Как научить учащегося младшей школы работать с книгой? Технология продуктивного чтения
статья на тему

Актуальность

Актуальность выбранной технологии связана с тем, что сегодня в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В России развиваются процессы «кризиса чтения». Сегодня компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Отношение человека к книге формируется уже в младшем школьном возрасте. Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой.

Современное литературоведение рассматривает художественное произведение как сложное системное единство, познать которое можно лишь с помощью целостного анализа. Умение анализировать художественное произведение следует рассматривать как сложное умение, представляющее собой систему частных умений, ориентированных на постижение отдельных компонентов произведения как частей художественного целого. Решение данной проблемы определило цели использования технологии продуктивного чтения.

1.Формирование читательской компетенции младшего школьника.

2. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

 3. Умение самостоятельно понимать текст.

4. Умение истолковать прочитанное и формулировать свою позицию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как научить учащегося младшей школы работать с книгой? Технология продуктивного чтения

Актуальность

Актуальность выбранной технологии связана с тем, что сегодня в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В России развиваются процессы «кризиса чтения». Сегодня компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Отношение человека к книге формируется уже в младшем школьном возрасте. Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой.

Современное литературоведение рассматривает художественное произведение как сложное системное единство, познать которое можно лишь с помощью целостного анализа. Умение анализировать художественное произведение следует рассматривать как сложное умение, представляющее собой систему частных умений, ориентированных на постижение отдельных компонентов произведения как частей художественного целого. Решение данной проблемы определило цели использования технологии продуктивного чтения.

1.Формирование читательской компетенции младшего школьника.

2. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

 3. Умение самостоятельно понимать текст.

4. Умение истолковать прочитанное и формулировать свою позицию.

Данную технологию стала применять с 2013 года.

Чтобы воспитать грамотного читателя, я должна решать следующие задачи:

1. Развивать интерес к чтению, расширять круг чтения младшего школьника, его начитанность.

 2. Воспитывать средствами чтения у ребенка гражданские чувства и активное отношение к читаемому тексту.

3. Сформировать у всех учащихся навык чтения от 120 до 150 слов в минуту, позволяющем осваивать систематические курсы в следующем (среднем) звене школы.

4. Обеспечить полноценное восприятие художественных и научно- познавательных текстов и их специфику.

 5. Научить работать с книгой.

Технология продуктивного чтения включает в себя три этапа работы с текстом.

 1 этап. Работа с текстом до чтения.

 Знакомство с новым произведением начинается с предвосхищения, предугадывания предстоящего чтения. Ученики пытаются определить направленность текста – смысловую, тематическую, эмоциональную; выделить героя по названию произведения, имени автора, ключевым словам, иллюстрациям. Все это происходит с опорой на читательский опыт. Данный этап завершается постановкой целей урока.

2 этап. Работа с текстом во время чтения. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение (дома или в классе), чтение – слушание, комбинированное чтение. Выявление первичного восприятия текста (беседа, фиксация первичных впечатлений, письменные ответы на вопросы). Соотношение качества первичного восприятия с содержанием последующей работы, внесения необходимых коррективов.

 3 этап. Работа с текстом после чтения. Концептуальная беседа по тексту. Знакомство с писателем. Работа с заглавием, иллюстрациями. Творческие задания. Учащихся необходимо вооружить (научить) приемам понимания прочитанного: - понять идею произведения, замысел автора; - почувствовать эмоциональный настрой и красоту языка художественного произведения.

Из опыта работы сделала вывод, что нельзя добиться от учащегося глубокого понимания текста без специально целенаправленного обучения приемам переработки информации: составлению плана, тезисов, кодированию информации. Важнейшим направлением в своей работе считаю словарную работу. Она может проходить как перед чтением, так и в процессе чтения. Часто понять смысл того или иного слова помогает такой прием, как подбор синонимов. Повышает культуру умственного труда и расширяет словарный запас школьников работа с толковыми и другими словарями.

Мои наблюдения за деятельностью учащихся показали, что в среднем ребята не видят и не осознают своего непонимания значения от 10 до 15% слов. В связи с этим я целенаправленно работаю с учащимися не только по лексическому толкованию трудных для понимания слов, но и по их выявлению в тексте. Важнейшим, эффективным направлением в своей деятельности я считаю обучение школьников умению самостоятельно составлять вопросы к тексту. Мои наблюдения показывают, что составление вопросов по содержанию текста положительно влечет на его понимание учащимися, развивает такой прием чтения, как смысловая догадка, а значит, развивает их мышление и повышает скорость чтения. Вопросы вскрывают причинно-следственные связи, будят мысль школьников. Я считаю, что умение и желание ученика задавать вопросы к тексту свидетельствуют: во-первых, об его активной позиции во время чтения, о том, что он вступил в диалог с автором текста; во-вторых, ставит ученика в позицию исследователя текста; в-третьих, развивает у школьников такие качества как критичность ума и наблюдательность; в-четвертых, формирует прогностические умения учащихся; в-пятых, постановка проблемных вопросов, является показателем хорошего развития логического мышления. Стимулирует постановку вопросов и активизирует смысловую догадку такая стратегия, как «чтение с остановками». Развивает умение выделять логическую и последовательную структуру текста составление вопросного плана. Повышает результативность чтения метод взаимоопроса учащихся в работе пар сменного состава.

При работе с плохочитающими учениками я добиваюсь цели путем решения следующих задач:  увеличения объема слуховых и зрительных восприятий, а также угла зрения;  выработки навыка антиципации; формирования устойчивости внимания; предупреждения регрессий при чтении; пополнения словарного запаса; развития артикуляционного аппарата.

Чтобы достичь этой цели, я на каждом уроке использую шесть правил быстрого понимания:

 1. Читать больше.

2. Научитесь читать, выделяя основную идею.

3. Бросьте вызов своему пониманию.

4. Распределите свое время.

5. Засекайте время.

6. Развивайте способность быстро концентрироваться.

Результаты, которые достигли мои ученики.

 - Развитая память позволила детям лучше запоминать все понятия, правила, тексты, с которыми они сталкиваются на уроках, вспоминать и применять свои знания на практике.  - Достигнув определенного уровня развития речевых навыков, дети самостоятельно умеют работать с текстами, правильно отвечают на вопросы по содержанию, выделяют главные мысли текста, вступают в диалог с автором, пересказывают текст, сопереживают героям художественных произведений, умеют критически относиться к содержанию прочитанного, соотносить полученную информацию со своим опытом.

- У учащихся повысился интерес к чтению, сформировался широкий круг

 -Дети, читая, научились выделять структурные и логические единицы текста.

- Развитое мышление позволило учащимся самостоятельно перерабатывать информацию, например, по заголовку спрогнозировать тему и идею всего произведения.  

- Умение и желание ребенка задавать вопросы к тексту свидетельствует: во- первых, об его активной позиции во время чтения; во-вторых, ставят ученика в позицию исследователя текста; в-третьих, развивают у него такие качества, как критичность ума и наблюдательность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар "Активизация познавательной деятельности учащихся младшей школы"

Современный мир постоянно меняется. Знания человека становятся его главным ресурсом благополучия, как экономического, так и психологического. С каждым годом повышаются требования к профессиональной по...

Диагностика цветом мотивации учения у учащихся младшей школы.

Издавна начальная школа была самым важным звеном в образовании и воспитании молодого поколения. Насколько значима эта школьная ступень, особенно хорошо понимают те, кому повезло с первой учительницей....

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

      В данной методической разработке представлены материалы, раскрывающие особенности формирования половой идентичности у учащихся младшего школьного возраста в процессе обучен...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ОПЫТ РАБОТЫ В ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «ДОМАШНИЕ ОБЯЗАННОСТИ В СЕМЬЕ» ПО ПРОГРАММЕ РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА «ЧЕЛОВЕК.ЖИЗНЬ.ЭКОНОМИКА» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

В методической разработке представлен материал на тему «Опыт работы в технологии продуктивного чтения на примере занятия «Домашние обязанности в семье» по программе развивающего курс...