Главные вкладки

    «Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Методическая находка - кейс-технология».
    статья (2 класс) на тему

    Харитонова Татьяна Викторовна

    Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Использование кейс-технологии на уроках.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл keys-urok.docx26.13 КБ

    Предварительный просмотр:

        «Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Методическая находка -  кейс-технология».

    Харитонова Т.В.

    МБОУ «Чамзинская СОШ№2» (п. Чамзинка)

    Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Конечно же - умением учиться. Прежде всего, у ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия (УУД). Об этом нам говорят федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Чтобы их реализовывать, у меня возникла необходимость изучить и использовать в своей педагогической деятельности современные образовательные технологии. Но прежде выясним, что такое технология.

    Как пишет В. А. Сластенин, технология – это совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами.

    П. И. Пидкасистый характеризует технологию обучения (педагогическая технология) как направление в дидактике, область научных исследований по выявлению принципов и разработке оптимальных систем, по конструированию воспроизводимых дидактических процессов с заранее заданными характеристиками.

    Г. М. Коджаспирова дает понятие образовательной технологии – это система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т. е. как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающих гарантированный результат.

    Общая идеология стандарта, нацеленность учебного процесса на достижение основных ожидаемых результатов образования налагает особые требования и на отбор образовательных технологий. Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего освоения знаний. Основная задача ФГОС состоит в том, чтобы обеспечить ребенка  качественным   образованием на первой ступени обучения. В современной   начальной школе ребенка  недостаточно  обучить    только чтению, счету и письму. Его необходимо обеспечить  новыми умениями.

    УУД составляют основу умения учиться, а также сформировать сознательную   мотивацию к обучению, самоорганизации и саморазвитию. Необходимо создать такие условия, которые позволят   повысить у детей интерес к учебе, научить осознавать, что осталось непонятным, а в конечном итоге научить учиться. И тогда ученик  начнет получать радость от процесса самостоятельного познания и от результата своего учебного труда.

    Задача учителя – постараться построить изучение учебного материала на уроках   так,  чтобы большая часть его была освоена  школьниками самостоятельно

    «Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, — все, что может сделать учитель, это указать дорожки» Р. Олдингтон.

    В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:

    • Информационно – коммуникационная технология
    • Технология развития критического мышления
    • Проектная технология
    • Технология развивающего обучения
    • Здоровьесберегающие технологии  
    • Технология проблемного обучения
    • Игровые технологии
    • Модульная технология
    • Технология мастерских
    • Кейс – технология
    • Технология интегрированного обучения
    • Педагогика сотрудничества. 
    • Технологии уровневой дифференциации 
    • Групповые технологии. 
    • Традиционные технологии (классно-урочная система)

         Реализация системно-деятельностного подхода, как основного в ФГОС, а также других требований новых образовательных стандартов, на мой взгляд, возможна с помощью кейс-метода.

         Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.

    Кейс технологии  противопоставлены таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы учителя, пересказ текста и т.п.  Кейсы отличаются  от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему).

         В кейс-технологии производится анализ реальной ситуации (каких-то вводных данных) описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы

     Кейс-технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.

    Принцип технологии состоит в том, что в начале обучения, составляется индивидуальный план, каждый обучающийся или группа  получает так называемый кейс, содержащий пакет учебных   карт, правил,   рекомендаций по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания. Изучая материал, обучающийся может запрашивать помощь у учителя.

           На своих уроках я чаще использую работу в малых группах по 4-6 человек. Это можно объяснить возрастными особенностями учащихся начальной школы. Работая  в малых группах ребята чувствуют себя более уверенными и она позволяет развивать такие личностные качества младшего школьника как способность к сотрудничеству, чувство лидерства и ответственности за решение группы, и даже можно говорить о начальных стадиях формирования основ деловой этики.

    Работает кейс-технология на разных уроках, только каждый  предмет имеет  свои особенности применения. 

    Технология включает в себя следующие этапы:

         На подготовительном этапе для каждой группы готовится свой кейс с заданием в соответствии с темой урока, источники информации (это может быть: статьи  Интернет-ресурса, статьи научно-популярного блога, учебник статьи газет,  детских журналов, научно-популярной литературы, цитаты из книг, высказывания великих людей, ученых и др.).   Главное, чтобы  этот материал позволил учащимся представить ситуацию, найти проблему и пути ее решения.     Кейсы для урока могут быть представлены в самых различных видах: печатном, видео, аудио, мультимедиа.

         На основном  этапе данного урока  начинается работа. Форма проведения урока может быть разной: индивидуальной или групповой. Каждая  группа (ученик), получает свое задание, пояснение к выполнению, форму презентации выполненного задания и критерии оценки. 

         На заключительном  этапе  учащиеся представляют  результаты своих исследований в виде иллюстрированных рассказов, в качестве материала могут  быть предложены ребятам плакаты и слайды мультимедийной презентации с яркими иллюстрациями и др.

    Данные технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

    При использовании кейс –технологий в начальной школе у детей происходит

    ·       Развитие навыков анализа и критического мышления

    ·        Соединение теории и практики

    ·        Представление примеров принимаемых решений

    ·        Демонстрация различных позиций и точек зрения

    ·        Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности

    Перед учителем стоит задача – научить детей как индивидуально, так и в составе группы:

    ·        анализировать информацию,

    ·        сортировать ее для решения заданной задачи,

    ·        выявлять ключевые проблемы,

    ·        генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,

    ·        выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.

    Кроме того, дети:

    ·        Получают коммуникативные навыки

    ·        Развивают презентационные умения

    ·        Формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения

    ·        Приобретают экспертные умения и навыки

    ·        Учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы

    ·        Изменяют мотивацию к обучению

    При активном ситуационном обучении участникам анализа предъявляются факты (события), связанные с некоторой ситуацией по ее состоянию на определенный момент времени. Задачей учащихся  является принятие рационального решения, действуя в рамках коллективного обсуждения возможных решений, т.е. игрового взаимодействия.

        Итак, кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений.

    Для начальной школы составление заданий для кейсов вызывает определённую трудность для учителей. Самыми сложными для использования кейс-технологий являются уроки литературного чтения, поскольку именно на этих уроках при работе с текстом мы подводим детей к той или иной мысли. При составлении заданий на уроках литературного чтения  используются несколько  уровней сложности:

    – Первая степень сложности: есть практическая ситуация, есть решение. Школьники  определяют, подходит ли решение для данной ситуации. Возможно ли иное решение, другой ответ?

    Согласны ли вы с утверждением Драгунского   о том «что всё тайное становится явным»?

    – Вторая степень сложности: есть практическая ситуация –  найди её  решение 

    Например, есть художественный текст и реальная информация о писателе, герое как личности. Сравнить, найти точки соприкосновения и различия.

    Третья степень сложности: есть практическая ситуация – определи  проблему и найди  пути решении.

    Решить кейс предлагается учащимся после самостоятельного прочтения произведения, работы с дополнительной литературой. Решений может быть множество и все варианты имеют право на существование, доказательство и обсуждение.

    Ситуативные задачи (кейсы)на уроках литературы могут быть связаны:

    - с проблемами  и перспективами взаимоотношений между главными героями произведения

    - с составления маршрута передвижения героем произведения

    - составлением хронологических таблиц произошедших событий

     Среди критериев оценки выделяют следующие:

    • Активность ребенка при обсуждении кейса.
    • Понимание темы обсуждения.
    • Оригинальность высказываний.

     Этот метод можно применять регулярно практически по любой теме обучения на разных предметах. Однако эффективность занятия с помощью кейс-технологии во многом зависит от умения учителя организовать работу, направлять беседу в нужное русло, контролировать время, вовлекать в дискуссию всех участников образовательного процесса.

         Таким образом, одним из эффективных технологий обучения деятельностного типа является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.

         Подготовить урок с использованием той или иной технологии не всегда просто для учителя. Зачастую это требует  много времени, подготовки большого количества материала. Не всегда такой урок проходит гладко, особенно в процессе апробирования, когда ищешь оптимальные варианты использования технологий в учебном процессе,   подбираешь их в соответствии с возрастными особенностями учащихся, темой урока, имеющимся материалом. Но, как правило, урок, проведенный с применением технологии, оправдывает себя,  так как позволяет максимально включить учащихся в процесс урока, мотивирует их на самостоятельную работу и, что, наверное, самое главное, позволяет достигнуть качественного усвоения учебного материала.

    Мои наблюдения за учащимися показывают, что грамотно построенные уроки не вызывают у детей нервных перегрузок. Наоборот, положительный настрой, интерес к познанию, к мыслям друг друга – все это сводит до минимума неизбежную усталость от работы и не вызывает негативного отношения к учебе. Спокойное и уверенное самочувствие ребенка в классе является основным показателем здоровьесберегающего характера обучения. Что, в свою очередь, приведет каждого учителя к реализации главной цели – повышения качества образования ученика, и соответственно, будет способствовать  реализации задач стандартов нового поколения. И, давайте будем помнить, что без преодоления трудностей нельзя воспитать думающего, самостоятельного человека!

    Литература

    1. Деркач А.М. Кейс-метод в обучении /А.М. Деркач // Специалист. – 2010. - №4. –С.22 -23.
    2. Дичковская И.М. Инновационные педагогические технологии. – К., 2004.
    3.  И. В.Никишина. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. Издательство «Учитель», Волгоград, 2008.
    4. Прутченков, А.С. Технология "кейс-стади" в воспитании школьников. // Школьные технологии . - 2009. - №1.
    5. Пидкасистый И.И. Педагогика: Учебное пособие / И.И. Пидкасистый. – Москва: Российское педагогическое агентство, 1995 – С. 49-54.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Применение современных образовательных технологий в начальной школе.

    Статья из опыта работы учителя начальных классов по теме : " Применение современных образовательных технологий в начальной школе"....

    Доклад на педсовете «Применение современных педагогических технологий в начальной школе».

    Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Моя главная цель – вызвать у детей эмоциональный интерес, создать ситуацию проблемы, выбора и поиска решения, что помогает максималь...

    Применение современных педагогических технологий в начальной школе

    В своей деятельности постоянно ищу пути для того, чтобы воспитать и развить в ребёнке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартны...

    Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Технология проектов.

    Отличительная черта любой  проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы, всем важно донести что-то свое или...

    Применение современных педагогических технологий в начальной школе.

    В данной статье описываются педагогические технологии, применяемые мной в работе...

    «Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Кейс-технология».

    МАОУ СОШ № 64, г. Улан-Удэ            Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных ...

    Современные педагогические технологии в начальной школе. ( УМК « Начальная школа 21века»)

    МОДЕЛИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ-СИСТЕМА РАБОТЫ СО ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ: ФИШКАМИ, «МАШИНАМИ», ГРАФАМИ, ПРОСТРАНСТВЕННЫМИ МОДЕЛЯМИ, ПОСТРОЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ МОДЕЛЕЙ...