Мастер-класс по формированию УУД
учебно-методический материал на тему

Самогородская Наталья Николаевна

Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности, формы работы.«Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «умение учиться» , способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин».

 Цель моего выступления рассказать о той  деятельности , которая помогает мне формировать УУД

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterklass.docx245.01 КБ

Предварительный просмотр:

«Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «умение учиться» , способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин».

 Цель моего выступления рассказать о той  деятельности , которая помогает мне формировать УУД

Меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регулятивных, коммуникативных, познавательных   и личностный учебных действий. Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для развития. Главными постулатами были выбраны: доброжелательность, уважение, терпимость, оптимизм.

Каждый прожитый день ребёнком в школе должен приносить ему радость  и чувство собственного удовлетворения. Необходимо внушить, что он является неотъемлемой  значимой частью нашего коллектива.  

  Начало каждого дня сопровождается внешней оценкой готовности ребёнка к взаимодействию и сотрудничеству. Дети делятся своими переживаниями, радостями. Рассказывают о том, что важного произошло на выходных. Что интересно, если  сначала дети рассказывали  в основном о материальных ценностях, то сейчас они с удовольствием рассказывают о встрече с родными, о походах в культурные места города и района. Кроме этого, дети учатся правильно оформлять свои мысли, строить монологическое высказывание.  

-Давайте и мы с вами попробуем высказаться о ярком прожитом событии, о том, что вас порадовало или огорчило.(практическая часть)

Такой момент, считаю очень важным для любого человека. Быть услышанным, понять, что ты небезразличен своему коллективу позволяет снизить тревожность, неуверенность ребёнка в своих силах. Особенно обращаю внимание на детей с заниженной самооценкой, так как развитие самооценки является условием развития личностной саморегуляции, как важного вида регулятивных и коммуникативных действий в младшем школьном возрасте.

   

Интересен  приём, способствующий самоопределению - рисование автопортрета

Говорю

Инструкция: Представь себе, что у тебя есть друг, который живет в другой стране и с которым ты переписываешься. Он очень хочет побольше узнать о тебе, ему интересно, какой ты, как ты выглядишь, что тебе интересно... Чтобы он получше узнал тебя, ты решил отправить ему свой автопортрет. Нарисуй картину, на которой будет изображена либо только твоя голова, либо ты весь целиком, с головы до пят. Теперь напиши своему другу рассказ о себе, который может быть написан  в жанре синквейна.

-Попробуйте и вы, коллеги , напишите  синквейн о себе.

 Активно использую написание синквейна на этапе  рефлексии в конце урока, на уроках литературного чтения, как способ проверки понимания прочитанного детьми произведения.

А вот, что пишут дети (слайд 1,2,3)

-Кто готов зачитать свой стих?

Широко использую на уроках цветовую палитру ( для себя назвала «Язык цвета») Всего  четыре цвета: красный, указывающий на отрицательное отношение к чему-либо; жёлтый-хорошее отношение, синий-очень хорошее, зелёный-великолепное отношение.

Начало урока, на этапе мобилизации  прошу  детей выразить в цвете своё настроение (покажите и вы сейчас своё настроение),смотрю общий настрой.  Этап целеполагания,  планирования, решения  учебной задачи, использование цвета помогает увидеть понятно ли ребёнку о чём пойдёт речь на уроке, сможет ли он выполнить ту или иную установку. Язык цвета помогает  в дифференциации учебного  процесса. Ребёнок показывает красный цвет, безмолвно, никого не отвлекая,  сообщает о том, что ему сложно, НУЖНА ПОМОЩЬ. Прошу учеников помочь  своему товарищу. Оказаться в роли учителя для ребёнка большая честь.

Использую цвет, когда необходимо дать   оценку своей деятельности после каждого задания, критерии её обговариваются заранее.

На уроке литературного чтения, таким образом, оцениваются творческие работы. Ребята не просто показывают оценку, но и учатся аргументировать свою точку зрения, формулирует собственное мнение и позицию.

 На этапе рефлексии применение цвета быстро помогает  понять, первичное восприятие  материала каждым ребёнком. Дети, выбирая оценку, учатся понимать причины своего успеха или неуспеха, находить выходы из ситуации неуспеха.

-Прошу вас оценить своё настроение и желание продолжать нашу работу.

Часто кодирую тему урока, используя различные знаки и символы, что  способствует  формированию  познавательных УУД.

Давайте попробуем определить темы данных уроков

Слайд 4

     

Слайд 5

А :В=С(ост.Д)

Слайд 6

Виды углов

Слайд 7

ах(вхс)=(ахв)хс- сочетательное свойство умножения

Слайд 8

Алгоритм.Схема алгоритма

Слайд 9

Единичный отрезок. Восстановление единичного отрезка.

Слайд 10

Словосочетание. Главное и зависимое слово

Слайд 11

Диалог. Оформление диалога.

-Оцените свою работу. Поставьте себе оценку за правильность ответов. А теперь насколько интересным было для вас  это задание.

Очень ценю на уроках работу детей в группах, несмотря на то , что эта форма деятельности занимает много времени на уроке. Она способствует формированию у ребёнка собственного мнения, учит договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Дети учатся принимать другую точку зрения,  осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Но сначала необходимо детей научить сотрудничать. Чтобы отношения между детьми оставались естественными и открытыми, для поддержания психологического климата в классе «спускаем пар».

Говорю детям Каждый из вас может сказать остальным, что ему мешает или на что он сердится. Пожалуйста, обращайтесь при этом к конкретному человеку. Пожалуйста, не оправдывайтесь, когда на вас будут жаловаться. Просто внимательно выслушайте все, что вам хотят сказать. До каждого из вас дойдет очередь "спустить пар". Если кому-то из вас будет совершенно не на что пожаловаться, то можно просто сказать:"У меня пока ничего не накипело и мне не нужно "спускать пар".

Когда круг "спускания пара" завершится, дети, на которых жаловались, могут высказаться по этому поводу.

-Хочет ли кто-нибудь из вас попробовать  «выпустить пар»?

Примером интересной коллективной работы может служить такая игра как «Неожиданные картинки». (СЛАЙД 12)Во время этой деятельности дети имеют возможность увидеть , какой вклад вносит каждый член группы в общий рисунок, как осуществляется взаимопонимание. Обычно тему придумываем, например, рисуем хорошее настроение. Рисуем 2-3 минуты, по моей команде перестаём рисовать и передаём начатый рисунок своему соседу слева. Потом опять продолжаем рисовать в работе соседа пытаясь продолжить задуманное.Опять передаём и так до тех пор, пока ваш собственный рисунок не вернётся к вам. Потом обсуждаем.Понравился ли вам ваш рисунок? Удалось ли ребятам угадать, что вы хотели изобразить? Что вы испытывали, когда дорисовывали свои рисунки?

Следующая увлекательная игра направлена на то, чтобы дети см.наладили взаимодействие друг с другом. (Слайд 13)

Есть два варианта игры:

В первом случае дети не имеют права говорить друг с другом в ходе выполнения задания, а могут общаться только без слов.

В другом  варианте дети могут обсуждать между собой процесс выполнения задания.

Первый  вариант имеет то преимущество, что заставляет детей быть более внимательными. Материалы: Для каждой малой группы необходимо 20 листов цветного картона для уроков труда размером 6 X 10 см (цвет картона у каждой группы — свой), кроме тога каждой группе необходимо иметь по одной ленте скотча.

Инструкция: Разбейтесь на группы по шесть человек. Каждая группа должна построить сейчас свою башню. Для этого вы получите по 20 листов картона и рулон скотча. Пожалуйста, не используйте больше ничего в своей работе. У вас ровно 10 минут, чтобы построить башню. А теперь очень важный момент — пожалуйста, не разговаривайте друг с другом, найдите другие способы взаимодействия между собой.

Остановите игру ровно через 10 минут и попросите каждую группу представить свою башню.

— Как работала ваша группа?

— Кто из детей в вашей группе начал строительство?

— Был ли у вас ведущий?

— Все ли дети участвовали в игре?

— Какое настроение царило в вашей группе?

— Как ты чувствовал себя в ходе работы?

— Что самое приятное было в вашей работе?

— Как вы понимали друг друга?

— Доволен ли ты своей работой в группе?

— Сердился ли ты на кого-нибудь?

— Что бы ты в следующий раз сделал по-другому?

— Какая башня тебе нравится больше всего?

— Доволен ли ты башней своей команды?

— От чего зависит работа в такой команде?

(СЛАЙД  14)

Вот результаты этой работы. Сразу видно, какой группе удалось наладить взаимопонимание.

  В основе Стандарта второго поколения лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.(Слайд 15) Активно работаем с портретом выпускника , который находится у нас в классном уголке.

Портрет выпускника начальной школы  МАОУ Гимназии № 11 «Гармония»

Выпускник начальной школы — это человек:

  • любознательный, активно познающий мир;
  • владеет основами умения учиться;
  • любит  родной край и свою страну;
  • уважает и принимает  ценности семьи и общества;
  • готов самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  • доброжелательный, умеет слушать и слышать партнера, умеет высказать свое мнение;
  • выполняет правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих;
  • ученик, знакомый с историей своей школы, развивающий её традиции;
  • член детского сообщества, владеющий культурой межличностных отношений, построенных на паритете интересов, на цивилизованных формах человеческого общения

На классных часах, по окончании четверти  обсуждаем соответствие каждого ученика этому портрету, проводим мероприятия, направленные на  формирование указанных качеств.

Так, на занятиях краеведения в юбилейный для гимназии год изучали историю школы, нам очень помогла Надежда Витальевна.  Писали в школьную газету поздравления. Рисовали гимназию будущего.

Выполняли такие проектные задачи как «Улицы нашего города», «Достопримечательности города», «Новосибирские писатели».

Учу детей выполнять правила здорового и безопасного образа жизни. (Слайд16)  Интересной была работа по выпуску газеты о здоровье. Сейчас мы работаем над  созданием слайд- программ «Моё здоровье».

Хорошим завершением учебной недели для нас является

Копилка хороших поступков.

Цели: Дети (как и взрослые) нередко не ценят свои успехи и достижения. Вместо этого они предпочитают помнить о своих ошибках и недочетах, считая, что именно они дают импульс для решения новых задач, которые ставит перед ними жизнь. Поэтому предлагаю детям очень важное мероприятие, которое поможет им завершить школьную неделю приятными переживаниями. Говорю детям о том, что Мы все хотим достичь в жизни успехов. Может быть, вы хотите стать такими же успешными в своих делах, как ваши родители, а, может быть, даже еще больше, чем они. Большинство людей полагает, что они добьются большего успеха, если постоянно будут подгонять себя, требуя от самих себя быть лучше, быстрее, умнее. И многие из них забывают сделать самый первый и самый важный шаг, лежащий в основе всякого успешного результата. Мы можем считать себя добившимися успеха лишь тогда, когда знаем, в чем именно мы его добились и каким образом мы это сделали. Обычно нам нужно некоторое время на то, чтобы заметить и запомнить свои достижения. Возьмите лист бумаги и запишите три хороших поступка, которые вы совершили в течение этой школьной недели. Мысленно вспомните все хорошее, что вы сделали.Запишите

 Конечно, вы всегда радуетесь, когда окружающие признают ваши достижения. Но они могут и не замечать всех ваших успехов. Поэтому важно уметь самостоятельно замечать все хорошее, что вы сделали и заслуженно хвалить себя. Это станет залогом ваших новых побед.

- Поделитесь ,коллеги,и вы своими успехами, достижениями за последние дни.

Формированию адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия помогает игра, которую очень любят дети «Ученик дня».

Цели: Эта игра может стать одним из важнейших событий учебного дня, потому что "ученик дня" получает признание и дружескую поддержку всего класса. С другой стороны, все остальные ученики имеют возможность просто, но ярко выразить дружбу и любовь. Сильная концентрация на положительных моментах в межчеловеческих отношениях помогает всем участникам игры развить в себе чувство самоуважения. Для этого упражнения важно, чтобы между детьми уже установились хорошие доверительные отношения.

- Приглашаю для участия желающих.

Инструкция: В конце сегодняшнего учебного дня я хочу вас пригласить поучаствовать в одной особенной игре. Она называется "Ученик дня". Пожалуйста, встаньте в круг... Сейчас я объясню вам, как нужно играть в эту игру. Я хотела бы, чтобы сегодня ученицей дня была назначена …  встань, пожалуйста, в центр круга... Остальные пусть обступят как можно плотнее... Представьте, что у каждого из вас в одной руке волшебная кисточка, а в другой — большая банка, наполненная теплым солнечным золотым светом. Теперь мы будем мягко закрашивать с головы до ног нашим теплым солнечным светом, не касаясь ее при этом. Пусть расстояние от ваших рук до …будет не меньше 20 сантиметров. А ты, …, можешь закрыть глаза и почувствовать, каково это, когда тебя все окрашивают золотым светом. Украшая …, представьте себе, что вы заливаете ее не только солнечным светом, но и своим теплым дружеским отношением и любовью. При этом вы можете говорить ей разные приятные вещи, А теперь начнем окрашивать …золотыми красками и своей любовью...

Всякий раз сама принимаю участие в "окрашивании" и говорю "ученику дня" приятные слова. Через две-три минуты подаю сигнал окончания этого небольшого ритуала со следующими словами: "Теперь вы можете отвести руки и остановиться. …, ты можешь снова открыть глаза и взять с собой домой все те хорошие вещи и все добрые чувства, которые ты получила в дар".

В Ученических дневниках образовательной системы «Школа 2100», которые мы используем на параллели, в доступной для детей формулировке даны ууд.

(СЛАЙД 17,18,19)Причём каждому виду УУД дан свой цвет. В конце каждой четверти дети оценивают свои достижения, закрашивая круги определённым способом. Учитель может согласиться с самооценкой ученика или не согласиться. В конце года можно определить какими умениями ученик уже овладел полностью, какими ещё должен овладеть и спланировать индивидуальную работу с ребёнком.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему "Формирование универсальных учебных действий при решении задач"

В мастер-классе показаны варианты формирования УУД при решении задач, используя знаково - символическое моделирование....

Презентация к мастер - классу на тему "Формирование коммуникативных навыков и навыков организации совместной деятельности учащихся на уроках математики в начальных классах.

Цель: научить ребят работать в паре (умение донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого)....

Мастер - класс на тему "Формирование коммуникативных навыков и навыков организации совместной деятельности на уроках математики в начальных классах

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных дейс...

Мастер-класс по теме "Формирование адекватной самооценки младших школьников"

Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, хара...

Мастер-класс на тему "Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе"

Материал содержит разработку мастер-класса, раздаточный материал, презентацию....

Мастер-класс по теме "Формирование ключевых компетенций у учащихся"

Мастер-класс по теме "Формирование ключевых компетенций у учащихся" показывает на примере урока литературного чтения во 2 классе по сказке А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке" формирование читательск...

Мастер-класс по теме "Формирование ключевых компетенций у учащихся"

Мастер-класс по теме "Формирование ключевых компетенций у учащихся"  на материале изучения сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке" во 2 классе. Целью данного мастер-класса является показать...