Проектная задача как точка роста поисковой активности и повышения качества знаний учащихся.
методическая разработка на тему

Воробьева Ольга Александровна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ШАГ ВПЕРЕД В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИИ УЧАЩИХСЯ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная задача как точка роста поисковой активности и повышения качества знаний учащихся.

Исторический контекст становления педагогического опыта.

/Истоки деятельностной педагогики/

«К школьнику относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь» (В.А. Сухомлинский)

Сейчас всё больше дискуссий ведётся относительно деятельностного подхода в образовании. В связи с этим есть необходимость обратиться к отечественным истокам деятельностного подхода.

Одним из основоположников деятельностной педагогики можно назвать Д.Б.Эльконина. В своей книге «Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения» Эльконин ещё в 1966 году подробно рассмотрел проблемы построения начального школьного образования. Его соратником, единомышленником и другом, В.В.Давыдовым, были рассмотрены проблемы развивающего обучения в работе «Теория развивающего обучения» в 1996 году. Эти работы задали принципиально новое понимание практики образования и способов её построения. Основная особенность этой практики в том, что в ней создаются условия для развития ребёнка-учащегося и взрослого-учителя.

Для Д.В.Эльконина и его последователей основополагающее значение имела мысль о том, что обучение свою ведущую роль в умственном развитии осуществляет прежде всего через содержание усваиваемых ребёнком знаний. Именно оно и определяет все методы обучения. Взрпослый-учитель играет при этом главную роль, формируя у ребёнка такие способы действия с предметами, по средствам которых могут быть раскрыты их существенные свойства, составляющие содержание подлинных научных понятий.

Для развития деятельностной педагогики в образовательной практике в настоящее время есть все условия и основания:

-теория возрастной периодизации Д.Б.Эльконина

-теория учебной деятельности В.В.Давыдова и В.В.Репкина

-теория развивающего обучения В.В.Давыдова

В своей теории В.В.Давыдов, проведя анализ существующих дидактических принципов либо заменяет их  другими, либо даёт им новую интерпретацию,  отвечающую задачам деятельностной педагогики:

  1. Принцип преемственности, как сохранение в преподавании связи качественно различных стадий обучения, различных по содержанию и способам его подачи учащимся.
  2. Принцип доступности. Построение обучения ведётся таким образом. Что можно закономерно управлять такими темпами и содержанием развития  посредством организации обучающих воздействий.
  3. Принципу  сознательности целесообразно противопоставить принцип деятельности, понимаемый как основа и средство построения, сохранения и применения системы предметных действий при решении учебной задачи.
  4. Принципу наглядности следует противопоставить принцип предметности, т.е. точного указания тех специфических действий, которые необходимо произвести с предметами, чтобы выявить содержание будущего понятия и изобразить это первичное содержание в виде знаковых моделей.

В.В.Давыдов считал, что применение новых психолого-педагогических принципов позволит определить существенные черты будущей школы.

Таким образом, В.В.Давыдов создал фундамент для построения деятельностной педагогики, где ведущими становятся принципы деятельности и предметности.

В последние годы исследования и разработки в деятельностной парадигме образования продолжаются как в психологии, так и в педагогике. Существенное влияние на понимание особенностей построения содержания образования должны оказать исследования современных психологов К.Н. Поливановой о критических переходах развития ребёнка и Г.А.Цукермана о двух фазах учебной деятельности  младшего школьника.

В рамках деятельностной педагогики ведутся разработки отдельных элементов педагогической технологии: описана теория и практика организации учебного сотрудничества младших школьников (Г.А.Цукермана), создана педагогическая технология организации контрольно-оценочной деятельности младших школьников, технология организации контрольно-оценочной деятельности учителя (А.Б.Воронцов).

           Поэтому начальная школа, которая  решает задачи развития базовых         способностей ребёнка, формирует главные инструменты познания,  должна решать проблему формирования ключевых компетенций  учащихся, в частности, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной как условие достижения качественных результатов   на следующих ступенях обучения. Для решения данной  проблемы  считаю   необходимым использование новых педагогических технологий. Особое место занимает метод проектов (метод исследовательских задач). Именно проектирование называют технологией 21 века, которая развивает ключевые компетенции учащихся.

Теоретическое обоснование педагогического опыта.

Теоретическая база опыта была основана на проведении анализа современного состояния проблемы: изучены истоки деятельностной педагогики, проанализированы различные взгляды ученых на данную проблему, рассмотрен основной принцип построения деятельностной технологии – цикличность разворачивания образовательного процесса, разработаны контрольно-оценочные инструменты.

Механизмом, запускающим системные изменения во всём укладе начальной школы, может стать деятельностная педагогика, которая ориентирована на «задачный» принцип построения содержания образования и работу с детским учебным действием в разных, специально создаваемых учителем, образовательных пространствах. В традиционной педагогике, которая чаще всего строиться на принципе «делай как я», часто не находится места детскому действию, что в свою очередь тормозит развитие мышления.

Для современной начальной школы необходимы деятельностное содержание, мышление, учебное сотрудничество, особая педагогическая технология, в том числе контрольно – оценочная деятельность как механизм управления учением детей.

Для реализации деятельностной технологии необходимо построить этапы образования с учетом возрастных особенностей детей с выделением специальных переходов от одного возраста к другому

Переходы /6-7 лет (1 класс) /9-10 лет (4 класс) /15-16 лет (10-11 класс). В этих классах основной акцент необходимо сделать, с одной стороны, на рефлексию средств и способов действия, известных детям по предыдущим периодам, с другой стороны, на появление новых средств и способов действий, которые будут развиваться на следующем этапе взросления детей.

Для деятельностной педагогики характерны особые принципы обучения: принцип предметности здесь противопоставлен традиционному принципу наглядности; принцип деятельности-принципу сознательности.

Также необходимы специфические принципы конструирования деятельностного содержания: система общих способов действий через систему учебных задач; моделирование как основное средство для конструирования общего понятия; поиск и проба как способы развёртывания системы понятий; перенос общих способов действия и способов учебного сотрудничества в модельные ситуации через систему исследовательских задач.

  Именно учебная деятельность как универсальный способ обучения определяет особую деятельностную образовательную технологию.

Основной принцип построения деятельностной технологии – цикличность разворачивания учебного процесса, в котором выделяют три цикла: четырёхлетний, годовой и тематический.

    Особое место в работе учителя занимает годовой цикл, включающий фазу запуска (фаза совместной постановки задач), фазу решения учебных задач (строится по циклическому принципу, где единицей учебного процесса становится не урок, а акт учебной деятельности), рефлексивную фазу (итоговые работы, сочинения, карты знаний, тетрадь открытий, итоговая презентация или портфолио ученика).

При деятельностной технологии педагогом создаются разные образовательные пространств:

-Урок (коллективное действие) - место решения системы учебных задач.

-Учебное занятие – место групповой работы по поиску причин ошибок и способов их устранения.

-Урок-мастерская – место индивидуальной коррекции действий учащихся.

-Урок-консультация – место «умных» вопросов (определения границы знания и незнания ребёнка по его запросу)

-Урок – презентация – место предъявления достижений учащихся  (результатов их самостоятельной домашней работы).

В учебном процессе следует особо выделить место и время решения проектных (исследовательских) задач.

Что же такое проектная (исследовательская) задача? Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата. Через опыт решения серии подобных задач на протяжении первых четырёх лет обучения в школе младшие школьники (без специального акцента) осваивают основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве. Итак, исследовательская задача – это набор действий, направленных на поиск лучшего пути достижения результата. Отличие проектной (исследовательской) задачи  от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий, требуемых для решения данной задачи.

Подобный тип задач имеет следующие педагогические эффекты:

-Задаёт реальную возможность организации сотрудничества детей между собой при решении поставленной ими самими задач

-Учит способу проектирования через специально разработанные задания

Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

-Рефлексировать (видеть проблему, анализировать сделанное, видеть трудности и ошибки)

-Целеполагать (ставить и удерживать цели)

-Планировать (составлять план своей деятельности)

-Моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделять всё существенное и главное)

-Проявлять инициативу при поиске способа решения задачи

-Вступать во взаимодействие при решении задачи

Следует отметить, что данные задачи имеют творческую составляющую, ведь дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать и фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения.

Появление исследовательских или проектных задач в образовательном процессе требует от учителя пересмотра своих подходов к разработке рабочих образовательных предметных программ, определению в них места для решения проектных задач.

Технология педагогического опыта.

«Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Вовлеки меня – и я научусь»

  (Китайская пословица)

Значительное внимание в современном образовании уделяется его личностной ориентации. В проекте концепции структуры и содержания общего среднего образования подчёркнуто, что главной целью общего образования является формирование разносторонне развитой личности. Исходя из этого одна из задач учителя – разностороннее развитие детей, их творческих интересов, творческих способностей, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности, формирование способностей применять полученные знания в различных видах практической деятельности.

В содержании образования предполагается также:

- Его личностная ориентация, предполагающая развитие личностных способностей учеников, индивидуализацию их образования с учётом интересов, способностей и склонностей;

- Усиление деятельностного компонента;

- Креативность, предусматривающая содержание, формируемое самими учащимися в виде их творческой образовательной продукции.

Таким требованиям, предъявляемым к содержанию современного образования, несомненно, отвечает проектная форма обучения.

Проект – это «брошенный вперёд» т. е. прототип, прообраз какого – либо объекта, вида деятельности, а проектирование это процесс создания проекта. В конце XX в. проектирование превратилось в распространенный вид интеллектуальной деятельности.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию ЗУН, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Активное включение учащихся в создание проекта дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.

Метод проектов я использую в своей педагогической работе. Я считаю, что качественные  знания ученик сможет получить  только тогда, когда ему будет предоставлена возможность свободного творческого развития.

Проектная форма обучения лучше других позволяет решать указанные задачи.

Самый сложный момент при введении исследовательских проектов – организация этой деятельности – подготовительный этап.

Учителю при планировании на учебный год предстоит выделить ведущую тему или несколько тем, которые «будут вынесены на проектирование». Далее нужно сформулировать 10-15 как индивидуальных, так и групповых тем на класс, работа по которым требует усвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования необходимого опыта. Желательно дифференцировать темы по степени сложности. Ученик должен иметь возможность выбрать тему проектной задачи, организационную форму его выполнения (индивидуальную или групповую), степень сложности.

Чёткость организации проектирования определяется чёткостью и конкретностью постановки цели, выделением планируемых результатов. Эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций, где указывается необходимая литература для самообразования, требования педагога к качеству выполнения задания, формы и методы количественной и качественной оценки результатов. Иногда возможно выделить алгоритм  или  поэтапное разделение деятельности.

Этапы работы над проектной задачей:

1. Постановка цели: формулировка задачи;

2. Обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов;

3. Самообразование и актуализация знаний;        

4. Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей;

5. Исследование: решение отдельных задач, компоновка;

6. Обобщение результатов и выводы;

7. Анализ успехов и ошибок. Коррекция.

Перед началом решения проектной задачи учащимся объявляю о форме оценивания результатов.

Оценка выполнения работы.

Процесс выполнения работы:

1. Интеллектуальная активность.

2. Самостоятельность.

3. Творчество.

Защита:

1. Достигнутый результат

2. Оформление

3. Ответы на вопросы

Существуют различные классификации проектных задач:

1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:

исследовательские,

творческие,

ролево-игровые,

информационные,

практико-ориентированные.

2. По признаку предметно – содержательной области:

моно проекты,

межпредметные проекты.

3. По количеству участников проекта:

личностные,

парные,

групповые.

4. По продолжительности проекта:

краткосрочные,

средней продолжительности,

Самое сложное для учителя в ходе решения проектной задачи – это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся «идут не туда». Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы.

У учащихся в ходе решения проектных задач возникают определённые сложности, а их преодоление является одной из ведущих педагогических целей метода проектов.

Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса, а не пассивными статистами. При работе в «команде» у учащихся вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию, и уже не действует заданная сверху оценочная схема: «Это – верно, а это – неверно».

Самое интересное, что даже неудачно выполненный проект имеет положительное педагогическое значение. При выполнении проекта ученики попадают в среду неопределённости, но именно это и активизирует их познавательную деятельность.

                              Памятка для родителей

«ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК УЧАСТВУЕТ

В РЕШЕНИИ ПРОЕКТНОЙ ЗАДАЧИ, КАКОВА ВАША РОЛЬ?»

      Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ученика, и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя – знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребенку, если он обратится к вам за помощью. Помните: вы играете роль источника информации наравне с такими, как книги, фильмы, Интернет и др. Право свободного выбора источника информации предоставляется ребенку!

  1. Каковы этапы выполнения учебного проекта?

Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов:

  • выбор темы и задачи проекта;
  • выдвижение первоначальных идей;
  • выбор лучшей идеи;
  • планирование проектной деятельности;
  • непосредственную реализацию проекта;
  • оценку и самооценку проекта;
  • презентацию проекта.
  1. Какова возможная роль родителя на каждом этапе выполнения проекта?

Этапы и подэтапы проектной деятельности

Возможные действия родителей

Выдвигаются первоначальные идеи, и выбирается лучшая идея

Помогите ребенку выдвинуть как можно больше идей, записывайте их на лист бумаги вразброс, чтобы не выделять идеи порядком записи в столбце. Пусть идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор.

Выбирается и формулируется тема проектной работы.

Помогите выбрать лучшую идею и обосновать выбор.

Формулируется задача проекта.

Может потребоваться помощь в правильной формулировке.

Разрабатываются планы и структура выполнения проекта.

Помогите спланировать работу с учетом занятости вашего ребенка.

Обсуждаются возможные результаты работы по теме проекта

Прикиньте возможные выходы с ребенком.

Определяются и распределяются учебные задачи и устанавливаются сроки их выполнения.

Разбейте объем работ на небольшие части и определите срок выполнения каждой

Распределяются конкретные задания и обязанности между участниками проектной группы.

Может потребоваться разъяснение обязанностей.

Изучаются источники и литература по теме проекта.

Посодействуйте ребенку в передвижении до библиотеки, обращайте его внимание в книжных магазинах на книги по теме проекта.

Собирается и обрабатывается информация по проблеме.

Посодействуйте ребенку в нахождении разнообразных источников информации.

Готовятся выводы, которые сопоставляются с задачами проектной деятельности.

Может потребоваться помощь в подготовке выводов, грамматический и стилистический контроль.

Оформляются результаты работы и готовится отчет.

Подскажите основные правила оформления документов.

Проект готовится к презентации.

Помогите провести последнюю поверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять стресс перед выступлением.

Проводится публичная презентация проектной работы.

Присутствуйте на защите. Поддерживайте ребенка, у вас есть повод гордиться им.

Анализируется работа, проделанная в течение проектного периода.

Обсудите вашу совместную работу, подумайте, что можно было сделать по-другому.

Помогая ребенку, помните: главное действующее лицо – ваш ребенок! Вы являетесь только помощником, консультантом, техническим секретарем проекта!

                              Памятка для родителей

«ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК УЧАСТВУЕТ

В РЕШЕНИИ ПРОЕКТНОЙ ЗАДАЧИ, КАКОВА ВАША РОЛЬ?»

      Участие в проектной деятельности – сложный труд и для ученика, и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя – знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребенку, если он обратится к вам за помощью. Помните: вы играете роль источника информации наравне с такими, как книги, фильмы, Интернет и др. Право свободного выбора источника информации предоставляется ребенку!

  1. Каковы этапы выполнения учебного проекта?

Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов:

  • выбор темы и задачи проекта;
  • выдвижение первоначальных идей;
  • выбор лучшей идеи;
  • планирование проектной деятельности;
  • непосредственную реализацию проекта;
  • оценку и самооценку проекта;
  • презентацию проекта.
  1. Какова возможная роль родителя на каждом этапе выполнения проекта?

Этапы и подэтапы проектной деятельности

Возможные действия родителей

Выдвигаются первоначальные идеи, и выбирается лучшая идея

Помогите ребенку выдвинуть как можно больше идей, записывайте их на лист бумаги вразброс, чтобы не выделять идеи порядком записи в столбце. Пусть идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей, тем больше выбор.

Выбирается и формулируется тема проектной работы.

Помогите выбрать лучшую идею и обосновать выбор.

Формулируется задача проекта.

Может потребоваться помощь в правильной формулировке.

Разрабатываются планы и структура выполнения проекта.

Помогите спланировать работу с учетом занятости вашего ребенка.

Обсуждаются возможные результаты работы по теме проекта

Прикиньте возможные выходы с ребенком.

Определяются и распределяются учебные задачи и устанавливаются сроки их выполнения.

Разбейте объем работ на небольшие части и определите срок выполнения каждой

Распределяются конкретные задания и обязанности между участниками проектной группы.

Может потребоваться разъяснение обязанностей.

Изучаются источники и литература по теме проекта.

Посодействуйте ребенку в передвижении до библиотеки, обращайте его внимание в книжных магазинах на книги по теме проекта.

Собирается и обрабатывается информация по проблеме.

Посодействуйте ребенку в нахождении разнообразных источников информации.

Готовятся выводы, которые сопоставляются с задачами проектной деятельности.

Может потребоваться помощь в подготовке выводов, грамматический и стилистический контроль.

Оформляются результаты работы и готовится отчет.

Подскажите основные правила оформления документов.

Проект готовится к презентации.

Помогите провести последнюю поверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять стресс перед выступлением.

Проводится публичная презентация проектной работы.

Присутствуйте на защите. Поддерживайте ребенка, у вас есть повод гордиться им.

Анализируется работа, проделанная в течение проектного периода.

Обсудите вашу совместную работу, подумайте, что можно было сделать по-другому.

Помогая ребенку, помните: главное действующее лицо – ваш ребенок! Вы являетесь только помощником, консультантом, техническим секретарем проекта!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Успех в труде –– первостепенное условие повышения качества знаний учащихся

Когда же ученику хочется учиться? А когда интересно, когда получается, когда ребёнок чувствует успехи от приложенного труда. Значит, педагог...

Применение технологии формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивное чтение) на уроках литературного чтения для повышения качества знаний учащихся.

Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников к чтению в целом, но и обучить их вдумчивому, аналитическому чтению. Справиться с этой задачей поможет использован...

Роль педагогического мастерства учителя в повышении качества знаний учащихся

Учите           Учитель - профессионал - этот вопрос    всегда волновал детей и их родителей, так как хорошее образование является одно...

Использование ИКТ как средства повышения качества знаний учащихся

В статье раскрываются возможности использования ИКТ на уроке как средства повышения качества знаний....