобы составить загадку?

затем, в результате жеребьёвки, были определены темы загадок. Результатом работы стала книжка загадок.

Бытовая техника:

Он всё знает. В нём есть информация. У него есть экран и камера. (компьютер)

Без рук, без ног. Помогает в хозяйстве. Заменило корыто. (стиральная машина)

Одежда:

Носят девочки и женщины на талии. А в Шотландии носят мужчины. Шьют из ткани, а в Африке из листьев. (юбка)

Слайд 14 Примером долгосрочного индивидуального исследования стала работа по теме «Кто живёт на неведомых дорожках?»- предмет исследования выбирали сами учащиеся. Во 2-м классе в начале 2012-2013 учебного года учащиеся проводили исследовательскую работу по литературному чтению. Работа была рассчитана на период изучения 1-го раздела учебника по литературному чтению. Ребята изучали произведения, предложенные авторами учебника, и сказки, найденные в других книгах. Итогом работы был урок-отчёт по внеклассному чтению «Мир волшебных сказок» (запланированный в рабочей программе по литературному чтению) и проверочная работа (качество знаний 81,2 %). слайд 15 (Кристина). По результатам проведённого исследования на тему «Баба Яга... Какая она?» моя ученица выступила с сообщением на районной конференции по толерантности, проходившей в ноябре в школе №1.

Слайд16 Проектно-исследовательская деятельность младших школьников практически невозможна без совместной работы ребенка - учителя — родителей. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. На этом этапе провожу специальное родительское собрание, на котором родителям разъясняю суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней.

В ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:

  • консультируют;
  • отслеживают выполнение плана;
  • решают оперативные вопросы;
  • помогают в предварительной оценке проекта;
  • участвуют в подготовке презентации;
  • обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

Совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.

  • Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.

Слайд 17-19

Повышение познавательной активности (увеличение числа учащихся, посещающих библиотеку), массовое участие в различных мероприятиях и конкурсах на разных уровнях, повышение уровня развития навыков самоконтроля и самообразования, навыков групповой деятельности,  можно считать эффективным показателем формирования личностных результатов учащихся. (фото работ, )

Для меня, как для учителя, применение проектно-исследовательских технологий даёт возможность роста профессионализма, дополнительную возможность сотрудничества с родителями, а также возможность построения новых отношений с учениками.

 Слайд 20

В заключение работы хотелось бы привести слова писателя Кларка: «Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!». Эти слова могли бы стать девизом проектной деятельности в начальной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание  необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...

презентация педагогического опыта «Проектно – исследовательская деятельность младших школьников»

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) отмечена необходимость п...

Презентация "Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения"

Презентация  "Формирование навыков  проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения"...

Формирование проектно-исследовательских умений у младших школьников в условиях реализации фгос

С данным сообщением я выступила на МО учителей начальных классов. Я представила коллегам обобщенный опыт работы с учащимися 1 класса в течение учебного года....

«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся

laquo;Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...

«Развитие проектно-исследовательских навыков у младших школьников как одно из условий формирования УУД в рамках реализации ФГОС».

Согласно требованиям ФГОС начального общего образования учебное исследование и проектирование в начальной школе из экспериментальных педагогических технологий переходят в общепринятые и обязательные....