Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Голубева Тамара Александровна

Материал содержит обоснование выбора современных образовательных технологий, системность их использования и результат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл isp_tehnologiy.docx40.77 КБ

Предварительный просмотр:

Использование новых образовательных  технологий (в том числе ЭОР и ИКТ) в образовательном процессе

Технология

Обоснование выбора  

Системность использования

(периодичность, тип урока,  этап изучения темы,  этап урока, вид деятельности (учитель-ученик) и т.д.)

Результат

(методическая и практическая направленность использования)

Здоровьесберегающая технология

   Формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека.

   Здоровьесберегающие образовательные технологии являются самыми значимыми из всех технологий  по степени влияния на здоровье учащихся.

   В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает из-за ухудшающейся экологии, перегрузки детей, гиподинамии и т.д. Образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».

    Считаю, что наша задача сегодня - научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, формировать понятия ценности здоровья и здорового образа жизни.

  Свои уроки   стараюсь строить, ставя перед собой и учениками именно эту цель: как сохранить и укрепить здоровье?

   Здоровьесберегающие технологии применяю как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе ежедневно на всех этапах урока. При планировании уроков предусматриваю чёткое чередование видов деятельности.

На уроках и внеклассных мероприятиях стараюсь создавать      благоприятный  эмоционально-психологический микроклимат (одобрение, поддержка, доброжелательность, чтобы учеба приносила ученику радость)  

Использую приемы рефлексии. Ежедневно на всех уроках провожу физкультминутки, дозирую  по времени работу  с электронными устройствами, дозирую  домашние задания, соблюдаю требования  норм СанПиН.  В планирование уроков включаю гимнастику для слуха, танцевально-ритмические  паузы,  физкультминутки, двигательно-речевые упражнения, оздоровительные игры  на переменах, упражнения на релаксацию,

точечный массаж для профилактики простудных заболеваний, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения, комплекс физических упражнений для профилактики заболеваний органов дыхания. На разных уроках предлагаю задачи со здоровьесберегающим содержанием.

    На переменах обязательное проветривание кабинета, ежедневная влажная уборка, озеленение.

     Дети участвуют  в школьной  Неделе Здоровья,  в спортивных соревнованиях школы и города.

    В воспитательной работе отведено отдельное направление  - физкультурно – оздоровительное, в рамках которого провожу классные часы, беседы по ЗОЖ, ПДД, ППБ.

    Провожу систематические беседы с родителями об укреплении здоровья учащихся. В школе организовано  горячее питание.

     На разных уроках предлагаю задачи со здоровьесберегающим содержанием.

     Проводится работа по привлечению детей в спортивные секции.

На результативность использования здоровьесберегающей технологии указывает низкий уровень школьной тревожности в классе. Результаты анкетирования показали, что на начало года тревожность составляла 15%, к концу учебного года снизилась до 0%, отсутствие жалоб родителей о наличии конфликтных ситуаций в классе и перегрузке обучающихся.

Негативные эмоции не накапливаются к концу учебного дня.

     Укрепляется психическое здоровье детей: создаётся благоприятный психологический фон на уроке, создаются условия для самовыражения учащихся, предупреждается гиподинамия. Жалобы на утомляемость отсутствуют.

Снизилась  заболеваемость учащихся: если во 2 классе она составляла 20%, то в 3 классе – 9%.

Охват горячим питанием составляет 100%.

Посещение школьниками спортивных секций составляет 70%.

Игровая технология

     Выбор данной технологии связан с тем, что игра  занимает значительное место в первые годы обучения детей в школе. Начало обучения ребенка в школе - сложный и ответственный этап в его жизни.

       Игровая технология является одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предметов. Занимательность условного мира игры делает положительной, эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации. А эмоциональность активизирует познавательную деятельность.

   Игровая деятельность используется мной ежедневно в процессе урочной и внеурочной деятельности для усвоения понятия, темы, для закрепления и даже раздела учебного предмета, в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля, самоконтроля). Это разнообразные игры – соревнования, эстафеты, в которых предлагается найти значение выражения, вставить нужный знак, придумать пример и т.д.

     Я стараюсь активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе урока, применяя для этого различные методы, формы и виды работы: задания творческого характера (мини-сочинения, кроссворды, сканворды, ребусы, анаграммы, предметные рисунки, урок-конкурс, урок-представление, урок-путешествие). На уроках стараюсь применять интерактивные методы в виде ролевой игры, игровых упражнений, проигрывание ситуаций, работа в группах, ассоциации, воспроизведение материала.

На уроках использую различные формы игр: индивидуальную, групповую, коллективную. Выбор формы зависит от целей и задач урока.

    Активизировалась мыслительная деятельность детей на уроке. Дети стали больше проявлять творчества

(творческие работы учащихся занимают призовые места в конкурсах, публикуются на сайтах, в классе проводятся выставки творческих детских работ). Учащиеся  стали любознательнее, повысился интерес к учёбе, у многих детей появилось желание и стремление хорошо учиться. Интерес к урокам математики вырос от 80% до 92%, по русскому языку от 65% до 70%, по литературному чтению от 73%  до 81%, по окружающему миру от 68% до 85%.

     Применение игровых технологий способствовало

  • созданию благоприятной психологической обстановки, снижению тревожности. Дети стали менее конфликтными, могут договариваться друг с другом, принимают правила игры, пытаются помочь друг другу.

     Использование игровых технологий способствует объединению коллектива и формирует ответственность.        Если дети в первом классе были замкнутыми, общение было в парах, то к концу 3 класса – это единый коллектив, общие интересы, совместные игры на переменах, общие дела. Применение технологии расширяет кругозор, развивает познавательную деятельность, формирует определенные умения и навыки, необходимые в практической деятельности.

Информационно-коммуникативная технология

     При грамотном применении информационно-коммуникативной технологии существенно повышается эффективность обучения, культура урока, формируются интерес к предмету, а, значит, образование младших школьников становится качественным, отвечающим требованиям новых образовательных стандартов.

При активном  использовании информационно-коммуникативной технологии в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты,  сопоставлять их, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать   новое, делать выбор и принимать решения, у детей повышается интерес к изучаемым предметам.

     Использую  информационно-коммуникативные технологии на уроках,  во внеурочной и внеклассной деятельности в зависимости от цели урока(с учётом соблюдения норм СанПиН)

     На организационном этапе, чтобы мотивировать  ребят на успешную работу. Основной вид деятельности со средствами ИКТ: показ слайдов

    На этапе проверки домашнего задания с целью повторения ранее изученного.

    На этапе закрепления  знаний, полученных ранее с целью актуализации знаний, выявления пробелов. Основной вид деятельности с ИКТ: демонстрация, защита презентаций.

     На этапе усвоения новых знаний с

целью обеспечения восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний. Основной вид деятельности с ИКТ: презентация, беседа, выход в Интернет (получение дополнительной информации), составление схемы.

     На этапе проверки понимания изученного материала (3-5 мин) с целью  проверки усвоения полученных знаний. Основной вид деятельности с ИКТ: демонстрация презентаций, ответы на вопросы.

     На этапе  закрепления полученных. Основной вид деятельности с ИКТ: тестирование.

При подведение итогов, информация о домашнем задании. Цель: подвести итог, познакомить с домашним заданием.

    Многие уроки провожу с применением  компьютерных презентаций, особенно те, которые требуют наглядного представления материала.

    Учитывая разный уровень подготовки школьников, различия в развитии памяти, мышления, внимания использую разноуровневые  задания на ПК.

     Применяю на уроке компьютерные тесты  и диагностические комплексы.

Использую готовые ЭОР, приложения к уроку, составляю тестовые задания по отдельным темам, использую ИКТ для оформления презентаций, слайдов. На уроках для большей эффективности я использую предметные коллекции, портреты, видеоэкскурсии, фотографии, иллюстрации объектов. Применяю ИКТ при подготовке и проведении нетрадиционных форм урока:  урок-игра, игра-путешествие.

В своей работе использую как мультимедийные презентации, так и диски образовательной коллекции.

     Ребята моего класса умеют работать с различными видами информации, самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию с помощью современных средств и информационных технологий (80% учащихся используют материалы сети Интернет),  умеют организовать, преобразовать, сохранять и передавать  информацию (100% учащихся), дети самостоятельно готовят презентации и с удовольствием выступают перед классной аудиторией (65% учащихся) Умеют работать в группах.  Используют ИТ при подготовке домашних заданий, умеют  работать в системе контроля и мониторинга качества знаний PROCLass, модульной системе экспериментов PROLog (под руководством учителя).

   Результат применения ИКТ:

развиваются познавательные и творческие способности,

возросла активность учащихся в учебной деятельности,

повысилось качество знаний,

возросла мотивация к усвоению знаний, у обучающихся сформированы элементарные навыки самообразования и самоконтроля, расширился кругозор учащихся путём получения дополнительной информации по предметам, повысилась активность и инициативность учащихся на уроке, учащиеся приобрели навыки использования ИКТ в жизни

Проектная деятельность

     Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. 

     Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения. Участие в проектной деятельности позволяет организовать совместную деятельность учащихся и родителей.

Еженедельно в рамках проектно-предметной деятельности и на занятиях внеурочной деятельности

Проектная деятельность эффективно используется, начиная с первого класса. На этапе, когда учащиеся начинают работать над исследовательскими проектами, очень важен выбор темы. Темы детских проектных работ мы выбираем  из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них.

Данную методику я активно применяю как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Все этапы подготовки и планирования учащиеся осуществляют вместе со мной. На основе предложенного материала я с детьми формулирую тему, цели проекта, основные направления деятельности, формы представления отчета, определяем состав групп, распределяем обязанности между её членами, планируем ход дальнейшей реализации проекта. Последующая работа выполняется ребятами самостоятельно, но обязательно под моим руководством, а отчет о проделанной работе представляется на уроке.

Проектная деятельность учащихся усложняется от класса к классу как по содержанию, так и по срокам исполнения. В проектной технологии является ценным не только результат, но и сам процесс работы над проектом.

     Дети, включаясь в проектную деятельность, учатся составлять план работы, собирать материал, выбирать формы реализации проекта, давать самооценку собственной деятельности.

В результате применения проектной деятельности  у детей повысилась творческая активность, интерес к изучению школьных предметов,  успеваемость, формируются  навыки выступления;  навыки наиболее рационального представления полученной информации; умение самостоятельно работать с литературными и электронными источниками информации. в ходе работы над групповыми проектами у учащихся эффективно формируются коммуникативная компетентность и личностные УУД.

Результатом являются выступления на научных конференциях, грамоты, победы на конкурсах.

Исследовательские проекты учащихся размещены на сайте http://nsportal.ru,

http://uchiteljam.ru/

На протяжении трёх лет  учащиеся являются победителями в окружном  конкурсе исследовательских проектов «Гулливер» в различных номинациях.    

В проектную деятельность включены 100% обучающихся. В окружных конкурсах исследовательских проектов участвуют  18% обучающихся.

Электронный образовательный ресурс

Использование ЭОР в начальной школе  является одним из условий создания информационно-образовательной среды.

Построение учебного процесса в начальной школе на основе использования ЭОР предполагает изменение роли учителя и ученика.

Во-первых, происходит переосмысление позиций педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником знаний и информации.

Во-вторых, ученик занимает позицию активного участника учебного процесса, самостоятельного изучающего особенности ЭОР и использующего их для решения учебно-практической задачи урока.

Мультимедийные технологии позволяют более эффективно организовать познавательную, информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность учащихся, обеспечивают возможность самостоятельной учебной деятельности. Мультимедиа ресурсы не заменяют учителя и учебники, но в то же время создают принципиально новые возможности для усвоения материала.

     Ежедневно на всех уроках и на занятиях внеурочной деятельности (с учётом соблюдения норм СанПиН)

     Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании я стараюсь включать ЭОР в разные этапы урока: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации пройденных тем, для уроков развития речи и т.д. К каждой из изучаемых тем стараюсь выбрать различные виды работ и действий: тесты, контрольные вопросы и задания, распечатанные в Word; презентации и проекты. Знакомлюсь  с лучшими авторскими разработками уроков для начальной школы с использованием ИКТ, внеклассными занятиями, дидактическими играми, тренажерами, тестами и другими цифровыми методическими ресурсами. Для этого работает достаточно много образовательных порталов, где я беру  для себя необходимый материал.

     Компьютерные тренажёры  использую при фронтальной работе с классом, на орфографических пятиминутках, на уроках русского языка и при проведении устного счёта на уроках математики, а также для индивидуальной работы и для работы дома. Использую как готовые тренажёры различных авторов, так и тренажёры собственной   разработки.

Сопровождаю объяснение материала презентацией, использую при объяснении видеофрагменты, картины, рисунки, схемы, другие медиаобъекты.

    Материал, традиционно трудно усваиваемый, при использовании электронных приложений к урокам, тестов, у ребят вызывает интерес к предмету,  углубляются знания.

     Использую различные виды ресурсов учебного назначения:
http://school-collection.edu.ru/,

президентский сайт для школьников
http://www.uznay-prezidenta.ru/

http://www.kinder.ru/

школьную библиотеку
http://www.schlib.ru/

Умник http://childfest.ru/

Электронную энциклопедию «Кругосвет» http://www.krugosvet.ru/ и др.

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru

Учительский портал http://www.uchportal.ru

Российский общеобразовательный портал www.school.edu.ru

Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» www.ict.edu.ru

Уроки.Net http://www.uroki.net/docinf.htm

Стандарты общего образования нового поколения http://standart.edu.ru/ и др.

При использовании ЭОР

развиваются познавательные и творческие способности,

возросла активность учащихся в учебной деятельности,

повысилось качества знаний,

возросла мотивация к усвоению знаний,

у обучающихся сформированы элементарные навыки самообразования и самоконтроля,

расширился кругозор учащихся путём получения дополнительной информации по предметам,

повысилась активность и инициативность учащихся на уроке,

учащиеся приобрели навыки использования ИКТ в жизни.

создаётся ситуации успеха для каждого ученика,

занятия становятся интереснее, повышается  мотивация,

учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

    Использование ЭОР позволяет учителям проводить уроки:

-на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)

- сделать урок наиболее наглядным;

 -привлекает большое количество дидактического материала;

 -повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« ВНЕДРЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ МЕТОДИК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ»

    Главной целью в своей работе считаю целенаправленное формирование высоконравственной, гармонично-развивающейся личности младшего школьника, готового к правильному взаимо...

Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе

Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе...

Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе

Материал содержит разделы:1. Обоснование выбора.2. Системность использования.3. Результат....

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе воспитателя СП ГБОУ ООШ № 4 детский сад № 9 Малышевой Светланы Анатольевны

Я работаю с детьми пятнадцать лет. Дошкольный возраст один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в раннем возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного умственного...

СТАТЬЯ "Использование новых образовательных технологий в образовательном процессе"

В статье кратко описываются новые образовательные технологии , их плюсы и минусы...