«Особенности работы с детьми с задержкой психического развития»
консультация

Кутакова Анна Викторовна

=

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_raboty_s_zpr.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Задержка психического развития — что это?

Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются:

  • Активизация познавательной деятельности учащихся;
  • Повышение уровня их умственного развития;
  • Нормализация учебной деятельности;
  • Коррекция недостатков эмоционально-личностного развития;
  • Социально-трудовая адаптация.

Особенности развития детей с ЗПР:

  • Ребенок с ЗПР наивен, несамостоятелен, непосредственен, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований.
  • Не осознает себя учеником и не понимает мотивов учебной деятельности и ее целей.
  • Информацию воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия нуждается в наглядности и развернутости инструкций.
  • Низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, снижены объем и темп работы.
  • В школе впервые начинает осознавать свою несостоятельность как ученика, у него возникает чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность.
  • Внимание характеризуется неустойчивостью, недостаточной концентрированностью на объекте.
  • Уровень восприятия снижен (из-за недостаточных знаний об окружающем мире) и ведет к затруднению узнавания предметов, замедлению процесса переработки информации.
  • Снижен уровень познавательной активности (недостаточная любознательность, неспособность решения головоломок).
  • Устная речь содержит негрубые нарушения как произношения, так и грамматического строя.
  • Особенности речевого развития детей с ЗПР могут проявляться неравномерно: у одних детей преобладают фонетико-фонематические расстройства, а у других - лексико-грамматические.

Особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР:

  • Низкая потребность в общении сочетается с дезадаптивными формами взаимодействия.
  • Взаимоотношения с окружающими поверхностны, мимолётны, ситуативны, неустойчивы.
  • Расторможенность психических процессов, повышенная возбудимость.
  • Общая незрелость приводит детей к зависимости от более волевых членов коллектива, подчинённости им.
  • Нет развитой самооценки, устойчивости и критичности.
  • Поведение  непоследовательно, неровно, часто нелогично, конфликтно, непредсказуемо.
  • Снижена социализация из-за способов психологической защиты: избегание, конфликты, хвастовство, обман.

Рекомендации учителям:

  • Учет индивидуальных особенностей ребенка.
  • Многократное повторение пройденного материала.
  • Высоких результатов можно достичь с помощью непроизвольного запоминания материала.
  • Большое внимание необходимо уделять восприятию предметов (направлять взгляд, выделять признаки, следовать определенному плану).
  • Необходимо специально активизировать познавательную деятельность школьника путем: усиления мотивации, сосредоточения внимания на задании.
  • Использовать различные виды помощи: стимулирующие, направляющие,  обучающие и др.
  • Адаптация объёма и характера учебного материала к познавательным возможностям учащихся, для чего необходимо систему изучения того или иного раздела программы значительно детализировать: учебный материал преподносить набольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий.
  • Необходимо учить детей проверять качество своей работы как по ходу её выполнения, так и по конечному результату.
  • Одновременно нужно развивать потребность в самоконтроле, осознанное отношение к выполняемой работе.
  • Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия её, целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий.
  • Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой учащихся поддерживают использованием красочного дидактического материала, введением в занятия игровых моментов.
  • Исключительно важное значение имеют мягкий доброжелательный тон учителя, внимание к ребёнку, поощрение его малейших успехов.
  • Соблюдение охранительного режима.
  • Уверенность в безусловном принятии себя как личности и позитивные взаимоотношения со сверстниками.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с детьми с задержкой психического развития

В данном материале кратко описаны особенности детей с задержкой психического развития и рекомендации учителям по работе с этой категорией детей....

Особенности педагогической работы с детьми с задержкой психического развития.

В  данном  материале   предоставлены  краткие  описания, виды  и  формы  работы  с  детьми  с  задержкой  психического  разв...

Особенности логопедической работы с детьми, страдающими задержкой психического развития

p { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); }p.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: "Arial Unicode MS",sans-serif; font-size: ...

План самообразования по теме "Особенности работы с детьми с задержкой психического развития в начальной школе"

План самообразования по теме "Особенности работы с детьми с задержкой психического развития в начальной школе"...

Особенности логопедической работы с детьми, страдающими задержкой психического развития

Особенности логопедической работы с детьми, страдающими задержкой психического развития...

Особенности работы с детьми с задержкой психического развития

laquo;Использование приёмов и методики Марии Монтессори для развития сенсорной сферы младших школьников с задержкой психического развития»...