Из опыта работы. Применение современных педагогических технологий. Технология проектов.
статья (3 класс) на тему

Примакова Евгения Александровна

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования -  переход к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая ставит главной задачей развитие личности ученика. Поставленная государством задача требует изменения деятельности учителя. Также изменяются и технологи обучения. На протяжении последних 2 лет работы активно использую в педагогической деятельности проектную технологию. За данный период времени мной накоплен опыт, которым я хочу поделиться. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx26.62 КБ

Предварительный просмотр:

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования -  перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая ставит главной задачей развитие личности ученика. Поставленная государством задача требует изменения деятельности учителя. Также изменяются и технологи обучения.

Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

Требования к современному образованию побудило меня к поиску и внедрению новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания.

Моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но сегодня это требование времени. Учитель уже в начальной школе должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности учиться всю жизнь, способность к саморазвитию.

Достичь этой цели мне помогают современные педагогические технологии:

  • технология проблемного обучения
  • технология критического мышления
  • технология индивидуализации обучения (воспитания)
  • технология  информационно-коммуникативная
  • групповая технология,
  • технологии здоровьесберегающие
  • тестовая технология
  • проектная технология
  • игровая технология

На протяжении последних 2 лет работы активно использую в педагогической деятельности проектную технологию. За данный период времени мной накоплен опыт, которым я хочу поделиться.

Проектную технологию применяю в урочной, внеурочной деятельности и в воспитательной работе. На мой взгляд, данную технологию просто невозможно не использовать в своей деятельности, так как данная педагогическая технология способствует развитию таких личностных качеств школьников, как самостоятельность, инициативность, способность к творчеству, позволяет распознать их насущные интересы и потребности.

Актуальность моего опыта состоит в том, что проектная технология - новая технология обучения, которая является важнейшим средством повышения эффективности работы педагога. Она способствует решению задач, поставленных перед учителям стандартами образования.

Метод проектов – это эффективное современное средство обучения, разработанное американским философом и педагогом Джоном Дьюи, наиболее активно внедряющееся в практику обучения и воспитания в мире и в России. Это технология XXI века, предусматривающая, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

Сущность технологии проектной деятельности школьников заключается в личностно-ориентированном обучении, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения проблем, способствующая развитию познавательного интереса к предмету, умению систематизировать материал, выдвигать идеи и т.п.

Освоение проектной технологии, как и всё новое, вызывало немало трудностей. Например, трудности с постановкой идеи, подбором материала, его обработкой. Трудности преодолевались в процессе работы, путём осмысления накопленного опыта, в ходе совместного обсуждения с коллегами, научно-исследовательских конференциях, путём изучении специальной литературы.

Особенности моей работы по использованию проектной технологии заключаются в том, что в основном я работаю над масштабными коллективными проектами. Тематика проектов разнообразна.

Примеры выполненных проектов.

Метод проектов на уроке литературного чтения «Басни Крылова».

     Данный проект предполагал изучение басен И.А. Крылова для того, чтобы учащиеся смогли более полно и широко понять  и осмыслить специфику творчества баснописца. Учащиеся познакомились с произведениями Ивана Андреевича Крылова, учились  определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность), находить мораль в произведениях. Ребята учились драматизировать басню, представлять драматизацию на сцене. По завершению данного проекта была проведена викторина «Знаешь ли ты басни Крылова?»

Проект по внеклассному чтению «Войдем в мир книг вместе». Ни для кого не секрет, что дети очень мало читают. Такое утверждение сегодня можно услышать со стороны учителей, родителей, библиотекарей. Поэтому было принято объединить усилия школы, семьи, библиотеки, разработать и реализовать проект "Войдем в мир книги вместе". Цели проекта:  формирование у ребенка потребности в чтении; возрождение традиций семейного чтения, бережного отношения к книге, слову.

Методы и формы реализации проекта:

  1. Анкетирование родителей и учащихся.
  2. Отбор и изучение литературы с целью выявления произведений, наиболее интересных для совместного прочтения.
  3. Библиотекарем был проведен флешмоб «Читаем вместе», где учащимся прорекламировали произведение Джанни Родарри «ЧИполлино»
  4. Организация массового чтения «Приключение Чиполлино».
  5. Библиотечный урок (викторина, конкурсы)

Так, например, активно использую метод проектов на уроках окружающего мира. При изучении темы «Как жили наши далекие предки. Обожествление природы» дети выяснили, что древние люди обожествляли природу, и верили в существование злых духов. Для того, чтобы оградить себя от неблагоприятных событий люди создавали обереги. Дети захотели узнать, какими же были обереги и что они означали. Таким образом, сама жизнь подсказала нам тему проекта. Ребята разделились на группы «Исследователей» (подготовили сообщения об оберегах), «Организаторов» (провели мастер - классы среди учащихся), «Оформителей» (презентация проекта), «Экономистов» (расчет затрат). По завершению проекта ребята узнали об истории возникновения, научились изготавливать обереги, подарили их своим друзьям и близким.

Следующий проект, о котором я хочу вам рассказать это
 проект «Лук – наш друг». Данное направление проектной деятельности можно использовать в 1 классе. Суть проекта заключалась в выращивании лука на школьном окне. Дети выяснили, что такую распространённую, неприхотливую, охотно употребляемую в пищу, огородную культуру лук очень легко вырастить на окне, что в зеленом луке содержится очень много полезных веществ. После того, как наш лук вырос, мы охотно съели его в столовой. Проект занял I место в конференции бизнес-проектов, проводимой на базе «Бизнес центра» в г. Бийске в 2015 году.

Также в Гимназии 1 мной был создан и реализован проект «Елка тоже хочет жить». Цель проекта - привлечение внимания к массовой вырубке лесов. Решение данной проблемы мы видели в создании елочек из подручных материалов своими руками. Дети выступили с призывом (флеш- моб) не покупать живую ель, а заменить ее на искусственную или изготовленную самостоятельно. Также провели мастер классы по изготовлению альтернативных елей. С этим проектом мы выступили на конференции бизнес-проектов, проводимой на базе «Бизнес центра» в г. Бийске в 2015 году.

Метод проектов во внеурочной деятельности

Во внеурочной деятельности в рамках кружка «Юный исследователь» использую проектную технологию.

Одним из первых проектов был проект «Труд в моей семье. Профессия мамы». Дети, на вопрос «Где? Кем работают ваши мамы?» робко отвечали «Не знаю», «На заводе».  Не все могли назвать профессии мам.   Ребята очень мало знали о том множестве профессий, которое существует в современном мире. Поэтому я запланировала проект «Профессии в моей семье». При подготовке теоретических проектов, детям очень нравилось  интервьюировать родственников, они много интересного   узнали о профессиях  родителей и старших членов семьи, с гордостью презентовали свои проекты.  Результат нашей деятельности – оформили в виде книги.

    

Проектная технология в воспитательной работе

Применяю проектную технологию в воспитательной работе.
Проект «Кормушка для синички и терем для скворца».
 

Во время разговора с детьми о том, нужна ли весной птицам помощь, выяснилось, что кормушки для птиц нуждаются в ремонте и птицам негде жить: нет скворечников.

На уроках технологии на протяжении 3 лет обучения дети познакомились со всевозможными способами обработки различных материалов, научились самостоятельно изготавливать изделия, которые имели бы практическую ценность. Поэтому нам не составило труда изготовить скворечники и кормушки из подручного материала. Изготовленные изделия мы развесили в парках и ближайших дворах.


Работа над проектами продолжается. Иногда сама жизнь подсказывает направления работы. В настоящее время мы с детьми активно работаем над проектом по благоустройству пришкольной территории  «Школьная клумба».



Несомненно, 
использование проектной технологии на уроках способствует развитию познавательного интереса, формированию у учащихся умения проводить поиск информации, анализировать источник исторической информации, различать факты и мнения, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для осознания себя гражданином России. Следовательно, можно утверждать, что проектная технология является важнейшим средством повышения эффективности работы в условиях реализации стандартов.               

Использование современных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе. Учить ребенка радостно, без принуждения – возможно, если в своей работе педагог использует инновационные педагогические технологии. 

                           

   Список использованной литературы:

1.​ Стратегия модернизация содержания общего образования. М., 2001г.

2.​ Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под. ред. Полат Е.С.. М.: “Академия”, 2002г. – 272с.

3.​ Лазукова Н.Н. Формирование учебных умений на уроках истории. // Преподавание истории и обществознания в школе, 2002г. №1 – с.34-41.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы: Применение современных технологий для развития речи и мелкой моторики рук у детей с ОВЗ на уроках.

Поступая в первый класс, дети с ОВЗ с затруднениями мелкой моторики, недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации испытывают затруднения с письмом: у них быстро устаёт ру...

Обобщение опыта работы.«Место современных педагогических технологий в начальной школе в рамках ФГОС».

Применение здоровьесберегающих технологий,информационно-коммуникационных, проектов....

Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Технология проектов.

Отличительная черта любой  проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы, всем важно донести что-то свое или...

«Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Методическая находка - кейс-технология».

Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Использование кейс-технологии на уроках....

«Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Кейс-технология».

МАОУ СОШ № 64, г. Улан-Удэ            Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных ...