«Технология формирования оценочных умений первоклассников, через применение ретроспективного и прогностического оценивания»
статья (1 класс) на тему

Явич Татьяна Владимировна

Статья рассматривает проблемы оценивания первоклассников. В работе выдвигаются идеи прогностического и ретроспективного оценивания, как наиболее подходящие для формирования оценочных умений первоклассников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Технология формирования оценочных умений первоклассников, через применение ретроспективного и прогностического оценивания»

Т.В.Явич, учитель начальных классов

Дети сразу и непринужденно осваиваются со счастьем, ибо они сами по природе своей — радость и счастье. (В. Гюго)                  

К настоящему времени  в системе образования произошли значительные  позитивные изменения. В связи с новыми требованиями в образовательной сфере начальная школа из «школы навыка» должна стать первым опытом человека – местом пробы своих сил. На этом этапе важно развить инициативу и самостоятельность, сохранить познавательную активность, здоровье и эмоциональное благополучие детей.

В России сегодня оценка достижений учащегося проводится школами лишь со стороны академической успеваемости, и остаётся инструментом педагогического и родительского давления на ребёнка. Возникла необходимость в объективном оценивании достижений каждого ученика. Об этом говорилось ещё в 2003 году в  письме Министерства образования РФ «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения» от 03.06.2003)  «При безотметочном обучении используются такие средства оценивания, которые, с одной стороны, позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка, с другой стороны, не провоцируют учителя на сравнивание детей между собой, ранжирование учеников по их успеваемости…».[1]

В первом классе приходится признать, что безотметочное обучение – лишь декларация, и она будет ею оставаться  до тех пор, пока в руках учителя не появится реальная технология – инструмент организации безотметочного оценивания на начальном этапе обучения.[2] Не секрет, что в настоящее время каждый учитель «выкручивается из этой непростой ситуации по-своему, решая проблему без должной методической поддержки, на свой страх и риск. Результат всем известен: в среднестатистической ситуации учитель просто заменяет пятерки на «зайчиков», а тройки – на «черепашек», или приклеивает на детские тетрадки «звездочки» или «ордена». Причины такого разнообразия в учительском «творчестве» всё те же - отсутствие  технологии безотметочного обучения.

Надо сказать, термин «безотметочное обучение» крайне неудачен. Он провоцирует ложное восприятие – отмену отметок и самого оценивания. Отсюда и негативное отношение. На самом же деле безотметочное обучение - обучение, при котором ребенок учится самостоятельно оценивать свои действия, соотносить собственные результаты с некоторыми общепринятыми критериями, то есть  формируется оценочная самостоятельность ребенка.[3]

Противоречие между необходимостью построения личностно ориентированных моделей образовательного процесса и отсутствием адекватной      системы оценивания результатов обучения наиболее актуально и трудноразрешимо в современной педагогике. Обозначился широкий круг вопросов,  с которым сталкиваются многие учителя:

  • Что оценивать? (т.е. что именно подлежит оцениванию, а что оценивать не следует)
  • Как оценивать? (т.е. какими средствами должно фиксироваться то, что оценивается)
  • Каким образом оценивать? (т.е. какова должна быть сама процедура оценивания, осуществления)
  • Что нужно учитывать при оценивании? (т.е. каковы необходимые педагогические условия эффективности безотметочной системы оценивания)

 Мои размышления над этой проблемой подвели меня к созданию проекта, который получил название  «Технология формирования оценочных умений первоклассников, через применение ретроспективного и прогностического оценивания».

Целью проекта стало формирование целостной системы знаний, умений и навыков, опыта самостоятельной деятельности в безотметочном  пространстве первого класса.

Приступая к изучению проблемы оценочной деятельности, познакомившись с рядом работ по данной теме, я пришла к выводу, что этой проблемой интересуются и занимаются очень давно. Еще в 19 веке П.Ф. Каптерев поднимал вопрос оценивания в своих трудах. Теории оценивания учебной деятельности посвящены работы А.Н.Леонтьева, Л.С. Выгодского, С.Л.Рубенштейна, Д.Н. Богоявленского, Д.Б.Эльконина, В.В. Давыдова.  Нельзя обойти стороной работы С.Т.Шатского и Ш.А. Амонашвили.[2]

Сейчас в школах существует три основных типа оценивания детей, и все они проводятся путем сравнения с какой-то мерой:

1) сравнение знаний и умений детей с системой знаний и умений, которую они должны усвоить (обычно это государственный стандарт) – стандартная пятибалльная оценка, принятая сейчас в большинстве школ; с введением новых стандартов этот тип оценивания тоже претерпит ряд изменений.

2) сравнение знаний и умений ученика со знаниями и умениями других учеников – рейтинговая (ученику присваивается индивидуальная оценка – рейтинг, который изменяется по мере оценивания действий детей, причем каждое действие оценивается определенным количеством баллов);

3) сравнение знаний и умений ребенка с его же знаниями и умениями, показанными ранее – описательная, или дескриптивная оценка. Такой тип оценивания предполагает постоянное отслеживание успехов ученика и может иметь разные формы, например, бумажное или электронное портфолио, паспорта достижений учеников, зачетные книжки и т.п., что дает возможность прослеживать динамику успешности каждого ученика.[3]

Необходимо решить следующие задачи:

1.        Применить изученный теоретический материал для перехода на новую «философию оценки».

2.        Определить условия эффективности оценивания.

3.         Четко разработать      инструментарий  отслеживания успешности учащихся.

4.        Отследить влияние безотметочной системы на формирование мотивации учебной деятельности и становление « Я-концепции».

Новизна проекта заключается в определении различных способов ретроспективного и прогностического оценивания учебных достижений младших школьников и разработке технологии формирования умений первоклассника, изучении влияния самооценки на становление позитивной Я- концепции.

Прогнозируемые образовательные  результаты:

•        снижение уровня тревожности школьника

•        повышение объективного оценивания ученической успешности и проведение своевременной направленной коррекции

•        стимулирование  активизации учебной  деятельности

•        становление позитивной Я - концепции: это и закрепление в учениках веры в свои силы, и развитие в них самостоятельности, и воспитание   чувства ответственности,  сотрудничества,  умения делать выбор.

•        отслеживание динамики развития  ребенка на всех этапах обучения.

В качестве основных этапов в своем проекте я выделила следующие:

1.Теоретический;                                                                                              

2.Экспериментальный; 

  • Диагностический;    
  • Подготовительный;                                                                                                                      
  • Основной;                                                                                                                              
  • Заключительный;

 3.Итоговый; 

На теоретическом этапе изучается литература по данной теме. 

Экспериментальный этап делится на четыре периода.

За диагностический период необходимо выявить «стартовые» возможности учащихся, которые включают:                                                                                                                                                                                               

  • мотивацию к учебной деятельности;
  • адекватность самооценки;
  • уровень тревожности;
  • степень развития познавательной сферы;
  • уровень сформированности оценочных умений;

Создать банк данных на каждого ученика по  итогам педагогической и психологической диагностики.

Диагностический

Учитель

Ученик

- оценивает начальный уровень подготовки учащихся и создает информационный банк данных на каждого ученика по итогам педагогической и психологической диагностики;

- участвует в определении «стартовых» возможностей;

Следующий, подготовительный период (шаг) заключается в приобретении учащимися умений учиться и навыков учебного сотрудничества. Труд ребенка направлен на освоение отношений: умений договориться, обменяться опытом, понимать и оценивать друг друга и себя, почувствовать себя школьником.

Этот этап по своей продолжительности совпадает с подготовительным этапом обучения чтению, письму, математике, когда объем выполняемых учеником  письменных работ невелик. Здесь идет обучение школьников приемам самоконтроля путем сравнения выполненного задания с образцом, как правило, оценивается не вся работа, а отдельно выполненные задания.

Подготовительный

Учитель

Ученик

- организует усвоение норм поведения в школе;

- задает образцы и критерии оценки работы;

- овладевает условными знаками устного оценивания «+» - правильно, «-» - неправильно, «?» - не знаю, как выполнять;

- знакомится с оценочной шкалой, с самооценкой, взаимооценкой;

- учится оценивать результаты своей работы посредством сравнения с образцом;

Результат работы на основном  этапе заключается в овладении учащимися следующими оценочными умениями:

  • самостоятельно определять критерии;
  • оценивать отдельные этапы и всю работу в целом;  
  • использовать ретроспективную оценку для оценки работы группы;

Ретроспективная оценка вводится на основном этапе, когда ученики уверенно оценивают отдельно взятое задание.

Основной

Учитель

Ученик

- организует работу по формированию ретроспективной оценки:

а) проверяет работы учащихся, исправляет ошибки;

- оценочные шкалы и предоставляет право на оценку самому ученику;

б) оценивает работу сам ученик сразу после выполнения задания по заранее выбранным критериям;

- дает готовые критерии для оценивания или разрабатывает их совместно с учащимися;

- использует алгоритмы, памятки, схемы;

- выполняет упражнения: на сопоставление, сравнение с образцом, с недостающими данными, на нахождение ошибок, выполнение роли «учителя», поэтапное выполнение действий, работает по готовым или самостоятельно разработанным алгоритмам, контрольным вопросам, таблицам, схемампамяткам;

-  изучает пооперационный способ оценивания с помощью «Листа достижений»;

- осуществляет оценивание индивидуальной, парной, групповой работы по содержанию или по виду деятельности;

Заключительный период (шаг) необходим для закрепления полученных умений пользоваться разными видами оценки. На этом этапе идет работа над прогностической оценкой.

Заключительный

Учитель

Ученик

- выстраивает процесс формирования оценочных умений, согласно трем стадиям: первая стадия – подробное рассуждение, вторая стадия – частичное свертывание, третья стадия – максимальное сжатие;

- содействует повышению уровня самостоятельности в учебной деятельности и развивает мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение;

- формирует прогностическую и рефлексивную оценку;

- выполняет оценивание предстоящей или законченной работы;

- производит соотнесение допущенных ошибок с образцом и планирует работу по их исправлению;

- пользуется различными видами оценки;

-  умеет оценивать по критериям, данным учителем или самостоятельно выделенным, с учетом изучаемого материала;

На третьем, итоговом этапе происходит корректировка, рефлексия, диагностика и анализ работы за год. На этом этапе очень удобно использовать технологию «Портфолио», т.к. это ещё одна современная, эффективная форма оценивания, которая стимулирует высокую мотивацию к обучению.[1] В первом классе она у нас представлена в форме «Дневника успеха». Что это даёт? Прежде всего – возможность следить за ростом умений, знаний и за продвижением каждого учащегося. Важно, что в такой форме это доступно как учителю, так и родителям.

 «Дневник успеха», который позволяет

Учитель

Ученик

- наглядно увидеть процесс формирования предметного знания у детей и обеспечить целенаправленную и своевременную коррекцию;

- сделать отметку содержательной и для ученика, и для его родителей;

- сделать оценку работы оптимистичной;

- видеть своё продвижение;

- формировать навык самоконтроля и самооценки;

И, конечно же,  в портфолио остается место для творческих работ уч-ся.

Для отслеживания результатов проекта разработаны критерии эффективности.

этапы

критерии

методики

2 этап: диагностический и подготовительный

1)мотивация учебной деятельности;

2)уровень тревожности;

Методика  Е.Е.Кравцовой «Мотивация учебной деятельности».

Методика Р.С.Немова «Выбери нужное лицо»

основной

1)эмоциональное благополучие учащихся;

2) развитие  и сформированность познавательных процессов;

3) отношение родителей к системе оценивания;

Методика Панченко С. «Школа зверей», беседа и наблюдения по методике Г.А.Цукермана, «Оценка уровня сформированности учебной деятельности», лист достижений по каждой теме, социологический опрос родителей

заключительный

1) формирование навыка оценочной деятельности;

2)самостоятельное выполнение оценочной деятельности;

3)удовлетворенность родителей образовательным процессом;

Листы достижений.

Линеечки.

Карты успеха.

Анкетирование родителей.

С умения контролировать и оценивать свои результаты, со способности понять «это я уже умею и знаю», «этого я совсем не знаю, надо узнать», «это я немного знаю, но надо ещё разобраться» начинается учебная самостоятельность младших школьников, переход от простого старательного ученика к постоянно совершенствующемуся, умеющему учиться. И в этом нам помогают следующие приемы.

Приемы

Комментарии

Волшебные линеечки.

Изобретение оценочных шкал самими школьниками.

Прогностическая оценка.

Оценка своих возможностей для решения задачи.

Задания-ловушки.

Рефлексия освоенного способа Определение или видение возможных ошибкоопасных мест.

Обнаружение ошибки.

Рефлексия способа.

Создание помощника.

Разворачивание способа.

Многоступенчатый выбор.

Умение обнаружить границу своих знаний, трудностей и наметить пути их преодоления.

При работе над пректом достигнуты определенные результаты.  

  • Социологический опрос  родителей -  положительные отзывы (диаграмма).
  • Растет уровень мотивации (диаграмма).
  • Снизился уровень тревожности (диаграмма)
  • .Эмоциональное благополучие учеников на высоком уровне (диаграмма).
  • Динамика учения и развития детей положительная  (диаграмма).

При адекватном оценивании, дети быстрее научатся любить учение само по себе, потому что на свете мало вещей интереснее, чем постижение нового и собственный рост, и все перечисленные системы оценивания в комплексе могут помогать в воспитании этой любви и вкуса к учебе и развитию.

Список литературы:

  1. Восторгова Е.В. «О дневнике моего роста» [Текст] – М., Центр «Школьная книга». – 2008г.
  2. Цукерман Г.А. «Введение в школьную жизнь» [Текст] Москва 2004г.

Сборники статей

  1. Кузьмина Н.В «Новые формы оценивания как средство формирования учебной самостоятельности учащихся»
  2. Симонов В.П., д-р пед. наук, статья «Экспертиза профессионально значимых личностных качеств педагога», ж/л «Заместитель директора школы»., №10, 2009г, 82-89 с.
  1. «Развитие контрольно-оценочной самостоятельности в начальной школе» . – Москва. – 2004 

Нормативные документы

  1. Письмо Мин. образования России от 03.06.2003 № 12-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения…»

Ресурсы удаленного доступа

  1. Медиа – центр: газета «Речь» http://www.35media.ru/media/rech.
  2. Электроная библиотека учебников http://studentam.net/content/view/1385/124/ .

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс с элементами здоровьесберегающей технологии.Формирование коммуникативных умений посредством художественного творчества при организации работы с текстом

Мастер- класс построен на приемах и методах здоровьесберегающей технологии арттерапии. Это одно из направлений современной практической психологии. Общие принципы организации таких занятий:-отсу...

Формирование оценочных умений на уроках

В данной статье описано что такое оценочные умения, описаны типовые задания, нацеленные на формирование оценочных умений, даны примеры формирования оценочных умений на уроках., д...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ - КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Проблема формирования ИКТ-компетентности на ступени начального образования в настоящее время является актуальной. Владение современными ИКТ-технологиями составляют основу грамотности современног...

Технология формирования регулятивных умений младших школьников средствами системы оценивания на уроках литературного чтения

Технология формирования регулятивных умений младших школьников средствами системы оценивания на уроках литературного чтения...

Формирование адекватной самооценки обучающихся как одного из важных факторов успешности в обучении посредством ретроспективной и прогностической оценок

Сегодня уроки в логике ФГОС невозможно представить без системы оценивания, направленной, безусловно, на повышение уровня успешности каждого ученика.  Уровень успешности обучающихся напрямую завис...

Технологии формирования оценочной деятельности

Презентация.Технологии формирования оценочной деятельности...