Выступление учителя начальных классов МБОУ “Новоибрайкинская СОШ имени М.И.Абдрахманова» Аксубаевского муниципального района РТ Гафиятовой Рушании Гумеровны по теме: «Приоритетные направления в деятельности учителя в рамках реализации ФГОС второго поколе
статья на тему

Введение ФГОС - это новый этап модернизации российского образования. Мы должны подготовить ребенка к будущей жизни, чтобы он был успешным человеком, независимо от того, как он учится.

В школу должен прийти новый учитель, с новым мышлением, способный реализовать задачи, выдвинутые ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grg_vystuplenie.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление учителя начальных классов  МБОУ “Новоибрайкинская СОШ имени М.И.Абдрахманова» Аксубаевского муниципального района РТ Гафиятовой Рушании Гумеровны по теме: «Приоритетные направления в деятельности учителя в рамках реализации ФГОС второго поколения. Проблемы и результаты.»

Современные образовательные технологии для реализации ФГОС на уроках в начальной школе.

С 1 сентября 2011 г. в 1-х классах всех школ России началась реализация федерального государственного образовательного стандарта, в том числе и в  нашей школе.

В ФГОС выделены направления, реализуя которые, мы сможем достичь результатов, определенных стандартом: 

  • Приведение ресурсной и материально-технической базы школы в соответствие с требованиями, изложенными в ФГОС. Без хорошей материально-технической базы современное преподавание невозможно.
  • Качественная профессиональная подготовка и высокая квалификация учителя.

Введение ФГОС - это новый этап модернизации российского образования. Мы должны подготовить ребенка к будущей жизни, чтобы он был успешным человеком, независимо от того, как он учится.

В школу должен прийти новый учитель, с новым мышлением, способный реализовать задачи, выдвинутые ФГОС.

В нормативных и методических документах по начальному образованию отмечается, что современный учитель начальных классов — это педагог, который осознает смысл и цели образовательной деятельности в современной школе; имеет собственную образовательную позицию; умеет составить целостную образовательную программу; наделен способностями видеть индивидуальные способности учеников и выстраивать обучение в соответствии с ними; владеет формами и методами сопровождающего обучения; способен изменять задачи урока в соответствии с изменяющейся реальностью; умеет подготовить качественную характеристику образовательных изменений ученика; способен к личностному творческому росту, рефлексивной деятельности.

Новые требования к образовательным результатам задают новые целевые ориентиры, а это значит, что педагогам надо не только поменять элементы педагогической системы, но и пересмотреть всю систему своей деятельности, научиться проектировать урок в логике учебной деятельности: ситуация -проблема - задача - результат.

Основа стандарта - системно-деятельностный подход в обучении. Это заставляет пересмотреть способы взаимодействия с учеником в познавательном процессе. Целью обучения становится не передача определенных знаний, а создание условий для максимального развития индивидуальности ребенка, его способностей, склонностей, интересов. Меняется и роль учителя: из "транслятора" информации он превращается в организатора деятельности ученика. Соответственно и ученик не просто сидит, слушает и воспроизводит полученную информацию на уроке, а становится активным участником по приобретению и освоению этой информации. Педагог и психолог В.В. Давыдов писал: "Давно уже пора сменить цель образования - не просто давать практические навыки, а учить учиться".

 С определением новых образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных) встает вопрос об организации контрольно-оценочной деятельности. Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Ведущее место среди таких методов, принадлежит сегодня методу проектов.

Более подробно хотелось бы остановиться на данном методе и технологии         "Портфолио". Эти виды деятельности наиболее востребованы, как в начальной школе, так и в старшей.

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием обучающегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

На долю учителя достается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

Организация проектной деятельности в образовании школьников способствует развитию творческого потенциала обучающихся; проведению самостоятельных исследований; принятию решений; развитию умений работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда.

Проект – это “пять П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

Продукты проектной деятельности часто представляются в виде театрализованного представления, презентации или папки.

Мои ученики с большим удовольствием принимают участие в разработке информационно-творческих проектов по темам: «Моя родословная», «Расти здоровым», «Красная книга России», «Животные родного края».                                                                                               Для анализа практических результатов применения проектного метода я использую типологию проектов, по пяти основным признакам:

По доминирующей деятельности: исследовательские, творческие, практико-ориентированные, ролевые, информационные проекты;

По предметно-содержательной области: монопроекты, межпредметные проекты;

По количеству участников проекта: личностные, парные, групповые;

По продолжительности выполнения проекта: мини-проекты, краткосрочные, недельные и годичные проекты.

По характеру контактов между участниками: внутриклассные, внутришкольные, региональные, межрегиональные, международные;

Далее хотелось бы остановиться на технологии "Портфолио".

Я уверена, что выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка является одной из важнейших задач обучения и воспитания в начальной школе. Достижению этих целей, как показала практика, во многом способствует создание личностного портфолио ученика.

Ведение портфолио позволяет:

  • создать ситуацию успеха для каждого ученика, повысить самооценку и уверенность ребенка в собственных возможностях;
  • максимально раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка;
  • развить познавательные интересы обучающихся и сформировать готовность ребенка к самостоятельному познанию;
  • сформировать устойчивую внутреннюю установку на творческую деятельность и развить мотивацию к дальнейшему творческому росту;
  • приобрести каждому ребенку уже на начальном этапе своей жизни навыки рефлексии, т.е. умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);
  • стимулировать стремление ребенка к самосовершенствованию и развитию.

Стандартной формы портфолио не существует. Как правило, это папка с файлами, которая предназначена для сбора лучших работ и результатов обучения школьника. В файлы вкладываются листы, позволяющие систематизировать проделанную учеником работу, отразить его достижения и активность в школьной жизни, раскрыть его личностные данные.

Создание портфолио - это всегда творческий процесс, увлекательная совместная кропотливая работа детей, их родителей и учителя.

Стремительные изменения в обществе и экономике требуют от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным.

Задача современной начальной школы - подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

Например, в сфере личностных универсальных учебных действий выпускников начальной школы будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников – ключевое требование ФГОС. Приоритетные направления в нашей школе - это воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств, трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Я работаю по УМК «Перспектива» (под редакцией А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая  ). Ядром учебно-методического комплекта «Перспектива» является духовно-нравственное развитие ребенка. Учебники комплекта ориентированы, прежде всего, на развитие у детей доброты, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать друг другу. Обучение строится на основе постоянной поддержки творческого начала ученика, поэтому при организации работы предпочтение отдается проблемно-поисковому подходу.

 Из этого следует, что выпускник начальной школы — это человек:

  •  любознательный, активно познающий мир;
  •  любящий родной край и свою страну;
  •  владеющий основами умения учиться;
  •  уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  •  готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  •  доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
  •  выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Новые стандарты направлены на взаимодействие учителя, обучающихся и родителей. Можно отметить, что повысилась заинтересованность родителей в участии в образовательной деятельности, управлении школой, они с увлечением принимают участие в совместных школьных и классных мероприятиях. Школа является критически важным элементом в процессе модернизации и инновационного развития государства. Главные задачи новой современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

     В заключении хочется добавить, что никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения. Важно не только научить, но и вдохновить своим примером, чтобы ребёнок захотел делать как ты, стать похожим на тебя, стать лучше. Сделать себя нравственнее, добрее, чище — значит сделать таким мир вокруг себя.  Воспитывать детей надо радостью, передавая им наш оптимизм и жизнелюбие, свежесть восприятия жизни как праздника. Важно дать определённые знания, умения и навыки, но гораздо важнее научить маленького человека нравственным ценностям: доброте, честности, порядочности, любви к своей стране. Вот  важнейшее условие успешного развития

Список литературы:

1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / под ред. А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А.Тишкова. – М.: Просвещение, 2010.

4. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс / под ред. О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2010.

5. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс / под ред. О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»

В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...

Выступление на на научно-практической конференции по теме: «Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС 2 поколения во внеурочной и классной деятельности».

Выступление содержит материал, способствующий формированию у учащихся навыков проектно-исследовательской деятельности во внеурочное и учебное время....

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе в рамках реализации ФГОС второго поколения.

Обобщение опыта по использованию технологий здоровьесбережения для улучшения состояния здоровья и качества жизни детей и подростков в процессе учебной деятельности, пропаганда здорового образа жизни, ...

Проектная деятельность как средство развития рефлексивных способностей младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения

Проблема развития рефлексии и ее роли в становлении самостоятельной позиции человека в деятельности, в том числе учебной деятельности школьников, является одной из сложных, многогранных и активно разр...

Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения".

Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения"....