«Карточка-алгоритм как способ установления причинно-следственных связей для формирования предметных умений»
статья на тему

Глебец Елена Евгеньевна

карточка-алгоритм по установлению причинно-следственных связей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_iyun_2015.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Глебец Е.Е. учитель начальных классов

МБОУ «Емельяновская средняя общеобразовательная школа №3»

Емельяновского района Красноярского края

«Карточка-алгоритм по установлению причинно-следственных связей как способ формирования

предметных универсальных учебных действий»

С приходом ФГОС НОО основной функцией учителя является  формирование универсальных учебных действий (УУД) у каждого обучающегося, результат обучения  «уметь учиться». Применяя на своих учебных занятиях технологию ИОСО, понимаю, что во многом соответствую требованиям ФГОС НОО. А именно формирую метапредметные ууд (личностные, регулятивные, коммуникативные). Пополняя свой опыт в ведении ФГОС и не оставляя технологию ИОСО приняла участие в проекте творческой группы «Формирование познавательных ууд средствами ИОСО».

Актуальность реализации данного проекта состоит в анализе деятельности обучающихся, которые имеют непонимания в содержании текста: задачи, задания к упражнению, параграфа. Многие обучающиеся прочитав задание, часто переспрашивают или уточняют «что конкретно нужно делать». Данная проблема не явилась исключением в моем классе. Проведя анализ деятельности моих учеников при работе с текстом, сделала вывод о том, что обучающиеся не умеют устанавливать причинно-следственные связи. И как следствие, снижается познавательный уровень по предмету.

  Ни для кого не секрет, что такое причинно-следственная связь. В кратком описании причина – это основание, предлог для каких-нибудь действий, где действия в свою очередь и есть следствие (последствие). В своей педагогической деятельности  на учебном занятии использую методы и приемы, направленные на установление причинно-следственных связей. Но понимаю, что данная деятельность не имеет системы,  следовательно, не формируется как умение у моих учеников.

В сотрудничестве с творческой группой и ККИПК начала работу по изучению карточки для установления причинно-следственных связей (ПСС). Основная цель – формирование познавательных ууд.

Данная карточка состоит из вопроса, содержащего причинно-следственную связь и алгоритма действий, направленного на установление причинно-следственных связей, ведущих к ответу на поставленный вопрос. Изучение темы предмета обучающимся по карточке ПСС предполагает формирование метапредметных универсальных учебных действий (каждый шаг алгоритма).  Результат деятельности обучающегося по карточке ПСС ведет к формированию предметных УУД (когда получен ответ на вопрос карточки).

Пример карточки на установление причинно-следственных связей на примере предмета «Окружающий мир» УМК «Школа России» А.А.Плешаков, 4класс.

Основной вопрос

Почему где появляется рытвина на равнинах образуются овраги?

Задание

Варианты ответов

Варианты ответов, которые можно расценивать как правильные.

1. Выдели в вопросе следствие.

(Что случилось? Что произошло?)

а)   где появляется рытвина на равнинах образуются овраги

б)   появляется рытвина на равнинах

а)   где появляется рытвина на равнинах образуются овраги

2. Выдели в следствии объект

(Произошло все-таки конкретно что? Что главное произошло?)

а)   где появляется рытвина на равнинах образуются овраги

б)   появляется рытвина на равнинах

в) на равнинах образуются овраги

а)   где появляется рытвина на равнинах образуются овраги

3.Определи компоненты объекта 

(Из чего состоит объект анализа? Из каких частей состоит объект анализа?)

4. Описание компонентов объекта анализа. (Что ты про них знаешь? Что отличает?)

Овраг – углубление с крутыми осыпающимися склонами, подмываемые водой

Рытвина – маленькая ямка

 

5.Перефразируй объект анализа, уточняя смысл слов  (Установи связи между компонентами объекта анализа.)

Где появляется рытвина на равнинах образуется углубление с крутыми осыпающимися склонами, подмываемые водой.

6.Выдели в следствии дополнительные характеристики. (А в какой ситуации случилось событие? Где? Когда? Как?  Кто при этом был? 

  Где появляется рытвина

7. Дай их описание

   Где появляется рытвина – где появляется маленькая ямка.

8. Переформулируй вопрос

Почему  там, где появляется маленькая ямка,  образуется углубление с крутыми осыпающимися склонами, подмываемые водой.

9. Сделай вывод.

на равнине появляется маленькая ямка, которую подмывают воды, склоны ее осыпаются, так постепенно образуются овраги.

Итак, карточка на установление ПСС – это, прежде всего вопрос. И первое чему мне пришлось научиться составлять вопрос, содержащий ПСС. Я начала свое обучение с предмета окружающий мир.

Как я училась составлять вопрос для  карточки устанавливающей причинно-следственные связи.

Сначала я пыталась найти вопрос, начинающийся со слова «Почему» (предполагает содержание причинно-следственных связей) в учебнике предмета по которому готовила учебное занятие. Процесс этот очень трудоемкий, потому, что УМК «Школа России» практически не содержат вопросов на установление ПСС. Поэтому перефразировала предложенные в учебнике вопросы.

Столкнулась с проблемой: недостаточно информации параграфа учебника для ответа на вопрос. Затем составляла вопрос сама, ответ на который предполагал, установление причинно-следственных связей обучающимися самостоятельно следуя алгоритму карточки.

Часто вопрос мне казался удачным, правильно составленным, но пройти его по алгоритму я не могла ( отсутствие причинно-следственных связей в вопросе). Тогда использовала предложенный прием «наоборот», т.е. сначала сама отвечала на вопрос (шаг: сделай вывод), а потом проходила шаги алгоритма, проверяя свой ответ-вывод. Чаще всего на этапе шага: определения объекта я начинала сомневаться в правильности составления вопроса или правильности определения объекта анализа и «подгоняла» его под конечный результат (шаг: сделай вывод), осознавая, что карточка не получается.

Решила свои затруднения, так: составленные вопросы систематически обсуждала с коллегами по творческой группе; обратила внимание на терминологию понятие «объект анализа», который необходимо рассматривать не с точки зрения психологии, а с точки зрения «предметности»  объекта вопроса по отношению к содержанию текста. Например: Почему где появляется рытвина на равнинах образуются овраги? Шаг алгоритма: Выдели в следствии объект (произошло все-таки конкретно что? Что главное произошло?) Ответ: где появляется рытвина на равнинах, образуются овраги.

Виды  карточки по способу применения на учебном занятии.

Применяя карточку на разных этапах учебного занятия, учитывая учебные цели и задачи, год обучения выделяю три схемы назначения карточки:

Рассмотрим вопрос карточки: Почему в тайге, когда появляются рытвины меньше вероятность появления оврага? 

Схема: А. Карточка – выводы – предметные знания.

Закончив работу по карточке над изученным материалом, ведем обсуждение ответа на вопрос, делаем определенные выводы по полученной информации, которые  дают новые предметные знания.

Схема: В. Предметные знания – карточка – предметные знания Имеющиеся некие предметные знания, увеличиваем через работу по карточке, либо вопрос требует от учащихся прибегнуть к поиску и получению новых предметных знаний)

Схема: С. параграф учебника -  предметные знания – карточка Через информацию параграфа учащиеся получают определенные предметные знания, усвоение которых проверяются через вопрос карточки.

Как формировала умение устанавливать

причинно-следственные связи у обучающихся.

Чтобы обучить своих ребят работать по карточке ПСС для начала разобрала с ними понятия «причина» и «следствие». Устанавливала причинно-следственную связь на примере русских народных сказок.

Посадил дед репку, выросла репка большая пребольшая. Пошел дед репку тянуть, тянет, потянет, вытянуть не может. Причина: репка выросла большая, следствие: поэтому дед не может ее вытянуть своими силами.

Приведенный прием обучения установлению причинно-следственных связей, направлен на формирование данного умения посредством жизненного опыта обучающихся. В дальнейшем опыт переносится на алгоритм карточки, формирующий познавательные умения по предмету.

Для диагностики и мониторинга сформированности микроумений по установлению причинно-следственных связей использую сводную таблицу, результаты которой заполняю на каждого обучающегося индивидуально во время учебного занятия на этапе работы по карточке устанавливающей причинно-следственные связи. В ходе беседы задаю вопросы, которые дают возможность понять использует ли обучающийся то или иное умение алгоритма карточки. Например: шаг алгоритма карточки 1: Выдели в вопросе следствие. Ребенок выделяет следствие и объясняет, что он предпринял, какие действия или размышления совершил, чтобы придти к данному результату. Тоесть мыслительные действия перевести на язык внешних действий – выполнить шаг алгоритма карточки. Аналогичная деятельность проводится по всем микроумениям карточки.

Оценка результатов по установлению причинно - следственных связей

4 «Б» класс  Дата__январь 2015г.__

Характер

      затруднения

ФИ ученика

Микроумения

1. Умеет выделять в вопросе следствие

2.1.  Умеет выделять в следствии объект

2.2. Умеет  выделить компоненты объекта

3.1. Умеет осуществить качественное описание компонентов

3.2. Умеет установить связь между компонентами объекта

4.1Умеет выделить  дополнительный объект

4.2. Может дать им описание

5. Может  перефразировать

 вопроса

6. Умеет делать вывод

1

Бизин Кирилл

+

+

-

+

+

-

-

-

-

2

Бирюкова Изабелла

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3

Борисенко Арина

+

+

+

+

+

+

+

+

+

4

Бугаева Арина

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5

Внуков Данила

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Как я работаю с детьми.

1. Организую работу по чтению текста параграфа (методики коллективного учебного занятия: ВОЗ, ВОТ, способ «Ручеек».

2.Формулирую к тексту вопрос или создаю проблемную ситуацию направленные на установление причинно-следственных связей.

 3. Даю алгоритм-карточку разного уровня открытости:

   А) с вопросами-помощниками

   Б) с вариантами ответов

4.Организую работу в парах, парах сменного состава и малых группах для обсуждения вопроса с помощью карточки.

5.Организую групповое обсуждение вариантов ответов на главный вопрос. (Рефлексия после окончания работы с текстом)

6.Организую индивидуальное (для диагностики микроумений) обсуждение способа работы.

Как я училась работать по алгоритму карточки  устанавливающей причинно-следственные связи.

Впервые столкнувшись с карточкой на установление причинно-следственных связей, рассматривала алгоритм как пошаговую инструкцию (набор вопросов) ведущую к конечному результату, т.е. ответу на поставленный вопрос. Имея возможность обращаться к образцу (разработанные карточки), пыталась давать «шаблонные определения».

Например, шаг 2 алгоритма карточки: Выдели в следствии объект анализа. Выделяю в вопросе то, на что направлено действие и отвечает на вопрос «Что?» «Почему лес густой?» Объект – лес густой.

 Но далее вопросы становились более объемными и отличались от привычного штампа «Почему в зоне смешанных лесов растут деревья с разными видами листьев?» В совместном сотрудничестве с коллегами пришло понимание пошагового алгоритма.

Сегодня понимаю, что алгоритм карточки представляет собой микро умения, сформированность которых констатирует умение устанавливать причинно-следственные связи. Сформировала свои микро умения после того, как научилась правильно составлять вопрос карточки,  определять объект анализа путем предметного соотношения его к содержанию текста. И подобным образом разбирала каждый шаг алгоритма, т.е. обращаясь к содержанию текста. Например: «Почему в зоне смешанных лесов растут деревья с разными видами листьев?» на этапе шага алгоритма: Сделай описание компонентов (Что ты про них знаешь? Что отличает?) Описывая компонент объекта анализа, зона смешанных лесов, необходимо раскрыть понятие зона  по отношению к смешанным лесам. Зона Смешанных лесов – территория с влажным и теплым климатом… и.т.д.

Как я готовлюсь к работе с детьми

 (на примере предмета «Окружающий мир»).

1.Формирую КТП по окружающему миру (1-2 часа (урочных) на изучение темы параграфа).

2.Готовлю вопрос к тексту, направленный на установление причинно-следственных связей.

3.Готовлю алгоритм-карточку разного уровня открытости:

   А) с вопросами-помощниками

   Б) с вариантами ответов

4.Выделяю не меньше 2-х часов на работу учеников по карточке и групповое обсуждение.

5.Продумываю варианты продолжения и закрепления такого способа анализа текста через задания:

А) сформулируй вопрос к тексту, направленный на установление причинно-следственных связей.

Б) ответь на вопрос к тексту, направленный на установление причинно-следственных связей.

В) подготовь карточку

Г) выполни отдельные задания алгоритма при ответе на вопрос

6.Продумываю ситуации для учащихся для осознанного применения ими освоенного способа (умения).

Сегодня анализируя свою деятельность по работе с карточкой по установлению ПСС, понимаю, отвечая на вопрос «почему» необходимо учитывать  учебный предмет, на котором ставиться этот вопрос.

Так  на уроке литературного чтения описание компонентов, объект анализа в вопросе карточки зависят от целей учебного занятия поставленные учителем; замысла автора учебника, который определил произведение в тот или иной раздел; автора произведения, который заключил в него определенную мысль, идею. Такие предметы как окружающий мир, математика, русский язык предполагают, что все предметные термины и понятия четко обозначены и рассуждений на одно и то же природное явление, формулу или орфограмму быть не может.

Анализ тем по предмету УМК «Школа России»

Окружающий мир 1-4 класс А.А.Плешакова.

Проведя анализ, построения тем в учебниках «Окружающий мир» (УМК «Школа России»,  автор Плешаков А.А., издательство Просвещение, 2014г.) с 1 по 4 класс пришла к выводу, что изучаемый материал дается ступенчато, увеличиваясь в объеме по годам обучения. Для чего взяла одну тему (виды листьев: пластина и хвоинка)  и проследила  изучение материала по годам. Так:

  • В 1 классе  Раздел: «Что и кто?» Тема: Что это за листья.
  • Во 2 классе Раздел: «Природа» Тема: Какие бывают растения
  • В 3классе Раздел: «Эта удивительная природа» Тема: Разнообразие растений.
  • В 4 классе Раздел: «Природа России» Тема: Леса России.

Далее попыталась отследить данную тему в среднем звене в учебниках географии.

Так:

  • В 5 классе –нет предмета география, данная тема отсутствует (но зато она присутствует в учебнике «Природоведение», автор Плешаков А.А. издательство «Дрофа»2010г.)

Раздел: «Природные зоны Земли» Тема: Тундра, Тайга, Широколиственный лес.

  • В 7 классе Раздел: «Евразия» Тема: Разнообразие природы (автор: Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский «География»)
  • В 8 классе Тема: Природные зоны России (автор: Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский «География»).

На основании собранной информации делаю вывод о том, что изучаемый материал с 1 по 4 класс возможно объединять. Такую возможность дает карточка по установлению причинно-следственных связей. Вопрос карточки (к изучаемому  параграфу во 2 кл.) может содержать дефицит информации, предполагающий обращение обучающегося за материалом параграфа учебника за 3 класс. Составление подобных вопросов карточки имеет принцип «от простого к сложному» и «от сложного к простому».

 Например: возможно составить карточку для учащихся 4 класса Раздел: «Природа России» по теме: Леса России (принцип от сложного к простому). «Почему в зоне смешанных лесов растут деревья с разными видами листьев?»  Для ответа на поставленный вопрос ребята должны вспомнить (под руководством учителя), что виды листьев проходили в 1 классе. Следовательно, необходимо обратиться за искомой информацией к учебнику за 1 класс. Раздел: «Что и кто?» Тема: Что это за листья.

Начиная с 5 класса все, что мы изучили на окружающем мире в начальных классах, несомненно, имеет продолжение в среднем звене, но дается педагогами уже на разных предметах: география и природоведение; география и биология.

Решая составить новую карточку на установление причинно-следственных связей, понимаю для себя важность проделанной работы (нахождение точек соприкосновения тем по учебникам с 1-4 кл. начальной школы и 5-11кл.старшей школы).

Называю собранную информацию неким планом работы по организации учебного занятия. Например: полезные ископаемые изучаются на протяжении всех лет обучения, поэтому выстраиваю знакомство с полезными ископаемыми в 1 классе так, что ребята будут иметь возможность «заглянуть в будущее», т.е. получить больше информации по теме (вот здесь использую карточку по принципу от простого к сложному).

Так в учебнике за 4класс часть.1 в Разделе: «Родной край часть большой страны» есть Тема: Наши подземные богатства (например: как образовались месторождения каменного угля и использование человеком данного полезного ископаемого). А в 6кл. Раздел: «Литосфера» Тема: Виды полезных ископаемых более подробно дает информацию о месторождениях полезных ископаемых (в частности каменного угля). Так ребята уже в 4 классе (проработав карточку и обратившись за информацией в учебник 6кл-география) знают: как образовались месторождения каменного угля и где их можно встретить. Следовательно, уже в 6 классе учитель выстроит свой урок не как знакомство с новым материалом, а как повторение раннее изученного.

В 3 классе ребята знакомятся с назначением и использованием человеком полезных ископаемых (каменный уголь), следовательно, в 4 классе нет необходимости подробно останавливаться на моменте знакомства с каменным углем, как новым полезным ископаемым (ребята уже владеют данными знаниями). Достаточно разработать карточки:

Для 4 класса – Почему месторождение каменного угля нельзя найти в горах?

Для 3 класса – Почему полезные ископаемые являются ценностью для людей?

Продолжая наблюдение за расположением и содержанием темы по предмету «Окружающий мир» (УМК «Школа России»,  автор Плешаков А.А., издательство Просвещение, 2014г.) с 1 по 4 класс, установила следующую последовательность тематики, изучаемого материала, с учетом содержания учебников среднего и старшего звена. Кратко привожу пример объединенных изучаемых тем по годам обучения. Условно назовем и объединим изучаемый материал ключевыми понятиями темы.

Материалы  учебника окружающий мир 1-4класс А.А.Плешакова

(далее привязка материалов с6- 11кл. география)

Тема №1: Народы России

1кл. – Раздел: «Что и кто» Тема: Что мы знаем о народах России

2кл. - Раздел: «Где мы живем» Тема: Семья народов России.

3кл. - Раздел: «Как устроен мир» Тема: Общество.

4-5-6кл. – данные темы отсутствуют.

7кл. - Раздел: «Человек разумный» Тема: Население земли. Страны    мира.

8кл. - данные темы отсутствуют.

9кл. – Тема: Население.

10кл. – Тема: Население мира.

11кл. – Региональная география (1 полугодие). Изучение народов по изучаемым регионам.

 Учебное занятие с использованием карточки ПСС выходит  за временные рамки традиционного урока и предполагает минимум два часа. Следовательно, для прохождения учебной программы необходимо пересматривать календарно-тематическое планирование, учитывая время на учебном занятии для выполнения карточки. Анализ приведенной выше деятельности адекватно этому способствует.

         В завершении всего вышесказанного по опыту работы с карточкой по установлению причинно-следственных связей приведу педагогические условия формирования познавательных УУД.

1.Фиксировать это как цель.

2.Использовать предметный материал.

3.Конкретное умение рассматривать пооперационно.

4.Задание ученику для выполнения мыслительных действий давать на языке внешних действий ученика.

5.Организация оречевления мыслительной деятельности. ( организация работы в парах для диалога)

6.Использовать приемы «генерирования» мысли: предлагать варианты ответов, предлагать другие мнения.

7. Организация рефлексии ученика по способу деятельности и действия.

8.Отслеживание динамики. Диагностика в процессе обучения умению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями

Тема. Тема и идея в стихотворении О. Дриза «Синий дом». Цель: создание условий для работы над проблемой различения темы и идеи произведения (основной мысли и основного переживания) на основе изуч...

Презентация к педсовету "Исследования Ю.К.Бабанского о причинно-следственных связях школьной неуспеваемости"

Данная работа была подготовлена к педсовету, содержит небольшой обзор результатов исследований Ю.К.Бабанского и его группы....

Лекция на тему:" Причина и следствие: как помочь ребёнку выстраивать причинно-следственные связи на уроках в начальной школе".

         Сознавать и размышлять свойственно разуму, значит устанавливать причины и следствия, отвечать на вопросы, устанавливать закономерности, выявляя причину  и...

"Работа над изложением. Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями"

Сообщение на РМО учителей начальных классов по теме "Работа над изложением. Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями" и приложение в виде презентации....

Статья «Формированиe умений устанавливать причинн-следственные связи при работе с учебными текстами (на примере уроков окружающего мира)»

В условиях модернизации образования особую актуальность приобретают те направления, которые обеспечивают развитие познавательной активности и самостоятельности мышления обучающихся. Одним из направлен...