Организация внеурочной деятельности с детьми с задержкой психического развития.
учебно-методический материал на тему

Субботина Елена Владимировна

Новая школа - это школа для всех. В любой школе должна обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Школа обязана учитывать возрастные особенности школьников, по-разному организовывать обучение на начальной, основной и старшей ступени.    Д. Медведев                                                                                                 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 02_2015_subbotinaev_2.docx49.01 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Субботина Елена Владимировна

(Муниципальное общеобразовательное учреждение

Гимназия «Школа искусств» г. Талдом)

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Организация внеурочной деятельности с детьми с задержкой психического развития.

по программе повышения квалификации для педагогов, учителей предметников, классных руководителей образовательных организаций, реализуемой в рамках обучающих мероприятий

Государственной программы «Доступная среда»

 

2015 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты организации внеурочной деятельности с детьми с задержкой психического развития

1.1 Нормативно-правовая база

1.2 Основные принципы работы с детьми с ОВЗ

1.3 Психологические особенности детей с задержкой психического развития

1.4  Что такое «внеурочная деятельность», принципы, направления.

Глава 2. Практические аспекты работы с детьми с задержкой психического развития

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение.

Новая школа - это школа для всех. В любой школе должна обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Школа обязана учитывать возрастные особенности школьников, по-разному организовывать обучение на начальной, основной и старшей ступени.    Д. Медведев                                                                                                 Социализация — это процесс, необходимый ребёнку, для получения навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе.  

Актуальность темы связана с тем, что в современном мире, в котором доступность качественного образования является базой самореализации и полноценности гражданина, его достойного социального положения, образовательная реабилитация представляет собой важный аспект интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Существует насущная необходимость обучения и воспитания людей с ограниченными возможностями здоровья, развития их умений и навыков с целью интеграции их в общественную жизнь. Для реализации политики инклюзии (включения их в самостоятельное обслуживание своей жизнедеятельности, устранение барьеров и предоставление возможностей для самореализации, предоставления им равных прав и возможностей), практики получения образования на всех возрастных этапах становятся ключевыми, что подтверждают как эксперты, так и сами представители данной социальной группы, и их родители. Совокупность мероприятий образовательной реабилитации направлена на воспитание и обучение в первую очередь детей c ограниченными возможностями, получение ими необходимого уровня  общего, а также специального образования, в особенности для того, чтобы люди имеющие «ограниченные возможности» раскрыли их «дополнительные возможности». Общемировая практика обучения детей с ограниченными возможностями здоровья позволила разработать наиболее эффективную модель инклюзивного образования (модель полноценного включения). Согласно этой модели ребенок, имеющий любую степень официально установленной инвалидности или просто страдающий рядом осложняющих жизнь недугов, имеет право на обучение вместе с другими сверстниками, что подразумевает активное включение в образовательный процесс и социальную активность.

Актуальность моей работы состоит в том, что в настоящее время большинство учеников не справляются с учебной программой. Наиболее многочисленную группу составляют школьники с задержкой психического развития и с речевыми нарушениями. Как помочь учиться «особенным детям», как правильно организовать педагогу свою работу с такими детьми – вот проблемные вопросы, на которые предстоит ответить.

Цели моей работы: выявить особенности работы с младшими школьниками с задержкой психического развития и с общим недоразвитием речи. Задачи моей работы раскрыть особенности программы универсальных учебных действий для детей с ОВЗ.

Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении. 

Глава 1. Теоретические аспекты организации внеурочной деятельности с детьми с задержкой психического развития

1.1 Нормативно-правовая база

  1. Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации» 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями).
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  3. Приказ   Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 июня 2008 N 164, от 31 августа 2009 N 320, от 19 октября 2009 N 427)
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден Приказом   Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями от 30.08.2010 г. № 889, 26.11.2010 г. № 1241, 22.09.11 № 2357)
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом от 6 октября 2009 г. № 373» № 1241 от 26 ноября 2010 г.
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
  7. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования»
  8. Основные положения “Декларации прав человека”, принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.
  9. Основные положения “Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.
  10. Концепция модернизации российского образования на период до 2015 г., утвержденная распоряжением правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001 г.
  11. Федеральная целевая программа “Одаренные дети”, в рамках президентской программы “Дети России”, утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.
  12. Письмо комитета по образованию «Об организации внеурочной деятельности» от 15.09.2014 № 03-20-3717/14-0-0.
  13. Письмо Комитета по образованию «Об организации внеурочной деятельности в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга» от 14.05.2014 № 03-20-1905/14-0-0.
  14. Письмо Комитета по образованию «Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)» от 10.06.2014 № 03-20-2419/14-0-0.
  15. Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года.
  16. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
  17.  Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа".
  18. Письмо Министерства образования и науки РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 года «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами». Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
  19. Квалификационный справочник 2014г.

1.2 Основные принципы работы с детьми с ОВЗ:

  1. Принцип комплексного подхода к организации образовательного процесса -  в работе с ребенком необходимо участие разных специалистов, при этом необходимо не только наблюдение и консультации ребенка разными специалистами, но и «ведение» данной семьи.
  2. Принцип сотрудничества и равной ответственности – предусматривает объединение целей педагогов и семьи, а также определение меры ответственности каждого.
  3. Принцип дифференцированной помощи -  необходимо учитывать уровень мотивации, базовый уровень знаний, степень готовности к сотрудничеству значимых взрослых.
  4. Деятельностный принцип – для повышения активности родителей предполагается использование разных видов совместной деятельности.
  5. Уважения и признания партнеров.
  6. Принцип признания индивидуальности и уникальности каждого субъекта образовательного процесса.
  7. Принцип наличия обратной связи.
  8. Принципы инклюзивного образования:
  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  • Все люди нуждаются друг в друге.
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  • Каждый человек способен чувствовать и думать.
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
  • Для всех обучающихся достижение прогресса.

1.3 Психологические особенности детей с задержкой психического развития

Задержка психического развития (ЗПР)- это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.

Дети ЗПР не вполне готовы к школьному обучению. У них не сформированы умения, навыки, не достает знаний программного материала.  Они не в состоянии без специальной помощи овладеть счетом, письмом, чтением. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают трудности в произвольной организации деятельности. Эти трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР. Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса  массовой школы своей наивностью, непосредственностью. Он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время очень хорошо чувствует себя в игре.  

ЗПР проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребёнка его возрасту. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам, личностной незрелости, поведению.

Не осознавая себя учеником и не понимая   мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности.                                                                     Характерные особенности детей с ЗПР

 Снижение работоспособности;

  • Повышенная истощаемость;
  • Неустойчивое внимание;
  • Недостаточность произвольной памяти;
  • Отставание в развитии мышления;
  • Дефекты звукопроизношения;
  • Своеобразное поведение;
  • Бедный словарный запас слов;
  • Низкий навык самоконтроля;
  • Незрелость эмоционально-волевой сферы;
  • Ограниченный запас общих сведений и представлений;
  • Слабая техника чтения;
  • Трудности в счёте и решении задач по математике.

1.4  Что такое «внеурочная деятельность», принципы, направления

В качестве главного целевого ориентира рассматривается содействие интеллектуальному и духовно-нравственному развитию личности школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.

Для социализации этих детей в обществе учителя организовывают мероприятия, направленные на взаимодействие детей  с внешним миром. В школе есть как учебная деятельность – уроки, так и внеучебная (внеурочная) деятельность.

Обучение и воспитание это единый процесс, он неотделим друг от друга, а в нашей работе вдвойне. И важной составляющей в этом процессе является организация внеурочной деятельности учащихся.

Согласно ФГОС организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Внеурочная деятельность — понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

 Внеурочная деятельность должна быть ориентирована на воспитательные результаты.

«Внеурочная  деятельность  учащихся – деятельностная организация на основе вариативной  составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д. занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать требования Федеральных Государственных образовательных стандартов общего образования».

Функции внеурочной деятельности обучающихся:

  • Образовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;
  • Воспитательная - обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование культурной информационной среды;
  • Креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
  • Компенсационная - освоение ребенком новых направлений информационной деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
  • Рекреационная - организация содержательного досуга, реализуемого средствами информационных технологий, как сферы восстановления психо-физических сил ребенка;
  • Профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов обучаемого, включая предпрофессиональную ориентацию, компьютерное тестирование;
  • Функция социализации - освоение обучаемым социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни в информационном обществе;
  • Функция самореализации - самоопределение ребенка в информационной, социальной и культурной сферах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие;
  • Контролирующая – проведение рефлексии, оценивание эффективности деятельности за определенный период времени.

Виды и формы внеурочной деятельности: 

  • познавательная;
  • проблемно-ценностное общение,
  • игровая,
  • досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
  • художественное творчество,
  • трудовая (производственная) деятельность;
  • спортивно-оздоровительная деятельность;
  • социальное творчество (социально-преобразовательная деятельность);
  • туристско-краеведческая деятельность.

Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

Направления внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Каждый вид внеурочной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности производит большой воспитательный эффект.

Система внеурочной деятельности обучающихся должна быть построена таким образом, чтобы каждый, изъявивший желание пройти через нее, смог найти себе в рамках этой системы дело по душе, реализовать себя, профессионально самоопределиться, смог эффективно использовать информационные технологии в учебной, творческой, самостоятельной, досуговой деятельности.

Инновационная образовательная модель внеурочной деятельности.

Реализация данной модели осуществляется в процессе разработки и апробации инновационных программ курсов внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Эта модель реализуется на основе научно-методического сопровождения разработки содержания и методического инструментария программ курсов внеурочной деятельности со стороны специалистов муниципальных методических служб, учреждений дополнительного профессионального образования, учреждений высшего профессионального образования.

Модель внеурочной деятельности, реализуемая в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении, общеобразовательном учреждении, в котором созданы специальные (коррекционные) классы или осуществляется интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья следует детально представить в пояснительной

записке основной образовательной программы.

Целесообразно предложить модель организации внеурочной деятельности, основанную на методе проекта (организация проектной деятельности обучающихся).

Содержание проектной деятельности определяется в соответствии с основными направлениями развития личности (общекультурное, духовно-

нравственное и др.). Содержание каждого проекта может обеспечивать реализацию всех направлений развития личности с выделением приоритетных среди них.

Каждый проект должен иметь свои целевые установки, формы организации деятельности детей, а также формы представления результатов проектной деятельности. Проекты могут быть реализованы последовательно или параллельно в течение учебного года. Сроки реализации проектов определяются в зависимости от их содержательного наполнения.

  В проектную деятельность может быть включен класс, одновозрастная группа детей из числа обучающихся одной параллели классов, а также разновозрастная группа детей.

Роль педагога в проектной деятельности

Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, обеспечивающего интегрированное образование. Педагогические работники образовательного учреждения должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей. 

 Главное правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.

Глава 2. Практические аспекты работы с детьми с задержкой психического развития.

С детьми c ОВЗ я не работала. Но такие дети замкнуты, часто отмечаются признаки психоза и агрессивного состояния, им трудно усваивать учебную программу, отношение к учёбе часто отрицательное. Часто такие дети начинают  учиться,  как обычные. В это время очень трудно и им, и учителям. Ребята с ЗПР очень часто болеют. Кроме простудных заболеваний имеют много других диагнозов.

Сложность обучения ещё в том, что у таких детей обычно очень медленный темп деятельности. В письменной речи они делают специфические ошибки: элементы букв непропорционально увеличены или уменьшены, пропуск букв, замена букв, перестановка слогов и др. В работах много исправлений, помарок. С трудом усваивают правила выделения границ предложения.

После проведения беседы с родителями, аргументируя все положительные стороны «особого» положения ребёнка в классе, ребенка направляют на ПМПК. Они продолжают обучение, но уже как учащаяся с ОВЗ.

В работе с детьми ОВЗ применяются следующие подходы:

 1.      индивидуальный подход;

2.      предотвращение наступления  утомляемости;

3.      активизация познавательной  деятельности;

4.      проведение подготовительных занятий;

5.      обогащение знаниями об окружающем мире;

6.      коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;

7.      проявление педагогического такта.

      

 «Ученик – не сосуд, который надо наполнить, а факел, который необходимо зажечь». (К. Д. Ушинский)

При подготовке домашних заданий необходим творческий подход, особенно при выполнении проектов. Именно в проектной деятельности раскрывается весь познавательный и творческий потенциал такого ребенка. Творчество присутствует везде: и на уроках (технология, ИЗО), и во внеурочное время. Рекомендуется для детей с ЗПР посещение дополнительных занятий. Участвовать во всех классных и школьных мероприятиях. Здесь они совершенно не отличается от других детей. Ведь во внеурочной деятельности все равны.

В младшем школьном возрасте у таких детей появляется стремление к творческой деятельности, наблюдается привязанность к некоторым взрослым.

Хочется отдельно сказать о семьях таких детей. Родителям необходимо практически все свое время отдавать детям: интересоваться делами и успехами своих детей, читать вместе книги, говорить о событиях в стране и мире, следить за здоровьем детей, организовать их свободное время. Большое внимание уделяется родителям детей еще и потому, что многие из них постоянно находятся рядом с детьми, и очень важно поддержать и направить их творческую инициативу и постоянную готовность совместно творить, создавать, помогать своим детям адаптироваться к разнообразным жизненным ситуациям. 

Для себя я выделила следующие задачи педагогического сопровождения:

  • выявить  интересы,  склонности,  способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;
  • оказать помощь в поисках «себя»;
  • создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере;
  • развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;
  • создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  • расширить рамки общения с социумом;
  • разработать план мероприятий для развития творческих способностей детей;
  • создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
  • создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
  • развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях;
  • формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни;
  • предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор;
  • обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
  • увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;
  • владение комплексом диагностических методик;
  • выстраивание программы сопровождения ребенка, привлечение педагогов дополнительного образования, родителей родителям к ее реализации;
  • осуществление мониторинга действенности программы сопровождения и выстраивание новой, в случае неэффективности первой программы;
  • любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности, сопереживание, терпимость и терпение, умение прощать;
  • ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений, отказ от субъективных оценок и выводов;
  • признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения, собственное волеизъявление (право на хочу и не хочу);
  • поощрение и одобрение самостоятельности, и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа, рефлексии;
  • признание личностного равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;
  • умение быть товарищем, партнером, символическим защитником для ребенка;
  • систематическое осуществление педагогами самоанализа, самоконтроля, рефлексии.

    Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога,  психолога,  логопеда  в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.

Большой плюс, что такого ребёнка не изолировали в специализированное помещение, а дали возможность быть полноценным членом общества.

При организации воспитательной работы нельзя разделять детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, и детей из образовательных классов. И это дает свои положительные результаты: повышает уровень развития и социализации одних и формирует человеколюбие других. В отличие от учебного процесса, который ограничен рамками учебных планов и программ, воспитательный процесс организуется по единому школьному плану, что позволяет реализовать себя детям, имеющим различные способности и возможности. Праздники, конкурсы, соревнования, игры и т.д., проводимые в нашей школе, предоставляют возможность каждому участвовать и добиваться успеха. 

Задача состоит в том, чтобы преодолеть, насколько это возможно, с учётом состояния здоровья детей и их места жительства ограничения в общении, творческой самореализации учащихся, активизировать деятельность детей и родителей, расширять круг их интересов. 

Благодаря такой работе и таким занятиям дети не чувствуют себя изгоями в современном обществе. Если в учебной деятельности и возникают трудности, то здесь могут себя проявить и доказать, что они конкурентоспособны. 

Жизнь ребёнка, пронизанная многообразными видами деятельности и включенная в систему позитивных отношений с окружающей действительностью, способствует созданию материальных и духовных ценностей, постепенно содействуя переходу из позиции потребителя в позицию производителя материальных и духовных благ, а это стержень социализации личности, показатель развития и взросления человека. В этом плане внеурочная деятельность обладает огромным воспитательным потенциалом, так как ребёнку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным. 

Правильно организованная внеурочная деятельность обязательно принесёт свои положительные результаты и эффект.

Дети с ограниченными возможностями здоровья  не изолированы от других детей, а интегрированы в общеобразовательную среду. Необходимо стремимся создать психологические и материально-технические условия, чтобы обучение таких детей проходило комфортно. При таком подходе мы будем наблюдать уникальный процесс, когда развитие обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, идет через контакт с детьми общеобразовательных классов. 

КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР.

Для детей с ЗПР организуются  коррекционные занятия, которые направлены на компенсацию недостатков развития детей, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности, повышение самооценки, работоспособности, активной познавательной деятельности.

С учетом сложной структуры эмоциональных проблем у детей с ЗПР выделены четыре основные фазы процесса групповой психокоррекции.

Дети с ЗПР всех форм.

1. Образование группы как целого.

2.Формирование положительного настроя на занятие.

3.Диагностика поведения и особенностей общения детей

Спонтанные игры: игры на невербальные коммуникации, коммуникативные игры.

Дети с ЗПР всех форм: конституциональная, соматогенная, психогенная, церебрально-органического генеза

1. Структурирование группы.

2. Формирование активности и самостоятельности

3. Формирование эмоциональной поддержки членами группы

Сюжетно-ролевые игры. Игры-драматизации для снятия эмоционального напряжения.

Для детей с ЗПР соматогенной формы и церебрального генеза со снеженным социальным опытом — игры-драматизации. С психогенной формой, конституциональной, без выраженных нарушений социального опыта - сюжетно-ролевые игры.

1. Коррекция неадекватных эмоциональных реакций на дефект.

2. Проработка негативных переживаний.

3. Обучение самостоятельному нахождению нужных форм эмоционального реагирования в различных ситуациях Разыгрывание конкретных жизненных проблемных ситуаций.

 Для детей с ЗПР с тяжелой церебрально-органической недостаточностью, возможно привлечение родителей.

1. Закрепление адекватных форм эмоционального реагирования на конфликт. 2. Формирование адекватного отношения к себе и окружающим Специальные сюжетно-ролевые игры, предложенные детьми.

         Детям с ЗПР необходима помощь психолога в выборе игры. Рекомендуется включать в игру родителей и здоровых сверстников или сверстников с ЗПР с более легкими формами.

 На основе выделенных выше структуры и этапов групповой динамики разработаны планы-схемы психокоррекционных занятий для детей с ЗПР.

Заключение

Педагоги имеют абсолютное влияние на маленьких детей, и если они ясно выразят, что является приемлемым или неприемлемым, то дети на это обязательно отреагируют. Даже очень маленькие дети в состоянии принять такие правила и сделать их своими. Вы не можете заставить детей быть близкими друзьями со всеми, но вы можете научить их быть терпимыми, добрыми и уважать чувства других, а также поддерживать друг друга, как в классе, так и за его пределами. Дети хотят иметь гармоничную и счастливую атмосферу, так как они много времени проводят в классах и чувствуют себя комфортно в такой атмосфере. Это относится также и к тем детям, которые плохо себя ведут. Даже дети с трудным поведением, которые уже получили душевную травму из-за того, что произошло в их жизни раньше, могут расцвести в благополучной атмосфере взаимопомощи. Это основная задача инклюзивного образования и нас – педагогов.

 Школа выполняет не только образовательные функции, но и является основной сферой жизнедеятельности ребенка. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности, имеющей свою собственную образовательную траекторию. Вместе с тем, ученики в школе находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать взаимоотношения, совместно с учителем творчески решать образовательные проблемы. Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи.

Таким образом, для ребёнка с ОВЗ система внеурочной деятельности становится важнейшим ресурсом развития и успешной социализации.

Необходимо делать всё возможное, чтобы дети с ОВЗ получали достойное образование и развитие.

Список использованной литературы

  1. Григорьев Д. В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2013.
  2. Социальная политика современной России: социологический анализ тенденций инклюзии: монография / под ред. Д.В. Зайцева, В.Н. Ярской. Саратов:Сарат. гос. техн. ун-т, 2010. – С. 53

Электронные ресурсы:

  1. ФГОС  –  http//standart.edu.ru/
  2. Википедия – http//ru.wikipedia.org/
  3. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
  4. http://www.eidos.ru/courses/themes/46311/index.htm 
  5. Школьный портал    http://WWW/ portalschool.ru
  6. Положение о Совете при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов//Указ Президента РФ от 17 декабря 2008 года №1792. [Электронный ресурс] URL: garant.ru/products/ipo/prime/doc/6295499
  7.   Федеральный Закон от 24 ноября 1995года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»  (Ст. 11).  [Электронный ресурс]  URL: www.rg.ru/1995/11/24/invalidy-dok 
  8. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года №1662-р «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 год». [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/194365/ 
  9. Федеральная целевая программа Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы // URL: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/Passport/View/2011/392/ 

Приложение 1.

СХЕМА ЗАНЯТИЯ

ПО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ ДЕТЕЙ С ЗПР.

Занятие 1.

Цель: Знакомство детей друг с другом; формирование позитивного настроя на занятие.

Игра I. «Знакомство» с воздушными шарами

Дети располагаются в круге и поочередно бросают надувной шар друг другу, при этом называя свое имя. Через некоторое время предлагается кинуть шар тому, с кем хочешь поиграть, поговорить.

Игра 2. «Угадай, кто это» Ребенок с завязанными или закрытыми глазами ощупывает других детей и называет их имена.

Игра 3. «Ворвись в круг» Группа детей образуют круг, взявшись за руки. Один из желающих пытается проникнуть в круг, но группа его не пускает.

Итоги:

Отношение ребенка к занятию.

Коммуникативные навыки.

Спонтанность поведения.

Эмоциональные реакции на препятствия.  Предпочтения в выборе партнера. Специфические реакции (уход от игры, активное стремление быть лидером, отношение к неуспехам).

Спонтанное, естественное поведение ребенка. Проявление активности на этапе занятий. Положительный эмоциональный фон в процессе занятий.

Приложение 2.

СХЕМА ЗАНЯТИЯ

ПО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ ДЕТЕЙ С ЗПР.

Занятие 2.

 Цель: сплочение группы, снятие напряженности, скованности

Приветствие

Разминка: дети вспоминают имена друг друга в процессе игры с мячом.

Игра 1. «Кто громче крикнет» Детям предлагается издавать громкие звуки. Но крик должен постепенно превратиться в общую мелодию (хор). Игра 2. Создание коллективного рисунка

Психолог предлагает детям подойти к доске, на которой прикреплен большой ватман, и фломастерами нарисовать то, что желает каждый, но сделать это так, чтобы получился общий рисунок. После выполнения задания рисунок коллективно просматривается и обсуждается.

Итоги:

Включенность ребенка в процесс занятий Естественность поведения детей. В процессе выполнения коллективных занятий необходимо проследить, какая позиция у каждого участника коррекции: не подчиняется групповому влиянию; быстро подчиняется; стремится к лидерским позициям.

Проявление выраженного интереса к занятию.

Охотное включение в процесс занятий. Положительный эмоциональный фон. В процессе беседы с родителями выяснить, как ребенок отзывался о занятии.

Приложение 3.

СХЕМА ЗАНЯТИЯ

ПО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ ДЕТЕЙ С ЗПР.

Занятие 3.

Цель: Формирование эмоциональной поддержки членов группы созданием условий для выбора и принятия коллективных решений. Формирование инициативы.

Приветствие

Игра I. По выбору детей. Психолог предлагает детям выбрать игру из тех, которые были на прошлых занятиях, и принять коллективное решение. Игра 2. «Испорченный телефон». Психолог выбирает ведущего, который называет первое слово и «запускает испорченный телефон».

Игра 3. «Реши задачу».  Ведущий предлагает детям задачи из матриц Равена, тестов Айзенка. Дети коллективно находят правильный ответ. Игра 4. Дети сами придумывают задачу и предлагают се группе.

Итоги:

Сплоченность группы при решении коллективных задач Уровень самостоятельности и активности каждого ребенка Лидерские позиции членов группы

Дети, имеющие проблемы группового взаимодействия, нуждаются в эмоциональной поддержке психолога.

Активность и самостоятельность детей в процессе занятий. Проявление инициативы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности проведения занятий по изобразительной деятельности с детьми с задержкой психического развития

Психологические исследования и практика показали, что для детей с задержкой психического развития характерны неустойчивость внимания, трудности в процессе восприятия. Одни дети на занятиях действ...

Особенности работы с детьми с задержкой психического развития

В данном материале кратко описаны особенности детей с задержкой психического развития и рекомендации учителям по работе с этой категорией детей....

"Методика коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития в общеобразовательной школе".

Только вся система коррекционно-развивающего обучения, позволяет решать задачи своевременной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе....

Особенности педагогической работы с детьми с задержкой психического развития.

В  данном  материале   предоставлены  краткие  описания, виды  и  формы  работы  с  детьми  с  задержкой  психического  разв...

Особенности логопедической работы с детьми, страдающими задержкой психического развития

p { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); }p.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: "Arial Unicode MS",sans-serif; font-size: ...

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) - это нарушение в формировании и развитии психических функций и навыков ребенка, отставание и отхождение от нормы психического развития в целом или каких-либо...