Познавательная активность учащихся на уроках.
план-конспект урока русского языка (1 класс) по теме

Тарасенко Евгения Васильевна

Текст-сопровождение презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznavatelnaya_samostoyatelnost.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательная самостоятельность

и её развитие у

учащихся начальных классов.

       Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования, включающие готовность и способность обучающихся к самостоятельной познавательной деятельности, саморазвитию, сформированности мотивации к обучению и познанию.

       Познавательная самостоятельность – это свойство личности, характеризующееся умением учащихся без посторонней помощи добывать, анализировать, систематизировать и применять на практике знания, вносить элементы новизны и творчества в свою деятельность, иметь собственные суждения, контролировать свою деятельность, объективно оценивать её результаты.

     В младшем школьном возрасте развитие познавательной самостоятельности обеспечит обучающимся возможность приобретения новых знаний, а это в дальнейшем позволит им ориентироваться в новых условиях, использовать знания и умения в новых нестандартных ситуациях.

    Учитывая, что каждое качество личности развивается в процессе соответствующей деятельности, основное внимание я уделила организации самостоятельных работ, полагая, что не каждая самостоятельная работа развивает познавательную самостоятельность, а только та, которая требует умственного напряжения, актуализации знаний и умений, необходимых в познавательной деятельности. Также важно уменьшать объём помощи учителя от задания к заданию.

      На первом этапе работы задания для самостоятельного выполнения я брала достаточно простые (так как познавательная самостоятельность у младших школьников в начале обучения очень низкая или отсутствует), ориентирующие учащихся на репродуктивную деятельность при овладении умениями получать знания. При выполнении заданий данного типа ученики получали информацию из разных источников в готовом виде, выполняли задания по предложенному образцу, устанавливали связи между двумя исходными данными. Например:

Задание 1. На доске записан текст без знаков препинания.

     Из школы шли мальчик и девочка впереди шла старушка мальчик передал девочке портфель он помог старушке перейти улицу.

     Из школы шли мальчик и девочка. Впереди шла старушка. Мальчик передал девочке портфель. Он помог старушке перейти улицу.

Я читаю текст и задаю вопрос, активизирующий познавательный опыт учащихся:

- Как в письменной речи предложения отделяются друг от друга?

Затем предлагаю учащимся списать текст, оформив предложения по правилам. 

Задание 2. Из предложений составить связный рассказ.

Она следит за своим воронёнком.

Родителям надо оберегать птенчиков.

На ветке берёзы сидит  ворона.

В этом возрасте воронята ещё не готовы к полётам.

Птенец ходит по дорожке и по травке.

                     Воронёнок.

   На ветке берёзы сидит ворона. Она следит за своим воронёнком. Птенец ходит по дорожке и по травке. В этом возрасте воронята ещё не готовы к полётам. Родителям надо оберегать своих птенчиков.

Задание 3.

Прочитать слова и составить из них предложения, разные по цели высказывания и интонации.

одуванчиков, на, желтеют, лугу, головки

летом, как, луг, красив

цветы, любишь, полевые, ты, ли

природу, береги, и, родную, охраняй

На лугу желтеют головки одуванчиков.

Как красив луг летом!

Любишь ли ты полевые цветы?

Береги и охраняй родную природу!

 

       Затем задания для самостоятельной работы я усложняла. Они предусматривали умственную переработку уже имеющихся у учащихся знаний, установление связей  между всеми исходными данными, что соответствовало второму уровню познавательной самостоятельности. На этом этапе я  постепенно отказывалась от подробных инструкций, давая учащимся некоторую интеллектуальную нагрузку.

    Задание 1. Прочитать слова, распределить на две группы. Записать каждую группу в отдельный столбик. Найти как можно больше вариантов деления на группы. Записать все возможные варианты. Найдите группу слов, которую можно разделить ещё на две группы. Написать, по какому признаку похожи слова в каждой подгруппе.

Сад, сады, лист, листы, дождь, дожди, мост, мосты.

1.По единственному и множественному числу.

2. По месту  ударения в слове.

3. С ударным и безударным гласным в корне.

4. Проверочные и проверяемые слова.

 

 Задание 2. Прочитать на доске текст с ошибками. Списать текст, исправляя ошибки в тексте и в выборе проверочных слов.

Был (повис) висенний день. Сильно (грива) пригривало солнце.(задира) Диревья  (висит) весило качали (вить) витвями.

   Был (вёсны) весенний день. Сильно (греть) пригревало солнце. (дерево) Деревья (веселье) весело качали (ветви) ветвями.

      От этапа к этапу требования к деятельности учащихся возрастали. Я стала предлагать ученикам задания, которые требуют от них творчества и умения вести поисковую работу, выделять проблему и искать пути её решения, планировать и оценивать свою и чужую деятельность, применять уже имеющиеся знания в новой нестандартной ситуации.

   Задание 1.

- Составить кроссворд словами – ответами в котором будут только словарные слова.

- Составить словарный диктант.

   Задание 2. Рассмотрите таблицу, назовите правила деления слов на слоги и для переноса.

О-тец

Отец

Мел

Мел

И-рис-ка

Ирис-ка

Ма-я-ки

Ма-яки, мая-ки

За-ряд-ка

За-рядка, заряд-ка

     

      Таким образом, знания учеников расширялись, углублялись и систематизировались. Сокращение объёма помощи учителя и постоянное возвращение к ранее усвоенному материалу позволяли обеспечить более прочное усвоение изучаемого материала.

     Анализируя результаты такой работы, я пришла к выводу, что такие задания не только повышают интерес учащихся к самостоятельным работам, но и ориентируют их на познавательную самостоятельность при изучении учебного материала.

    Для проверки динамики развития познавательной самостоятельности учащихся мною был проведён промежуточный срез знаний учащихся. В нём использовались группы заданий, содержащие определённые элементы знаний  и соответствующие определённому уровню познавательной самостоятельности. И если в начале этой работы 38% учащихся не показали ни одного признака познавательной самостоятельности, низкий уровень развития этого качества - 62%, а средний и высокий не были отмечены вообще, то по результатам промежуточного среза низкий уровень был отмечен у  85%, средний у 11%, высокий у 4% учащихся.

     Полученные результаты свидетельствуют о том, что целенаправленная систематическая работа по развитию познавательной самостоятельности имеет положительную динамику и является дидактически эффективной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья.Тестовые задания-одно из средств развития познавательной активности учащихся на уроках литературного чтения.

Вот уже несколько  лет я успешно применяю тестовые технологии в работе над текстом на уроках литературного чтения. Недавно я опубликовала ряд тестовых заданий  для у...

Научно-методическая работа по теме:"”Развитие познавательной активности учащихся на уроках математике”

Однажды известного физика Альберта Эйнштейна  спросили : “Как делаются открытия?”  Эйнштейн ответил:  “А так: все знают, что вот  этого нельзя. И вдруг появляется такой челов...

Формирование познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности

Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, кажды...

Формирование познавательной активности учащихся на уроках информатики как инструмент успешного комплексного обучения учащихся школы I ступени.

Проблема развития познавательной активности школьников - одна из важнейших проблем современной педагогики. Она выступает как первостепенное условие формирования у учащихся потребности в знаниях, овлад...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ. "Использование современных образовательных технологий как средство повышение познавательной активности учащихся на уроке и во внеурочное время "

Мною представлен проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ в начальной школе. В работе сформулирована актуальность, представлен анализ ситуации, цели и задачи эксперимента, формы...

Формирование познавательной активности учащихся на уроках русского языка и математики.

Сущность опыта заключается в создании условий для активизации умственной деятельности, развития заложенных природой творческих способностей, созн...