мастер-класс
учебно-методический материал на тему

Щербакова Юлия Викторовна

Формирование каллиграфических навыков в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер-класс122.33 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Формирование  каллиграфических навыков у младших школьников»

Подготовила учитель начальных классов МКОУ Хреновская СОШ №1, Бобровского района, Воронежской области Щербакова Юлия Викторовна

Мастер – класс

«Формирование  каллиграфических навыков у младших школьников»

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию каллиграфических навыков у младших школьников.

Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию каллиграфии  на уроках в начальной школе;  предлагаемые на занятиях приёмы работ  можно применять на уроках всем педагогам, работающим по ФГОС.

Задачи:

-познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;

-раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию каллиграфических навыков;

-показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию каллиграфических навыков, убедить педагогов в целесообразности их использования в практической деятельности на уроках.

Материально-техническое и методическое обеспечение: помещение для проведения мастер класса с необходимым количеством посадочных мест, компьютер, проектор, экран.

Продолжительность проведения: 35 – 40 минут. Целевая аудитория: учителя начальных классов

План проведения мастер- класса:

1.Презентация педагогического опыта педагогом - мастером;

2.Рефлексия (дискуссия по результатам проведенного мастер-класса), обсуждение целеобразности  применения на уроках в начальной школе показанных приёмов по формированию каллиграфических навыков с участниками мастер-класса.

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формированию каллиграфических навыков на уроках в начальной школе, обсудят возможности их применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

Ход проведения мастер-класса

- Добрый день! СЛАЙД 1

В.Солоухин писал, что у человека всё предназначено для самого себя: глаза  - чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо.  Пусть этот урок принесет вам радость общения.

I . Постановка проблемы

          Наверное, не ошибусь, если назову уроки обучения грамоте, а в дальнейшем русского языка самые трудные, а поэтому и самые нелюбимые. И сегодня я хочу рассказать о своих находках по выработке каллиграфических навыков, которые  я частично опробировала в своих классах и которые принесли положительные результаты не только в формировании каллиграфических навыков, но и в развитии речи и грамотности.

СЛАЙД 2 Каллиграфия – это искусство писать четким, красивым почерком. Известный  ученый психолог СЛАЙД 3 А.Р.Лурия отмечал, что «процесс письма с полным основанием относится психологией к наиболее сложным, осознанным формам речевой деятельности».

Заглядывая в тетради учеников, СЛАЙД 4 мы с каждым днем все больше и больше убеждаемся в том, что у большинства из них  далеко не каллиграфический почерк.  Что случилось с почерком, почему так много ошибок, почему обучение письму вызывает наибольшие трудности в начальной школе – эти вопросы все больше и больше волнуют учителей и родителей.

         Одной из причин является внедрение во все области нашей жизни, в том числе и в область образования,  компьютерных технологий. Клавиатура заменила детям ручку и карандаш. Также причинами данной проблемы являются ограниченность времени, которого так не хватает на уроках, а порой и просто непонимание значимости данной проблемы учителями и родителями.  

Я беседовала с логопедом нашей школы и по ее подсчетам количество детей с трудностями обучения письму и нарушениями письма, действительно увеличивается с каждым годом и  составляет примерно 25 - 30% от общего числа учащихся начальной школы. Причем, это дети, которые имеют хорошие результаты обучения. Каждый год у большинства детей, при поступлении в первый класс обнаруживается дисграфия и ОНР. Например, в моем классе занятия с логопедом посещают 9 детей из 19!

Выработать у учащихся четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок, т.к. навык письма формируется медленно. Достижение этой цели зависит от решения многих вопросов, встающих перед учителем с первых занятий обучения письму. Поэтому свою работу я начинаю еще с подготовительных занятий к школе.  Родителям будущих первоклассников я рекомендую: СЛАЙД 5

  1. Рисование, раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников. Но необходимо обращать внимание на рисунки детей. Разнообразны ли они?
  2. Изготовление поделок из бумаги, природного материала. Например: выполнение аппликаций.  Ребенку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем.
  3. Конструирование.
  4. Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
  5. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.
  6. Завинчивание и развинчивание крышек банок и пузырьков.
  7. Всасывание пипеткой воды.
  8. Открывание и закрывание дверцы или шкатулки.
  9. «Показ» стихотворения. Пусть ребенок показывает руками все, о
    чем говорится в стихотворении.
    И помните, что научить малыша красиво писать гораздо проще, чем исправлять плохой почерк. Хотя учиться никогда не поздно.

С первых дней пребывания ребенка в школе я уделяю большое значение тому, как сидит ребенок за партой, как держит ручку и тд. Эти правила дети знают наизусть, так как проговариваем их на каждом уроке. СЛАЙД 6

Как правильно сидеть при письме:

-сидеть прямо: туловище, плечи держать ровно, голову чуть наклонить вперед;

-опираться спиной на спинку стула;

-не опираться грудью на стол;

-ноги согнуты в коленях под прямым углом, стопы ровно на полу или подставке;

-обе руки на столе, опираются о стол, локти выступают за край стола.

Как правильно держать ручку: СЛАЙД 7

-Ручка лежит на левой стороне среднего пальца, указательный палец придерживает ручку сверху, большой палец - с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Во время письма рука опирается на верхний сустав мизинца;

Расстояние от нижнего кончика ручки до указательного пальца составляет примерно 1,5 - 2,5 см;

         Наблюдая за детьми в ходе работы, я заметила, что при написании букв, особенно со сложными элементами (б, в, д, з, у, ц, щ ...) дети испытывают трудность, нервничают, плачут. Причина всему этому – слабые мышцы пальцев и,  поэтому рука быстро устаёт. Значит, для написания букв у них не хватает мускульной натренированности. Я стала обращаясь к разработкам ученых,  к творческому опыту педагогов  и к рекомендациям методистов. Вот тогда я обратилась к  методике СЛАЙД 8 Е. Н. Потаповой «Радость познания», об этой методике нам рассказывали еще в институте. Я решила попробовать применить её на своих уроках,  учитывая возрастные особенности детей.

Обучение письму у нее  условно разделено на три этапа: СЛАЙД 9

Первый этап – развитие мускульной памяти;

Второй этап  закрепление полученных сведений с помощью трафарета букв.

Третий этап – письмо букв с помощью трафарета.

Все эти этапы между собой связаны.

Первый этап

(развитие мускульной памяти).

Здесь я использую всем известные  упражнения, СЛАЙД 10 которые способствуют развитию мелких мышц пальцев и кисти рук. Это штриховка. Штриховка укрепляет не только мелкие мышцы пальцев и кисти рук ребёнка. При штриховке развивается внутренняя и внешняя речь ребёнка, его логическое мышление, активизируются творческие способности. После того, как дети научатся штриховать геометрические фигуры, они могут приступить к работе с другими трафаретами (изображения животных).

Используя трафареты геометрических фигур и лекала животных или предметов  можно составлять композиции на разные темы: СЛАЙД 11 это и по сказкам, и по произведениям разных писателей, на темы «Времена года», «Космос» и тд.

Здесь дети овладевают приемами необходимыми для письма: СЛАЙД 12

  1. Владение инструментом письма.
  2. Соблюдения правильного положения тетради.
  3. Соблюдения правильной позы, посадки при письме.
  4. Движение руки вдоль строки во время письма.

Второй этап письма (развитие тактильной памяти) СЛАЙД 13

   Основная цель второго этапа - это создание в памяти ребёнка образа (заглавной) прописной и строчной буквы и их соединение. Понятию и образу буквы я решила учить через осязание, т. е. ощупывание букв из бархатной бумаги в направление письма. Через метод ощупывания буквы в памяти у ребёнка формируется образ буквы, её модель, которую он будет писать.

   Для каждого ученика мы с  родителями  изготовили  из бархатной бумаги буквы (заглавные и строчные) и наклеили их на картон, при этом буквы были сделаны разного цвета, для лучшего восприятия и запоминания.

–  Как же учащиеся работают с наклеенными буквами?

   Указательным пальцем правой руки (в дальнейшем дети могут работать и другими пальцами) ученик ощупывает буквы (буквы на картоне две: заглавная и строчная) в направлении письма. Двигаясь пальцем по буквам, ребёнок как бы ощупывает их контуры, запоминает образы букв, их различия, элементы букв, направление письма.

Например: при знакомстве с буквой Ш ш можно использовать песню Красной Шапочки, при ощупывании буквы мы как бы повторяем путь Красной Шапочки и бабушки.

Дети охотно подсказывают надо идти вниз, вверх, по тропинке, а потом снова вниз, вверх, вниз.

       Прочному запоминанию буквы способствуют игровые моменты. Пример: «Угадай букву». Дети закрывают глазки, находят начало буквы и угадывают её. Работают в паре (здесь они играют друг с другом, развитие коммуникативных УУД) проверяют, как пальчик «ходит» по буквам.

В процессе этого (ощупывания, начертания, обводка буквы) идёт не только тренировка детской руки, но и что самое главное развитие мышления. Обводя, ощупывая букву, ребёнок уже «пишет» её. СЛАЙД 14

Третий этап СЛАЙД 15

(письмо букв с помощью трафарета) 

В течение этого времени закладываются навыки, отработанные на первых двух этапах. С помощью трафарета букв у детей вырабатывается правильный наклон букв и закрепляются приобретённые навыки: направление письма, написание буквы, её элементов.

 Если нет трафарета, его можно заменить вкладышем (это лист бумаги, на котором тушью, фломастером написаны буквы, можно использовать слоги, слова и т.д.). Подкладывая   вкладыш  под   страницу,   ученик   обводит  буквы,   слоги, соблюдая при этом наклон букв на правильное направление письма. В конце 90-х годов на прилавках магазинов можно было купить такие тренажеры для письма, но потом они бесследно исчезни, как ни старалась их найти. Сейчас у меня есть ребенок, находящийся на надомном обучении, диагноз ДЦП, VIII вид, левша. Трудностей куча!!!Но, чтобы как то облегчить ребенку труд, стала искать в интернете всевозможные тренажеры и приспособления. Наконец то нашла! http://www.robinzoniya.ru/

На этом этапе дети осваивают следующие приемы письма: СЛАЙД 16

  1. Умение сравнивать образец с результатом письма.
  2. Приемы перевода звука в письменную букву и печатной в письменную.
  3. Приёмы написания букв (начало, направление, соединительный штрих).
  4. Приёмы соединений букв (без отрыва, с отрывом, сверху, снизу и т. д.).
  5. Прием сопоставления букв по высоте – соблюдение одинаковой высоты букв на строке.
  6. Письмо букв между линиями строки и на линии.
  7. Начало письма. Заполнение строки.
  8. Приемы правильного наклонного письма.

Эта методика дала свои положительные результаты. Но на достигнутом я не останавливалась, я решила попробовать к отработанным приемам прибавить элементы методики Марьяны Михайловны Безруких. СЛАЙД 17 Прописи, предложенные ей, так же являются хорошим помощником   для наших детей при обучении письму.

       За основу этой методики принят режим меняющихся поз, когда можно работать «стоя » и «сидя» в течение урока. Раскрепощение телесной вертикали и режима динамических поз в основе построения учебного процесса учащихся способствует улучшению каллиграфических навыков. Эту методику очень хорошо применять, если в классе есть гиперактивные дети.  

Во 2 классе требуется особенно тщательная работа по закреплению и коррекции приобретаемых каллиграфических навыков с учётом индивидуальных особенностей письма каждого ребёнка. В это время необходимо проводить систематические упражнения по развитию плавности, свободы движения рук, для работы над соединениями букв в письме слов, предложений. Здесь хорошо использовать такие упражнения как «письмо по воздуху», «волшебный мел» (т. е. письмо водой). Целесообразно проводить такие упражнения как:

«Ручеек»: Делаем волнообразные движения кистью и рукой (до локтя), как будто течет ручеек; изображаем кистью руки, как будто плещем водой в стороны, потом на свое лицо; вытираем лицо руками.

 «Лебедь»: Упражнение выполняется одной рукой, двумя руками - учим делать взмах руками, изображая лебедя: медленно поднимаем руку вверх - сначала идет локоть, затем кисть - пальцы, затем плавно опускаем руку: локоть - кисть - пальцы.

 «Оркестр» Имитируем игру на различных инструментах: «играем» на фортепиано, скрипке, гитаре, барабане, трубе и т.д. Сначала - по очереди на каждом инструменте, затем каждый участник выбирает себе инструмент сам. В конце должен получиться инструментальный ансамбль. Игра проводится под музыку. Не прерываясь, дети плавно переходят от одного музыкального образа к другому.

    3 класс - это период, когда учащиеся начинают писать в тетрадях в одну линейку СЛАЙД 18. Переход от тетради в две линейки в одну линейку необходимо делать постепенно, заранее знакомя с письмом в одну линейку. СЛАЙД 19 Для этого я использовала специальные тетради по чистописанию (эти тетради в одну линейку). У тех ребят, у кого получалось письмо в таких тетрадях, заводили рабочие тетради в одну линейку СЛАЙД 20. Такой постепенный переход является стимулом для более ленивых ребят, так как им тоже хотелось писать в таких тетрадях.

В 4 классе ,по прежнему, важны занятия по чистописанию. У учащихся 4 класса объём классных заданий выполняется больше, чем в других классах, поэтому необходимо продолжать работу по выработке у учащихся отчётливых почерков с одновременным увеличением требований к возрастанию скорости письма. Здесь можно использовать СЛАЙД 21,22,23 «Дидактический материал по чистописанию», могут быть даны задания в тетради, либо на отдельных карточках или образец на доске, т. е. письмо в присутствии детей с кратким пояснением (письмом по воздуху) особенностей движения руки. Можно использовать приём СЛАЙД 24,25,26,27,28 какографии - письмо с недочётами для анализа ошибок и выявления причин их появления, поправки делаются цветным мелом.

Учитывая, что в 4 класс является переходным к среднему звену необходимо продолжать работу по каллиграфии с учётом ускоренного письма, очень важно, чтобы к 5-му классу учащиеся могли писать чётко и быстро. СЛАЙД 29,30.  Для этого я использую в минутах чистописания разные росчерки Е.Е.Шулешко для расписывания руки с учётом  индивидуальных особенностей детей: графические упражнения,  художественно—пластические тренажёры, индивидуальные росчерки (пальцевая графика).

 Хочу рассказать об еще одной методике. Я уже говорила, что работаю с детьми с ОВЗ. Ребенок очень сложный. Очень мне помог букварь Н.С. Жуковой, а затем и ее прописи. Ими я решила воспользоваться при работе в обычном классе. У  Н.С. Жуковой есть хорошие разработки «Я пишу правильно. От «Букваря» к умению красиво и грамотно писать» и «Я говорю правильно».: СЛАЙД 31,32,33,34,35

Используя отдельные элементы технологий Е.Н.Потаповой, М.М. Безруких, Е.Е.Шулешко,  Н.С.Жуковой, я убедилась, что СЛАЙД 36 они дают положительные результаты по сохранению и укреплению здоровья детей, а также стойкие каллиграфические навыки учащихся, развивают речь и память. Но работа будет неэффективной, если учитель не будет правильно себя вести по отношению к ребенку. Здесь я определила для себя следующие правила: СЛАЙД 37

-работать спокойно, без упрёков, нареканий;

-не торопить ребёнка - пусть работает медленно;

-постарайся каждый раз найти, за что похвалить ребёнка;

-при неудаче повторять задание, давая аналогичное, усложнять задание только тогда, когда успешно выполнены предыдущие;

 -чтобы,    работа    была    более    эффективной    она    должна    быть систематической, не более 15 мин;

-никогда   не   начинать   занятия   с   трудных   заданий,   усложнять   их постепенно.

На всех уроках я обязательно использую разного вида поощрения:

  • Любуемся каждой написанной буквой.
  • Не получилось – не беда! Первый блин всегда комом. Вторая лучше, а третья еще лучше.
  • Похвала: “Молодец, лучше меня написал, совсем как взрослый!”
  • Выставка работ в классе.
  • Выставки для родителей.

Дополнительный материал

1 раз в четверть провожу замеры по навыкам письма (начиная со второго полугодия).

Методика замера навыка письма:

-выбрать упражнение без пропусков, без заданий, т.е. просто текст (его потом озаглавить);

-объявить о списывании без ошибок и о разборчивости. Исправления производить ручкой.

-замер производить без объявления о времени.

Начинаем все вместе. Ученик, первым выполнивший работу, поднимает руку, учитель у себя в списке напротив фамилии данного ученика ставит время, а учащийся – карандашом

на полях ставит свое время.

Ф.И.

ученика

Скорость

Каллиграфия

Орфографическая зоркость

Заголовок

Примечание

После написания – проверить, исправить ошибки зеленой пастой и отдохнуть (за исправления оценки не снижаются).

При этом важно учитывать таблицу непрерывности письма:

1класс – 6 минут                   10-12 букв в минуту

2класс -  8-10 минут             23-25 б/мин

3класс -  10-12 минут           25-35 б/мин

4класс -  15минут                  30-45 б/мин

Независимо  от полученного результата, усилия ребенка всегда поощряются и оцениваются положительно. Это дает возможность укреплять в ребенке веру в его силы и возможности, вселять в него уверенность, стимулировать старание и стремление выполнить упражнение как можно лучше.

Детям нравится такая работа, они меньше утомляются, у них вырабатывается скорость письма и чтения. Результаты такой систематичной работы можно наблюдать на графиках, где хорошо видно, что  гораздо выше городских.

Ну а сейчас я предлагаю вам попробовать себя в роли второклассников.

Слайд 39  - Посмотрите на экран отгадайте загадку и скажите, какую букву будем сегодня писать на чистописании?

-Дайте характеристику этой букве.

-Разомнем пальчики, прежде чем писать.

-Я покажу на экране, а вы попробуйте потом на листке у себя.Слайд 40,41

(лошадка)

-Послушайте стихи о ней:

Вот лошадка у ворот, уши, грива, глазки, рот.

-Запишите, если сомневаетесь в написании буквы, пропустите.

-Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга, сравнивая написание.

-Назовите слова, где вызывают сомнение в написании согласные буквы.   Почему?

-Как можно проверить?

-Назовите рифму к слову глазки ( салазки, связки, тряски,)

-Подберите однокоренные слова: глаза, глазеть, поглядел, глазоньки, глазищи, глазочек и т.д.

-Назовите фразеологизмы или пословицы, где встречается это слово.

-Запишите и объясните, каким словом  раньше называли глаза? В каких произведениях встречали это слово?

Далее можно прочитать произведение и найти еще слова с сомнительными согласными, выписать их, подобрать проверочные и сделать вывод о способе проверки.

   Это один из вариантов начала урока, который, безусловно, можно варьировать, в зависимости от темы и творчества учителя. Такие  росчерки очень нравятся ребятам, а некоторые учителя начальных классов нашей школы придумывают все новые незамысловатые фигурки, применяя их на своих уроках.

Приведу пример фрагмента урока обучения грамоте:

Тема урока « Звуки [г' ],[ г]», буква Г г.»

1. Мотивация к уроку.

2. Повторение.

3. Ввод в новую тему.

Загадки:

Груша, гиря

- Какие звуки слышим в начале слов-отгадок?

- Кто подскажет, какой буквой их обозначают?

( показ на экране печатных и письменных букв)

Обводка карандашом рисунка  груша, штриховка.

n_7

n_8

Показ на экране написания буквы, выполнение в прописи.

Основные элементы письменных букв и их названия

Способ письма основных элементов

Занимательный материал

1.

 

Большие и малые прямые наклонные линии.

Большие - немного отступив от верхней рабочей линейки, малые - от пунктирной линии (середина рабочей строчки) – письмо элементов «на себя», к середине своей груди.  

А найдете вы меня

В чистых капельках дождя

В ярких солнечных лучах

В циферблате на часах

А, к, ж, Т, т, П, п, Н, н, р, ф, ю

В этих буквах я живу.

Графическое упражнение:

1) Я пишу, пишу, пишу,

    15 линий напишу,

     Если вы не верите,

     Возьмите и проверьте.

        Я 17

2) Летняя картинка.

    У солнца руки горячи,

    Работают с охотой.

    Всю землю кисточки лучи

    Покрыли позолотой!

    А серый дождик озорник

    Тихонько подошел

    И все зачиркал – чик – чик – чик –

    Простым карандашом.

                   Я 18

2.

Прямая линия с закруглением внизу

Начало как у прямых наклонных линий, но внизу закругление.

 

Загадка.

В раздевалке я служу,

На весу пальто держу (вешалка)

А ещё меня найдешь

В черной ручке у зонта.

Я похожа на крючок,

Напиши меня, дружок.

В букве а и в букве ш,

Ты всегда найдешь меня.

А, И, и, Й, й, Л, л, М, м, Ч, ч, Т, т, П, п, Ш, ш, Щ, щ.

3.

Прямая наклонная линия с закруглением вверху.

Малые – чуть ниже середины рабочей строки. Большие чуть выше середины рабочей строки.

Стебельком представляются

У весеннего цветка.

Я прямая линия

С закруглением вверху.

В букве т и в букве з

Я давно уже живу.

4.

Малая и большая прямые наклонные линии с закруглением вверху и внизу.

Соедини способы написания уже изученных элементов.

Я похожа на гуся

Напиши, дружок, меня

Букву Г и букву И,

Букву Р и букву П,

Букву Т и букву Ш,

Не напишешь без меня.

5.

Большой и маленький овалы.

Начинай малый овал чуть ниже середины рабочей строки, а большой – чуть выше. Движение руки направляй влево-вниз и вправо-вверх.

Желудь с дерева упал

Я его нарисовал.

Огурец растет на грядке,

Вот овал и все в порядке.

В А, Б, В и в Д, и в О

Я живу уже давно

А ещё найдешь меня

В Ф и в Ю и даже в Я.

6. Большие и малые полуовалы

Начало как у овала, направление руки влево-вверх,-вниз,- вверх. Вправо-вверх,-вниз,-вверх.

По часовой стрелке и против часовой стрелки.

Словно месяц в небе светит,

Ночью все меня заметят.

7.

 

 Линия с петлей вверху и внизу.

Линию с петлей внизу начинаем писать с середины рабочей строки и по направлению.

Линию с петлей вверху – чуть ниже середины рабочей строки.

Я красивая петля

В букве В встречай меня,

В букве З и в букве Д,

И меня ты в букве Н

Нарисуешь без проблем.

А найдете вы меня В букве Ц и букве Щ.

8.

Малая и большая пламевидные прямые.

Снизу элемент пиши,

Вверх и вправо поведи.

Буквы А, М, Л, и Я

Начинай писать с меня.

9.

Петля на линии строки.

Начинай выше середины рабочей строки.

В букве Д у мышки хвост

Ты напишешь в полный рост

Мышка хвостиком шуршит

На строке петля лежит.

Отработка формы букв по группам

  1. Группа букв: и, ш, И, Ш; п, р, т, г. Эту группу составляют самые простые по начертанию буквы, включающие основные соединительные движения.
  2. Группа букв: л, м, Л, М, я,  Я, . Все буквы пишутся движением против часовой стрелки.
  3. Группа букв: у, ц, щ, Ц, Щ, Ч, ч – наибольшее затруднение вызывает письмо петель. В букве У петля большая, в буквах Ц и Щ – маленькая. Буква Ч близка к написанию букв первой группы.
  4. Группа букв: с, С, е, о, О, а, д, б  включает полуовальные и овальные буквы, пишущиеся движением против часовой стрелки.
  5. Группа букв: ь, ъ, ы, в  в двух вариантах соединений включает овалы и полуовалы с петелькой, осуществляющиеся движением против часовой стрелки.
  6. Группа букв: Н, Ю, н, ю, к, К  включает комбинированные движения как по часовой, так и против часовой стрелки и овалы.
  7. Группа букв: В, З, з, э, Э, ж, Ж, х, Х, ф. Общим для этой группы букв является написание полуовалов и овалов движением по часовой стрелке.
  8. Группа букв: Ф, Г, У, Т, П, Б, Р, Д. Общим для букв является письмо элемента идущего сверху вниз и соединяющимися с последующими буквами нижним поворотом или небольшой петлей. В буквах Г, Т, П, Б, Р – есть верхние элементы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"

Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....

Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер

Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...