Особенности логопедической работы с детьми, страдающими задержкой психического развития
статья по логопедии на тему

Курочкина Марина Эриковна

Дети с задержкой психического развития имеют различные речевые нарушения. В обязанности учителя-логопеда входят всестороннее изучение речевой деятельности детей, проведение индивидуальных и групповых занятий с детьми, которые имеют задержку психического развития, осложнённую нарушениями звукопроизношения, фонетико-фонематическим недоразвитием , элементами общего недоразвития речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon log_rabota_s_zpr.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности логопедической работы с детьми, страдающими задержкой психического развития

  В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с ЗПР уделяется значительное внимание. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии.

  Дети с ЗПР – многочисленная категория, разнородная по своему составу. Часть из них имеют негрубые нарушения со стороны ЦНС, вследствие ее раннего органического поражения. У других детей ЗПР возникает на фоне функциональной незрелости ЦНС (соматическая ослабленность, наличие хронического заболевания). Еще одной причиной ЗПР у детей, это педагогическая запущенность, неблагоприятные микросоциальные условия, психотравмирующие ситуации.

 К старшему дошкольному возрасту у детей с ЗПР помимо того,что не развиваются предпосылки логического мышления,  снижены речевые возможности, ограничен словарный запас об окружающем. Речь детей с задержкой психического развития отличается бедностью словаря и грамматических конструкций, у них недостаточно развит фонематический слух.

  И, как следствие, эти дети испытывают большие трудности в обучении и адаптации к школе (С. Г. Шевченко, 2003). Практически все дети с задержкой психического развития имеют различные речевые нарушения. В обязанности учителя-логопеда входят всестороннее изучение речевой деятельности детей, проведение индивидуальных и групповых занятий с детьми, которые имеют задержку психического развития, осложнённую нарушениями звукопроизношения, фонетико-фонематическим недоразвитием , элементами общего недоразвития речи.

   В задачи коррекционно-логопедического обучения дошкольников с ЗПР входят:

  • развитие и совершенствование общей моторики;
  • развитие и совершенствование ручной моторики;
  • развитие и совершенствование артикуляционной моторики;
  • развитие слухового восприятия, внимания;
  • формирование произносительных умений и навыков;
  • дифференциация звуков;
  • коррекция нарушений звукослоговой структуры
  • совершенствование лексичеких и грамматических средств языка
  • развитие навыков связной речи
  • обогащение коммуникативного опыта.

 Организация логопедической работы  предусматривает соблюдение следующих необходимых условий:

  • взаимосвязь осуществления коррекции речи дошкольников с развитием познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления).
  • Соответствие с программами по подготовке к обучению грамоте, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи;
  • проведение логопедических занятий на любом этапе над речевой системой в целом (фонетико-фонематической, лексической и грамматической);
  • максимальное использование при коррекции дефектов речи у дошкольников с ЗПР различных анализаторов (слухового, зрительного, речедвигательного, кинестетического).

  Указанные задачи реализуются в программах подготовки к школе детей с ЗПР и тематическом планировании занятий.

  В программе фонематического восприятия и подготовки к обучению грамоте ставятся следующие задачи:

  • Развитие интереса и внимания к слову, к речи (собственной и окружающих)
  • Обогащение словарного запаса и связной речи;
  • Развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки, различать звуки, близкие по звучанию и произнесению;
  • Совершенствование сенсорного опыта, умение выделять основные группы русского языка – гласные и согласные звуки.

  Дети с ЗПР при сохранности слуха, как правило, «не слышат» в слове отдельных звуков, оно выступает для них лишь в качестве общения. Даже в 7 лет детям оказывается малодоступным последовательное выделение звуков в слове.

  Игры и упражнения с гласными звуками являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов.

  Очень важны игры и упражнения для отработки сильного, плавного и длительного выдохов, и на этом этапе мы предлагаем игры с пропеванием гласных звуков с движениями.

  Вычленение звуков из слова начинается с гласных звуков, находящихся в ударном положении; затем взрывных согласных (к-г-х), сонорных (м-н).

  Для поддержания интереса к занятиям используем игровые приемы, дидактические и сюжетные игры. Выделив из слова звук, дети знакомятся с особенностями его звучания и произнесения: участием голоса, положением губ, языка. Обращаем внимание на то, что одни звуки произносятся с голосом, свободно, произношение других связано с тем, что губы или язык образует преграду.
 Кроме того, знакомим детей с условными обозначениями этих звуков (гласные обозначаем красной фишкой, твердые согласные – синей, мягкие согласные – зеленой). Дети учатся в тетрадях самостоятельно вычерчивать условно-графические схемы слова цветными карандашами.

  Выделение предложения из речи представляет значительную трудность. При формирования этого умения используем условно-графическую схему предложения. Объясняем детям, что начало линии имеет подъем, что при письме каждое предложение начинается с заглавной буквы. Затем выделяются отдельные слова: ребенок, проговаривая каждое слово, обозначает его короткой линией: сколько слов в предложении, столько и коротких линий, в конце ставится точка.

  Подготовка детей с ЗПР к обучению письму идет в нескольких направлениях:

  • гимнастика пальцев и кистей рук;
  • ориентирование на листе бумаги;
  • обучение правильной посадке и использованию письменных принадлежностей;
  • отработка элементарных графических навыков;
  • соотнесение звука и буквы.

  Работа по развитию тонкой моторики осуществляется как педагогами, а также в виде рекомендаций родителям. Детям предлагается большое разнообразие игровых пособий по развитию мелкой моторики: шнуровки, мозаики, конструкторы, мячи, нанизывание бус, бельевые прищепки, шаблоны по лексическим темам, игрушки из «киндер – сюрпризов» — для вытаскивания из «сухих бассейнов»; горох, фасоль (выкладываем из них буквы, цифры, предметы).

  Обучаем детей приемам самомассажа кистей рук. Проводим с детьми пальчиковые игры, их мы подбираем к каждой лексической теме.

  Логопед работает в тесном сотрудничестве с родителями. В начале учебного года на родительском собрании знакомит со спецификой коррекционной группы, с результатами диагностики в индивидуальном порядке. Приглашает родителей на консультации, занятия Для родителей оформлен стенд, где вывешиваются консультации, памятки для выполнения домашних заданий. Работа  по выполнению домашних заданий заключается в том, что родитель совместно с ребенком закрепляет те умения и навыки, которые были приобретены на групповых и индивидуальных занятиях (развитие лексико — грамматических средств языка, обучению грамоте и звукопроизношению).

  Таким образом,  логопедические занятия становятся при этом не только средством подготовки к школе, но и одним из важнейших условий коррекции психического развития, активизации познавательной деятельности и всестороннего развития личности.

Список литературы

1. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1985.
2. Логопедия / Учебное пособие для студентов педагогических вузов // Под ред. Волковой Л.С. М., 1989.
3. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

4. Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. М.: Аквариум, 1995
5. Правдина О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М., "Просвещение", 1973. - 272 с. с ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с детьми с задержкой психического развития

В данном материале кратко описаны особенности детей с задержкой психического развития и рекомендации учителям по работе с этой категорией детей....

Особенности педагогической работы с детьми с задержкой психического развития.

В  данном  материале   предоставлены  краткие  описания, виды  и  формы  работы  с  детьми  с  задержкой  психического  разв...

План самообразования по теме "Особенности работы с детьми с задержкой психического развития в начальной школе"

План самообразования по теме "Особенности работы с детьми с задержкой психического развития в начальной школе"...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЕМОВ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ, СТРАДАЮЩИМИ ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Работа с детьми с ЗПР требует от логопеда постоянного самосовершенствования, применения новых интересных приемов. Наши воспитанники очень разные. Разнообразие детских проблем требует разнообразие подх...

Особенности логопедической работы с детьми, страдающими задержкой психического развития

Особенности логопедической работы с детьми, страдающими задержкой психического развития...