Технология проекта
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Звегильская Татьяна Викторовна

 В стандарте нового поколения содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к его результатам, не только предметным, но и метапредметным, и личностным. И теперь задача системы образования - делать все возможное для достижения обозначенных результатов: разрабатывать новые образовательные программы, программы по предметам, применять эффективные образовательные технологии, совершенствовать условия, в которых учатся дети.

Остановимся на педагогических технологиях в учебно-воспитательном процессе, а именно, на применении технологии в образовательном процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Серватова Т.В.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа поселка Пробуждение"

 Энгельсского муниципального района Саратовской области

Технология проекта

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале 20 столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов также в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Что мы понимаем под методом проектов?

Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.

Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатомоформленным тем или иным образом.

Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста.

По мнению многих отечественных психологов и педагогов ( В.В.Давыдов, А.К.Дусавицкий, Д.Г.Левитес, В.В.Репкин, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин и др.), эффективность использования того или иного развивающего активного метода, к которым в полной мере относится и проектный, во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми. Кроме того, в целом ряде работ отмечается необходимость системности в использовании активных методов, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и уменьшении различных видов учительской помощи. Все это, безусловно, относится к применению проектного метода в начальной школе. Однако для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, которая заключающаяся в следующем.

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится: умение спрашивать, умение управлять голосом, умение выражать свою точку зрения, умение договариваться.

Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают” и доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.

Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя: развитие аналитико-синтетических действий, сформированность алгоритма сравнительного анализа, умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи, возможность выделять общий способ действий, перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.

К “интеллектуальной зрелости” также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений: адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников, обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное, выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания. 

Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.

Так в 2013-2014 учебном году мною и учениками моего класса была проведена работа по реализации совместного проекта детей и родителей на тему «Традиции семьи».

Проектная деятельность включала в себя несколько этапов:

  1. Подготовительный этап.
  2. Этап планирования проекта.
  3. Этап поиска информации.
  4. Промежуточные результаты и выводы.
  5. Создание и оформление проекта.
  6. Защита проекта.
  7. Оценка результатов проекта.

На первом, т.е. подготовительном этапе было проведено родительское собрание, где родителям рассказывалось о проектной деятельности, разъяснялась суть метода проектов и его значимость для развития личности детей и их творческого потенциала. Также была представлена презентация, рассказывающая об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней. Была предложена тема проекта и поставлены цели и задачи. На собрании родителям были представлены рекомендации-памятки, помогающие в дальнейшей работе над проектом. В конце родительского собрания родителям были предложены анкеты, с помощью которых выявлялась степень участия родителей в раскрытии творческого потенциала ребенка.

Для детей же на уроке основы проектной деятельности рассказывалось об основных ее этапах и разъяснялось, что нужно сделать на каждом из этапов. Была дана тема проекта, сформулированы цели и задачи, а также было оговорено время выполнения данной работы.

Тема проекта: Традиции семьи.

Цель: выяснить роль традиций в становлении крепкой и дружной семьи.

Задачи:

  • узнать, что такое семейные традиции;
  • проанализировать, какие семейные традиции существуют в семье;
  • как традиции влияют на взаимоотношение в семье.

На этапе планирования проекта дети вместе со своими родителями составляли план будущего проекта, выдвигали проблемы. Учениками самостоятельно был выбран предмет деятельности. На уроке каждый ученик демонстрировал план проекта, рассказывал о намеченных проблемах. Вместе с учителем обсуждали подходящие методы решения проблемы, составляли расписание работы над проектом и характеризовали «конечный продукт».

На этапе поиска ученики делились на три группы. Каждой из групп давалось индивидуальное задание. Первой группе нужно было прочесть ряд книг из художественной литературы, в которых упоминаются семейные традиции. Второй группе предлагалось выяснить понятие «родословное древо» и ответить на вопрос: «Можно ли с помощью родословного древа узнать о семейных традициях?» Третьей группе нужно было узнать лексическое значение слов: семья, традиции. А также всему классу нужно было вместе с родителями составить и нарисовать свое родословное древо.

На этапе промежуточных результатов и выводов выступали ребята каждой из групп. Сначала были расшифрованы понятия «семья» и «традиция». Потом ученики пересказывали рассказы, которые они прочли о семейных традициях. Было расшифровано понятие «родословное древо». И самой объемной работой было представление своего древа детьми. Ученики рассказывали и показывали свое родословное древо, составленное вместе с родителями, и пытались ответить на вопрос: «Можно ли с помощью родословного древа узнать о семейных традициях?».

Самым объемным по продолжительности был этап создания и оформления проекта. Ребятам нужно было ответить на ряд вопросов:

  • Что такое семейная традиция?
  • Какие семейные традиции существуют в вашей семье?
  • Почему нужно хранить традиции своей семьи?
  • Можно ли с помощью родословного древа узнать о семейных традициях?

На данном этапе дети выясняли у родителей, какие семейные традиции существуют в их семьях. Вместе с родителями прослеживали по древу о традициях семьи, выявляли самые интересные, на их взгляд. Собирали, систематизировали, оформляли материал в единое целое и делали альбомы или презентации.

Защита проекта проходила в специально отведенный для этого день. Был проведен утренник, посвященный защите проектов. На утренник были приглашены участники проектов, т.е. ученики и их родители. Каждая семья готовила выступление по плану:

  1. Опираясь на древо сказать, какие семейные традиции существуют.
  2. Продолжаете ли вы эти семейные традиции?
  3. Расскажите об одной из самых интересных традиций вашей семьи.
  4. Почему нужно хранить традиции своей семьи?

В конце выступления каждая семья должна была назвать трудности, с которыми они столкнулись при создании проектов.

Основными трудностями были: нехватка свободного времени у родителей, а у детей – составление плана и оформление проекта.

Но, несмотря на все трудности, все дети и их родители удачно справились с этой трудоемкой работой и были довольны результатами.

Оценивались проекты по следующим критериям: работа детей на протяжении всего проекта, работа на этапе промежуточных результатов и выводов, вовлечение родителей в проектную деятельность, оформление проекта и его защита, где должен быть соблюден план выступления.

Дети остались довольны проделанной работой, у них появилась уверенность в себе, в том, что они могут очень много, а уверенность эту им вселили их родители.

  • Батуева С.В. Проекты учащихся, посвященные юбилею школы // Завуч начальной школы. – 2012.- № 2. – С. 13 – 16.
  • Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. -  М.: Аркти, 2006.
  • Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе. – М.: Чистые пруды, 2006.
  • Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
  • Гоппе Н.Н. О переходе к проектной технологии // Педагогическое обозрение. – 2000. - № 4. – С. 10 - 15.
  • Горецкая Г.И. Организация учебно-воспитательного процесса в школе. – М.: Просвещение, 2010.
  • Господникова М.К. Совместные воспитательные проекты. - Волгоград, 2010.
  • Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов-на-Дону, 2009.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология проекта Подготовила учитель начальных классов МБОУ «СОШ п. Пробуждение» Энгельсского муниципального района Серватова Т. В.

Слайд 2

Метод проектов = метод проблем начало 20 века

Слайд 3

Метод проектов – система учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.

Слайд 4

Сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения; Готовность младших школьников к проектной деятельности заключается в следующем: 2. Развитие мышления учащихся, определенная «интеллектуальная зрелость»; 3. Развернутая, содержательная, дифференцированная самооценочная и оценочная деятельность.

Слайд 5

Цель: выяснить роль традиций в становлении крепкой и дружной семьи Проект «Традиции семьи»

Слайд 6

Планирование проекта

Слайд 7

Этап промежуточных результатов и выводов

Слайд 8

Создание и оформление проекта

Слайд 9

Защита проекта

Слайд 10

Батуева С.В. Проекты учащихся, посвященные юбилею школы // Завуч начальной школы. – 2012.- № 2. – С. 13 – 16. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. - М.: Аркти, 2006. Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе. – М.: Чистые пруды, 2006. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000. Гоппе Н.Н. О переходе к проектной технологии // Педагогическое обозрение. – 2000. - № 4. – С. 10 - 15. Горецкая Г.И. Организация учебно-воспитательного процесса в школе. – М.: Просвещение, 2010. Господникова М.К. Совместные воспитательные проекты. - Волгоград, 2010. Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов-на-Дону, 2009. Список использованных источников:

Слайд 11

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проектов в начальной школе

Статья и презентация о технологии проектов в начальной школе. С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить детей мыслить, организовывать пра...

Урок технологии «Проект коллективного создания фрагмента панорамы «Бородинское сражение»

Сценарий урока технологии предназначен для 4 класса. Тема "Проект коллективного создания фрагмента панорамы "Бородинское сражение".Задачи:1. Сформировать представления о войне 1812 года, о Бородинском...

Технология проектов

Метод проектов— педагогическая технология, цель которой ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний. В презентации представлен опыт работы по данной...

Конспект урока по литературному чтению с использованием технологии проектов. 2 класс. Русская народная сказка "Гуси-лебеди"

Урок с мультимедийным сопровождением. На этапе изучения нового материала используются мини-проекты, подготовленные учащимися....

Технология Проект " Яблоня"

Оборудование1. ватман, где нарисована яблоня [[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"6921419","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]...

Из опыта работы. Применение современных педагогических технологий. Технология проектов.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования -  переход к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая ставит глав...

Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Технология проектов.

Отличительная черта любой  проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы, всем важно донести что-то свое или...