Отчёт о проектной деятельности в 4 классах
материал на тему

Смирнова Нина Викторовна

Отчёт о проектной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organiz_proektnoy_deyatelnosti_v_4_kl.docx33.47 КБ

Предварительный просмотр:

         Организация проектной деятельности в 4 классе.

   Добрый день. Я, Смирнова Нина Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «Косолаповская СОШ». Эпиграфом к своему выступлению я выбрала слова известного  профессора, преподавателя  Колина Тернера «Добиться успеха не означает, что вы должны сделать что-либо исключительное. Это означает, что вы должны делать то же, что и все, только исключительно хорошо» 

Современную школу уже нельзя представить без проектной технологии. В образовательном процессе она  эффективно  дополняет урочную деятельность и позволяет работать над достижением  личностных и метапредметных результатов образования в оптимальных условиях. Если проанализировать значение проектов в развитии и воспитании школьников, то можно констатировать наличие  возможностей для становления всех важных характеристик в портрете выпускника начальной школы, определенного ФГОС .

        Наша школа работает по программе « Школа 2100» 

Технология проектной деятельности является одной из ведущих в  этой Образовательной системе.

 Главное в работе над проектами – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы .

В учебники Образовательной системы «Школа 2100» по всем предметам включены проектные задания и жизненные задачи. Они предлагают ученикам решение проблем  в чьей-либо профессиональной или социальной роли в описываемой ситуации, что реализует принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к  деятельности в жизненной ситуации.

 В  начальной школе  проектная деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время.

 Особенности организации проектной деятельности в начальной школе.

 При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, например, обучение решению задач. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, мало дифференцированы, одноплановы. Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно- внеурочных занятий.

Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?»

Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект. Например, ветеранов войны, учителей и родственников при выполнении таких проектов, как «Сувенир в подарок», «Концерт в подарок», «Картофель- второй хлеб».( работали над проектом КарачёваЛ, Песков Кирилл и Попова Д)

. Практикуются совместные проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты, групповые проекты.

Все мы с вами знаем, что проектная деятельность - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы  деятельности, направленная на достижение общего результата  деятельности в конкретном решении какой–то проблемы и вопроса. Проектная деятельность  дает возможность реализовывать познавательный  мотив учащегося, помогает проявить творческое видение процесса и результата работы, создать проектный продукт, в котором воплотился собственный замысел

       Для обучения  проектной деятельности ставятся следующие задачи 

- Обучить планированию (обучающийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

- сформировать навыки сбора и обработки информации, материалов (обучающийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

- научить  анализировать (креативность и критическое мышление);

 - научить составлять письменный отчет (обучающийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

- сформировать позитивное отношение к работе (обучающийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Принципы организации проектной деятельности:

- Проект должен быть посильным для выполнения;

- Должны быть созданы необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.);

- Должна вестись подготовка учащихся к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у обучающихся было время для выбора темы проекта

Особое внимание уделять  на то, чтобы ребята научились правильно ставить цель проекта. А, исходя из цели, задачи которые шаг за шагом помогают достичь цели проекта.  Давайте попробуем все вместе восстановить что же такое цель.

  • Цель проекта – это утверждение, воплощающее в себе общий результат, которого вы хотели бы достичь. Цели нужно ставить таким образом, чтобы их можно было измерить и отследить до успешного завершения. Цель — это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть; назначение, смысл предпринимаемых действий; желаемое на данный момент состояние какого-либо проекта в результате выполненной работы. Как необходимо ставить цели, чтобы они были достигнуты и с тем результатом, который вам необходим? Правильная постановка цели означает, что цель является конкретной, измеримой, достижимой, значимой и соотносится с конкретным сроком.
  • Задачи проекта — измеряемые возможные изменения ситуации. Задачи — это те результаты, которые можно увидеть и каким-то образом измерить. При постановке задач
  • избегайте несовершенных форм глаголов, которые показывают процесс (например, улучшать, усиливать, содействовать);
  • используйте слова, которые означают завершенность (например, увеличить, укрепить, подготовить.
  • Чем цели отличаются от задач?
  • цель – это во имя чего предпринимается проект.
  • задачи – конкретный эффект, достигнуть которого требуется в ходе выполнения проекта.
  • Задачи и результаты поддаются количественной оценке.
  • Задача это всего лишь один из шагов на пути достижения цели.

Немного расскажу об организации  проектной деятельности в   4-х  классах. 

4 класс является выпускным из начальной школы. Чем старше ребенок, тем более самостоятельным он становится. Проекты, реализуемые в это время, должны соответствовать ряду требований:

  • иметь практическую ценность;
  •  предполагать проведение учащимися самостоятельных исследований;
  • быть в одинаковой мере непредсказуемыми как в процессе работы над ними, так и при их завершении;
  • быть гибкими в направлении работы и скорости её выполнения;
  • предполагать возможность решения актуальных проблем;
  • давать ребёнку возможность учиться в соответствии с его способностями;
  • содействовать проявлению способностей ученика при решении задач более широкого спектра;

способствовать налаживанию взаимодействия учеников. .

 Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта: шаг за шагом попробуем описать выполнение проекта:

1. Начали  с выбора темы проекта, его типа, количества участников. В апреле на классном ученическом собраний темы,  которые  ребята выбрали  сами и по которым им  предстояло написать проект для защиты  на  научно-практической конференции  «Мой первый проект» были утверждены.

2. Далее   были продуманы возможные варианты проблем. Сами же проблемы выдвигаются учащимися (учитель задает наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, , т.д.).  Была проведена  “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением.

3. были распределены задачи по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

4. далее велась самостоятельная работа участников проекта по своим  групповым исследовательским, творческим задачам.

5. обязательно проводились промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или  во внеурочное время), проведена репетиция защиты.

6. Защита проектов, оппонирование.

7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.

В начале мая  была проведена  в нашей школе  конференция  «Мой первый проект», где производилась   защита проектных работ. В нём приняли участие  все обучающиеся 4-х классов. Все ребята подошли к написанию проекта творчески. На защите присутствовали классные руководители  Смирнова Н.В., Машковцева А.А.  и заместитель директора по учебной работе Кудряшова Л.А. Все ребята приготовили презентации. В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта.  Дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрировали и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывали результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. Например, Созонова Н, Репина И, Шабдаров Антон  при защите проекта «Что можно сделать из мусора»,  провели анкетирование и узнали, сколько мусора выкидывается в каждой семье»,  и собрав ненужные коробки, баночки и т п. показывали ребятам много поделок, которые  они изготовили своими руками из выброшенного материала. А Жеребцова А, Молодавкин С, и Коржавин Д  в ходе работы над презентацией «Тайна имени», проведя анкетирование среди учащихся 1-4 классов назвали  более популярные и редкие и имена девочек и мальчиков школы,   изготовили самодельную книжечку, в которой описали значения имён ребят своего класса и учительницы. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное нами продуктом работы над проектом, требует использования определенных знаний и умений по технологии его изготовления. Вид продукта определяет форму проведения презентации. Тюлькин В., Крылов Д., Чепурных А.  работая над проектом  «Влияние компьютера на организм младшего школьника» провели опрос учащихся 4 класса и  проанализировав данные сделали выводы.

  Все ребята были оценены и учителями и одноклассниками.

     В оценке результата проекта учитывалось: участие  в проектировании: активность каждого участника в соответствии с его возможностями; умение отвечать оппонентам; умение делать выбор и осмыслять последствия этого выбора, результаты собственной деятельности; степень выполнения  проекта: объем освоенной  информации; ее применение для достижения поставленной цели;

Во время рефлексии на вопрос «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?»  ребята дали,  следующие ответы:

- «распределять правильно время»;

- «анализировать собственные действия»;

- «презентовать результаты своего труда»;

- «доделывать все до конца»;

- «достигать поставленные цели»;

- «рассматривать тему с разных точек зрения».

Обучающимся моего класса проектная  деятельность  нравится. Работы получаются яркие  интересные. Они активно сотрудничают с учителем и родителями, что очень немаловажно так как правильно организованные проекты способствуют укреплению семейных связей. Семья – мини-проектный коллектив, который сообща работает над одной проблемой. Родные разделяют успехи своего ребенка не только в результатах проекта, но и от всего пути, пройденного вместе.  

 Проектная деятельность помогает учащимся самостоятельно добывать знания по определённой проблеме, что соответствует ФГОС 2 поколения. Не это ли главная цель в образовании сегодня? Уже доказано, что человек запоминает до 90% того, что он сделал сам.Стремление узнать что-то новое заставляет нас двигаться вперед.

      В заключении хотелось бы дать несколько советов педагогам, кто начинает заниматься проектной деятельностью.

1.Вы должны быть уверены, что тема проекта интересна в классе.

2.Убедитесь, что тема проекта достаточно гибкая и её можно рассматривать с разных точек зрения.

3.Обратите внимание, предполагает ли решение проблемы различные виды деятельности (изготовление предметов, рисунки, аппликации, записи на плёнку, интервью, короткую пьесу и.т.д.)

4.Не ошеломляйте учащихся своим проектом. Лучше меньше,  да лучше.

5.Всегда будьте рядом, чтобы протянуть руку помощи.

6.Установите ограничители, чтобы не было состязаний между более и менее способными.

7.Прокоментируйте и оцените работу учащихся. Сотрудничайте с детьми.         

Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между учителем, учеником и родителями можно достигнуть хорошего результата в работе над проектом и в развитии творческого потенциала ребёнка.

Использование проектной технологии  позволяет учащимся  организоваться  в своей деятельности для осуществления важных и полезных дел. Задача учителя  поддерживать добрые  инициативы детей и обеспечивать возможности для их осуществления.

                                     

                                                Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2010. – 31 с. – (Стандарты второго поколения).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по внеурочной деятельности 2 класс ФГОС

Цели и задачи внеурочной деятельности. Реализация. Отчёт....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" 1 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность", 4 класс 2016-2017 учебный год

Данная рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом программ, включённых в её структуру, а т...

Программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность". 2 класс

Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Поэтому главная цель образования – «вложить знания в голову детей». Мы хотим познакомить ребят с картиной мира и научить их    ...

Отчёт по проектной деятельности по ПДД в старшей группе

Воспитывать добросовестных пешеходов  и водителей....