Сообщение "Формирование познавательной активности учащихся"
учебно-методическое пособие (3 класс) на тему

Лахардова Наталья Викторовна

Сообщение "Формирование познавательной активности оббучающихся на уроках"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сообщение38.52 КБ

Предварительный просмотр:

        Лахардова Н.В.

Выступление на конференции  

        Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна.  Можно выдвинуть следующее предположение, если учитель правильно подберет формы организации процесса обучения, то данный процесс должен стать интересным и полезным, ученики будут активными, способными самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, повысится уровень обучения школьников.

        Именно в 1 классе, особенно в первом полугодии, дети овладевают системой действий , необходимых на последующих этапах; учатся слышать, видеть, запоминать, выполнять задания учителя. Оттого, насколько эффективно пройдет данный этап, зависит многое. Поэтому в арсенале каждого учителя есть множество методов и приемов, позволяющих учащимся активно включаться в учебный процесс, удерживать внимание, развивать память, логическое мышление.
У одних детей лучше развито зрительное восприятие и зрительная память, у других - слуховое и слуховая память, и в большинстве - через движения, оперирование предметами, моторику. Ученику первого класса мало услышать, ему надо увидеть, а еще лучше потрогать. Поэтому в нашей работе очень много наглядности, дидактических игр, действий с предметами.

Задача номер 1 учителя начальных классов - научить детей читать четко, правильно, выразительно. Поскольку все ученики пришли в школу читающими в разной степени, важно так организовать урок, чтобы никому не было скучно, чтобы техника и беглость чтения совершенствовались. Поэтому в каждый урок чтения стараюсь включать
 читательскую разминку:
• Чтение скороговорки или чистоговорки (в учебнике, на доске, заранее приготовленный ученик)
• Словесный аукцион (используя 4 согласные и любые гласные составлять слова - кто больше, кто последний);
• Вспышка- чтение и запоминание с доски 5 слов в течение 20-30 секунд, воспроизведение этих слов по памяти и составление с ними предложений.
Эта небольшая по времени разминка прекрасно тренирует речь, зрительную память, артикуляцию, концентрирует внимание, развивает навык чтения.


        Стараюсь проводить
 разнообразные виды чтения: чтение по цепочке, хоровое, выборочное, многократное, жужжащее, с отрывом   - расширяет активный и пассивный словарь ребенка.
        Большое внимание уделяю
 формированию правильной читательской деятельности: обязательно работаю с иллюстрацией, внимание на заголовок, проговариавние фамилии автора. Правильный тип читательской деятельности - это трехступенчатый процесс индивидуального осмысления текста, а в дальнейшем и книги (до чтения, в процессе чтения, после чтения). Вначале учащиеся рассматривают иллюстрацию, читают опорные слова на доске, заголовок и высказывают свои предположения - о чем может говориться в данном тексте. Затем следует самостоятельное знакомство с текстом (чтение про себя или вполголоса), чтение вслух. По ходу чтения учитель комментирует, задает вопросы. Это второй этап - дети перепроверяют первоначальное предположение. На третьем этапе задаются вопросы ко всему тексту, вновь обращается внимание на заголовок, насколько он соответствует содержанию, на иллюстрацию - ко всему тексту или к отдельной его части. Это третий этап - осмысление на уровне содержания. При правильном подходе к организации восприятия текста, а в дальнейшем и книги, дети учатся обдуманно выбирать книги, умеют читать осмысленно, вдумчиво, обращать внимание на характеры героев, особенности авторской манеры.
         Через анализ текста учащиеся сами методом проб приходят к выбору скорости, интонации, громкости чтения. Потом идет коллективное обсуждение, кому же из ребят наиболее удачно, выразительно удалось прочитать.
        Использую в работе придумывание своих иллюстраций к тексту, творческие задания.

        В целях воспитания у детей познавательной активности часто использую элементы театроведения: чтение по ролям, инсценирование небольших отрывков и стихотворений.

         На уроках математики применяю различные приёмы и методы для развития  познавательных процессов. С первых уроков первоклассники получали задания: придумать, найти сопоставлять, объединить, изобразить. На уроках использую раздаточный материал, занимательные загадки, ребусы, задачи в стихах, загадки-шутки.

        На уроках математики использую схемы-опоры для решения различных видов задач. Такие схемы использует каждый учитель при составлении краткой записи к задачам. Причем в зависимости от условия задачи схема видоизменяется самим учеником. Использование таких схем приносит положительные результаты. Также в своей работе использую единый алгоритм решения задач,

Подробнее остановлюсь, какие приёмы активизации познавательных процессов использую при работе над прямой текстовой задачей:

1)Измени вопрос задачи(В парке росло 5 дубков и 20 лип. Сколько всего деревьев росло? На сколько больше(меньше)?)

2)Измени условие задачи

3)При решении задач нового вида использую приём сравнения(с ранее изученным)

4)Обосновать правильность ответа

6)Составление задачи  по аналогии.

  Использую задачи на логическое мышление, логические упражнения

        Задачи данного  вида есть в учебниках математики на полях страниц.

Элементы соревнований повышают интерес к математике(- Кто больше составит примеров на ракете? – Кто быстрее? – Какие числа заблудились?)

 Часто использую метод «случайного открытия» при изучении нового материала. Это происходит тогда, когда учащиеся видят какую-нибудь закономерность, которую потом формируют как правило

Такой осознанный подход даёт возможность изучать программный материал с опережением. Это сохраняет интерес к математике.

        Немаловажную роль играет создание ситуации успеха на уроке. Этому способствует различные задания:(выбор задач разного уровня, различные способы решения задачи).

Важна система поощрений для активизации познавательной деятельности (Молодец! Умница!).

Иногда для стимула использую приём: «навязывание роли хорошего ученика».  Ставлю более высокую оценку слабому ученику.

        На уроках русского языка ввожу разные формы представления учебного содержания, учебных задач (символами, схемами, таблицами, алгоритмами). Используем единую памятку «Пишу грамотно»

 

Памятка при работе над ошибками

1.  Пропуск букв, замена буквы.

Напиши слово правильно 3 раза. Подчеркни пропущенную букву.

2.  Перенос слов.

Раздели слово на слоги для переноса. Делай так: ма-ленький, малень-кий.

3.  Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, щи.

Напиши слово правильно. Придумай ещё 2 слова с этим же сочетанием. Подчеркни сочетание. Например: дочка, речка, печка.

4. Большая буква в именах собственных.

Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.

5. Оформление предложения.

Напиши предложение с большой буквы, поставь точку.

6. Знаки препинания в конце предложения (? ! ...).

Напиши предложение правильно. Придумай и напиши предложение с таким же знаком. Подчеркни знак.

7. Написание словарных слов.

Напиши слово правильно. Запомни, как оно пишется. Подбери и запиши 2 однокоренных слова.

Делай так: ягода, ягодка, ягодный.

8. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, подчеркни в нём безударную гласную.

Запиши проверочное слово.

Например: сады - сад.

9. Парные звонкие и глухие согласные.

Выпиши слово. Подбери к нему проверочное слово.

Делай так: гриб - грибы, шубка -  шуба.

10. Разделительный Ь.

Выпиши слово. Подбери ещё 2 слова на это правило. Подчеркни Ь и гласную букву. Например: вьюга, листья, Илья.

11. Разделительный Ъ.

Напиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.

Делай так: съезд, объявление, съел.

12. Правописание предлога со словом.

Выпиши слово с предлогом. Поставь между ними вопрос или другое слово.

Делай так: в лесу, в (густом) лесу, в (чём?) лесу.

 

13.    Двойные согласные в слове.

Выпиши слово правильно. Раздели для переноса. Запиши ещё 2 однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.

14. Непроизносимая согласная в конце слова.

Выпиши слово, подбери к нему проверочное слово.

Делай так: честь - честный.

15. Сложные слова.

Выпиши слово. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.

Делай так: водовоз, самолёт, пароход.

16. Правописание приставок.

Выпиши слово. Выдели приставку. Запиши ещё 2 слова с этой же приставкой.

Например: полетели, побежали, потянули.

17. Состав слова.

Выпиши слово. Разбери его по составу.

Например:         поездка.

18. Правописание безударных окончаний прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь вопрос от существительного к прилагательному. Определи род, число, падеж прилагательного по существительному. Выдели окончание прилагательного.

Делай так: к лесу (какому?) дальнему - м.р., ед. ч., Д.п.

19. НЕ с глаголами.

Выпиши глагол с НЕ. Запиши ещё 2 слова на это правило. Подчеркни пробел.

глагол                     глагол                  глагол

Например:    не_пришёл,               не_выучил,                  не_знал.

 

20.    Разбор предложения.

Выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Обозначь части речи. Выпиши словосочетания с вопросами.

 прилаг.      сущ.         глаг.         пред.           сущ.

Делай так:         Седые    туманы    плывут    к         облакам (пов., невоскл., прост., распр..)

туманы (какие?) седые

плывут (куда? к чему?) к облакам.

 

21.  Однокоренные члены предложения.

Выпиши предложение. Обозначь однокоренные члены и слово, от которого они зависят. Выполни схему предложения.

Делай так: Сильный ветер срывал листья с деревьев, крутил их по дороге.

(—— ====, ====).

22. Сложное предложение.

Выпиши правильно. Подчеркни грамматические основы. Нарисуй схему. Подчеркни запятую.

Делай так: Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой.

(==== ——),(==== ——).

24. Разбор предложения по частям речи.

Выпиши предложение, подпиши над каждым словом часть речи.

25. Изменение имен существительных по падежам.

Просклоняй имя существительное, выдели окончания.

26. Определение падежа существительного.

Выпиши существительное в словосочетании, определи его падеж.

Д.п.

Делай так:        пошли (к кому? к чему?) к другу

27. Определение склонения существительного.

Выпиши существительное, определи его род, окончание, склонение, подбери еще 2 существительных такого же склонения.

28. Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.

Делай так: луч (м.р.), шалаш, товарищ.

29. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Выпиши существительное вместе с предлогом. Поставь его в начальную форму. Определи склонение, падеж, число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.

1 скл. П.п. ед.ч                                               1 скл. П.п. ед.ч

Делай так: на опушк[е] (на земл[е]- 1 скл.) , на речк[е], (на земл[е] - 1 скл.)

30.  Спряжение глаголов.

Проспрягай глагол, выдели окончания.

 

 

31.  Определение спряжения глагола.

Выпиши глагол, поставь его в неопределенную форму, определи спряжение.

Делай так: реша[ют] (решать - неопр.ф.) - 1 спр.

32. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в неопределенную форму. Посмотри на гласную перед -ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую надо писать.

Делай так: пиш[ет] - писать, 1 спр. (-е, -ут, -ют),

став[ит]

- ставить, II спр. (-и, -ат, -ят)

33. Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица единственного числа настоящего времени.

Выпиши глагол правильно. Запиши еще 2 глагола на эту же орфограмму.

2 л. ед.ч                  2 л. ед.ч                       2 л. ед.ч

Делай так:    пишешь,                читаешь,                         думаешь.

34. Предлог с местоимением.

Выпиши местоимение с предлогом. Запиши еще 2 примера с этой орфограммой.

мест.        мест.            мест.

Делай так:    у нас,   к тебе,   со мной

        Все это помогает ребенку включать в процесс запоминания все виды памяти, материализует орфографические понятия, позволяет развивать наблюдательность, формирует умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

        Приведу примеры заданий, которые помогут педагогу формировать у детей познавательные УУД на уроках окружающего мира в начальной школе.

I. Задания, которые позволяют учащимся овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей на уроках окружающего мира.

1. Сравни старинные классные комнаты и классную комнату, в которой учишься ты. Чем они различаются? Чем похожи?

2. Рассмотри фотографии птиц. Какая из птиц обитающая на территории Татарстана, вероятнее всего, питается мелкими млекопитающими? Обоснуй свой ответ.

3. У Оли и Лены были семена томатов от одного и того же растения. Они насыпали землю в одинаковые горшки. Затем в каждый горшок посадили семена, вырастили рассаду, высадили рассаду в положенные сроки на грядки в саду. Через некоторое время дети сравнили растения и увидели, что они очень отличаются друг от друга в своём развитии. (детям предлагается рассмотреть фотографии) Возможно, Оля и Лена по-разному ухаживали за своими растениями. В чём могло быть это отличие. Приведите два примера.

II. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. 1) Расскажи по схеме «Какой бывает транспорт?». 2) Посмотри, какие знаки по охране природы нарисовали юные натуралисты в своём лесу. Придумай и нарисуй свой знак по охране природы.

III. Фрагмент урока окружающего мира в первом классе по теме «Питание. Почему надо есть много овощей и фруктов? ».

- Попробуем выяснить, что значит быть здоровым? Выберите слова для характеристики здорового человека.

- А чтобы быть сильным, ловким, крепким, подтянутым, какие действия должен совершать человек? (Заниматься спортом, гулять на свежем воздухе, хорошо питаться.)

- Сегодня на уроке мы будем говорить о питании человека. Чтобы ощущать себя здоровыми людьми, надо не просто кушать, а правильно питаться. Вы наглядно сейчас в этом убедитесь.

Анализ ситуации 1. Вспомните одного из любимых сказочных героев - Винни-Пуха, когда он был в гостях у Кролика. Что с ним приключилось и почему? (Он много съел в гостях, не смог выйти через дверь наружу.)

- Какой совет дадите Винни-Пуху? (Не переедать.)

Анализ ситуации 2. А сейчас я начну рассказывать сказку, а вы продолжите. «Жил-был один сказочный король. У него была дочь. Она любила только сладкое. И с ней случилась беда». - Какая случилась беда с принцессой? Какие советы вы дадите, чтобы принцесса поправилась? (Принцесса ела много сладкого, у неё заболели зубы, живот. Пища должна быть разнообразной.)

- Итак, подведём итог. Какую информацию мы выяснили пока о правильном питании? (Питание должно быть разнообразным. Не нужно переедать.)

- Есть такие продукты, которые люди должны есть каждый день. А что это за продукты вы сейчас узнаете. Внимательно послушайте стихотворение Ю. Тувима «Хозяйка однажды с базара пришла…»

- Кто из вас запомнил, что принесла хозяйка? (Картошку, капусту…) Как это всё назовём? (Овощи.)

- Какие овощи ещё вы знаете? (Лук, чеснок…)- Как отличить овощи от фруктов? (Они растут на грядках.)

- Откройте учебник на странице 38 (2 часть). Самостоятельно соедините название овоща с рисунком.Посмотрите на экран. Проверьте себя, если есть ошибки, исправьте.

- Как назовём картинки, которые остались? (Фрукты.)

- Как отличить фрукты от овощей? (Растут обычно в саду, они обычно сладкие, кроме лимона.)

- Самостоятельно соедините название фрукта с рисунком. Посмотрите на экран. Проверьте себя, если есть ошибки, исправьте.

- Названия овощей подчеркните зелёным карандашом, а названия фруктов – красным.

- Ребята, какие из этих овощей и фруктов выращивают в нашей местности, а какие привозят из далёких краёв? Подумайте, для чего человеку необходимо есть овощи и фрукты каждый день? (Они полезны.) Чем полезны ?

Если учащиеся не смогли ответить на вопрос, то фиксируется затруднение. Вполне возможно, что кто-то из детей может дать ответ, что в овощах и фруктах содержатся витамины.

- Какие витамины содержатся в овощах и фруктах? Сможете ли распределить эти овощи и фрукты на группы в зависимости от тех витаминов, которые в них содержатся?

Как правило, учащиеся не могут ничего рассказать о витаминах, а также разделить овощи и фрукты на группы.

- С чем встретились? (С затруднением.)

Таким образом, на этапе актуализации знаний мы формируем у детей следующие познавательные УУД: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

- Какое задание выполняли? (Повторили, какие бывают фрукты и овощи. Пытались ответить на вопрос: почему надо есть много овощей и фруктов? Какие витамины содержатся в овощах и фруктах?)

- Почему возникло затруднение? (Мы не знаем, какие витамины содержатся в овощах и фруктах, для чего эти витамины нужны человеку.)

На этапе выявление места и причины затруднения мы формируем у детей познавательные УУД: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

- Какую цель мы поставим перед собой на уроке? (Узнать, чем полезны овощи и фрукты.).

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Что нужно делать, если чего-то не знаешь, а хочешь узнать? (Можно спросить у того, кто знает; можно подумать самому, а можно найти ответ в учебнике, в энциклопедии, в книгах.)

- Каким путём сегодня на уроке вам будет интереснее пойти: самим найти ответ на вопрос в учебнике, энциклопедии или услышать готовый ответ от учителя?

Учитель подводит детей к решению самим найти ответ на поставленный вопрос, поработать самостоятельно.

- Предлагаю вам поработать в группах. Составим план работы. 1. Узнать, что такое витамины.2. Узнать, какие бывают витамины.3. Распределить овощи и фрукты на группы, в зависимости от витаминов, которые в них находятся. (Составить эталон.)

На этапе построения проекта выхода из затруднения мы формируем у детей познавательные УУД : общеучебные: знаково-символические – моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

Таким образом, большинство сведений, подлежащих изучению на уроках окружающего мира, необходимо вводить индуктивным путём, через наблюдение, сопоставление фотографий, рисунков, выполнение заданий, а также решение на уроках проблемных ситуаций. Индуктивный и проблемный подходы, требующие от детей размышлений и доказательств, способствуют формированию и развитию познавательных универсальных учебных действий.

«Если хочешь воспитывать в детях смелость ума,

интерес к серьезной  интеллектуальной работе ,

 самостоятельность как личную черту , вселить в

них радость творчества , то создавай такие

условия , чтобы искорки их мыслей образовали

царство мысли , дай им возможность

 почувствовать себя в нем властелинами.»

 

Ш. А. Амонашвили


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Роль развивающих упражнений в формировании познавательной активности учащихся"

РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, ...

Метод проектов как средство развития познавательной активности учащихся

Это оабота по самообразованию учителя начальных классов...

Статья.Тестовые задания-одно из средств развития познавательной активности учащихся на уроках литературного чтения.

Вот уже несколько  лет я успешно применяю тестовые технологии в работе над текстом на уроках литературного чтения. Недавно я опубликовала ряд тестовых заданий  для у...

Образовательный проект Использование интерактивных методов обучения как средства формирования познавательной активности учащихся начальных классов

Описанный опыт посвящен решению проблемы развития познавательной активности учащихся на первой ступени обучения. Автор предлагает перечень и описание интерактивных методов обучения. В работе обосновыв...

Познавательная активность учащихся на уроках.

Текст-сопровождение презентации....

Формирование познавательной активности учащихся на уроках информатики как инструмент успешного комплексного обучения учащихся школы I ступени.

Проблема развития познавательной активности школьников - одна из важнейших проблем современной педагогики. Она выступает как первостепенное условие формирования у учащихся потребности в знаниях, овлад...