Комфортное обучение детей в школе
статья на тему

Шацкая Ольга Алексеевна

Статья содержит материал о необходимисти создания комфортных условий для обучения и развития школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komfortnoe_obuchenie_detey_v_shkole.odt29.56 КБ

Предварительный просмотр:

Комфортное обучение детей в школе

Как чувствуют себя в школе наши дети? Ведь учеба – это труд и труд непростой. И от того, в какой обстановке, в комфортной или дискомфортной, он проходит, зависят не только школьные успехи либо неудачи, но и вообще состояние ребенка.

Школьники страдают от чрезмерной учебной нагрузки дополнительных занятий. Отсюда их необузданное поведение и двигательная активность в короткие минуты отдыха на переменах, чрезмерная возбуждаемость и даже резкость с одноклассниками, учителями.

От уровня комфортности зависит работоспособность учащихся. Таким образом, первое, на что следует обратить внимание, - как отражается учебный процесс на физическом самочувствии детей.

Другой показатель комфортности образовательного процесса – это ощущение эмоционального благополучия и безопасности в ходе педагогического взаимодействия.

        

Комфортность возможна в том случае, если в школе созданы условия для активизации способностей учащихся, развития их личности.

Существует еще один субъективный показатель комфортности обучения. Это удовлетворенность (или неудовлетворенность) учащихся различными сторонами обучения.

Обучение – это не только передача знаний, но и творческий процесс человеческого взаимодействия. Надо создавать атмосферу признания, энтузиазма и поддержки, что формирует у учащихся позитивное отношение к учебе и ощущение радости творчества.

Эффективность любой деятельности, организуемой педагогом на уроке и вне его, обусловлена не только содержанием учебных дисциплин и продуманным выбором технологий, но и умением строить систему педагогически целесообразного взаимодействия, т.е. организовывать оптимальное педагогическое общение.

Мы должны уметь и знать особенности профессионального педагогического общения, средства его оптимизации, т.к. самые интересные учебно-воспитательные материалы, самые активные и прогрессивные методы учебно-воспитательного воздействия начнут свою работу только тогда, когда будут обеспечены верным, соответствующим им педагогическим общением. Тогда мы избежим таких трудностей:

  • отсутствие контакта с учащимися;
  • непонимание позиции ученика;
  • проблемы в управлении общением на уроке.

Педагогическая поддержка – один из значимых компонентов оптимального профессионального педагогического общения и служит основным элементом при оказании действенной педагогической помощи ученику.

Поддержка – знак внимания, оказанный человеку, когда он объективно неуспешен.

Педагогическая поддержка – это речевые действия учителя в процессе педагогического взаимодействия, которые направлены на оказание действенной помощи ученику.

Поддерживая ученика, учитель обращается к его личности независимо от его промахов и успехов, ошибок и достижений.

Для оказания педагогической поддержки определяющим становится безусловное принятие педагогом ученика; при этом учителю неважно, кем является школьник: отличником, средним или слабым учеником.

Поддерживать нужно и можно каждого ученика. Для этого надо видеть не только его слабые, но и сильные стороны, т.к. подобное отношение формирует у учащихся уверенность в себе. Акцент на хорошее становится источником самоуважения.

Наиболее употребляемые виды педагогической поддержки:

Похвала:    

 (хороший стимул к активной работе ученика)

  • выражение одобрения;
  • хороший отзыв о работе ученика;
  • поощрение  («Похвально, Сашенька, ты можешь гордиться такими знаниями»).

Комплимент:    

   (вызывает хорошее настроение и оптимизирует коммуникативный процесс на уроке)

  • любезные, приятные слова в адрес ученика;
  • лестный отзыв («Антон, ты еще один лучик света в нашем классе», «Да, Верочка, тебе очень идет этот костюм»).

Предложение помощи:

  • действенные рекомендации;
  • призыв к совместному действию, направленному на преодоление учеником учебного барьера        («Если кому-нибудь понадобится моя помощь, обращайтесь»,  «Давайте вместе подумаем», «Сейчас будем бороться с этим предложением вместе»).

Подбадривание:

  • обозначение положительной перспективы при отрицательных результатах  («Ничего, в следующий раз у тебя все получится», «Сегодня я предоставляю вам отличный шанс проявить себя в роли учителя и побывать на моем месте. Надеюсь, вам понравится»).

Авансирование:

  • обещание ученику положительной отметки в трудных учебных ситуациях  («Одну пятерку поставлю сразу за смелость!», «Кто из вас хочет получить пятерку? Поднимите руку».)

Языковые средства педагогической поддержки:

  • эмоционально-оценочная лексика;
  • этикетная;
  • сравнительные обороты;
  • фразеологические сочетания;
  • глаголы эмоционального состояния.

Настоящее обучение не требует постоянной концентрации внимания на учителе. Надо предоставлять свободное время, в ходе которого дети смогли бы самостоятельно работать, общаться друг с другом, играть, экспериментировать или обсуждать происходящее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых моментов в обучении детей начальной школы

Использование игровых моментов в обучении детей начальной школы...

«Школьный старт» «Школьный старт» - это принципиально новый подход к педагогической диагностике и организации учителем первых недель и месяцев обучения детей в школе.

«Школьный старт» - это принципиально новый подход к педагогической диагностике и организации учителем первых недель и месяцев обучения детей в школе.Он позволяет:- получить достоверную информацию о то...

Комфортность обучения как одно из условий успешности образовательного процесса

Всем нам присуще стремление к комфорту, к тому, чтобы ничто не омрачало наш быт и труд. Предлагаю задуматься о том, как чувствуют себя в школе наши дети. Ведь учёба – это труд, и труд непростой. И от ...

Методика обучения детей начальной школы с глубокой УО

Приводятся материалы, позволяющие понять проблемы обучения, правильно организовать и провести урок в начальной школе с детьми, имеющими глубокую УО....

Инновационный проект «Создание условий для комфортного пребывания детей раннего возраста в детском саду»

В настоящее время совершенствуется механизм обеспечения государственных гарантий по вопросам семьи и детства. Перед дошкольной организацией ставятся задачи поиска внутренних источников своего раз...