Формирование коммуникативных УУД у младших школьников
учебно-методический материал на тему

В данной статье представлен опыт работы по формированию коммуникативных УУД через использование итерактивных методов обучения: групповое взаимодействие, метод проектов, компетентностная задача. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malysheva_yu.a.docx118.61 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных УУД у младших школьников.

Обучение групповому взаимодействию в рамках ФГОС НОО

                                                                                                 Малышева Юлия Алексеевна,

                                                                                     учитель начальных классов,

МАОУ гимназия №55 г.Томска

        Одной из основных проблем, стоящих перед педагогами начальных классов, является проблема активизации творческого мышления младших школьников. Психологи утверждают, что развивать творческое начало в детях следует как можно раньше. В противном случае оно может угаснуть. Следовательно, необходима целенаправленная работа по развитию творческого мышления младших школьников с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.

        Творчество предполагает новое видение, новый подход, новое решение поставленных задач. Новизна проявляется в нестандартных подходах к решению проблемы; в эффективном применении имеющегося опыта в новых условиях; в удачном импровизировании на основе как точного знания и компетентного расчёта, так и интуиции; в умении видеть «варианты» решения одной и той же проблемы.  Перед учителями зачастую стоит вопрос – как сделать так,  чтобы каждый ребёнок стал активным, успешным.

          В моей практике активизация творческой деятельности детей  начинается с отбора  нетрадиционных, интерактивных методов и форм работы. Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Отсюда  - интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.   Это специальная форма организации той или иной деятельности.  А значит, она имеет конкретные и прогнозируемые цели работы. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ребёнок чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения, который организован таким образом, что практически все участники оказываются вовлечёнными в процесс обсуждения. Совместная деятельность предполагает развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению проблемы. В основе этого взаимодействия – коммуникативно–деятельностные технологии: РКМЧП, группового взаимодействия, проблемное обучение и др. на основе компетентностного подхода.

      Самое главное в применении интерактивных форм и методов обучения вижу в том, что они способствуют созданию ситуаций успеха, что является мощным стимулом для ребят и сказывается на повышении их включенности в творческую работу.       Наиболее любимый мною и детьми  метод проектов, ориентированный на развитие исследовательской активности детей, а также на формирование универсальных учебных действий:  

-принятия самостоятельных решений;

-умение ставить задачи и задавать вопросы;

-поиск нестандартных, оригинальных решений;

-способность привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих;

-раскрытие индивидуального потенциала.

Применяя на уроках  интерактивные методы обучения,  я добиваюсь новых возможностей, связанных, прежде всего, с  построением межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала.

          Уже в 1  классе я использую работу в парах. Парную работу  рассматриваю как начальную стадию формирования деловых межличностных отношений первоклассников. Это определяется тем, что в начале учебного года большинство первоклассников:

- не владеют умениями совместной деятельности;

- не готовы сотрудничать в больших группах;

- плохо знают друг друга;

- не умеют общаться с малознакомыми сверстниками, избегают совместной  деятельности с ними.

               Работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных отношений. Такая работа формирует у детей умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели; соотносить свои действия с действиями партнера по совместной деятельности; принимать участие в сравнении цели и результата работы.

Начиная со второго класса,  ввожу метод группового взаимодействия обучающихся. Организовывая работу в группах, соблюдаю несколько условий:

  1. Группа получает четко и конкретно сформулированную задачу с вполне предсказуемым результатом.

         2. Обеспечение оборудования для решения задачи в виде учебников, дополнительной справочной литературы.

3. Заранее задается форма отчета группы: письменные или устные ответы на вопросы, заполнение таблицы и т. д.

И в этом мне помогает групповое обучение. Действительно, между учащимися в группе  неизбежно возникают определенные межличностные взаимоотношения; и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Поэтому стремлюсь, чтобы детям в группе было комфортно, они не боялись высказываться, не стеснялись быть  лидерами. Группы создаю по различным принципам. Всякий раз ставлю  ряд важнейших образовательных целей:

- стимулировать мотивацию и интерес в области изучаемых предметов;

- повышать уровень активности и самостоятельности детей через саморазвитие благодаря активизации мыследеятельности и диалогическому взаимодействию с учителем и другими участниками образовательного процесса;

- развивать навыки анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации;

- изменять установки на сотрудничество и  собственную роль в группе.

            Умение общаться друг с другом, вести дискуссию дает возможность каждому ребенку пережить чувство сопричастности к совместному коллективному поиску истины, следуя правилам работы в диалоге:

  • правило 1 – отвечать на поставленный вопрос;
  • правило 2 – каждый имеет право на свою версию;
  • правило 3 – каждый имеет право поддерживать версию другого;
  • правило 4 – каждый имеет право критиковать версию другого.

            Таким образом,  решая совместно поставленную задачу, группа занимается сотрудничеством, сотворчеством. Здесь каждый работает на каждого. Обучающиеся в ходе обсуждения вносят свой посильный интеллектуальный вклад в общую копилку. Идет обмен знаниями, идеями. Меняется психологическая атмосфера. В группе даже «отстающие» обучающиеся не комплексуют, тоже начинают активно участвовать в обсуждении и решении поставленных задач. В ходе коллективного обсуждения ребята учатся культуре дискуссии, культуре общения и сотворчества, учатся слышать друг друга. С каждой новой учебной задачей они совершенствуют свою тактику познавательного поиска. Они сами создают свою формулу успеха.

В микрогруппах дети учатся высказывать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению другого, подчинять свою точку зрения мнению товарищей, если они были ближе к истине при обсуждении учебной ситуации (коммуникативная компетенция). Продуктами такой деятельности могут выступать творческий ответ на уроке, решенная разными способами задача, составленное собственными силами творческое задание, мини – проект и т.п. Особое место в этом процессе занимает составление и решение компетентностной задачи.

Работа с компететностными задачами на уроках направлена на развитие интеллектуально – творческих и познавательных, коммуникативных компетентностей ребёнка. Система таких задач и упражнений позволяет решать три аспекта обучения: познавательный, развивающий и воспитывающий. В результате работы над компететностными задачами учащиеся достигают значительных успехов в своём развитии, углубляют знания, они многому научаются и эти умения применяют в различных ситуациях, что приводит к успехам, возникает интерес к учёбе. Умение работать с компетентностной задачей формируется на различных уроках: математики, русского языка, окружающего мира, труда.

Задачи обычно строю на основе научно-популярного текста. В ходе решения задачи дети  учатся проявлять следующие умения:

  • Умение находить ключевые понятия;
  • Умение работать с избыточностью информации, вычленять необходимое;
  • Умение вычленять информацию по соответствующему заданию (вопросу);
  • Умение оформлять информацию наглядным образом;
  • Умение фиксировать информацию.

Решение подобных задач позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности.

        Ниже представлен пример компетентностной задачи для обучающихся 1-2 классов, которая была составлена для областного конкурса «Компетентное решение: универсальное направление», который проходит на базе нашей гимназии с 2009 года.

«В ГОСТЯХ У ЧЕБУРАШКИ»

http://www.neopod.ru/images/products/large/0/myagkaya_igrushka_cheburashka_s_pl_mordochkoy.jpg             В школе на уроках труда вы часто делаете различные поделки. Вы уже умеете мастерить, создавать, творить, делать то, чего ещё не было. Вы - настоящие мастера. А мастеров всегда отличают любознательность и наблюдательность. И сегодня вам предстоит показать свои умения работать, творить, фантазировать сообща.

       Вы своей командой построили замечательный «Домик Дружбы». А кто-же в нём будет жить?  Конечно же, это всеми любимый Чебурашка и его друзья.

Перед вами изображение милого Чебурашки. Рассмотрите его внимательно. Как вы думаете, чтобы сделать аппликацию его портрета, что необходимо? Действительно, нужны различные материалы и инструменты. Где же их взять? Да, у нас сегодня работает магазин «Всё для творчества». Денежными единицами, которыми вы можете рассчитаться в магазине, будут «медведки».

А теперь изучите информацию, находящуюся у вас на столах, и через 40 минут представьте результат работы вашей группы.

ЗАДАНИЯ ГРУППЕ

G:\Банк К-задач\Фото 2015\фото 2015 конкурс\P1030837.JPG

  1. Познакомьтесь с данными Таблицы №1.
  2. Произведите расчёты для покупки необходимых материалов и инструментов.
  3. Укажите точное количество истраченных «медведок».
  4. Выполните аппликацию.
  5. Представьте результат своей работы.

ТАБЛИЦА №1

Прейскурант цен магазина «Всё для творчества»

Наименование товара

Количество

Цена

(«медведки»)

Тетрадь в линейку

1 шт.

2

Степлер

1 шт.

10

Цветной картон

1 пачка

7

Клей

1 шт.

5

Набор для аппликации

1 шт.

27

Простой карандаш

1 шт.

1

Тетрадь в клетку

1 шт.

2

Линейка

1 шт.

3

Фломастеры

1 набор

15

Цветная бумага

1 пачка

10

Строгалка

1 шт.

2

Ножницы

1 шт.

10

Альбомный лист

1 шт.

5

Альбом

1 шт.

12

Дневник

1 шт.

16

Ручка

1 шт.

6

Большой лист бумаги для аппликации

1 шт.

7

Скрепки

1 кор.

20

Магниты

1 шт.

2

Маркер

1 шт.

5

Широкий скотч

1 шт.

17

Салфетка для рук

1 шт.

1

Итого за покупку ____________ «медведок»

Бланк экспертирования групповой работы

Критерии оценивания

Баллы

Ход работы

Анализ условия и выделение цели задания (анализ условия задачи через прочтение и уточнение данных, понимание целей задания всеми участниками группы)

0

1

2

Умение провести исследование, анализируя текст или выполняя практическую работу

0

1

2

Умение интегрировать знания из разных областей

0

1

2

Умение владеть общелогическими операциями (синтез, анализ, сравнение, сопоставление)

0

1

2

Умение проявить творческий подход к решению задачи

0

1

2

Высказывание версий всеми участниками группы

0

1

2

Совместное принятие решений

0

1

2

Эмоциональное принятие членами друг друга

0

1

2

Остановка непродуктивных версий

0

1

2

Удержание цели задания всеми участниками группы при разновозрастном взаимодействии

0

1

2

Умение слушать других

0

1

2

Итого баллов:

Решение задачи

Комментарии к заданиям

Баллы

Задание 3

0

1

2

Приобрели необходимый товар: ножницы, клей, простой карандаш, набор цветной бумаги, лист бумаги формата А3, набор шаблонов (допускается покупка салфеток для рук) за один визит в магазин

-

-

Повторно посещали магазин

-

-

Задание 4

0

1

2

Расчёты произведены верно

-

-

Задание 5

0

1

2

На аппликации имеются все детали

Задание 6

0

1

2

Презентация

Полная версия

Логичная, оригинальная версия

Культура подачи материала

Итого баллов:

Общее количество баллов: ________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг формирования коммуникативной компетентности у младших школьников

Актуальность программы определяется необходимостью формирования коммуникативной компетентности как одной из составляющих универсальных учебных действий у младших школьников. Уровень развития реальной ...

Презентация "Технология КСО как средство формирования коммуникативных компетенций у младших школьников".

Дидактическая основа КСО - сотрудничество. Работа организуется в парах сменного состава, позволяет обеспечить взаимообучение и взаимоконтроль обучаемых....

Формирование коммуникативной компетентности у младших школьников средствами учебных предметов в УМК "Школа России"

В данной разработке освещено изучение особенностей формирования коммуникативной компетентности у младших школьников....

Формирование коммуникативной культуры общения младшего школьника посредством коллективной деятельности в образовательном процессе

Среди выпускников начальной школы в большенствеслучаев характерен низкий уровень культуры общения, который вызывает всё большую тревогу у педагогов и родителей. Начальная школа, закладывая основы функ...

Формирование коммуникативных качеств у младших школьников.

Проблемы общения и взаимодействия между людьми были актуальны на протяжении всей истории человечества с момента зарождения воспитательной работы.Общение - связь между людьми, в ходе которой возникает ...

Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников ( анализ учебника «Математика» 1 класса Н.Б. Истомина)

Предметом моего анализа явился учебник математики 1 класса автор Н.Б. Истомина, т.к. работаю по этому учебнику. Цель анализа этого учебника выявить способы реализации  коммуникативных умений в пр...

Учебный диалог как средство формирования коммуникативных умений у младших школьников

Актуальность проблемы формирования коммуникативных умений обусловлена недостаточной разработкой методического материала:  средств, методов и приёмов работы с детьми младшего школьного возраста. Ф...