Статья "Учебное детское сотрудничество"
статья на тему

Полынцева Ирина Николаевна

Из собственного опыта работы с детьми мигрантов могу сделать вывод: одним из самых эффективных путей решения этой проблемы является организация детского сотрудничества. И прежде всего, учебного сотрудничества, так как именно такие отношения наиболее продуктивно способствуют развитию учащихся как субъектов деятельности и становлению активной жизненной позиции школьников, а дети мигрантов, в частности,  учатся понимать и говорить по-русски.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnoe_detskoe_sotrudnichestvo.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

Учебное детское сотрудничество как одна из эффективных форм организации урочной деятельности в классе со смешанным национальным составом

 Полынцева И.Н., учитель начальных классов, методист МБОУ СОШ №4

На территории России веками проживали, взаимодействуя друг с другом, представители разных народов. В отдельных регионах в соответствии с одинаковыми природными условиями, общностью истории, образа жизни сложились нравственные установки и ценности, общие черты культуры. Много общего и в педагогических взглядах народов, населяющих тот или иной регион. России свойственна так называемая объективная полиэтничность.

Миграционные процессы, происходящие в настоящее время в России, не обходят стороной Ханты-Мансийский автономный округ и город Сургут. Количество приезжих иностранных граждан из стран ближнего зарубежья с каждым годом увеличивается. Наша общеобразовательная организация (МБОУ СОШ №4) принимает детей мигрантов на протяжении нескольких учебных лет. В каждом классе начальной школы обучается от 20 до 30% детей иностранных граждан. По результатам проводимых диагностик около 90% поступающих к нам детей мигрантов имеют целый набор языковых, психологических и социальных проблем. В этой связи всё более актуальной для педагогов становится проблема речевой и социальной адаптации ребёнка к новым условиям жизни, к изменившемуся социуму.

     Перед каждым учителем нашей школы стоит непростая задача: построить учебно-воспитательный процесс с детьми разных национальностей и получить положительный результат. В рассматриваемом контексте - обеспечить иноязычных детей таким уровнем владения русским языком, формами общения, нормами поведения, который будет им достаточен для успешной адаптации в новой языковой среде и для усвоения программного материала российской школы.

Из собственного опыта работы с детьми мигрантов могу сделать вывод: одним из самых эффективных путей решения этой проблемы является организация детского сотрудничества. И прежде всего, учебного сотрудничества, так как именно такие отношения наиболее продуктивно способствуют развитию учащихся как субъектов деятельности и становлению активной жизненной позиции школьников, а дети мигрантов, в частности,  чатся понимать и говорить по-русски. Сотрудничество детей на уроке организую, используя групповые формы обучения (малые группы по 3-4 человека, большие группы по 6-7 человек), а также парную работу. Слабое владение языком порождает у детей мигрантов дискомфорт, страх, нежелание разговаривать. Поэтому на занятиях моделирую ситуации, в которых у детей-инофонов возникает настоятельная потребность использовать изучаемый язык (русский) в естественном общении; стимулирую самостоятельную речевую деятельность на уроке с помощью, например, ситуативных упражнений, имитирующих реальные ситуации общения, требующие составления диалогов разного вида. Работа в парах особенно эффективна на уроках в 1 классе.  

Приведу примеры.

Урок изобразительного искусства в 1 классе. На начальном этапе обучения для формирования навыков сотрудничества применяю задания «Близнецы», «Варежки», «Носки». Каждая пара учеников получает листы с контурами одинаковых фигур. Задание: раскрасить одинаково куклы, варежки, листья, носки и т.д. Сотрудничество в процессе выполнения этого задания заключается в том, что детям приходится договариваться на русском языке об орнаменте, цветах раскраски, использовании дополнительных элементов, возможно, придётся обмениваться карандашами.

Урок окружающего мира во 2 классе. Тема «Охрана природы». Одно из заданий для малых групп предлагаю такое – вспомнить запрещающие знаки, которые видели в лесу, на берегу реки, озера. Придумать и нарисовать свои знаки, объяснить их. Ещё одно задание - прочитать и закончить предложения (Если леса будут вырубаться, то… . Если люди будут охотиться за редкими животными, то… . Если люди будут загрязнять свой двор, улицу, город, то … .)

При выполнении подобных заданий адекватную роль подбираю для каждого ребёнка: сильного и слабого, хорошо владеющего русским языком и плохо понимающего, обладающего знаниями по предмету и нет. Но выполнить задание группа может, только если работать будут все её члены, общаясь на русском языке, и  помогая друг другу. Для достижения эффективности групповой, парной работы на учебных занятиях использую активные методы и приёмы.

Уроки литературного чтения в 1-2 классе. При знакомстве с произведениями какого-то конкретного народа, например, сказками, использую следующие виды работ: чтение по ролям, инсценирование сказки, игра «Радиотеатр», «Пантомима», составление собственных диалогов. Снять возможную напряжённость учащихся, плохо владеющих русским языком, помогает объективность при распределении ролей (например, жеребьёвка, детская игра-считалка).

Большинство уроков обучения грамоте и литературного чтения в 1-2 классах начинаю с речевых разминок. Упражнения для развития артикуляционной базы могут быть такими: скороговорки, чистоговорки, заклички, потешки, заучивание коротких стихотворений. Это не только повышает уровень работоспособности детей, но и развивает навыки восприятия русской речи на слух, помогает улучшать произношение, облегчает запоминание лексико-грамматического материала.

Уроки литературного чтения в 3-4 классе. Тема урока «Сказки А.С.Пушкина». Групповая форма работы. Предлагаю ученикам следующее задание: составить кроссворд по сказке. У каждой группы своя сказка. Условие работы: говорят и составляют кроссворд все члены группы. Далее идёт защита продукта.

На уроках русского языка в 3-4 классе для детей мигрантов организую консультативную работу: учащийся с хорошим речевым развитием оказывает помощь в решении практических задач однокласснику, плохо владеющему русским языком. По результатам консультативной работы провожу конкурс «Чей ученик добился лучших результатов».

Организация учебно-воспитательного процесса в классе со смешанным национальным составом в форме учебного детского сотрудничества не вызывает возражения со стороны учащихся, хорошо владеющих русским языком, и их родителей, поскольку происходит заметный рост социальных умений каждого обучающегося. Сотрудничество исключает принуждение к учению. Между учениками появляется единство, основанное на эмоциях. Сотруднические взаимоотношения делают учеников субъектами образовательного процесса, в каждом ребёнке развиваются положительные качества личности. Учебное сотрудничество насыщает образовательный процесс взаимной устремлённостью, радостью познания, успеха, взросления, взаимоуважения, взаимопонимания.

В своей работе с детьми разных национальностей придерживаюсь следующих принципов и подходов:

  • Принцип субъектности. Предполагается опора на активность самого ребёнка, стимулирование его самовоспитания, сознательного поведения и самокоррекции в отношениях с другими людьми.
  • Принцип равенства. Предполагается построение воспитательного и обучающего процесса на основе некоторого равенства позиций взаимодействующих субъектов, в том числе и национального равенства.
  • Принцип принятия. Этот принцип предполагает принятие ребёнка таким, какой он есть, независимо от его этнической принадлежности.
  • Принцип индивидуализации предполагает предоставление возможности каждому ученику для самореализации и самораскрытия, а также этнического самоопределения.
  • Принцип формирования толерантной личности в деятельности. Предполагается вовлечение детей мигрантов в различные виды деятельности: учебно-познавательную, досуговую, поисково-исследовательскую, что является необходимым условием формирования опыта толерантного межэтнического взаимодействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий занятия образовательного модуля «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» по теме: "Детское сотрудничество"

Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает специальный курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Ц...

Презентация "Детское сотрудничество"

Приложение к сценарию занятия образовательного модуля "Введение в школьную жизнь.Программа адаптации детей к школьной жизни" по теме "Детское сотрудничество"...

"Секреты общения и сотрудничества в детском коллективе"

С помощью данной разработки есть возможность подготовить  участников к психологической работе, снять напряжения.  Упражнения помогают  раскрепоститься и эмоционально настроиться на обще...

"Сотрудничество детского сада и семьи в сохранении и укреплении физического здоровья"

Статья для педагогов и родителей, в которой поднимаются вопросы актуальности тесного сотрудничества детского сада и семьи в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей....

Статья на тему "Сотрудничество детского сада и начальной школы"

Статья на тему"Сотрудничество детского сада и начальной школы" опубликованна в сборнике "Профессионально-образовательный кластер организации практики по сетевому признаку"...