МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ОПЫТ РАБОТЫ В ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «ДОМАШНИЕ ОБЯЗАННОСТИ В СЕМЬЕ» ПО ПРОГРАММЕ РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА «ЧЕЛОВЕК.ЖИЗНЬ.ЭКОНОМИКА» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
методическая разработка (1 класс)

Гуляева Светлана Владимировна

В методической разработке представлен материал на тему «Опыт работы в технологии продуктивного чтения на примере занятия «Домашние обязанности в семье» по программе развивающего курса «Человек. Жизнь. Экономика» в начальной школе».

          В разработке раскрываются приемы, помогающие через работу с текстом, применяя технологию формирования типа правильной читательской деятельности, воспитывать в обучающихся ответственное и грамотное финансовое поведение на занятиях по программе развивающего курса «Человек. Жизнь. Экономика» в начальной школе.

          Материалы данной работы имеют практическую значимость и могут быть реализованы педагогами образовательных организаций (учителями начальных классов, воспитателями дошкольных учреждений, и др.) в проведении классных часов, в воспитательных мероприятиях, уроках чтения при работе с произведениями в технологии продуктивного чтения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования городского округа «Сыктывкар»

Управление дошкольного образования АМО ГО «Сыктывкар»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Прогимназия № 81» г. Сыктывкара (МАОУ «Прогимназия № 81»)

РЕКОМЕНДОВАНО

Заместителем директора МАОУ «Прогимназия № 81» по УВР ___________.

29.02.2022 г.

СОГЛАСОВАНО

Методическим объединением специалистов НО МАОУ «Прогимназия № 81»

30.02.2022 г., протокол № 1

ПРИНЯТО

Педагогическим советом МАОУ

«Прогимназия № 81»

30.02.2022  г., протокол № 1

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«ОПЫТ РАБОТЫ В ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «ДОМАШНИЕ ОБЯЗАННОСТИ В СЕМЬЕ» ПО ПРОГРАММЕ РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА «ЧЕЛОВЕК.ЖИЗНЬ.ЭКОНОМИКА» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Составитель:

воспитатель в группе продленного дня

МАОУ «Прогимназия № 81»

Гуляева С.В.

г. Сыктывкар,

2023г

___________________________________________________________________________

© МАОУ «Прогимназия № 81», 2023 год

© Гуляева С.В., 2023 год

АННОТАЦИЯ

    В методической разработке представлен материал на тему «Опыт работы в технологии продуктивного чтения на примере занятия «Домашние обязанности в семье» по программе развивающего курса «Человек. Жизнь. Экономика» в начальной школе».

          В разработке раскрываются приемы, помогающие через работу с текстом, применяя технологию формирования типа правильной читательской деятельности, воспитывать в обучающихся ответственное и грамотное финансовое поведение на занятиях по программе развивающего курса «Человек. Жизнь. Экономика» в начальной школе.

          Материалы данной работы имеют практическую значимость и могут быть реализованы педагогами образовательных организаций (учителями начальных классов, воспитателями дошкольных учреждений, и др.) в проведении классных часов, в воспитательных мероприятиях, уроках чтения при работе с произведениями в технологии продуктивного чтения.

_____________________________________________________________________________

© МАОУ «Прогимназия № 81», 2023 год

© Гуляева С.В., 2023 год

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

4

2. Тезаурус

6

3. Теоретические основы технологии продуктивного чтения

7

4. Конспект занятия «Человек. Жизнь. Экономика» в технологии продуктивного чтения

11

5. Заключение

33

6. Список использованной литературы и источники

34

Приложения, Презентация

35

_____________________________________________________________________________

© МАОУ «Прогимназия № 81», 2023 год

© Гуляева С.В., 2023 год

ВВЕДЕНИЕ

Одно из требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания – это освоение основ программы внеурочной деятельности «Человек. Жизнь. Экономика» (Финансовая грамотность). Финансовая грамотность очень важна для современного человека: она способствует принятию грамотных решений, минимизирует риски и, тем самым, способна повысить финансовую безопасность населения.

     Одним из средств постижения основ финансовой грамотности детей в начальной школе выступает художественная литература.

       Художественные средства наиболее эффективно помогают формированию в обучающихся ответственного и грамотного финансового поведения. К сожалению, современные дети не всегда проявляют должного интереса к художественной литературе. Соответственно, актуальность выбранной темы связана с тем, что сегодня у обучающихся наблюдается снижение уровня читательской культуры. Родители предлагают детям вместо чтения и рассказывания телевизоры, планшеты, ноутбуки. Тематика современных детских, особенно зарубежных передач и мультфильмов, не всегда имеют нравственный оттенок. А персонажи порой не всегда представлены как добрые герои с нравственно-духовной чистотой.

     Для формирования в обучающихся ответственного и грамотного финансового поведения на занятиях по программе развивающего курса «Человек. Жизнь. Экономика», мы используем различные современные образовательные технологии. Одной из таких технологий является технология продуктивного чтения, разработанная профессором Натальей Николаевной Светловской и адаптированной к дошкольникам Ольгой Васильевной Чиндиловой. Ведь благодаря анализу прочитанного произведения происходит формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи, а также для выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности. В этом состоит теоретическая и практическая значимость методической разработки.

___________________________________________________________________________

© МАОУ «Прогимназия № 81», 2023 год

© Гуляева С.В., 2023 год

Использование данной технологии способствует обеспечению нового качества образования за счет сочетания ожидаемых результатов обучения, заложенных     ФГОС:

  • коммуникативных (умение формулировать свои мысли, понимать собеседника);
  • познавательных (приобретение умений находить нужную текстовую информацию и интерпретировать ее);
  • личностных (умение формулировать оценочные суждения, анализируя текст);
  • регулятивных – приобретение навыков работы по плану (алгоритму), а также навыков контроля, коррекции и оценки.

Цель методической разработки: рассмотреть опыт работы в технологии продуктивного чтения на примере занятия «Домашние обязанности в семье» по программе развивающего курса ««Человек. Жизнь. Экономика»» в начальной школе.

Задачи:

-изучить научно-методическую, психолого-педагогическую литературу по технологии продуктивного чтения;

-описать структуру занятия в технологии продуктивного чтения и его методические рекомендации;

-разработать конспект занятия по программе развивающего курса ««Человек. Жизнь. Экономика» в технологии продуктивного чтения;

_____________________________________________________________________________

© МАОУ «Прогимназия № 81», 2023 год

© Гуляева С.В., 2023 год

ТЕЗАУРУС

Технология продуктивного чтения (смыслового чтения) - это образовательная технология, которая опирается на законы читательской деятельности, благодаря которой происходит полноценное восприятие и понимание текста учащимся, а также происходит выработка читательской позиции по отношению к тексту и его автору.

Продуктивное чтение - это целенаправленно организованный поиск информации в прочитываемом тексте.

Анализ текста - это всестороннее изучение особенностей целого текста и его составных частей.

Диалог с автором – это естественная беседа с автором через текст.

Рабочая программа «Человек. Жизнь. Экономика» - Программа внеурочной деятельности, составленная на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020 г.).

_____________________________________________________________________________

© МАОУ «Прогимназия № 81», 2023 год

© Гуляева С.В., 2023 год

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ

       Федеральный образовательный стандарт начального и основного общего образования поставил перед школой задачу освоения обучающимися полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста, поиск информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др. Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н. Н. Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в стандартах второго поколения. Данная технология широко применяется в ОС «Школа 2100».

          «Технология продуктивного чтения - это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору» [1, с. 3-38].

       Технология продуктивного чтения помогает детям выделять главную информацию, смысл текста, глубоко понять и дать нравственно-духовную оценку героям произведения.

Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника; формирование грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, который знает книги, умеет их самостоятельно выбирать.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  • Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;
  • Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;
  • Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
  • Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.

 Технология продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности) включает в себя 3 этапа работы с текстом:
I этап. Работа с текстом до чтения.

 Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение

_____________________________________________________________________________

© МАОУ «Прогимназия № 81», 2023 год

© Гуляева С.В., 2023 год

предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

Данный этап включает в себя:

  • Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста;
  • выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
  • Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения. 
Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации.

Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста.

Данный этап включает в себя:

  • Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
  • Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
  • Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
  • Перечитывание текста.
  • Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
  • Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
  • Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
  • Беседа по содержанию текста.
  • Обобщение прочитанного.
  • Постановка к тексту обобщающих вопросов.
  • Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
  • Выразительное чтение.

_______________________________________________________________________

© МАОУ «Прогимназия № 81», 2023 год

© Гуляева С.В., 2023 год

III этап. Работа с текстом после чтения.

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

Данный этап включает в себя:

  • Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
  • Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.
  • Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией.
  • Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
  • Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя.
  • Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
  • Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия.
  • Обращение учащихся к готовым иллюстрациям.
  • Соотнесение видения художника с читательским представлением.
  • Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

   Как добиться наивысшей продуктивности самостоятельного чтения на уроке, как сделать так, чтобы за минимум отведённого времени добиться наиболее эффективного результата?

«Техника активно-продуктивного чтения – это отнюдь не скорочтение. Она основана на естественной возможности детей быстро усваивать большие порции информации, в том числе и печатной. Это тем более важно, когда современный школьный учебник переполнен содержанием.»

Техника активно-продуктивного чтения представляет собой ряд технологических приёмов, направленных на активизацию мыслительной деятельности учеников. На уроке ребятам представляется целый комплекс учебных задач, сочетающих в себе приёмы всех уровней.

Почему описываемая техника называется активно-продуктивной? Главное её преимущество – активная позиция ученика к содержанию текста. Для него учебный текст

_____________________________________________________________________________

© МАОУ «Прогимназия № 81», 2023 год

© Гуляева С.В., 2023 год

– средство для осуществления различных мыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных конструкций.

       В результате реализации данной технологии, у детей наблюдается полноценное восприятие и смысловое понимание любого текста.

     Пополняется словарный запас, развивается речь, расширяется познавательный кругозор, появляется нравственный опыт, дети задумываются над поступками и поведением героев произведения, обсуждают их. В диалоге с детьми проявляются активные высказывания своих нравственных убеждений, взгляды на события произведений, что, в свою очередь, и является задачей уроков этической грамматики.  На примере героев, дети учатся преодолевать трудности, проявляют сочувствие и переживания к своим близким, друзьям, окружающим людям.  [2, с. 11-18].

    Таким образом, наряду с нравственно-этическим воспитанием, ребёнок приобретает умение самостоятельно работать с текстом. Закладываются навыки самостоятельной учебной деятельности, как одной из самых актуальных дидактических задач.

Далее мы рассмотрим реализацию технологии продуктивного чтения на одном из занятий по программе развивающего курса «Человек. Жизнь. Экономика» в первом классе.

_____________________________________________________________________________

© МАОУ «Прогимназия № 81», 2023 год

© Гуляева С.В., 2023 год

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ЧЕЛОВЕК. ЖИЗНЬ. ЭКОНОМИКА» , РЕАЛИЗОВАННЫЙ В ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ

Автор разработки: Гуляева Светлана Владимировна, воспитатель в группе продленного дня МАОУ «Прогимназия №81» г. Сыктывкара.

Наименование программы: рабочая программа «Человек. Жизнь. Экономика» (финансовая грамотность) для учащихся 1 классов МАОУ «Прогимназия № 81», реализуется в рамках организации внеурочной деятельности учащихся.

Тема занятия: «Домашние обязанности в семье», является первым по счету занятием в разделе «Домашнее хозяйство» в программе «Человек. Жизнь. Экономика» в 1 классе.

Возраст учащихся: 7 лет.

Тип занятия: открытие нового с применением технологии продуктивного чтения.

Формы организации учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Цель занятия: создание условий для формирования у обучающихся представлений о распределении семейных обязанностей на основе анализа читаемого текста.

Задачи занятия:

Обучающие:

Познакомить обучающихся с молдавской народной сказкой «Как дети отцовский клад нашли», его идейно-смысловым и художественным содержанием;

Совершенствовать у учащихся умение анализировать текст, обобщать и сравнивать изучаемые факты, логично и последовательно излагать собственные мысли и идеи. Совершенствовать навыки чтения с извлечением конкретной информации и полным пониманием прочитанного, развивать умение понимать хронологический порядок текста; Познакомить с понятием «синквейн».

Научить применять на практике положительный опыт отношений главных героев.

Воспитывающие:

Обеспечение нравственного воспитания учащихся, посредством включения в образовательный процесс соответствующих примеров из источников художественной литературы. Укреплять у учащихся уверенность в своих силах; воспитывать активную жизненную позицию, нравственно-этические принципы и привычки. Обучать рефлексивным умениям. Воспитывать уважительное отношения к труду других людей.  Воспитывать трудолюбие.

_____________________________________________________________________________

© МАОУ «Прогимназия № 81», 2023 год

© Гуляева С.В., 2023 год

Развивающие:

Развитие у учащихся волевых качеств, самостоятельности, умения стойко преодолевать трудности в обучении. Развивать речь учащихся. Развивать способность к сотрудничеству, общению, работе в коллективе. 

Планируемые результаты:

Предметные:

Воспринимают на слух художественный текст в исполнении учащихся;

Понимают смысл заглавия произведения;

Составляют небольшой устный рассказ по картинке;

Размышляют о характере и поступках героев;

Метапредметные:

 Регулятивные:

*умеют настроить себя на работу и контролировать свою готовность к уроку;

*умеют выделять лишнюю картинку из четырех представленных;

*определяют и формулируют цели деятельности на уроке в сотрудничестве с педагогом;

*высказывают свое предположение на основе работы с иллюстрацией и названием произведения;

* контролируют и оценивают свою работу и полученный результат;

*соотносят цели и результаты своей деятельности.

Коммуникативные:

*оформляют свои мысли в устной и письменной форме;

*выразительно читают и пересказывают текст;

*слушают и понимают речь других;

*умеют работать в группе (умеют слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения)

Познавательные:

*находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

*делают выводы в результате совместной работы класса и учителя;

* ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя;

* перерабатывают полученную информацию, делают выводы в результате совместной работы всего класса;

_____________________________________________________________________________

© МАОУ «Прогимназия № 81», 2023 год

© Гуляева С.В., 2023 год

*умеют строить логическое высказывание, используя личный опыт;

Личностные:

*принимают своей роли ученика, соблюдают определенных правил поведения.

*оценивают поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

*стремятся эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

*высказывают свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

* демонстрируют ценностное отношение к здоровому образу жизни.

*делают выводы о своих обязанностях в семье;

Оборудование:

  • Компьютер.
  • Электронная доска.
  • Мультимедийный проектор.
  • Презентация в Power Point.

Дидактический материал:

  • Текст произведения на листах А4.
  • Карточки для рефлексии «Светофор».

_____________________________________________________________________________

© МАОУ «Прогимназия № 81», 2023 год

© Гуляева С.В., 2023 год

Конспект занятия в технологии продуктивного чтения

  Цель

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность педагога

Деятельность ученика

I.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Методы, приемы обучения

Диалог учителя и учащихся

Формы учебного взаимодействия

Фронтальная.

Цель: вызвать познавательный интерес к уроку.

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

- Добрый день, ребята!

-Как ваше настроение?

- Чтобы урок наш был интересным и полезным, мы должны дополнить девиз нашего урока:

Тексты будем мы … (читать),

Информацию из текста …(извлекать),

Точку зрения…(высказывать),

На вопросы … (отвечать),

И, конечно, без сомненья,

Речь при этом … (развивать).

Отвечают на приветствие учителя.

Участвуют в диалоге.

Проверяют свою готовность к уроку.

Личностные: принятие своей роли ученика, соблюдение определенных правил поведения.

Регулятивные:

формирование волевой саморегуляции, умения настроить себя на работу и контролировать свою готовность к уроку.

Коммуникативные: развитие умения вступать в мини-диалог.

Предметные результаты: совершенствование произносительных навыков.

II. Актуализация знаний

Методы, приемы обучения

Диалог учителя и учащихся, словарная работа, поиск лишней из представленных картинок.

Формы учебного взаимодействия

Фронтальная, индивидуальная.

Цель - обеспечить осознание учащимися цели урока;

Актуализировать знания о терминах «обязанности»;

-обеспечить осознание учащимися цели урока;

-вызвать познавательный интерес к уроку.

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.

Цель: Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

1)Постановка цели урока

На слайде представлены 4 иллюстрации

А) Поиск лишней картинки из 4-х представленных

-Посмотрите на слайд, и расскажите, что вы видите. (слайд 2)

Подумайте, какое задание я придумала.

-Правильно. И какая же лишняя?

Как вы думаете, какие могут быть причины, что мама на картинке одна?

-Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие по финансовой грамотности?

    -Да, ребята, вы правы, тема, которую мы будем рассматривать на сегодняшнем уроке, связана именно с домашними обязанностями: «Домашние обязанности в семье». (Слайд № 3)

Б) словарная работа

-Давайте рассмотрим слово «обязанность», что оно означает.

-А что означает слово «Семья»?

(Слайд № 4)

-Итак, обязанности в доме, семье – это то, что тебе доверено сделать и ты должен в меру своих сил, здоровья, умения выполнить и, конечно, с желанием.  

-Как вы думаете, ребята, в хорошей и дружной семье все помогают друг другу? Заботятся о членах семьи?

Конечно, и у каждого человека в семье есть свои обязанности. В семье, где все выполняют свои обязанности, всегда будет взаимопонимание и взаимоуважение. (Слайд № 5)

А поможет нам в изучении темы произведение «Как братья отцовский клад нашли», это молдавская народная сказка.

(слайд 6)

-Какие цели перед собой поставим?

Тема урока записывается на доске.

Работа с текстом до чтения        

2) Работа с заголовком

-Какой возникает вопрос по заголовку?

 

2)Работа с иллюстрацией (Слайд № 7 )

-Обратите внимание на иллюстрацию.

-Какой возникает вопрос?

 

-Мы можем ответить на эти вопросы прямо сейчас?

1-мальчик помогает маме нести сумки; 2-мальчик помогает маме прибираться в доме; 3- мама моет посуду; 4- дети помогают маме готовить.

Нужно найти лишнюю картинку

Та лишняя, где мама моет посуду, потому что на остальных дети маме помогают, а на 3 нет.

Может быть, у нее нет детей, а может, дети не хотят помогать маме, они не выполняют свои домашние обязанности.

-Домашним обязанностям.

Обязанность – это когда каждый член семьи старается проявить заботу и оказать помощь другому члену семьи

Семья – это группа живущих вместе близких родственников.

-да

Познакомимся с молдавской народной сказкой «Как братья отцовский клад нашли», проведем анализ произведения и с его помощью сформулируем выводы об обязанностях в семье.

-Сколько братьев в сказке?

-Какой клад нашли братья?

-Как они его нашли?

-Чем закончится рассказ?

-Какая взаимосвязь финансового понятия «клад» с тем, что искали братья?

Рассматривают иллюстрацию, высказывают свои предположения.

-Кто изображен на иллюстрации?

-Чем они заняты?

-Почему человек справа идет с граблями, а остальные – сидят?

Нет, нам нужно познакомиться с произведением.

Личностные: проявление интереса к содержанию, умение высказывать свою точку зрения.

Регулятивные:

определение цели и задач урока, участие в коллективном обсуждении темы.

Умение высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией и названием произведения;

Познавательные: умение строить логическое высказывание, используя личный опыт, умение выделять лишнюю из предложенных картинок.

Умение формулировать проблему.

III. Этап открытия новых знаний

Методы, приемы обучения

Чтение с остановками, вопросы к автору. Диалог воспитателя и учащихся. Сбор, анализ полученной информации.

Формы учебного взаимодействия

Фронтальная, индивидуальная

Цель: достижение понимания текста на уровне содержания

- организовать деятельность учащихся

-организовать структурирование учащимися новой информации

-обеспечить применение полученных знаний

-совершенствовать умение учащихся задавать свои вопросы автору по ходу чтения.

 Работа с текстом во время чтения        

1.Первичное чтение текста по частям, параллельно ведется диалог с автором. (Приложение № 1)

В – вопрос к автору текста, возникающий после прочтения определенных фраз. Или обращение учителя к классу, побуждающее задать такой вопрос.  

О – предложение ученикам спрогнозировать ответ на возникший вопрос к автору.  

П – предложение ученикам проверить свои предположения после прочтения тех фрагментов текста, которые позволяют увидеть авторские ответы на возникшие вопросы.

З – зеркало (загляни в «волшебное зеркало», подумай, что случится дальше).

Дети используют волшебные палочки-открывалочки (непрозрачные закладки, с помощью которых текст «открывается» по строчкам).

     Жил когда-то на свете один человек. У него было три сына. Был тот человек старательный и трудолюбивый.

В: Какой вопрос вы зададите автору?

О: Как вы сами думаете?

П: Проверим себя, читая дальше.

Сыновья у него рослые, красивые, сильные, а работать не любили.

П: Это будет ответом на вопрос?

 Совпал ли он с Вашими предположениями?

Перед смертью отец открыл им тайну:

«Вы знаете, что я и покойная ваша мать работали не покладая рук.

За долгие годы скопили мы для вас богатство – горшок с золотом. Закопал я этот горшок возле дома, только не помню, в каком месте. Ищите мой клад, тогда будете жить, не зная нужды».

З: Как вы думаете, что будет дальше?

Взяли братья заступы и стали копать.

П: Это будет ответом на вопрос?

Совпал ли он с Вашими предположениями?

В: Какой вопрос можно задать автору?

О: Как вы сами думаете?

П: Проверим себя, читая дальше

Раскопали всю землю, но ничего не нашли.

П: Это будет ответом на вопрос?

Совпал ли он с Вашими предположениями?

Земля стала пышной и мягкой.

З: Как вы думаете, что будет дальше?

– Раскопали мы землю – не пустовать же ей. Давайте посадим виноград ,– сказал старший брат. Младшие братья согласились.

П: Это будет ответом на вопрос?

Совпал ли он с Вашими предположениями?

Немного времени прошло, разросся у них большой да хороший виноградник. Созрели сочные, сладкие гроздья.

В: Какой вопрос можно задать автору?

О: Как вы сами думаете?

П: Проверим себя, читая дальше

Раскопали всю землю, но ничего не нашли.

П: Это будет ответом на вопрос?

Совпал ли он с Вашими предположениями?

 И сказал тогда старший брат:

– Недаром мы раскопали всю нашу землю: нашли мы в ней клад, о котором перед смертью отец говорил!

В: Какой вопрос вы зададите автору?

О: Как вы сами думаете?

-Вот и ответили на вопрос к заголовку.

-Какими же были сыновья?

Ответы ребят принимаются, но не комментируются

Тоже трудолюбивыми или ленивыми…

Да

Тайна – это какой-то секрет, скрываемый от других.

Не покладая рук- трудиться много и усердно.

Ответы ребят принимаются, но не комментируются.

Заступы - лопаты

-Нашли ли братья горшок с золотом?

Да или нет

Ответы ребят принимаются, но не комментируются.

-О каком кладе идет речь?

-Это труд и его результаты – урожай.

Личностные: формирование осознания степени усвоения материала, Регулятивные: развитие навыков контроля и коррекции выполненного задания.

Коммуникативные: формирование навыков планирования учебного сотрудничества со сверстниками.

Познавательные: развитие навыков работы с текстом, выделяя информацию по заданию, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; умение осознанно строить речевое высказывание; моделирование;

построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез, выдвижение гипотез и их обоснование;

Предметные:

- совершенствование навыков чтения.

V. Физкультминутка.

- снятие усталости и напряжения,

- внесение эмоционального заряда,

- совершенствование общей моторики,

- выработка четких движений во взаимосвязи с речью

-А теперь, ребята, немного отдохнём: сделаем физминутку, разомнем наши мышцы.

«Кто живёт у нас в квартире»

Встаньте возле парт, повторяйте за мной.

Раз, два, три, четыре,

Кто живёт у нас в квартире?

Раз, два, три, четыре, пять,

Всех могу пересчитать:

Папа, мама, брат, сестра,

Кошка Мурка, два котёнка

Мой сверчок, щегол и я

Вот и вся моя семья

Учащиеся проговаривают стихотворение с движениями.

(хлопаем в ладоши)

(шагаем на месте)

(прыжки на месте)

(шагаем на месте)

(хлопаем в ладоши)

(наклоны туловища влево-вправо)

(повороты туловища влево-вправо)

(хлопаем в ладоши).

Личностные: формирование установки на здоровый образ жизни;

формирование гражданского самосознания.

Регулятивные:

развитие навыков внимания и самоконтроля.

Коммуникативные: развитие умения слушать и понимать, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.

Познавательные: развитие навыков восприятия на слух глаголов действия.

Предметные результаты:

воспринимать на слух и понимать основное содержание.

VI. Работа с текстом после чтения          

Методы, приемы обучения

Диалог учителя и учащихся. Сбор, анализ полученной информации.

Формы учебного взаимодействия

Фронтальная

Цель: реализация и фиксация нового знания.

Обеспечение полноценного восприятие и понимание текста

-организовать деятельность учащихся,

-организовать структурирование учащимися новой информации,

-обеспечить применение полученных знаний.

1. Работа с иллюстрацией, заглавием текста

- Вспомните, какие вопросы у вас возникали до чтения?

-Давайте ответим на них.

-Как вы думаете, как можно продолжить сказку? Что братья сделали с виноградом?

-Как вы думаете, если бы братья уже с детства научились распределять домашние обязанности и помогали отцу, то папе было бы легче?

-Какой был вопрос к заголовку?

В. Сколько братьев в сказке?

О. Братьев было трое.

В. Какой клад нашли братья?

О. Это труд и его результаты – урожай.

В. Как они его нашли?

О. Перекопали всю землю около дома, они трудились, поэтому земля стала рыхлая и мягкая, и братья посадили виноград.

Они продали виноград и получили деньги на жизнь.

В. Какая взаимосвязь финансового понятия «клад» с тем, что искали братья?

О. Братья поняли, что благодаря труду, человек растет, развивается, становится крепче и уже во взрослой жизни будет зарабатывать на жизнь.  

Да, распределение семейных обязанностей, труд в семье очень важны и ценны, ведь помогая родителям, мы даем им возможность отдыхать.

В. Кто изображен на иллюстрации?

О. Отец и его трое сыновей.

В. Чем они заняты?

О. Отец идет работать, а сыновья ничего не делают.

В. Почему человек справа идет с граблями, а остальные – сидят?

О. Потому что отец трудолюбивый, а дети – лентяи.

Личностные: формирование осознания степени усвоения материала, осознания своей роли в группе.

- развитие творческого воображения, выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: развитие навыков контроля и коррекции выполненного задания.

Коммуникативные: формирование навыков планирования учебного сотрудничества со сверстниками.

учиться работать в паре; выполнять различные роли.

Познавательные: развитие навыков работы с текстом, выделяя информацию по заданию (выборочное чтение, работа над главной мыслью). умение проводить анализ, сравнение; сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки.

Предметные:

- развитие умения употребления изученной лексики в известных ситуациях,

- совершенствование навыков чтения.

Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

2.Концептуальная (смысловая) беседа с выборочным чтением по тексту.

-Ребята, какими качествами обладает отец? Найдите слова из текста.

-А его сыновья?

-Какое завещание оставил отец перед смертью? Найдите-ка эти строчки.

-Почему ленивые сыновья стали копать землю?

-О каком кладе говорил отец с сыновьями?

-А о чем подумали братья?

-Значит, о каком качестве отца идет речь?

-Как вы думаете, что ценнее: горшок с золотом или умение трудиться?

Да, ребята, перед смертью отец не зря сказал своим сыновьям: «… Ищите мой клад, тогда будете жить, не зная нужды». Произнося эти слова, старый молдаванин кладом называл умение трудиться. Поэтому и говорят: «Труд человека кормит, а лень – портит».  Труд помогает людям жить и в дружбе, и в достатке, обеспечивать себе жизнь.

-Чему учит это произведение?

3.Знакомство с понятием «Синквейн». Составление синквейна.

Ребята, сейчас мы с вами познакомимся с новым понятием, оно называется синквейн.

Слышали когда-нибудь, что такое «Синквейн»?

«Синквейн» - это нерифмованное стихотворение, состоящее из 5 строк.

Обратите внимание на схему синквейна (слайд № 8)

- Что мы называем в начале?

- Затем?

- Следующая строчка?

- 4 строка?

-А заканчиваем чем?

Сегодня мы составим его с одним из наших героев-отцом.

-Кто?

-Какой он? Что вы можете сказать?

-Что он делает?

-Что вы можете о нем сказать?

-Слово – ассоциация (слайд № 9-13)

-Итак, с каким новым понятием познакомились?

-Что такое синквейн?

Старательный и трудолюбивый

Ленивые

«… Ищите мой клад, тогда будете жить, не зная нужды».

Они хотели получить клад.

Умение трудиться.

Что в земле клад, именно поэтому они начали копать.

Мудрость

Умение трудиться.

Трудиться, не лениться, помогать старшим, взрослым.

.

Слово- тема, предмет, отвечает на вопрос кто? что?

2 слова-признака, отвечают на вопрос какой?

3 слова — действия, что делает.

Составляем предложение об этом предмете, объекте.

Словом-ассоциацией или обобщающим словом, которое его описывает, суть темы

Отец

Трудолюбивый, заботливый

Работает, помогает, пашет

Добрый персонаж

Мудрость

Синквейн

Это нерифмованное стихотворение, состоящее из 5 строк.

Предметные:

-умение составлять синквейн.

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

Словесный: пояснение

Практический: создание синквейна

Форма: фронтальная

Цель: включение нового знания в систему знаний, решение задач на повторение и закрепление.

4.Творческое задание. Работа в группах.   (Слайд 11)

Слайд 15. Практическая работа «Распределение обязанностей в семье».

-Ребята, а как распределены обязанности в вашей семье?

Сейчас вы поработаете в группах. Вам предстоит распределить обязанности среди членов семьи. Наклеить словосочетания на ватман и ознакомить нас.

1 подгруппа выбирает обязанности для мамы, 2 подгруппа – для папы, а 3 – для детей.

Словосочетания (на полосках бумаги заранее заготовленные): мыть посуду, мыть полы, мыть обувь, вытирать пыль, стирать, готовить завтрак, готовить обед, готовить ужин, готовить в выходные дни, ухаживать за домашними животными, пылесосить в доме, поливать комнатные растения, заниматься с младшими детьми, выносить мусор, сходить в магазин, починить мебель, чинить одежду.

-Давайте посмотрим, что у вас получилось?

-Молодцы.

Слайд 14-  я предлагаю посмотреть, как распределяют семейные обязанности большинство россиян, по мнению ученых Всероссийского центра изучения общественного мнения.

Сравните со своими результатами. У кого получились похожие результаты? Молодцы!

    Вывод: Нужно обязательно помнить, что от труда всех членов семьи зависит её благополучие. Все понемногу – и тепло, и сыто, и уютно, и всем хорошо. Главное – желание и стремление каждого домочадца создать уют и благополучие. В семье мы получаем первые трудовые навыки, старшие поколения передают свой опыт младшим.

-Ребята, а вы справитесь с домашними обязанностями, которые сегодня перечислили?

Коммуникативные: формирование навыков планирования учебного сотрудничества со сверстниками.

учиться работать в группе; выполнять различные роли.

Личностные: развитие навыков нравственно-этического оценивание содержания.

VI. Рефлексия

Методы, приемы обучения

Диалог учителя и учащихся, рефлексия «Светофор»

Формы учебного взаимодействия

Индивидуальная, фронтальная.

Цель: осмысление процесса и результата деятельности, самооценка урока, осознание метода построения нового знания.

Педагог предлагает оценить факт достижения урока.

(возвращаемся к вопросам этапа работы с текстом до чтения, совпали ли ожидания)

-Ребята, какие цели мы с вами ставили в начале занятия?

Мы их достигли?

-Каким способом?

-Чему нас учит сказка?

Оцените себя: (Слайд 15) (Приложение№ 3)

-На ваших партах лежат кружочки красного, желтого и зеленого цветов. Что они вам напоминают?

Давайте оценим свою работу на уроке:

Красный цвет означает, что вы плохо поняли прочитанный текст, не поняли тему урока, не смогли ответить на вопросы.

Желтый цвет означает, что вы допустили единичные ошибки, остались кое-какие вопросы и надо перечитать текст еще раз.

Зеленый цвет означает, что вы были активными на уроке и поэтому вы поняли тему урока, со всеми заданиями справились.

Всем спасибо за занятие. До свидания!

Учащиеся оценивают степень достижения цели, осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Познакомимся с молдавской народной сказкой «Как братья отцовский клад нашли», проведем анализ произведения и с его помощью сформулируем выводы об обязанностях в семье.

-Да.

Мы познакомились с молдавской народной сказкой «Как братья отцовский клад нашли», в результате анализа произведения сделали выводы, от труда всех членов семьи зависит её благополучие. Только грамотно распределяя домашние обязанности, в семье будет взаимопонимание и взаимоуважение. Родители будут меньше уставать и все успевать, если дети им будут помогать.

Сказка учит нас помогать взрослым, грамотно распределяя в семье домашние обязанности, быть трудолюбивыми.

«Светофор».

Учащиеся поднимают цвет кружка в соответствии с достигнутыми на уроке результатами.

        

Личностные:

формирование внутренней мотивации,

 самооценки на основе критерия успешности; умения понимания причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; следование моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные:

развитие умения фиксировать факт завершения действий.

Развитие умений соотносить цели и результаты своей деятельности.

Познавательные:

развитие умения структурировать знания.

Коммуникативные:

формирование своего мнения и позиции;

умение выражать свои мысли.

формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений; использование критериев для обоснования своего суждения;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          Технология продуктивного чтения - это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

         В результате реализации технологии продуктивного чтения на занятиях по программе развития «Человек. Жизнь. Экономика», мы решаем множество задач: у детей наблюдается полноценное восприятие и смысловое понимание любого текста, пополняется словарный запас, развивается речь, расширяется познавательный кругозор, появляется нравственный опыт, дети задумываются над поступками и поведением героев произведения, обсуждают их.

Формирование УУД средствами технологии продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н. Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах.

      Применение технологии продуктивного чтения на занятиях по программе развития «Человек. Жизнь. Экономика» в начальной школе позволит решить задачи, поставленные перед образовательными учреждениями государством в рамках ФГОС.

     

_____________________________________________________________________________

© МАОУ «Прогимназия № 81», 2023 год

© Гуляева С.В., 2023 год

Список использованной литературы и источники:

1.Биография Сухомлинского В.А.  https://obrazovaka.ru/suhomlinskiy-vasiliy.html

2.Бунеева, Е.В. Технология продуктивного чтения: её сущность и особенности

использования в образовании детей дошкольного и школьного воз-

раста / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. – М. : Баласс, 2014 – 43 с.

3.Василий Сухомлинский. Рассказы и сказки. https://skazkibasni.com/vasilij-suxomlinskij

4.Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. - М.: «Диамант», 1998

5.Мастер – класс «Технология продуктивного чтения как ресурс достижения метапредметного результата» https://pandia.ru/text/80/549/1873.php

6.Образовательная система Школа 2100. http://school2100.com/school2100/nashi_tehnologii/reading.php

7.Светловская, Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н.Н. Светловская // Начальная школа. – 2003. – № 1. – С. 11–18.

8. Схема синквейна https://www.google.com/search?q=%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B2%D0%B5%D0%B9%D0%BD+%D1%81%D1%85%D0%B5%D0%BC%D0%B0&tbm=isch&ved=2ahUKEwjTo8Grv8z-AhWEtioKHVFVBGkQ2-cCegQIABAA&oq=%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B2%D0%B5%D0%B9%D0%BD+%D1%81%D1%85%D0%B5%D0%BC%D0%B0&gs_lcp=CgNpbWcQAzoECCMQJzoHCAAQGBCABDoICAAQgAQQsQM6BQgAEIAEOgsIABCABBCxAxCDAToHCAAQigUQQ1CvCViwMWDwMmgBcAB4AIABjgaIAeoVkgEOMi4xMC4xLjAuMS4wLjGYAQCgAQGqAQtnd3Mtd2l6LWltZ8ABAQ&sclient=img&ei=_rBLZNOsAoTtqgHRqpHIBg&bih=657&biw=1024#imgrc=z7sFcnebQqL-8M

9.Технологическая карта занятия. Контрольно-оценочная самостоятельность учащихся https://vk.com/club187565339?w=wall-187565339_322%2Fall

10.Технология продуктивного чтения как технология деятельностного типа. О.В. Чиндилова, Е.В. Бунеева. http://school2100.com/upload/iblock/0f9/0f9f2999bfbf6f376e3e73eab59c618b.pdf

11.Физкультминутки для начальных классов школы https://tvorcheskie-proekty.ru/node/2987

картинки

_____________________________________________________________________________

© МАОУ «Прогимназия № 81», 2023 год

© Гуляева С.В., 2023 год

Приложение № 1 Текст произведения

«Как братья отцовский клад нашли»

Жил когда-то на свете один человек. У него было три сына. Был тот человек старательный и трудолюбивый. Сыновья у него рослые, красивые, сильные, а работать не любили.

Перед смертью отец открыл им тайну: «Вы знаете, что я и покойная ваша мать работали не покладая рук. За долгие годы скопили мы для вас богатство – горшок с золотом. Закопал я этот горшок возле дома, только не помню, в каком месте. Ищите мой клад, тогда будете жить, не зная нужды».

Взяли братья заступы и стали копать. Раскопали всю землю, но ничего не нашли.

Земля стала пышной и мягкой.

– Раскопали мы землю – не пустовать же ей. Давайте посадим виноград, – сказал старший брат. Младшие братья согласились.

Немного времени прошло, разросся у них большой да хороший виноградник. Созрели сочные, сладкие гроздья.

 И сказал тогда старший брат:

– Недаром мы раскопали всю нашу землю: нашли мы в ней клад, о котором перед смертью отец говорил!

Приложение №2 Карточки для практической работы «Распределение обязанностей в семье».

мыть посуду

стирать

мыть полы,

готовить пищу

чистить обувь,

ухаживать за домашними животными

вытирать пыль,

готовить в выходные дни

пылесосить в доме

поливать комнатные растения

заниматься с младшими детьми

выносить мусор

покупать продукты

починить мебель

заботиться о больных

гладить одежду

мыть посуду

стирать

мыть полы,

готовить пищу

чистить обувь,

ухаживать за домашними животными

вытирать пыль,

готовить в выходные дни

пылесосить в доме

поливать комнатные растения

заниматься с младшими детьми

выносить мусор

покупать продукты

починить мебель

заботиться о больных

гладить одежду

мыть посуду

стирать

мыть полы,

готовить пищу

чистить обувь,

ухаживать за домашними животными

вытирать пыль,

готовить в выходные дни

пылесосить в доме

поливать комнатные растения

заниматься с младшими детьми

выносить мусор

покупать продукты

починить мебель

заботиться о больных

гладить одежду

Приложение №3 Рефлексия «Светофор»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЗАНЯТИЯ «ЧЕЛОВЕК, ЖИЗНЬ, ЭКОНОМИКА», РЕАЛИЗОВАННОГО В ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ «ДОМАШНИЕ ОБЯЗАННОСТИ В СЕМЬЕ» Разработала и провела: Воспитатель группы продленного дня МАОУ «Прогимназия № 81» г. Сыктывкара Гуляева Светлана Владимировна 2023г

Слайд 2

1 2 2 3 4

Слайд 3

ДОМАШНИЕ ОБЯЗАННОСТИ В СЕМЬЕ

Слайд 6

Молдавская народная сказка «Как братья отцовский клад нашли»

Слайд 9

Отец

Слайд 10

Отец заботливый Трудолюбивый

Слайд 11

Отец заботливый Трудолюбивый пашет помогает Работает

Слайд 12

Отец заботливый Трудолюбивый пашет помогает Работает Добрый персонаж

Слайд 13

Отец заботливый Трудолюбивый пашет помогает Работает Добрый персонаж Мудрость

Слайд 15

Оцени себя! плохо понял(а) прочитанный текст, не понял(а) тему урока, не смог(ла) ответить на вопросы . Допустил(а) единичные ошибки, остались кое-какие вопросы и надо перечитать текст еще раз. Был(а) активным( ая ) на уроке и поэтому понял(а) тему урока, со всеми заданиями справился(ась)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная программа по курсу "Подвижные игры" для учащихся начальной школы.

Внеклассная программа по курсу "Подвижные игры" для учащихся начальной школы.Программа рассчитана на 34 часа в год. Программа подходит для работы школьной спортивной секции....

Аннотация к рабочей программе по курсу «Математика» 2 класс УМК «Начальная школа XXI века» (базовый уровень)

Аннотация к рабочей программе по курсу  «Математика» 2 класс УМК «Начальная школа XXI века» (базовый уровень)...

Рабочая программа по курсу "Русский язык" УМК "Перспективная начальная школа" (2 класс)

Планирование составлено на основе:Программы по учебным предметам. Реализация образовательного стандарта второго поколения.УМК "Перспективная начальная школа" (2 класс) М.: Академкнига / Учебник. 2012 ...

рабочая программа учебного курса " Математика " 2 класс, УМК " Начальная школа 21 век"

Рабочая программа  по курсу математики для учащихся 2-го класса  разработана в соответствии:·      с требованиями Федерального государственного образовательного стан...