статья
статья (1 класс) на тему

Пчелова Юлия Борисовна

проектная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon В помощь учителю45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность учащихся

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения.

Образовательная практика нашей школы наряду с традиционными формами обучения с 2003 года включает и проектную деятельность учащихся. Участие в ученических проектах даёт возможность каждому школьнику раскрыть свой творческий потенциал, приобрести навыки научно-исследовательской работы, расширить свои знания по общеобразовательным предметам, реализовать оригинальные идеи, научиться различным формам презентации проектно-исследовательских работ.

Уникальность технологии в том, что она позволяет работать над формированием у школьников не только коммуникативной и информационной компетентностей, но и компетентности разрешения проблем.

Развёртывание проектной и исследовательской деятельности не только создаёт ситуации востребованности общеучебных умений для эффективного решения учащимися реальных познавательных проблем, но и развивает, закрепляет эти умения в режиме творческой деятельности.

Ориентация на компетентное использование общеучебных умений актуализирует образовательную составляющую совместной деятельности учителей и учащихся, способствует гармонизации содержания и формы проектной деятельности.

Проектная деятельность целенаправленно формирует и развивает учебно-познавательную компетентность учащихся. Она нацелена на реализацию личностно-ориентированного обучения младших школьников, что обеспечивает право каждому ребёнку на индивидуальное развитие, которое не противоречит его психологическому статусу (возможностям, склонностям, интересам). Метод проекта развивает познавательные навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое и творческое мышление.

Опытно-экспериментальная работа показала, что участие в проектной деятельности способствует формированию у детей следующих общеучебных умений:

  • рефлексивные – умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи
  • поисковые (исследовательские) – самостоятельное нахождение недостающей информации, умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста), установление причинно-следственных связей
  • умении и навыки работы в сотрудничестве – навыки коллективного планирования, взаимодействие с любым партнёром, взаимопомощь при решении общих задач, умение находить и исправлять ошибки в своей работе и в  работе других участников группы
  • менеджерские умения и навыки – принятие решений и прогнозирование их последствий, навыки анализа собственной деятельности
  • коммуникативные умения – умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс
  • презентационные –навыки монологической речи, умение уверенно держать себя во время выступления, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности при выступлении

Проектная деятельность может быть индивидуальной, парной и групповой. По своему содержанию, структуре, методам исследования  проекты могут быть: литературно-творческими, экологическими, естественно-научными, информационными, игровыми, творческими, исследовательскими. Любой проект начинается с определения темы, выбора проблемы и постановки цели. Затем распределяются роли и вырабатывается план, далее идёт работа по намеченному плану, подготовка к презентации, презентация и рефлексия. Проекты бывают краткосрочные и долгосрочные (от одного урока до нескольких недель).

В нашей школе работа над проектами проходит в три этапа: классный, школьный, окружной. Наши учащиеся ежегодно представляют свои работы на окружном конкурсе проектных работ «Начало».

По завершении конкурса, ученические работы не складываются на полку, а используются учащимися в работе, лучшие работы демонстрируются учащимся 1-2 классов.

***

В прошлом году обучение в первом классе мы начали с адаптационного периода, который проводился по программе адаптации детей к школьной жизни Г.А.Цукерман и К.Н.Поливановой. Курс «Введение в школьную жизнь» занял 10 дней и с первого же дня вовлёк нас в деятельность, которая помогла лучше познакомиться друг с другом и наладить общение.

        В первый же день началась наша работа над проектом «Хроника первых школьных дней». Авторы программы особое внимание уделяют отношениям семьи и школы. В течение всего курса «Введение в школьную жизнь» ребёнок ежедневно получал домашнее задание для всей семьи. Он должен был продиктовать взрослому короткий рассказ о каком-либо эпизоде прошедшего дня. Взрослый выступал в роли заинтересованного слушателя и аккуратного писца и лишь при необходимости деликатного редактора. Мои ученики писали с родителями книгу «Хроника первых школьных дней», но у нас она получилась не общеклассная, как предлагали авторы программы, а индивидуальная, у каждого в отдельной тетрадочке.

        Больше всего внимания в 1 классе мы уделяем коллективным проектам, т.к. важно научить детей общаться, поддерживать друг друга, помогать товарищам и слушать других. Одной из таких работ был «цветок настроения». Его мы делали в первый и в последний день адаптационного периода. Каждый ученик раскрашивал один «лепесток настроения». В первом цветке (настроение 1 сентября) было несколько очень тёмных и чёрный лепестков, т.к дети очень боялись и волновались в первый день. Приятно, что во втором цветке не было чёрных и  темных красок, он получился светлее и нежнее, а, значит, настроение у первоклассников к концу адаптационного периода улучшилось.

 Во время адаптационного периода мы сделали проектные работы, которые помогли ребятам и мне лучше узнать друг друга:

  • «Мы вместе» - осеннее дерево с листьями в виде ладошек, на каждой из которых написано имя ученика
  • «Моё имя» - каждый ребёнок делал цветок, на лепестках которого были записаны формы его имени, и показывал как лучше его называть. «Букет» из этих цветов дети долго рассматривали и показывали друзьям из параллельных классов. Позже работа продолжилась: ребята рассказывали о значении и происхождении своего имени.                                                            

      За время изучения тем по окружающему миру и труду мы сделали:

  • «Аквариум»
  •  «Пруд с лягушками»
  • «Букет для мамы» ко дню 8 марта.

На уроках информатики дети познакомились с программой Перволого-3. Было трудно решить, с чего начать работу с компьютерами. Просто учиться рисовать линии или делать заливку для детей не очень интересно. Мы решили знакомиться с этой программой, делая небольшие проекты.

        У нас много сложностей в работе, начиная с первого класса, я ставила перед собой задачу сохранить душевное здоровье и благополучие ребёнка, сохранить его желание ходить в школу. Надеюсь, что к концу 4 класса каждый ребёнок будет воспринимать школу как место, где он будет принят целиком – со всеми своими чувствами, мыслями, знаниями, проблемами.

Работа над проектами на начальном этапе обучения позволяет ребятам прийти в среднюю школу подготовленными к более серьёзной работе над долгосрочными проектами. А спектр общеучебных умений и навыков, которые мы развиваем, позволит ученикам в будущем стать самодостаточными, востребованными и успешными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как не стать моральным "уродом"- статья

Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Статья в сборнике научных статей

Научные статьи по психологии....

статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"

Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....

Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...