Технология дистанционного обучения для детей с ОВЗ в начальной школе
статья по теме

Казакова Ирина Владимировна

Дистанционное обучение-это одна из основных технологий инклюзивного образования. В статье подробно рассматривается технология дистанционного обучения, цели, задачи, условия, компоненты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология дистанционного обучения для детей с ОВЗ в начальной школе.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

 Инклюзивное образование  – это такая форма обучения, с помощью которой ребёнок получает образование в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану. Рекомендуется детям, которые по медицинским показаниям не могут обучаться непосредственно в образовательном учреждении.

 Задачей индивидуального обучения на дому является освоение учащимися образовательных программ в рамках государственного образовательного стандарта.

Правительство  в законе «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает три главных приоритета государственной политики: признание приоритетности образования, обеспечение права каждого человека на образование и  приоритет жизни и здоровья человека. Это значит, что всем россиянам, среди которых немало детей с ограниченными возможностями здоровья, гарантированы равные права на получение образования.

В наше время, в век цифровых технологий, эффективным средством организации образования детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения и нуждаются в обучении на дому, является развитие дистанционной формы обучения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

 Дистанционное обучение – комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям с ОВЗ посредством специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребёнка с центром дистанционного обучения.

В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребёнком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения. Дистанционное обучение детей – инвалидов  рекомендуется осуществлять индивидуально.

В Википедии, дистанционный курс – это особая, основанная на использовании современных информационных технологий форма представления содержания учебного материала. Дистанционный курс является основным элементом построения обучения с использованием дистанционных технологий.

Одним из условий организации  дистанционного обучения детей на начальной ступени образования является активное включение родителей в деятельность  обучающихся. Детям при освоении работы на компьютере необходима помощь: выполнять учебные действия, осваивать умения и навыки в электронной оболочке.

Современный дистанционный курс должен быть организован таким образом, чтобы можно было реализовать все основные цели обучения:

∙ изучить информационный материал;

 ∙проверить, насколько результативно прошло усвоение материала;

∙ пообщаться с преподавателем и другими обучающимися (чаты, форумы или онлайн конференции).

Обычно дистанционный курс имеет модульную систему.

Каждый модуль – это структурный элемент программы обучения, который оформляется в виде отдельного документа на бумажном или электронном носителе.  Он включает:

  • ориентировочную часть (цели, информационные ресурсы, перечень учебных элементов),
  • информационную часть (учебные элементы, глоссарий),
  • диагностическую часть (тесты и практические задания),
  • рефлексивную часть (анкета для оценки достижений).

Модуль всегда имеет чёткую структуру, что позволяет эффективно организовать работу ученика с материалами дистанционного курса.

В ориентировочной части ребёнок знакомится с целями, затем изучает информационные материалы, которые могут быть представлены в виде лекции, файла, книги, презентации, гиперссылки или видеоматериала.

После изучения темы ученик переходит к тестовым и практическим заданиям в виде  различных упражнений.

Заключительным этапом деятельности является заполнение рефлексивной анкеты (обязательно с помощью родителей), в которой фиксируются все трудности, с которыми столкнулся ребёнок при изучении информационного материала.

Важным элементом дистанционного курса является глоссарий или словарь, где перечислены основные термины  и их определения. Глоссарий, расположенный в «нулевом» модуле – это «живой» элемент курса. Ребёнку необязательно каждый раз заходить в словарь, все термины из глоссария высвечиваются в режиме онлайн.

Тестовые задания в дистанционном курсе – это задания, составленные по определённым правилам, ориентированные на проверку усвоения материала учебного элемента или модуля. Тесты могут быть проверочными, тренировочными или контрольными, всё зависит от целей и задач данного модуля или темы.

Практические задания – упражнения, составленные по определённым правилам, ориентированные на проверку того, как ребенок может выполнять определённые действия.

Любое практическое задание должно состоять из двух частей: содержательной и оценочной. Для оценочной части обязательно разрабатываются критерии для выставления оценки. За критерии могут быть взяты, например, краткость изложения, полнота раскрытия вопроса и определение существенных признаков и т. д.

В своём курсе «Русский язык» для второго класса по УМК «Перспектива» я использовала три уровня практических заданий:

  1. Практические задания, которые требуют чёткого соблюдения определённого алгоритма.  Пример: в информационном материале ребёнку  даётся  памятка с  алгоритмом нахождения окончаний слов, а затем задание - найти окончания.
  2. Задания обобщающего характера, которые не содержат строго описанного алгоритма.
  3. Творческие задания. Пример: напиши эссе (4-5 предложений) на любую тему, используя однокоренные слова.

При составлении заданий курса я использовала не только ресурсы СДО Moodle, но и hotpotatoes, фабрику кроссвордов. Упражнения никогда не повторяют друг друга, если с первого раза не все получилось, то ученику предлагается повторить теоретический материал.

Обязательное присутствие выходной анкеты в модуле  обусловлено необходимостью выяснения: испытывал ли  ученик при работе с материалами конкретные сложности, и какие успехи были достигнуты при прохождении курса. Такая форма рефлексии дает необходимую информацию об успехах или трудностях ребёнка в освоении курса для учителя, составителя курса.

В заключение хочется сказать, что каждый ребёнок имеет право на получение образования, и я думаю, что дистанционное обучение – именно тот путь, который позволит детям с ограниченными возможностями здоровья  получить необходимое образование и не чувствовать себя «иными» в нашей стране.            

Апрель 2015                                Казакова И. В.

                                                           учитель начальных классов

                                                          г. Санкт-Петербург


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе»

практические приемы использования технологии проблемного обучения...

"Использование технологий развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе"

"Использование технологий развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе"...

Программа педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ «Эффективность использования технологии развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе»

Изучено использование технологии развивающего обучения в современном образовании на уроках русского языка в начальной школе. Выявлена эффективность использования технологии развивающего обучения как с...

«Практическое использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе в связи с реализацией ФГОС НОО».

Примеры ипользованиятехнологии проблемного обучения на уроках русского языка в 1-4 класах....

«Использование технологии разноуровневого обучения на уроках английского языка в начальной школе в условиях ФГОС».

Разноуровневое обучение предполагает исходную позицию: всех всегда всему одинаково научить. Любое дифференцированное обучение предполагает задания одного вида, но разной степени трудности. Реальн...

РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ТНР) НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

Статья посвящена проблеме коррекционного логопедического обучения в условиях дистанционного формата обучения С ОВЗ (ТНР) НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. В ней описаны трудности и новшества, с которыми сталкиваются п...