Интернет-технологии для современной школы
статья на тему

В век всеобщей компьютеризации дистанционное обучение стало доступным всем, кто владеет элементарными навыками работы с компьютером и Интернет - технологиями. Чаты, вебинары, сайты, видеоуроки и другие формы взаимодействия ученика и учителя позволяют учиться на расстоянии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya55.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Антипова Ирина Сергеевна

ГБОУ СОШ №4 Кусто

Интернет-технологии для современной школы

Дистанционное обучение - это способ освоения образовательных программ ФГОС,  предполагающий техническое, программное, учебно-методическое переоснащение образовательного процесса, использование образовательных и педагогических технологий (в том числе электронно-сетевых) и соответствующих организационных форм [3]. Это обучение на расстоянии.

 В век всеобщей компьютеризации дистанционное обучение стало доступным всем, кто владеет элементарными навыками работы с компьютером и Интернет - технологиями. Чаты, вебинары, сайты, видеоуроки и другие формы взаимодействия ученика и учителя позволяют учиться на расстоянии.

В Законе об образовании в порядке использования дистанционных образовательных технологий  говорится, что образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестаций обучающихся [1].

С 1 января 2015 года  вступил в силу профессиональный стандарта педагога. Современный педагог должен применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы [2].

На Пятой международной конференции «Информационные технологии для Новой школы» в Санкт-Петербурге в 2014 году в выступлении Смирновой Ирины Владимировны (руководителя проектов Panasonic в России) говорилось о перевернутой модели обучения (flipped classroom).  Идея мне показалась инновационной и достойной для изучения и использования в работе.

«Перевернутые» уроки я использую, как элемент дистанционного обучения чуть менее года. Для этого был создан личный блог при помощи инструментов  Google. Материалы для ознакомления с новой темой я беру на сайте InternetUrok.ru или school-collection.edu.ru (ЦОР).

Положительными сторонами использования элементов дистанционного обучения в начальной школе считаю повышение у учащихся мотивации к  самостоятельному обучению при помощи ИКТ. Такие уроки позволяют проходить программу быстрее, чем при традиционном  обучении. Освободившееся время можно использовать для практических работ, повторения и закрепления материала, углубленного изучения материала вне стен школы (экскурсии, выставки, походы и т.д.) Работая на «перевернутом» уроке, учащимся приходится овладевать новыми учебными программами и приложениями. Так за полгода учащиеся   третьего класса научились пользоваться инструментами Google: блог, документ, таблица, почта, презентация, YouTube, а также веб-сервисом Padlet и приложением LearningApps.org

Используя элементы дистанционного обучения в  практике работы начальной школы, я столкнулась и с некоторыми проблемами («подводными камнями»), которые нивелируют достоинства данного способа обучения.

Подводный камень номер один - это возрастные особенности учащихся начальных классов. Современные дети быстро овладевают теми гаджетами и программами, которые им необходимы, чтобы проводить время отдыха за компьютером (компьютерными играми), а не образовательными дистанционными технологиями. Дети семи-восьми лет еще не могут пользоваться скайпом, чатами, вебинарами для проведения дистанционного обучения. Поэтому о самостоятельном использовании компьютера для обучения детьми первого или второго класса не может и идти речи.  Даже освоив эти технологии в третьем- четвертом классах, учащиеся относятся к дистанционным урокам, как к игрушке. Видеолекции им малоинтересны. Тренажеры в виде игр уже воспринимаются детьми с большим энтузиазмом. Опыт показал, что использование   таких элементов дистанционного обучения, как чат, видеоурок, «перевернутый урок», дистанционные олимпиады и конкурсы воспринимаются детьми, как некая игра с компьютером. А так как игры современным пресыщенным разнообразием детям быстро надоедают, то и такая игра-обучение тоже рано и поздно им надоедает.

Подводный камень номер два - это обратная связь. Печальный опыт показал, что тесты, Google формы и таблицы, посты на доску Padlet чаще всего делают родители, а не ученики. Желая помочь своему чаду, они рубят на корню все благие намерения учителя.  Учат своих детей овладевать интернет инструментами, приложениями, сервисами лишь небольшая часть родителей. Большинство предпочитают сделать все за детей.

Подводный камень номер три- это острая нехватка качественных дистанционных образовательных продуктов. InternetUrok.ru и school-collection.edu.ru (ЦОР)- это большое подспорье для организации «перевернутого»  обучения. Нет системных МООС для начальной школы.  Образовательный материал к программе приходится собирать по крошкам и размещать на блоге.

Пути решения проблем дистанционного обучения в начальной школе на мой взгляд следующие. Педагогу необходимо постоянно обновлять формы дистанционной работы, т.е. менять учащимся образовательные интернет «игрушки», предлагая новые. Обратная связь должна быть организована так, чтобы родители не могли помочь своим детям. Увы, я вернулась к заданиям, написанным или нарисованным на листочке или в тетрадке, но рукою самого ребенка. Для учеников третьих-четвертых классов необходим урок информатики, на котором они  бы и научились пользоваться необходимыми для них ИКТ. Педагогическому сообществу надо создавать новые и упорядочить уже созданные дистанционные образовательные продукты.

Используемые источники:

1. Закон "Об образовании в РФ" 273-ФЗ. Глава 2. Статья 16 [Электронный ресурс]. http://www.zakonrf.info

2.  http://минобрнауки.рф

3. http://social-orthodox.info/pages/5_6_distancion_obuch_opred.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Использование Интернет-технологий в работе учителя начальных классов"

Сегодня всё более можно говорить об Интернете как не о способе развлечений, а о серьёзной базе, где можно почерпнуть много идей, в том числе и на ниве преподавания....

Использование интернет- технологий на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе

Статья - I выездная конференция ЦДО "Снейл" "Дистанционные мероприятия как средство реализации ФГОС"...

Информационно-коммуникационные технологии и Интернет-технологии как фактор повышения доступности качественного образования

Презентация выступления на педагогическом совете школы на тему: "Информационно-коммуникационные технологии и Интернет-технологии как фактор повышения доступности качественного образования"....

«Совершенствование компетентности информационных технологий: мультимедийных, компьютерной грамотности, интернет-технологий»

Цель: распространение опыта работы учителя по применению ИКТ. Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития...

Интернет-технологии для современной школы

Дистанционное обучение иностранным языкам...

Влияние информационно-коммуникационных технологий на процесс активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы (на примере использования Интернет-технологий)

В статье на примере организации работы с Интернет-проектами в начальной школе рассмотрены возможности активизации познавательной активности учеников с использованием информационных технологий....